Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Воронцов Б. В.
докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Налоговая безопасность государства и экономических систем
Статья посвящена проблеме экономической безопасности государства, в частности налоговой безопасности, как одной из значимых составляющих
Ключевые слова: налоговая безопасность, экономическая безопасность

Экономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты, в самом общем виде экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.
В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах – участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах. ... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров и критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.
Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства, это – гарантия независимости страны и обязательное условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Экономическая безопасность входит в систему национальной безопасности вместе с такими ключевыми ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий и т.д.
В соответствии с законом «О безопасности» от 5 марта 1992 года, государство является основным субъектом обеспечения безопасности и осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место, поскольку безопасность общества не может быть в достаточной степени реализована без соответствующего экономического обеспечения. В то же время сравнение количественных характеристик уровней безопасного состояния экономики с их пороговыми значениями в мире показывает, что экономика России далеко небезопасна по многим параметрам.
Оценка уровня государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, разрушение индустриальных основ национальной экономики, региональная экономическая дезинтеграция, резкая дифференциация в доходах, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечка финансовых средств за рубеж показывают, что обеспечение экономической безопасности России представляет весьма актуальную проблему.
Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях – налоговая безопасность.
Экономическую базу для существования государства создают налоги. Государство может выполнять свои функции только при наличии надлежащего финансирования доходной части бюджета. В государстве с рыночной экономикой 85–90% финансовых поступлений в доходы бюджета формируют именно налоги [3], поэтому налоговая безопасность – это неотъемлемая часть экономической безопасности общества. Налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством.
В литературе [1–4] среди исследований, посвященных национальной безопасности, проблеме налоговой безопасности уделено скромное внимание. В то же время в условиях становления и реформирования налоговой системы России самостоятельную роль приобретает налоговая безопасность, разработка методов и механизмов оценки ее влияния на эффективность деятельности и повышение экономической безопасности предприятия.
Основным источником, создающим угрозу налоговой безопасности, являются налоговые риски. В отечественных, и зарубежных публикациях дается качественная оценка налоговых рисков, но отсутствует количественное определение и оценка влияния налогового риска на безопасность организации.
В условиях становления и реформирования налоговой системы России налоговая безопасность организации приобретает самостоятельную роль. Она является частью экономической безопасности государства, как получателя налогов в доходную часть бюджета, и предприятия, как плательщика налогов.
Налоговая безопасность государства представляет собой состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированное поступление налоговых платежей в бюджет, обеспечивающее защиту национальных интересов, социальную направленность налоговой политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.[2]
Налоговая безопасность организации – это финансово-экономическое состояние налогоплательщика, обеспеченное минимизацией налоговых рисков, при котором со стороны хозяйствующего субъекта полностью и своевременно уплачиваются начисленные налоги, а со стороны исполнительных и законодательных органов обеспечивается предусмотренная законом защита налогоплательщика. Это способствует росту чистой прибыли и повышению экономической безопасности российских налогоплательщиков.
В основе налоговой безопасности организации лежит оценка налоговых рисков и налоговой нагрузки путем использования специальных методов и инструментария по оценке их влияния на экономическую безопасность и эффективность деятельности организации.
Налоговый риск – это вероятность возникновения потенциальной угрозы для налогоплательщика понести финансовые потери или недополучить доходы из-за неуплаты налогов, несоблюдения законодательных актов, совершения налоговых правонарушений. К основным видам налоговых рисков относятся:
– риск неуплаты налогов, ведущий к негативным последствиям для налогоплательщика в виде штрафов, пени, неустоек;
– риск налогового контроля, ведущий к возникновению санкций и потерь из-за несоблюдения налогоплательщиками законодательных налоговых актов;
– риск усиления налоговой нагрузки, дифференцированный по видам хозяйственной деятельности и налогам в зависимости от налоговых ставок, льгот, объема создаваемой добавленной стоимости;
– риск налоговой минимизации – вероятность понести финансовые потери, связанные с действиями налогоплательщика по минимизации налоговых платежей;
– риск уголовного преследования налогового характера, который ведет либо к существенным финансовым потерям налогоплательщика, либо к лишению свободы налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса РФ.
Многообразие видов налогового риска, а также способов достижения рациональной налоговой нагрузки, определяемое факторами внешней среды и внутрифирменными параметрами, требует их соответствующей классификации с целью эффективного управления в рамках обеспечения экономической безопасности предприятия.
Последствия налоговых рисков выражаются, прежде всего, в финансовых потерях организации, уменьшении его чистой прибыли, снижении инвестиционной привлекательности организации, потере ее финансовой устойчивости. В условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областей налогового риска любой организации.
Относительно безрисковая область – при легальном начислении и уплате налогов риск организации минимален, при нормальном ходе хозяйственного процесса организация уплачивает установленные налоги и получает, как минимум, расчетную прибыль, если уровень налоговой нагрузки способствует развитию бизнеса.
Область минимального риска – в результате деятельности организация рискует частью или всей величиной чистой прибыли, если она уплачивает штрафные санкции и пени из-за несвоевременной уплаты налогов, либо вследствие ошибки неправильно определяет налогооблагаемую базу.
Область повышенного риска – организация рискует тем, что в худшем случае произведет покрытие всех затрат, а в лучшем – получит прибыль намного меньше расчетного уровня. Это характерно, для условий неадекватного характера заключения договоров, нарушения договорной дисциплины.
Область критического риска – организация рискует потерять не только прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку, что возможно, если организация, стремясь минимизировать налоги, преступает налоговое законодательство. В результате штрафы и санкции существенно превышают сумму легально уплачиваемых налогов. Последствия этого существенны. Организация сокращает масштабы своей деятельности, теряет оборотные средства, имеет значительные долги и т.п. В данном случае, если нет альтернативы, финансовое положение организации становится критическим.
Область недопустимого (катастрофического) риска – при чрезмерно высоких налоговых санкциях, организация, уплатив их, может стать банкротом. В этом случае оборотные средства отсутствуют или представляют собой сомнительную задолженность, учредители выходят из состава общества, курс акций падает, требования кредиторов ужесточаются, возможное банкротство становится реальностью. Как правило, такая ситуация характерна для риска уголовного преследования налогового характера.


Литература
1. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка и управление портфелем инвестиций. М.: Издательско-торговая корпорация – М.: «Дашков К », 2003.
2. Тихонов Д.Н. Основы налоговой безопасности. – М.: Аналитика-Пресс, 2002.
3. Брызгалин А.В. и др. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. Екатеринбург: Изд-во «Налоги и финансовое право», 2006.
4. Черник Д.Г., Морозов В.Г. Оптимизация налогообложения. Учебно-практическое пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия