Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Баранов Ю. В.
советник Секретариата Совета МПА СНГ,
кандидат экономических наук


К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К АНАЛИЗУ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Комплексная концепция развития интеграции стран СНГ до сих пор не создана, что затрудняет развитие экономических, политических, правовых, социальных и культурных отношений между участниками Содружества. Недостаточно изучены противоречия, возникающие при образовании этими государствами субрегиональных группировок в рамках СНГ.
Для создания комплексной концепции необходим системный анализ интеграционного процесса в нашем регионе мировой экономики, предполагающий, наряду с прочим, и обобщение конкретного опыта управления различными социально-экономическими системами, в том числе и опыта, приобретенного в период существования мировой социалистической системы.
Плановая экономика социалистических стран требовала хорошо отлаженной и четко функционирующей системы управления, получившей в дальнейшем название административно-командной системы. Ученые этих стран, в частности, М. Марков в Болгарии, О. Ланге в Польше, Г. Клаус в ГДР, широко использовали системный подход при исследовании проблем управления плановой экономикой. Но опыт показал, что управление макросистемами, содержащими огромное количество компонентов, из одного центра и по большому количеству параметров даже при системном подходе не обеспечивает устойчивого развития, а напротив, ведет к кризису и затем к распаду таких систем.
В условиях СНГ применение системного подхода необходимо, в первую очередь, на наш взгляд, при анализе различных территориальных социально-экономических систем, возникающих в процессе развития интеграции национальных хозяйств на постсоветском экономическом пространстве. Анализ территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) требует специального исследования территориальных факторов развития, в том числе природного потенциала территорий, трудового потенциала - "человеческого капитала", объектов "второй природы" - созданного на территории производственного и культурного потенциала.
Как и в любой другой системе, основную роль в ТСЭС играют системообразующие связи, т.е. такие связи, благодаря которым система возникла и существует в устойчивом состоянии.
Представляет интерес и сравнение СНГ по отдельных параметрам с некоторыми межгосударственными социально-экономическими системами (МГСЭС), являющимися региональными объединениями государств в различных регионах мира.
Региональные объединения государств и их доля в мировых экономических показателях в конце ХХ века, %

* Без членов НАФТА.
** Расходы центральных правительств без учета расходов региональных и местных органов власти.

Источник: Рогов С. Россия в системе глобальной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2000. N 1 С.53.

Из таблицы видно, что если по численности населения СНГ сравнимо с ЕС и НАФТА, то почти по всем другим показателям его доля в мире существенно ниже.
Однако эти показатели характеризуют МГСЭС в статическом состоянии. В динамике дело обстоит несколько иначе. О степени интегрированности государств, входящих в ЕС, свидетельствует тот факт, что взаимная торговля стран Европейского союза в общем объеме торговых операций устойчиво составляет 60 %, тогда как удельный вес взаимной торговли стран СНГ на протяжении нескольких последних лет составляет только 1/3 общего объема внешней торговли. Только в двух странах (Беларуси и Таджикистане) объем экспорта и импорта со странами СНГ превышает объем торговли с "дальним" зарубежьем.
Не удовлетворяет решению стратегических задач интеграции и характер, и структура экономических отношений. Предметом экспорта во всех странах СНГ (за исключением Беларуси), в основном, остается продукция сырьевых отраслей хозяйства. Отрицательное сальдо в торговле со странами по итогам, например, 2001 года имели: Азербайджан - с восемью государствами, Армения - с пятью, Беларусь - с двумя, Грузия - с восемью, Казахстан - с пятью, Кыргызстан - с шестью, Молдова - с тремя, Россия - с четырьмя, Таджикистан - с десятью и Украина - с пятью государствами. Общий положительный баланс во внутрисистемной торговле имели только Россия и Молдова. В Азербайджане, Армении и Таджикистане объем импорта превышал объем экспорта более чем в 2 раза. [1]
Различие интересов государств, входящих в Содружество, постепенно стало приводить к тому, что на территории СНГ возникли субрегиональные объединения, обладающие разной степенью интегрированности.
Представление об этом дает следующая схема.
Интеграционные объединения с участием стран СНГ

29 марта 1996 г. был подписан Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, конечной целью которого объявлено создание в перспективе Сообщества интегрированных государств. При этом Кыргызская Республика присоединилась к принятым еще в январе 1995 г. соглашениям о Таможенном союзе. Эти четыре государства и присоединившаяся к ним впоследствии Республика Таджикистан образовали Таможенный союз, подписав в феврале 1999 г. Договор о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, которое через год было преобразовано в Союз Беларуси и России, что в общем создало условия для перехода российско-белорусской интеграции на принципиально новую основу.
Два субрегиональные объединения ("пятерка" и "двойка") объединили государства, стремящиеся к более тесному сотрудничеству, в отличие от отдельных участников СНГ, не сумевшие реализовать это стремление.
Это явление, получившее название "разноскоростной интеграции", по-разному оценивается лидерами государств Содружества. Одни считают, что образование "двойки" и "пятерки" является стимулом для остальных государств Содружества, другие говорят о том, что это может привести к развалу СНГ.
Определенные основания имеются и для тех, и для других оценок.
Участники образованного решениями от 29 марта 1996 г. Таможенного союза договорились о том, что стороны вводят в полном объеме режим свободной торговли товарами без изъятий и ограничений. При этом все предыдущие соглашения и протоколы между договаривающимися сторонами, касающиеся изъятий из режима свободной торговли, считаются утратившими силу. Вместе с тем, Кыргызская Республика в 1998 г. в одностороннем порядке вступила в ВТО, установив согласованную с ВТО ставку таможенного тарифа на уровне 10 %, тогда как в Беларуси и России она составляла в среднем 14 %, а в Казахстане - 13 %. Вступление Кыргызстана в ВТО на условиях, практически полностью открывающих не только ее внутренний рынок, но и потенциально-внутренний рынок всего объединения для товаров и услуг из третьих стран, создало угрозу национальным экономическим интересам ее партнеров и вызвало ответную реакцию - в октябре 2000 г. в Астане было подписано Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств - участников Таможенного союза товаров и услуг из третьих стран.
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный главами государств "пятерки" в феврале 1999 г., предусматривал на первом этапе завершение формирования Таможенного союза и единой таможенной территории, на втором этапе - создание Единого экономического пространства. На последующих этапах Стороны договорились согласовывать параметры основных макроэкономических показателей. Между тем, формирование единой таможенной территории с общими внешними границами не было завершено, совпадение ставок таможенных тарифов составило лишь 60 %, причем только у трех его участников - России, Беларуси и Казахстана.
Именно поэтому в целях решительного поворота к активизации сотрудничества в рамках "пятерки" на заседании Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан 10 октября 2000 года был подписан Договор об учреждении на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества, ставшего более тесно интегрированной организацией и субъектом международного права.
С этой же целью лидерами России, Белоруссии, Казахстана и Украины принято решение о формировании единого экономического пространства "четверки" - еще одной интеграционной структуры с функциями наднациональной организации.
Постепенно складываются интеграционные отношения между Россией и Беларусью, во многом и благодаря связям бывшего "сборочного цеха Советского Союза" со многими российскими предприятиями. Товарные потоки с территории одного государства на территорию другого идут по упрощенной схеме, стоимость энергоресурсов, получаемых Беларусью от России выгодно отличается от мировых цен. Только за пять лет сотрудничества взаимный товарооборот достиг суммы более 9 млрд. долл., что вывело Беларусь на второе место во внешнеторговом обороте России.
Однако формирование единого экономического пространства в Союзном государстве идет очень медленно. До сих пор не разработан основополагающий документ - Конституционный акт, в котором должны быть определены государственное устройство и правовая система Союзного государства. Возник ряд сложностей. Будет ли пользоваться Союзное государство правами самостоятельного государства, как и составляющие его суверенные государства, например, в области международных отношений? Не будут ли лишней надстройкой Союзный парламент и Союзное правительство? Многие из этих вопросов не имеют пока ответа. Дело осложняется также тем, что принятие такого Конституционного акта потребует проведения референдумов в обоих государствах и внесения поправок в их конституции.
В стратегическом и геополитическом плане в таком союзе заинтересованы оба государства, но с экономической точки зрения объединение на-равных двух столь разновеликих (соотношение объема ВВП, исчисленного по ППС в российских рублях, 15:1) и неодинаково экономически развитых стран представляется сомнительным.
Создание равных условий для товаропроизводителей двух стран сдерживается, в частности, из-за того, что сегодня более 70 % белорусских предприятий находится еще в государственной собственности. Из-за несогласованности ряда политических и технических проблем затягивается решение вопросов, связанных с введением единой валюты. Новые сложности могут возникнуть в связи с ускорением процесса вступления России в ВТО, так как экономика Беларуси менее готова к этому.
Кроме "двойки" и "пятерки" на территории Содружества в разные годы было образовано и функционирует еще несколько объединений.
На основе договоров о создании Экономического союза (от 24 сентября 1993 г.) и Единого экономического пространства (от 30 апреля 1994 г.) между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном было создано Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), полноправным членом которого в марте 1998 г. стал Таджикистан (статус наблюдателя имеют Грузия, Турция, Украина и Россия). В рамках ЦАЭС был создан даже Центрально-Азиатский банк сотрудничества и развития. На встрече в Ташкенте в декабре 2001 г. главами государств этой "четверки" было принято решение о преобразовании ЦАЭС в ЦАС - Центрально-Азиатское сотрудничество. Как отмечается в принятом президентами заявлении, данный шаг продиктован необходимостью совершенствования механизмов региональной экономической интеграции, углубления взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности, для выработки совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе. В феврале 2002 г. в Алматы главы этих четырех государств подписали договор об учреждении ЦАС, который предполагает не только экономическое, но и политическое, культурное, научное взаимодействие стран-участниц, борьбу с угрозами безопасности, терроризмом, наркобизнесом, преступностью. В отличие от "раздутых" структур СНГ, в которых работают до 1,5 тыс. сотрудников, и бывшего ЦАЭС, новая региональная организация вводит всего четырех национальных координаторов - по одному от каждой страны. Главы четырех центральноазиатских стран отметили необходимость формирования новой модели регионального сотрудничества, которая позволила бы более эффективно участвовать в международном разделении труда.
В 1995 г. началось создание консультативной организации Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ), которая с присоединением к ней в 1999 г. Узбекистана получила название (по наименованию входящих в нее стран) ГУУАМ. В июне 2001 г. президенты Грузии, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Молдавии подписали Хартию объединения стран ГУУАМ, придающую ей статус международной организации. Высшим органом организации стал саммит, проводящийся один раз в год, исполнительным органом - заседание министров иностранных дел, рабочим органом - комитет национальных координаторов. Рассматривался и вопрос о создании Парламентской Ассамблеи. Хартия ГУУАМ позволяла создавать и наднациональные органы. Однако дальнейшего развития эта организация не получила. Летом 2002 года Узбекистан вышел из нее. ГУУАМ снова превратилась в ГУАМ.
В апреле 1996 г. в Шанхае руководители пяти государств: России, Кыргызстана, Китая, Казахстана и Таджикистана подписали соглашение об укреплении мер доверия на общей границе, а на следующий год ими было подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. В дальнейшем встречи лидеров Шанхайской пятерки стали ежегодными и круг их интересов значительно расширился. На Бишкекском саммите в августе 1999 г. было принято решение о расширении сотрудничества на уровне министров иностранных дел, министров обороны и руководителей правоохранительных органов, заявлено о необходимости поддержки региональной инициативы о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, а также о необходимости укрепления экономического сотрудничества пяти стран.
"Шанхайская пятерка" не являлась договорной организацией, имеющей четкое членство, поэтому с присоединением к ее деятельности в 2000 г. Республики Узбекистан она переросла в Шанхайский форум, а затем это открытое объединение получило официальное название "Шанхайская организация сотрудничества". В сферу интересов Шанхайской организации, однако, все в большей мере входят экономические вопросы, для решения которых проводятся встречи в формате глав правительств. В центре их внимания - вопросы либерализации приграничной торговли, снятия ограничений для ведения бизнеса, создание условий для свободного перемещения в рамках этих государств товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, развития и модернизации транспортных коммуникаций, сотрудничества в сфере ТЭК, совместного решения проблем экологии и трансграничных рек.
В итоге на пространстве Содружестве Независимых Государств возникла довольно пестрая картина взаимоотношений между входящими в Содружество региональными объединениями. При этом почти каждая из перечисленных МГСЭС ставит задачу создания в перспективе зоны свободной торговли, а "двойка" и "пятерка" ведут речь о создании таможенных союзов. Становится уже трудным сосчитать, во сколько "свободных зон" и "таможенных союзов" будет входить каждое из государств СНГ.
Возвращаясь к вопросу разноскоростной интеграции в рамках СНГ, следует отметить, что она имеет право на существование, но способы ее реализации должны быть другими. Появление на пространстве СНГ субрегиональных организаций с дублирующимися целями (в первую очередь имеется в виду создание зоны свободной торговли) с точки зрения системного подхода приводит к ослаблению связей в самой региональной системе. На наш взгляд, создание подобных МГСЭС оправдано, когда они ставят перед собой более частные цели - например, совместное использование бассейнов Черного, Каспийского или Балтийского морей, создание транспортных коридоров и т. д. Разноскоростная интеграция в рамках СНГ в целом могла бы осуществляться путем заключения двух-, трех-, четырехсторонних договоров, предполагающих более тесное сотрудничество участников Содружества в отдельных областях, но в единой, четко структурированной региональной организации, ставящей своей целью последовательное прохождение всех ступеней интеграции - от зоны свободной торговли до полного экономического союза и координирующей деятельность субрегиональных самостоятельных организаций.
Совместное приобщение государств Содружества к мировым процессам должно стать главным вектором в деятельности всех интеграционных органов, созданных в СНГ.
Необходимо укрепление Содружества, объединение усилий всех наших государств для ускорения научно-технического прогресса, внедрения высоких технологий во всех отраслях национального производства, создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, формирования такой интегрированной системы, которая сможет играть одну из ведущих ролей в современных международных отношениях, в глобализующейся экономике.


1 Экономика СНГ. Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ. //Исполком СНГ. М. 2000. С.19.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия