Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Давыдов И. П.
начальник организационно-аналитического
управления Секретариата Бюро МПА ЕврАзЭС,
кандидат экономических наук


ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЕврАзЭС
(к итогам IV-го заседания Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества)

16 июня 2003 года в Санкт-Петербурге состоялось Четвертое заседание Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.
С докладами "О правовом обеспечении Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 годы, принятых Межгосударственным Советом 27 апреля 2003 года" и "Об организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества" выступил Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Председатель Сената Парламента Республики Казахстан О.Абдыкаримов.
Было подчеркнуто, что основными организационно-правовыми задачами, стоящими перед национальными парламентами, является законодательное обеспечение: взаимной внешнеторговой деятельности государств - членов Сообщества; согласования их таможенной и пограничной политики, экономической политики в целом; развитие энергетического рынка; формирование Транспортного союза и мер по реализации транзитного потенциала ЕврАзЭС; скоординированного развития социально-гуманитарной сферы и миграционной политики; формирование общего рынка капитала; организация взаимодействия в отраслях агропромышленного комплекса.
В связи с этим внесены изменения и дополнения в Программу законотворческой деятельности Ассамблеи и был специально рассмотрен вопрос об использовании нормативных правовых актов МПА ЕврАзЭС в работе национальных парламентов.
Что касается организации деятельности Суда
ЕврАзЭС, Статут которого утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) 27 апреля 2003 года, то еще раз было обращено внимание на то, что его основной задачей является обеспечение единообразного применения международных договоров, действующих в рамках Сообщества, и рассмотрение споров экономического характера, возникающих при реализации решений органов управления интеграцией и таких договоров.
В выступлении Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В.Попова "О реализации норм международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, в нормативно-правовых актах Республики Беларусь" было отмечено, что Беларусь активно занимается вопросами реализации в национальном законодательстве норм международных договоров, заключенных со странами ЕврАзЭС. При этом законодательная и исполнительная власти взаимодействуют по двум направлениям: при выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, и в процессе имплементации в национальное законодательство норм вступивших в силу международных договоров.
Межпарламентской Ассамблеей были приняты документы, повышающие требования к разрабатываемым МПА нормативным правовым актам: Положение о нормативных правовых актах Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества и Рекомендации по проведению правовой экспертизы проектов национальных законов на соответствие положениям международных договоров и других правовых актов. В них определяется порядок подготовки, рассмотрения и принятия документов Ассамблеи, устанавливается их соотношение с актами национальных законодательств. Правовая экспертиза позволяет установить степень соответствия проектов национальных законов положениям международных договоров и других правовых актов ЕврАзЭС. Она, вместе с тем, делает возможной имплементацию положений международных договоров и других актов Сообщества уже на законопроектной стадии и содействует созданию системы парламентского контроля за выполнением обязательств, вытекающих из Договора об учреждении ЕврАзЭС, других международных договоров и правовых актов Сообщества.
На Ассамблее были рассмотрены и одобрены подготовленные Постоянной комиссией по экономике и финансам (по итогам сравнительно-правового анализа национальных законодательств государств Сообщества) Концепция Основ транспортного законодательства и Концепция Основ законодательства об энергетике.
В первой обоснованы вопросы правового регулирования, которые должны быть закреплены в Основах законодательства, в том числе: право собственности на транспорте; права и обязанности производителей и потребителей транспортных услуг; система государственного регулирования и управления транспортной деятельностью; вопросы лицензирования, сертификации и страхования; основы тарифной политики на транспорте; вопросы обеспечения безопасности при осуществлении транспортной деятельности; общие положения о транспортных коммуникациях; вопросы транспортно-экспедиционной и иной деятельности, связанной с услугами по перевозке, контролем и ответственностью в сфере транспортной деятельности.
Во второй определены направления правового регулирования вопросов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, стабилизации финансового состояния в топливно-энергетическом комплексе, обеспечения устойчивого развития всей системы энергоснабжения, повышения роли государственного регулирования в энергообеспечении, совершенствования приватизационного процесса в энергетическом секторе и создания в нем конкурентной среды, защиты природной среды.
Обоснованы задачи развития топливно-энергетического комплекса, принципы государственной и тарифной политики в данной сфере, требования к производителям и потребителям энергии, вопросы, конкретизирующие проблему экологической безопасности и проблему развития научных исследований и разработок в энергетике.
Наряду с указанными концепциями Ассамблеей были приняты подготовленные Постоянными комиссиями МПА ЕврАзЭС типовые проекты: "Основные принципы инвестиционной деятельности", "О поддержке малого и среднего предпринимательства", "О борьбе с наркоманией".
Первый был подготовлен по предложению Парламента Республики Казахстан на основе Закона Республики Казахстан "Об инвестициях" с использованием положений Инвестиционного кодекса Республики Беларусь для регулирования инвестиционной деятельности и стимулирования инвестиций. В нем предусматриваются создание равных условий для иностранных и отечественных инвесторов, равные гарантии их инвестиционной деятельности, предоставление инвестиционных преференций. Существенным преимуществом этого типового проекта является рассмотрение в качестве инвестиций всех видов имущества инвесторов (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), предметов лизинга (с момента заключения договора о лизинге), имущественных и иных прав в уставном капитале или в фиксированных активах, используемых для предпринимательской деятельности. В итоге создаются условия для эффективного обновления основных фондов предприятий путем их модернизации и применения новых технологий, правового разрешения инвестиционных споров при договорных отношениях государства и инвесторов, предоставления налоговых преференций, освобождения от обложения таможенными пошлинами, использования государственных натурных грантов.
Типовой проект "О поддержке малого и среднего предпринимательства" разработан с учетом "Основных направлений государственного регулирования малого предпринимательства и его правового обеспечения в рамках Евразийского экономического сообщества", одобренных решением Ассамблеи в марте 2002 года. Данный документ предусматривает защиту прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества в области предпринимательской деятельности, определяет формы и методы государственного стимулирования и регулирования инициативной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В типовом проекте "О борьбе с наркоманией" определены общие принципы правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также унифицированные подходы при государственном противодействии их незаконному обороту. Проект устанавливает общий подход к деятельности, связанной с оборотом наркотиков, их использованием в медицинских целях, к оперативно-розыскной деятельности, в том числе к отчетности и регистрации операций с наркотиками. Специальные положения типового проекта определяют ответственность за оборот наркотиков и прекурсоров со стороны должностных лиц, граждан, проживающих на территориях государств - членов ЕврАзЭС, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вместе с тем на Четвертом заседании Межпарламентской Ассамблеи были рассмотрены результаты сравнительно-правового анализа национальных законов по специальным защитным, антидемпинговым и компенсационным мерам и приняты рекомендации по законодательному обеспечению электронной торговли в государствах - членах ЕврАзЭС, по гармонизации национальных законодательных актов в сфере молодежной политики на общем рынке труда Сообщества и по совершенствованию национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия