Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Гаджиев Ш. Г.
ректор Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку),
председатель Постоянной комиссии Национального парламента Азербайджанской Республики по науке и образованию,
доктор экономических наук


Экономическое образование в Азербайджане: стратегия модернизации
Статья посвящена обзору инновационных принципов модернизации экономического образования в Азербайджане, внедряемых в 2000-е годы
Ключевые слова: экономическое развитие, сотрудничество, вуз, Европа, инновационные преобразования, интерактивный образовательный комплекс, модульная система, виртуальный образовательный центр, мобильность студентов

Сформированная общенациональным лидером Гейдаром Алиевым национальная модель развития азербайджанской экономики за последние годы дала хорошие результаты. Благодаря экономической политике президента Азербайджана Ильхама Алиева странa четвертый год подряд уверенно занимает первое место в мире по темпам роста ВВП; за этот период экономический потенциал страны удвоился, бюджет республики вырос в 10 раз, открыто свыше 680 тыс. новых рабочих мест, из них около 500 тыс. постоянных; стратегические валютные резервы превысили 10 млрд долл. США, а объем инвестиций – 6 млрд долл., причем подавляющее большинство их составили внутренние капиталовложения.1 Это позволило снизить уровень бедности за короткий период более чем в три раза (с 49% до 16%), а уровень ВВП на душу населения по итогам 2007 г. довести до 3500 долл. США.
Поставлена задача осуществления комплексной модернизации страны, определены еще более значимые ориентиры по улучшению жизненного уровня людей, увеличению занятости населения, развитию регионов и т. д. Одновременно это вызывает настоятельную необходимость постоянного обновления и реформирования экономического образования, которое, как показывает анализ, не всегда поспевало за динамично меняющимися рыночными условиями и потребностями.
31 января 2008 г. президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым был издал указ «О некоторых мерах по интеграции высших учебных заведений Азербайджанской Республики в европейское пространство высшего образования», в котором обозначились стратегические направления модернизации высшего образования в контексте требований Болонского процесса. В соответствии с этим в Азербайджанском государственном экономическом университете (АГЭУ) был разработан и утвержден план стратегического развития до 2015 г. Основу плана составляют инновационные преобразования, которые включают следующие основные блоки:
– модернизацию учебных планов по всем специальностям и доведение их до европейских стандартов;
– завершение перехода к интерактивному образовательному учебно-методическому комплексу и модульной системе;
– информатизацию системы управления;
– коммерциализацию научно-исследовательских работ;
– модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры процесса обучения;
– усиление социально-экономического пакета преподавателей;
– создание условий для мобильности преподавателей и студентов.
АГЭУ является полноправным членом Европейской Ассоциации Университетов, Евразийской Ассоциации Университетов, Ассоциации Университетов исламских стран, Совета Университетов стран Организации Черноморского Экономического Сотрудничества. В этой связи стратегия качественного расширения внешних связей Экономического университета включает несколько векторов – это наращивание сотрудничества с ведущими ВУЗами Европы в рамках Болонского процесса, разработка и реализация проекта ТЕМПУС с Университетом Монпелье (Франция), проекта ТАСИС со школой экономики Университета Маастрихт (Голландия), открытие факультета «Турецкий мир бизнеса» совместно со Стамбульским Университетом; создание совместно с Университетом штата Индиана (США) единственного на Южном Кавказе Центра дистанционного обучения; открытие англоязычного отделения «Особо одаренных студентов» по учебной программе Гарвардской школы бизнеса; проект по обмену студентами с Университетом Хьюстон. В Экономическом университете функционирует программа магистерской подготовки MBA (master business administration) совместно с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики. В АГЭУ получает образование свыше 650 студентов и магистрантов из 10 стран мира. Здесь разработана и с успехом реализуется новая инновационная модель экономического образования, позволяющая наряду с фундаментальной академической подготовкой предоставлять студентам возможность овладения прикладными, практическими навыками и умениями, необходимыми современному менеджеру.
На основе обширного внедрения информационных технологий и программного обеспечения в учебный процесс в специализированных аудиториях виртуально воспроизводятся реальные рыночные, бизнес- и макроэкономические процессы. В Центре подготовки магистров функционируют учебные комплексы: виртуальная биржа (фондовая, валютная), центральный и коммерческий банки, бизнес-инкубатор, лаборатории макроэкономического анализа, налогов и налоговой политики, электронной коммерции, электронной бухгалтерии и аудита, тренинг-центр «Microsoft business solution», виртуальный таможенный пост. Эти учебные виртуальные образовательные модели разработаны как самостоятельные проекты совместно с соответствующими партнерами (министерствами, банками и компаниями), благодаря чему в учебный процесс внедряются новейшие достижения рыночной практики, бизнес-технологий и экономических инструментов. Образовательный процесс осуществляется на основе современных софт-продуктов, мультимедийных средств обучения, применения имитационных моделей, деловых игр, разработки кейсов. В рамках проектов разработаны специальные учебные планы, по которым специалисты – представители партнеров проводят практические семинары.
Совместно со Швейцарским агентством развития и сотрудничества (SDC) в АГЭУ создан и функционирует ультрасовременный библиотечно-информационный центр, имеющий доступ к основным электронным ресурсам мира по социально-экономической тематике.
Следует отметить, что за последние несколько лет Азербайджанский государственный экономический университет превратился в Центр проведения презентаций инноваций многих национальных, иностранных и частных организаций, а также международных научно-практических конференций.
В научной деятельности Университета важное место занимает участие в разработке и реализации ведущих государственных программ, в частности, важнейшей из них – «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджана 2004–2008 гг.». В этих целях в январе 2005 г. в университете был создан «Центр исследования и консалтинга по проблемам социально-экономического развития регионов Азербайджана». Этим центром в рамках договоров о сотрудничестве с исполнительной властью и муниципалитетами были разработаны и внедрены комплексные программы развития отдельных районов республики.
В результате совместного проекта с Университетом штата Индиана (США) в АГЭУ был создан единственный на Южном Кавказе «Центр дистанционного образования». В этом центре по различным направлениям получили дополнительное образование свыше 1000 человек, из которых абсолютное большинство – лица, не относящиеся к АГЭУ. Среди них сотрудники Кабинета Министров, Министерства Экономического развития, Министерства Финансов, Министерства Иностранных Дел, Министерства Налогов, Государственного Фонда Социальной защиты, Комитета Управления Государственным Имуществом, Комитета по Ценным Бумагам, Государственного Комитета по Статистике, Национального Банка, Международного Банка и других организаций, а также сотрудники иностранных компаний.
Модель «центр», принятая в магистерской подготовке, считается новшеством и имеет особое значение в организации и управлении этой ступенью высшего образования. Эта модель дает широкие возможности в применении единого концептуального подхода в процессе магистерской подготовки. В рамках магистерской подготовки разработаны и функционируют следующие инновационные системы обучения (см. таблицу):
Таблица
Инновационные системы экономического обучения в АГЭУ

В виртуальных образовательных центрах, оснащенных самой современной информационно-коммуникационной технологией при наличии новейших программ, обучение проводят наиболее опытные преподаватели Университета, а также ведущие специалисты отдельных министерств и компаний. Все это непосредственно влияет на повышение качества учебного процесса, благодаря чему, при проведении лекционных и практических занятий, появляется возможность применения наиболее современных методов обучения, в частности, технологии «case».
Весной 2005 г. впервые среди высших школ страны был создан отдел «Практика и трудоустройство студентов». Основная цель создания данной структуры заключалась в подготовке профессиональных экономистов, в формировании тесных связей между учебой и практикой, в оказании помощи обучающимся в университете, а также выпускникам в решении проблем трудоустройства. Ежегодно около 5000 студентов ступеней бакалавра и магистра направляются на практику в соответствующие министерства и комитеты, ведущие холдинги и иностранные компании, банки, страховые компании, научно-исследовательские институты, что формирует практические компоненты будущего специалиста.
За короткий срок отдел установил деловые отношения с рядом иностранных и национальных компаний, создал электронно-информационную базу студентов по специальностям, организовал многочисленные тестирования и презентации вакансий. В результате этого около 2000 студентов ступеней бакалавра и магистра были направлены на собеседования в различные организации, где большинство из них были приняты на работу.
В АГЭУ особое внимание уделяется усовершенствованию обучения иностранных студентов. На подготовительном отделении для иностранных студентов, действующем с 2005 г., в настоящее время обучаются слушатели из России, Турции, Ирана, Ливана, Китая, Грузии и Сирии.
Важным шагом к интернационализации учебного процесса явилось создание в рамках совместного проекта со Стамбульским Университетом и на основе их учебной программы факультета «Турецкий мир бизнеса». В настоящее время на этом факультете обучаются свыше 800 студентов, половина из которых граждане Азербайджана.
Логическим результатом всех инновационных работ, осуществляемых в Университете, является проведение не имеющей аналога на Южном Кавказе Ярмарки выпускника. В ярмарке 2008 г. участвовало свыше 80 крупнейших холдингов, компаний, банков и государственных структур, которые провели собеседование свыше 3000 выпускников 25 вузов страны.
Стратегическим направлением развития АГЭУ является доведение к 2010 году образовательного процесса до мировых и европейских стандартов, завершение процесса международной аккредитации и полноценного присоединения к Болонской системе, более активное участие на международном рынке образовательных услуг.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия