Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Жук В. А.
генеральный директор ЗАО «Группа компаний “Жилищный капитал”» (Москва),
кандидат экономических наук


Новые методические подходы к привлечению инвестиций в отраслевую и региональную экономику
В статье показаны принципы и возможность практического применения подходов к формированию состава факторов, воздействуя на которые, хозяйствующий субъект может повысить уровень своей инвестиционной привлекательности
Ключевые слова: инвестиционный процесс, инвестиции, уровень инвестиционной привлекательности, условия инвестиционной привлекательности, фактор доходности, фактор риска, конкурентное преимущество, инновации

В настоящее время предприниматели и региональные органы власти стали уделять усиленное внимание созданию благоприятного инвестиционного климата. В то же время этот фактор хотя и создает конкурентные преимущества, но не самые значительные. Конкурентными преимуществами высшего порядка, требующими немалых инвестиций, но обеспечивающими успешную деятельность и развитие, являются человеческий капитал, инновационный потенциал, наукоемкие технологии /1/. Тем не менее, процесс привлечения инвестиций требует системного и методически грамотного подхода.
Инвестиционный процесс – это процесс осуществления инвестиций, в основе которого лежит использование сбережений, накопленных субъектами экономики в процессе их деятельности. Освободившиеся средства, вновь вовлекаясь в производство, становятся инвестициями. Инвестиции представляют собой, как правило, долгосрочные вложения средств в различные объекты деятельности хозяйствующих субъектов с целью максимизации их рыночной стоимости субъектов, а также благосостояния собственников средств, получения дохода (2). Согласно данным определениям, целесообразно выделить хозяйствующие субъекты, деятельность которых обеспечивает прирост стоимости вложенных средств, и собственников средств, вкладывающих их ради получения этого прироста. Таким образом, одной стороной инвестиционного процесса является инвестор – владелец свободных средств, рассчитывающий вложить их в различные объекты с целью получения дохода, а другой – потребитель инвестиций, цель которого – привлечь ресурсы с наименьшими издержками. При этом инвесторы предпочитают вкладывать средства в предприятия, обладающие высоким уровнем инвестиционной привлекательности.
Инвестиционная привлекательность – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования, связанная с процессом распределения инвестиционных средств в экономике, приводящая к укреплению конкурентоспособности отраслей и отдельных предприятий. При этом под инвестиционной привлекательностью хозяйствующего субъекта понимаем совокупность условий, оказывающих влияние на решение инвестора вкладывать средства в капитал данного конкретного хозяйствующего субъекта. Первым условием инвестиционной привлекательности является доходность инвестиций. Инвестиционные ресурсы в экономике распределяются на основе цены, т. е. ожидаемого дохода от вложения средств. Рыночное взаимодействие, в результате которого средства распределяются в экономике, базируется не только на ожидаемом доходе, но и на присущем инвестированию риске, являющемся вторым условием инвестиционной привлекательности.
Инвестиционно привлекательным следует считать хозяйствующий субъект, обладающий совокупностью характеристик (прежде всего таких, как доходность и риск), при которых вложения средств в капитал данного конкретного хозяйствующего субъекта становятся привлекательными для инвестора, ориентирующегося на среднюю доходность и умеренный риск. Анализируя возможности вложения средств, инвестор предварительно оценивает доходность предприятия и уровень риска неполучения ожидаемого дохода.
Хозяйствующий субъект, нуждающийся в инвестиционных ресурсах, также оценивает уровень своей доходности и все возможные риски, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности, т.е. определяет собственную инвестиционную привлекательность. Для того чтобы ее увеличить, организации необходимо осуществлять целый ряд мероприятий. До принятия решений по поводу состава мероприятий, необходимо определить факторы, которые под воздействием данных мер повышают уровень инвестиционной привлекательности предприятия. Выделив два основных условия инвестиционной привлекательности – доходность и риск, можно по этим условиям сгруппировать все факторы.
Инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта складывается из трех основных составляющих: инвестиционной привлекательности отрасли, инвестиционной привлекательности региона, где действует рассматриваемый субъект, и инвестиционной привлекательности самого субъекта.
При выборе региона инвестор может воспользоваться результатами исследований уровня инвестиционной привлекательности регионов страны, ежегодно публикуемых в периодической печати. В данной работе рассмотрена ситуация, когда инвестор уже определился с выбором региона, оценив его специфику и инвестиционный климат.
Под инвестиционной привлекательностью отрасли будем понимать наличие условий, побуждающих инвесторов вкладывать средства в данную конкретную отрасль. Факторы инвестиционной привлекательности отрасли являются внешними по отношению к предприятию, т.е. факторами, на которые предприятие не может оказывать существенного влияния, но знание отраслевой инвестиционной среды необходимо предприятию – потребителю инвестиций, так как позволяет определить слабые места и потенциальные возможности повышения его инвестиционной привлекательности. К основным отраслевым факторам доходности отнесем следующие:
1. Уровень спроса на продукцию отрасли. Доходность отрасли в первую очередь определяется рыночной потребностью в ее товарах: высокий спрос на отраслевую продукцию означает, что потребители нуждаются в ней и готовы платить за нее, а это является гарантией доходов отрасли.
2. Уровень дифференцируемости товара. Наибольшей доходностью характеризуются отрасли, предприятия которых имеют возможность создавать продукцию, обладающую исключительными, уникальными свойствами, поскольку свою потребность покупатели могут удовлетворить, приобретая только данный конкретный товар у данного конкретного производителя, за что они готовы заплатить более высокую цену.
3. Уровень среднеотраслевых издержек. При прочих равных условиях, чем меньше уровень среднеотраслевых издержек, тем выше среднеотраслевая доходность.
Вышеуказанные факторы доходности являются наиболее общими и характерными для всех отраслей.
К основным отраслевым факторам риска (риск в данном случае – возможность снижения будущего уровня среднеотраслевой доходности) отнесем следующие:
1. Перспективность развития отрасли. Чем больше вероятность, что в будущем спрос на продукцию отрасли не снизится, тем более надежны инвестиции в нее.
2. Длительность производственного цикла. Чем продолжительнее производственный цикла в отрасли, тем менее предсказуемо состояние рынка в момент реализации продукции, а следовательно, отрасли с длительным производственным циклом генерируют более высокий риск.
3. Устойчивость цен на продукцию отрасли. Из-за неустойчивости цен возникают колебания уровня среднеотраслевой доходности, поэтому ее будущее состояние становится более неопределенным.
4. Структура рынка: размер рынка, уровень конкуренции на рынке, простота входа в отрасль и выхода из нее. Чем ближе конкуренция к совершенной, и чем легче вход в отрасль новых производителей, тем труднее существующим фирмам удерживать свои позиции в отрасли и уровень своей доходности.
5. Степень государственной поддержки отрасли. С одной стороны, государственные льготы и гарантии в отрасли предназначены для поддержания уровня среднеотраслевой доходности, обеспечивающей ее простое или расширенное воспроизводство. С другой же стороны, государственные льготы, как правило, направлены на жизненно необходимые и малодоходные отрасли, поэтому при удовлетворительном уровне риска инвестор получает низкий доход.
6. Надежность рынка ресурсов. Будущий уровень среднеотраслевой доходности зависит от будущего состояния рынка ресурсов, используемых для отраслевого производства. К неблагоприятным ситуациям, повышающим риск, можно отнести, например, снижение объемов производства ресурсов, рост цен на ресурсы, изменение их качества.
7. Уровень влияния природных и климатических условий на отраслевое производство. Чем более зависимо отраслевое производство от природных и климатических условий, тем больше риск снижения уровня будущей доходности, так как состояние природы изменчиво и трудно предсказуемо.
Определив состав и сущность основных факторов доходности и риска для конкретной отрасли, можно охарактеризовать общий уровень ее инвестиционной привлекательности и обоснованно выбрать то предприятие внутри рассматриваемой отрасли, которое использует капитал эффективнее других.
Один из основных факторов инвестиционной привлекательности – уровень доходности предприятия в отрасли – зависит от того, обладает ли оно конкурентным преимуществом, которое определяется как результат обнаружения и использования уникальных, отличных от методов соперников, способов конкуренции, которые могут удерживаться некоторый период времени. Конкурентное преимущество считается одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих прибыльность проектов выше требуемой финансовыми рынками. Исследователи конкурентного преимущества выделяют две основных стратегии его достижения: низкая стоимость товаров или услуг и их дифференцирование. Указанные стратегии получения конкурентного преимущества являются основными факторами роста доходности предприятия. Создание конкурентного преимущества ставит предприятие в исключительное положение относительно остальных фирм в отрасли: в первом случае рост его доходности обеспечивается снижением издержек, во втором – увеличением цены и объема реализации продукции. Исходя из этого, к основным факторам доходности предприятия отнесем следующие:
1. Уровень удельных издержек. Одним из основных способов снижения уровня удельных издержек является рост объемов производства. Снижение издержек может быть связано с нахождением более дешевых источников ресурсов, сокращением товарных запасов и запасов сырья, сокращением финансового цикла и ростом оборачиваемости активов, в результате чего снижается потребность в дополнительных средствах, и нахождением более дешевых способов распространения продукции. Оценка того, являются ли затраты компании конкурентными по сравнению с затратами основных соперников, представляет собой обязательную и важнейшую часть анализа инвестиционной привлекательности.
2. Уровень спроса на товар предприятия. Этот фактор связан со стратегией дифференцирования, и его состояние говорит о том, насколько товар данного производителя пользуется спросом со стороны потребителей, т. е. насколько он ценен на рынке. Чем выше уровень спроса на товар предприятия, тем выше его доходность и тем более оно привлекательно для инвесторов.
3. Менеджмент. Качество управления не имеет, как известно, общепринятых измерителей. Теоретики менеджмента часто характеризуют его как деятельность, совмещающую в себе искусство и науку, потому что, с одной стороны, многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться в ходе получения образования, а с другой – менеджеру необходимо владеть огромной и постоянно пополняющейся базой знаний о процессе управления и методах роста эффективности работы организации. Чем выше профессионализм менеджеров, тем эффективнее работает предприятие и тем выше уровень его доходности, поэтому для достижения конкурентного преимущества в отрасли предприятие должно уделять особое внимание повышению качества управления.
4. Инновации. Данный фактор заключается в использовании предприятием передовых достижений научно-технического прогресса. Создание конкурентного преимущества тесно связано с процессом осуществления инноваций, поскольку посредством внедрения инновационных разработок предприятия добиваются снижения издержек (внедрение передовых, энергосберегающих технологий в снабжении, производстве и сбыте продукции), увеличения уровня спроса (совершенствование производимой продукции, создание принципиально новых товаров, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей).
Предприятие не может с абсолютной точностью прогнозировать уровень доходности из-за неопределенности состояния рынка в будущем. Поэтому, сама по себе, высокая доходность еще не гарантирует предприятию более высокий уровень инвестиционной привлекательности, чем у конкурентов. Инвестор предпочитает вкладывать средства в то предприятие, которое при данном уровне доходности генерирует наименьший уровень риска (или, наоборот, при данном уровне риска создает наибольший доход). По нашему мнению, уровень надежности предприятия для инвестора зависит от влияния следующих факторов.
Рис. 1. Классификационно-иерархическая схема факторов инвестиционной привлекательности отрасли и хозяйствующего субъекта
1. Уровень защиты от влияния отраслевых рисков. Значительная доля рисков предприятия определяется отраслевой спецификой его производства, поэтому осуществление мер по нейтрализации отраслевых рисков обеспечивает более высокий уровень надежности фирмы по сравнению с конкурентами. Так, например, если существует риск снижения или исчезновения спроса на продукцию отрасли, предприятие может нейтрализовать его влияние путем диверсификации видов товаров или видов деятельности. При длительном производственном цикле и/или неустойчивости цен на продукцию отрасли возникает риск снижения или неполучения предприятием планируемых доходов из-за неожиданных изменений состояния рынка. При высоком уровне конкуренции на отраслевом рынке предприятие испытывает давление со стороны конкурентов, которые стремятся вытеснить его и занять освободившуюся долю рынка. Связанный с этим риск снижения доходов предприятие может сократить, предпринимая определенные действия по защите своих доходов, используя патенты, добиваясь выгодных долгосрочных контрактов с государством или другими – надежными - организациями.
2. Уровень надежности имущественного положения. Оценка риска инвестирования в предприятие требует обязательного анализа состояния его активов: физической и моральной изношенности техники, оборудования, машин, зданий и сооружений; наличия и достаточности необходимых производственных мощностей; уровня обеспеченности запасами оборотных средств, качества используемых в производстве сырья и материалов. Количественной оценкой уровня риска предприятия, сформированного под воздействием вышеуказанных факторов, являются показатели финансовой устойчивости (коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент соотношения собственных и заемных средств, коэффициент автономности и др.). Чем выше уровень изношенности основных средств предприятия и чем более оно устарело, чем меньше качество ресурсов соответствует современным требованиям эффективного производства, тем менее надежно предприятие как объект инвестирования, поскольку тем больше риск невыполнения его производственного плана и принятых обязательств.
3. Уровень платежеспособности (ликвидности) предприятия – способность отвечать по своим текущим обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности. Данный показатель характеризуется отношением высоколиквидных активов (быстро конверсируемых в денежную форму без потери своей текущей стоимости, в том числе денежные активы, дебиторская задолженность и др.) к текущим финансовым обязательствам предприятия. Чем больше это отношение, тем ниже риск неплатежа для инвесторов. Количественной оценкой уровня ликвидности является коэффициент текущей ликвидности (отражает общую обеспеченность предприятия оборотными средствами), но этот показатель считается грубым, поскольку в нем не учитывается степень ликвидности отдельных компонентов оборотного капитала. Для более полной оценки платежеспособности, во-первых, должен быть проведен анализ ликвидности дебиторской задолженности: чем больше период ее погашения, тем ниже уровень платежеспособности фирмы. Уровень платежеспособности предприятия зависит также от величины срока погашения его кредиторской задолженности: чем больше период погашения, тем ниже платежеспособность. Чем выше уровень платежеспособности хозяйствующего субъекта, тем он надежнее как объект инвестирования, поскольку в большей степени способен выполнить свои обязательства перед инвесторами. Для повышения инвестиционной привлекательности предприятию необходимо предпринимать меры по поддержанию достаточного уровня платежеспособности и управлению риском его снижения.
Рассмотренные здесь факторы являются наиболее общими и характерными для хозяйствующих субъектов независимо от отрасли, к которой они принадлежат, однако при анализе конкретной отрасли общие факторы необходимо разделять на составляющие. Поэтому количество и состав факторов инвестиционной привлекательности предприятий будут отличаться в зависимости от специфики их производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.
Таким образом, мы определили общие подходы к формированию состава факторов, воздействуя на которые, хозяйствующий субъект может повысить уровень своей инвестиционной привлекательности. В первую очередь предприятию необходимо оценить слабые и сильные позиции, определяемые отраслевой спецификой его производства. Анализ отраслевых факторов инвестиционной привлекательности позволяет хозяйствующему субъекту определить потенциальные возможности увеличения инвестиционной привлекательности и проблемные места, отрицательно влияющие на предпочтения инвесторов. На основе полученных данных предприятие так формирует инвестиционный процесс, чтобы использовать отраслевой потенциал с максимальной выгодой при снижении влияния неблагоприятных условий.
Для выполнения последней задачи мы определили факторы инвестиционной привлекательности, зависящие непосредственно от действий самого хозяйствующего субъекта. В результате можно выделить два уровня формирования инвестиционной привлекательности: отраслевой уровень, который включает в себя оценку сильных и слабых позиций предприятия, определяемых спецификой производства и рынка, где оно действует или желает действовать; и уровень хозяйствующего субъекта – формирование уровня инвестиционной привлекательности более высокого, чем у конкурентов (рис. 1).
Предлагаемая схема формирования инвестиционной привлекательности положена нами в основу анализа и определения факторов инвестиционной привлекательности отраслей и предприятий крупного города (региона). Такой подход существенно дополняет современные исследования и модели по формированию инвестиционного климата на макро- и мега- уровнях современной экономики (3,4).
Одной из важных задач экономического развития является стимулирование на государственном и региональном уровнях роста источников финансирования инвестиций через налогообложение доходов компаний (5), которое может происходить по трем основным направлениям: применение налоговых льгот, снижение налоговых ставок, уменьшение налоговой нагрузки на распределенную прибыль.
Развивающаяся экономическая наука считает, что российским компаниям, находящимся в начале процессов становления современных подходов к финансовым решениям в инвестиционной сфере, необходима новая, требующая развития, парадигма инвестиционного анализа компании (6). Она должна быть основана на управлении стоимостью инвестиционного капитала и поиске инвестиционных рычагов создания стоимости компании.


Литература
1. Жук В.А., Ложко В.В. Инновационные подходы в системе обеспечения инвестиционно-строительной деятельности // Инновации. – 2006. – № 4. – С. 38.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 147–148.
3. Валитов Ш.М., Мухаметшина Л.Ф. Инвестиционная привлекательность Татарстана: проблемы, тенденции и перспективы // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 4. – С. 253–255.
4. Доклад о мировом развитии 2005. Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир». – 288 с.
5. Осипов М.А., Дрозд В.И. Стимулирование роста источников финансирования инвестиций // Финансы и кредит. – 2008. – № 8. – С. 47.
6. Гукова А.В. Принципы принятия финансовых решений в сфере инвестиционной деятельности предприятий // Финансовая аналитика. Проблемы и решения. – 2008. – № 2. – С. 57.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия