Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Олейник М. В.
проректор по экономике и развитию Санкт-Петербургского государственного иедицинского университета (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Оценка эффективности предпринимательских решений в здравоохранении
В статье рассмотрены основные факторы повышения эффективности предпринимательских решений применительно к отрасли здравоохранения. Предлагаются концептуальные положения формирования оценки экономической эффективности коммерциализации медицинских услуг
Ключевые слова: медицинские услуги, эффективность, предпринимательство

Основным фактором производства в здравоохранении является труд, т.е. наличие квалифицированного медицинского персонала. В силу большой социальной значимости стоимость такого труда зависит от политики государства, которое может полностью или частично контролировать размер вознаграждения за труд, даже если это деятельность предпринимателя.
Государственная политика оказывает непосредственное влияние на масштабы предпринимательской деятельности и сказывается на размерах медицинских фирм. Но для любого фактора производства в здравоохранении существует своя система показателей эффективности, которая важна, как с точки зрения его собственника, так и с точки зрения его использования, т.е. предпринимателя. Например, труд характеризуется, с точки зрения собственника фактора, размером вознаграждения за труд (заработной платой или предпринимательским доходом), а с точки зрения собственника капитала или государства рассматривается производительность труда. Таким образом, в зависимости от того, какие виды затрат и какие элементы порождeнного ими эффекта сопоставляются, различают такие показатели эффективности как: производительность труда, коэффициент использования оборудования, рентабельность и т. п. С точки зрения предпринимателя эффективность может определяться степенью достижения целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках и может быть выражена через различные системы показателей, непосредственно связанных с поставленными целями и характеризующими, как желательные результаты, так и нежелательные последствия.
Каждый из применяемых показателей эффективности в принципе неполон и может в определeнной мере отражать лишь те немногие (по необходимости измеримые) заложенные в него аспекты процесса общественного воспроизводства.
В зависимости от точки зрения на ту или иную проблему и ее масштаба эффективность может касаться различных аспектов деятельности. Поэтому различают следующие виды эффективности, представленные в табл. 1.
Эффективность здравоохранения не может быть сведена к эффективности деятельности предпринимателя или созданной им фирмы. Основной эффект определяется такими показателями как своевременность, качество, доступность, количество оказанных медицинских услуг.
Таблица 1
Виды эффективности
Этот результат деятельности медицинской фирмы, действующей на коммерческой основе, лишь частично отражается в ее выручке, но тем не менее является количественной оценкой эффективности при соизмерении выручки с затратами, как в целом всех факторов, так и каждого из них по отдельности. Но количественная оценка эффективности здравоохранения народного хозяйства в целом (народно-хозяйственная эффективность), понимаемая как эффективность общественного труда, не может быть сведена к измерению «локальной» эффективности, например, собственников факторов производства. Но для получения количественной оценки в дальнейшем под эффективностью предпринимательских решений в здравоохранении понимается степень соизмерения результатов с затратами. Эта степень характеризуется системой показателей, определяющих уровень использования потенциала медицинской фирмы, как по отношению к собственнику, так и по отношению к работникам фирмы. Более точно эффективность определяется отношением между затратами «редких» факторов и предоставленным объемом медицинских услуг. Это отношение можно измерять в физическом выражении и тогда это технологическая эффективность, или стоимостном выражении и тогда рассматривается экономическая эффективность.
Концепция эффективности необходима предпринимателю в качестве критерия для оценки использования интегрированных в фирму ресурсов. Вовлечение ресурсов или, что эквивалентно, факторов производства в деятельность фирмы определяется их достаточностью для достижения медицинской фирмой заданного объема выпуска или выручки при сохранении качества оказываемых медицинских услуг. Поэтому в силу ограниченной емкости рынка, на котором оперирует каждое учреждение медицинской фирмы, под эффективностью затрат понимается достижение определенного объема оказываемых медицинских услуг заданного качества при минимальном объеме затрат. При этом оптимальным будет такой объем затрат, при котором объем услуг, соответствующий технологической эффективности, будет соответствовать максимальной выручке фирмы, т.е. экономической эффективности. Технологическая эффективность в здравоохранении определяется интенсивностью использования высококвалифицированного персонала и дорогостоящего оборудования в соответствии с его назначением. Максимум технологической эффективности достигается при непрерывном использовании оборудования.
Возможна и другая постановка проблемы, заключающейся в достижении максимально возможного объема услуг при данном объeме затрат в тех случаях, когда расходы предприятия постоянны и оно стремится максимизировать объeм предоставляемых услуг, причeм объeм этих услуг нельзя измерить в денежном эквиваленте. Эффективность затрат часто становится целью. Если же удаeтся оценить денежную ценность выпуска, равно как и денежную стоимость затрат, то можно использовать методы анализа «затраты – выгоды».
В процессе деятельности медицинской фирмы возникает необходимость подтверждения и корректировки цели развития из-за их достижения или изменения экономической ситуации. Фирма вынуждена строить свою деятельность на принципах, которые в большой степени связаны со сложившейся производственной структурой и репутацией, как производителя определенных услуг. Но ограниченность рынка в тесной связи с изменением спроса на услуги медицинской фирмы не позволяет осуществлять экстенсивный путь развития и требует своевременного изменения объема и структуры предоставляемых услуг из-за наличия конкуренции.
Исходными предпосылками для создания эффективной системы развития медицинской фирмы должна являться совокупность концепций, определяющих выбор целей и постановку задач, решение которых призвано обеспечить формирование и оценку последствий принимаемых предпринимательских решений. Совокупность концепций условно можно представить в виде пересекающихся множеств утверждений.
Эти утверждения, независимо от поставленных целей, касаются маркетинга, финансового и операционного менеджмента и включают:
 прогнозирование изменения величины и структуры спроса;
 оценку конкурентоспособности фирмы;
 стратегическое планирование развития производственной и организационной структуры исходя из сложившихся реалий, возможностей их изменения;
 своевременный учет и анализ объема и структуры оказываемых услуг при таком основополагающем условии как устойчивая финансовая деятельность.
К основополагающим концепциям, на которых должен строиться механизм формирования поведения медицинской фирмы, предлагается отнести:
I. Прогнозирование спроса на услуги целевого рынка исходя из возможности выявления, конечности, цикличности, определенности и устойчивости его тенденций;
II. Необходимость выявления в условиях конкуренции тенденций изменения медицинских услуг, как следствия изменения экономической и научно-технической среды (то есть появления принципиально новых медикаментозных и технологических решений, определяющих эволюционный процесс изменения потребительских качеств медицинской услуги);
III. Определение тенденций развития специализации фирм на основе классификации медицинских услуг, обладающих сходными оценками значений признаков с точки зрения инвестиционной политики;
IV. Определение сегмента рынка медицинской фирмы с учетом ограниченных временных и инвестиционных возможностей по ее развитию;
V. Оценка пропускной способности медицинской фирмы и его структурных подразделений с учетом их взаимодействия и оснащенности соответствующими средствами труда для выполнения заданной структуры медицинских услуг;
VI. Определение необходимого объема инвестиций с учетом изменения рынка медицинских услуг и применяемых технологических процессов и оборудования;
VII. Определение рациональных объемов услуг и инвестиций с целью адаптации структуры медицинской фирмы с учетом государственной политики, прогнозируемых цен и приемлемого уровня рентабельности;
VIII. Планирование сбалансированного развития медицинской фирмы относительно прогнозируемого объема оказываемых услуг с учетом лаговых, структурных и факторных аспектов, а также ограниченности величины инвестиций в каждом периоде времени;
IX. Целевое использование инвестиций исходя из прогнозируемого объема услуг, как по объему, так и по ассортименту с учетом динамики изменения структуры спроса;
X. Оценка применения технологически необходимого оборудования, т.е. не используемого непрерывно в течение всего периода выполнения производственной программы и учет его замены исходя из факторов физического и морального старения;
XI. Установление рационального соотношения между затратами на персонал и основные средства исходя из цен, как на каждую отдельную услугу, так и на весь ассортимент в целом.
Предлагаемая система концепций предпринимательских решений характеризуется в целом как многоаспектная, параметрическая, итерационная, что проявляется в процессе формирования предпринимательских решений и оценке их последствий. В числе основных задач, подлежащих реализации в процессе действий предпринимателя, необходимо выделить те, которые являются ядром системы и обеспечивают формирование принципиальных решений и их оценку. Одни их них решают проблему выбора и являются оптимизационными, а другие – прогнозирования, т.е. определяют условия решения оптимизационных задач и помогают сформулировать цели развития фирмы исходя из прогнозируемой ситуации. Причем они образуют систему, позволяющую последовательно уточнять и детализировать решения с одной стороны, а с другой - связаны между собой совокупностью ограничений и критериев, модифицируемых в зависимости от этапа и степени подробности принимаемых решений. В целом эта система формирования и поддержки решений включает следующие основные направления:
• оценка емкости рынка и спроса (маркетинг);
• оценка потенциала медицинской фирмы;
• стратегическое планирование (стратегический менеджмент);
• финансовое планирование и бюджетирование (контроллинг);
• управление реализацией текущей производственной программы (производственный менеджмент);
• оценка финансовой устойчивости и надежности работы фирмы (финансовый менеджмент).
В свою очередь каждая из этих проблем включает ряд вопросов определяющих организационные, экономические и технологические аспекты рассматриваемой проблемы.
При определении перспектив развития здравоохранения, потребности в услугах и инвестиционной привлекательности частных медицинских фирм необходимо выделение следующих задач:
I. Определение потенциала медицинской фирмы, рассматриваемого с точки зрения оказания объема услуг исходя из целевой доли рынка с оценкой необходимых объемов инвестиций;
II. Оценка конкурентоспособности медицинской фирмы с точки зрения организации и технологии оказания услуг, характеризующихся, как издержками, так и качеством с учетом оснащенности оборудованием;
III. Целенаправленное распределение инвестиций, между отдельными филиалами фирмы;
IV. Определение потребности в медицинском оборудовании, медикаментах в целом по фирме с учетом намеченных целей развития.
При рассмотрении вопросов необходимо исходить из прогнозируемой цены и соответствующих издержек производства на каждый вид услуг, что позволяет тесно увязать вопросы обновления основных средств (фондов), организации и технологии для всего проектируемого объема услуг, а также численности основного персонала.
Эффективность текущей деятельности в значительной степени предопределена принятыми ранее решениями по развитию медицинской фирмы и является заключительным этапом проводимой инновационной и инвестиционной политики. На этой стадии выявляется эффективность предпринятых мер, но, тем не менее, именно здесь предыдущие усилия воплощаются в конкретную текущую деятельность.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия