Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гогоберидзе Г. Г.
главный научный сотрудник Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук


Прибрежная зона: основы понятийного аппарата и принципы геостратегического развития
В статье дается обзор и анализ существующего понятийного аппарата по прибрежной зоне и ее составляющим с точки зрения управления и экономического развития, опираясь на российское законодательство в данной области и зарубежные терминологические аналоги. Выделяются узловые моменты, необходимые для комплексного управления прибрежными зонами и организации процессов управления, согласуясь с целями и принципами Морской доктрины Российской Федерации. При этом выделяются индикаторные методы, как удобный механизм предоставления информации по прибрежным зонам. Особое внимание уделяется целям и принципам геостратегического развития прибрежных зон
Ключевые слова: прибрежная зона, геостратегическое развитие, Морская доктрина РФ, индикаторный метод

Необходимость формирования понятийного аппарата по прибрежной зоне диктуется как практическими целями, так и задачами построения общей теории ее развития, выявления ее связей со смежными теоретическими дисциплинами. С точки зрения практической деятельности разработка такого понятийного аппарата должна способствовать пониманию взаимосвязи факторов деятельности в прибрежной зоне, обмену информацией по этому поводу, формированию механизмов эффективного управления, базирующихся на ясности и общности понимания всеми участниками процесса целей и задач развития этой сложнейшей системы. Разработка унифицированного понятийного аппарата как основы процесса управления и обмена информацией особенно важна в условиях все более активного использования для этих задач современных информационно-коммуникационных технологий.
Необходимость развития морской деятельности подчеркивается в многочисленных правительственных документах Российской Федерации, и в первую очередь в Морской доктрине Российской Федерации [1]. Разработка понятийного аппарата является одной из важнейших и первообразующих задач, без решения которых говорить о реализации положений Морской доктрины просто бессмысленно. Без разработки четкого понятийного аппарата наиболее вероятна ситуация элементарного недопонимания и нестыковки при решении одних и тех же вопросов различными организациями, природопользователями и общественностью.
Обратимся к понятийному аппарату по проблемам прибрежной зоны, прежде всего в плане эколого-географической и социально-экономической оценки хозяйственной деятельности на приморских территориях и прилегающих акваториях. Именно в данной совокупности территорий и акваторий, в зоне, где океаны встречаются с континентами, в настоящее время сфокусированы самые различные интересы, которые часто приводят к конфликтам разных потребителей. Поэтому именно здесь важно найти равновесие между промышленным ростом и экологической безопасностью, разрешить природоохранные, социальные и экономические проблемы.
Необходимо отметить, что проблемы прибрежных зон Российской Федерации достаточно близки к проблематике развитых прибрежных зарубежных стран. И, разрабатывая понятийных аппарат для береговых территорий и прибрежных акваторий для различных аспектов оценки их хозяйственной деятельности, полезно учесть зарубежный опыт. Это необходимо и для последующего адекватного понимания близких проблем Российской Федерации и зарубежных стран, для лучшего взаимопонимания идей по решению проблем морской деятельности.
Так, необходимо отметить, что уже в 60–70 гг. прошлого столетия в развитых прибрежных странах появилось понятия «прибрежная зона» и «комплексное управление прибрежными зонами» [2]. Необходимость охраны окружающей среды, быстро увеличивающееся население земного шара, возрастающее антропогенное влияние и деградация экосистем привели к возникновению термина «устойчивость развития». Суть этого понятия заключается в том, что развитие будет устойчивым, если оно позволит не только решать задачи настоящего поколения, но и оставит возможность будущим поколениям успешно решать свои задачи. Концепция устойчивого развития должна стать не только образом мышления, не только основным критерием для принятия решений, но и политической реальностью стратегии развития любого государства.
Важнейшую роль в развитии комплексного управления прибрежными зонами как направления практической деятельности играли организация и проведение целого ряда различных международных мероприятий и, в первую очередь, Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Итогом международного саммита явилось принятие итогового документа «Повестка дня 21 века» [3]. В главе 17 этого итогового документа, в частности, была отмечена необходимость устойчивого развития прибрежных зон. В качестве инструмента для обеспечения такого устойчивого развития всем странам, имеющим морское побережье, было рекомендовано создавать системы комплексного управления прибрежными зонами.
Можно констатировать, что изучение комплексного управления прибрежными зонами способствует пониманию связей, формирующихся внутри социально-экономической системы прибрежной зоны, а также условий, в которых развивались методы и подходы к планированию и управлению. Отметим, что число стран, применяющих принципы комплексного управления прибрежными зонами, в последнее время значительно увеличилось. Если в 1993 г. приблизительно 57 стран на национальном или местном уровне использовали принципы КУПЗ, то в 2000 г. число таких стран возросло до 98, а в 2004 – до 120 [4].
В Российской Федерации понятие прибрежной зоны в энциклопедическом словаре определяется, во-первых, согласно принципу, сформулированному США и изложенному в Законе об управлении прибрежной зоной США, и, во-вторых, согласно принципам, изложенным в Модельном законе ЕС об устойчивом управлении в прибрежных зонах.
ПРИБРЕЖНАЯ ЗОНА – 1. Согласно Закону об управлении прибрежной зоной США, прибрежные морские воды и расположенные под ними или над ними поднятия земли, а также омываемое такими водами побережье с расположенными в нем или под ним водотоками. Термин п. з. означает также острова, временно обсыхающие районы, затапливаемые части побережья, пляжи. Сухопутные границы п. з. определяются на таком удалении от моря, которое обеспечивает контроль над соответствующим районом суши, и, как сказано в Законе, «использование которого оказывает непосредственное и существенное воздействие на прибрежные воды». Морская граница п. з. простирается: в Великих Озерах – до международной границы между США и Канадой, в иных случаях – до внешней границы морской юрисдикции соответствующего штата, территория которого выходит к морю. 2. Согласно проекту Модельного закона об устойчивом управлении в прибрежных зонах – географический район, состоящий как из сухопутной, так и морской части, который «по меньшей мере, включает в себя все территориальное море или его часть», а также «территории местных административных образований, примыкающих к морю».
Обращаем внимание, что, строго говоря, российского определения понятия прибрежной зоны до сих пор не существует ни на законодательном уровне, ни на уровне доктрин развития Российской Федерации. Относительно уместна только ссылка на Закон «О государственном земельном кадастре», в котором следующим образом определяется понятие территориальной зоны [5].
Статья 1. Основные понятия. «… Территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков, и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».
При определении собственно прибрежной зоны только частично можно сослаться на такие документы, как Водный Кодекс Российской Федерации, в котором определено понятие водоохраной зоны, которую можно рассматривать как земельную составляющую прибрежной зоны [6].
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. «1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. 2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. 3. Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной».
В качестве определения водной составляющей прибрежной зоны можно обратиться к Закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [7].
Статья 22. Определение, границы и делимитация прилежащей зоны Российской Федерации. «1. Прилежащая зона Российской Федерации (далее – прилежащая зона) – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. 2. Делимитация прилежащей зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».
Можно констатировать, что основные сложности понятийного аппарата прибрежной зоны определяются двумя причинами. Первая – отсутствие четкой законодательной базы, где такие определения, как прибрежная зона, ее составляющие, управление прибрежной зоной и т.д. были бы прописаны. Вторая – отсутствие единой терминологии в смежных областях, касающихся прибрежной зоны – геологии, геологии, геоморфологии, гидродинамики, биологии, менеджменте (управлении) и т. д., а также зачастую неоднозначность использования тех или иных терминов в отдельных дисциплинах. Например, в геологии, геоморфологии, береговедении принято понятие «береговая зона», а в биологии и менеджменте – «прибрежная зона». В связи с разнообразием применяющихся подходов площади и границы этой зоны существенно, а иногда и принципиально, различаются между собой.
По совокупности отраслей науки, наиболее удачное определение прибрежной зоны дал Н.А. Айбулатов [8].
ПРИБРЕЖНАЯ ЗОНА (COASTAL ZONE) – участок прибрежной акватории и расположенных под ними или над ними поднятий земли, а также омываемое такими водами часть суши, которые в существенной мере взаимно влияют на состояние каждого из них, включающая совокупность земельной, водной и донной составляющих (термин применяется с точки зрения управления). В геологии и геоморфологии термин не имеет точного значения и предлагается термин «прибрежная зона моря», объединяющая побережье, берег и шельф. В биологии понятие «прибрежная зона» соответствует прилегающей к суше части акватории.
Современному анализу рассматриваемой терминологии посвящена статья М.А. Спиридонова М. А. и др. [9], а также специализированный правовой глоссарий «Комплексное управление прибрежными зонами» А.Н. Вылегжанина [10], в котором, пожалуй, впервые в отечественной практике определено понятие комплексного управления прибрежными зонами.
В то же время необходимо отметить, что напрямую использовать принципы комплексного управления прибрежными зонами в Российской Федерации не представляется возможным в связи с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно статье 71(н) Конституции Российской Федерации, «В ведении Российской Федерации находятся < …> определение статуса <…> территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации» [11]. А Согласно же статье 8 пункта 1 Водного Кодекса Российской Федерации, «… водные объекты находятся в собственности Российской Федерации». Таким образом, получается, что правом собственности на береговые территории обладают как Российская Федерация, так и местные органы власти, а также частные лица, в то время как прилегающие водные акватории и 20-метровая (считая от береговой черты) полоса береговой территории является исключительно федеральной собственностью [6].
Тем не менее, в статье 9 Водного Кодекса говорится, что «… физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса», а в главе 3 Водного Кодекса регламентируются права и возможности пользования и аренды водных объектов [6]. Таким образом, полностью отвергать устоявшийся и широко применяемый в мире термин «прибрежная зона» не стоит, так как возможно рассмотрение данной зоны как единого объекта не только с географической, но и с юридическо-правовой точки зрения.
В последнее время термин «комплексное управление прибрежными зонами» постепенно заменяется более широким термином «комплексное управление береговыми и океаническими территориями» [12]. Отметим, что данный термин уже предполагает разделение единой, как рассматривалось ранее, прибрежной зоны на береговые и водные составляющие. С учетом вышесказанного, этот термин является более логичным и юридически грамотным для российских условий.
Выделим узловые моменты, необходимые для комплексного управления прибрежными зонами.
1. Определение организации или органа, ответственных за интегрированный процесс управления прибрежными территориями. Эта ответственность может быть обусловлена законодательным или иным подзаконным актом.
2. Определение области управления.
3. Проведение экологических и социально-экономических оценок, включая определение базисных значений текущих экологических, социальных и экономических условий, и оценка состояния прибрежных систем и воздействий на них.
4. Определение комплексных (экономических и социально-экономических) целей управления и индикаторов, которые отображают изменения, происходящие в системе.
5. Обоснование и осуществление планов устойчивого развития прибрежных зон.
6. Контроль и оценка результатов осуществления планов устойчивого развития прибрежных зон.
Таким образом, можно констатировать, что принципы комплексного управления прибрежными зонами согласуются с целями и принципами выполнения Морской доктрины Российской Федерации.
Учитывая, что процессы управления прибрежными зонами протекают в определенных географических областях, увеличивается необходимость четкого мониторинга этих процессов. Индикаторы (параметры) и их значения являются удобным механизмом для предоставления сжатой информации об эколого-географической и социально-экономической хозяйственной видах деятельности, связанными с деятельностью на береговых территориях и прилегающих акваториях. Цели использования индикаторов можно сформулировать как:
• мониторинг ключевых композиционных, структурных и функциональных эколого-географических и социально-экономических характеристик прибрежных систем;
• оценка эффективности эколого-географической и социально-экономической деятельности в прибрежных системах;
• обеспечение сбора и последующей обработки информации локального, регионального, национального и международного уровней;
• контроль долгосрочных антропогенных воздействий на окружающую береговую и морскую среду;
• помощь при разработке управленческих решений и их коррекции в пределах прибрежных систем, включая оценку эффективности и адаптивности этих управленческих решений.
Комплексное управление прибрежными зонами является непрерывным и динамическим процессом, который учитывает экологические, экономические и социальные аспекты и применяет метод планирования и управления человеческой деятельностью в указанных областях. Для грамотной и адекватной оценки эколого-географической и социально-экономической деятельности в рамках устойчивого развития этих областей и необходимо применять индикаторные системы оценок. При этом необходимо заметить, что сегодня почти повсеместно повышенный интерес вызывает понятие геостратегии. Это вполне объяснимо, так как геостратегия часто прибегает к объяснению как внешнего, так и внутреннего развития объекта Земли с точки зрения географических факторов: характера границ, обеспеченности ископаемыми и другими природными ресурсами, островного, прибрежного или сухопутного расположения, климата, рельефа местности и т. д. В настоящее время можно считать, что геостратегия понимает развитие пространства как изменчивость среды, преобразующей экономические, политические, военные и прочие отношения между государствами и территориальными объектами. Поэтому с ростом взаимозависимости в мире все большую значимость в геостратегическом анализе приобрел характер межгосударственных отношений и его взаимодействия с геопространством.
В рамках самой геостратегии различают два достаточно четко обозначенных направления [13]:
• геостратегия предписывающая, или доктринально-нормативная (к ней можно причислить немецкую школу, связанную с именем Хаусхофера);
• геостратегия оценочно-концептуальная (типичные представители — Маккиндер, Спикмен, Коэн).
Геостратегия используется для оценки международно-политических позиций государств, их места в системе международных отношений, условий их участия в военно-политических союзах. Основное значение при этом придается исследованиям комплекса экономических, политических, военно-стратегических, экологических, ресурсных и иных вопросов, играющих важную роль в сохранении или изменении общемирового и регионального баланса сил.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие тематики, подходов, территориального охвата, в геостратегических исследованиях можно выделить общее ядро, включающее анализ зависимости между любыми изменениями в отдельных регионах и внешнеполитическими проблемами. Это могут быть изменения в структуре хозяйства и его ресурсообеспеченности, внедрении новых технологий в экономике вообще и военном производстве, в особенности, телекоммуникационных связях, количестве и качестве населения, его политической и идеологической сплоченности и т. д. Концепция геостратегического развития главное свое внимание направляет на раскрытие и изучение возможностей активного использования факторов физической среды и воздействия на нее в интересах экономической, политической и военной безопасности государств. В сферу же практического геостратегического развития входит все, что связано с территориальными проблемами государств и территориальных образований и с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские.
Концепцию геостратегического развития прибрежных зон можно определить как закономерности взаимодействия системы политических и неполитических факторов, формирующих экономико-политико-военно-географическую среду (характер расположения, рельеф, климат, ландшафт, полезные ископаемые, экономика, экология, демография, социальная стратификация, военная мощь). При этом сейчас, в начале XXI века, все большее влияние на жизнь человечества оказывают экономические факторы и экономические конфликты закрепляются на первом месте среди всех видов межгосударственных и межнациональных конфликтов. Естественно, что для их решения зачастую используется и будет часто использоваться в дальнейшем категория силы – военной и военно-политической, – которая в свою очередь также зависит от состояния экономики. Вполне возможно, что в будущем частота применения силы только возрастет, по мере того, как обострятся главные противоречия планеты: передел мира, источников сырья, экономическое противостояние, борьба за рынки сбыта и т. д.
Таким образом, есть основание считать, что освоение и защита государственных интересов в Мировом океане и прибрежных зонах укрепляет морскую мощь государства, которая определяет способность страны использовать их геостратегические возможности в своих целях. А сущность морской мощи составляет степень возможности наиболее эффективно использовать прибрежную зону в интересах государства.
При этом несомненно, что материальным выражением морской мощи необходимо считать экономику («Морская мощь может рассматриваться как составная часть экономической мощи» [14]), что делает необходимым четкое управленческое и экономическое обоснование понятийного аппарата, без которого невозможны любые управленческие действия в прибрежной зоне.


Литература
1. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена Президентом РФ 27.07.2001.
2. Плинк Н.Л., Гогоберидзе Г.Г. Политика действий в прибрежной зоне. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2003. – 226 с.
3. United Nations Commission on Sustainable Development. Agenda 21. Chapter 17: Protection of the oceans, all kinds of seas and coastal areas. – 1992.
4. A Handbook for Measuring the Progress and Outcomes of Integrated Coastal and Ocean Management: ICAM Dossier, IOC Manuals and Guides. – UNESCO/IOC, 2006. – 166 p.
5. Закон Российской Федерации «О государственном земельном кадастре», № 28-ФЗ от 02.01.2000 (в посл. редакции от 22.08.2004).
6. Водный Кодекс Российской Федерации, № 74-ФЗ от 03.06.2006 (в посл. редакции от 19.06.2007).
7. Закон Российской Федерации «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» № 155-ФЗ от 31.07.98 (в посл. редакции от 22.08.2004).
8. Айбулатов Н.А. Деятельность России в прибрежной зоне моря и проблемы экологии. – М.: Наука, 2005. – 364 с.
9. Спиридонов М.А., Рябчук Д.В., Жамойда В.А, Гогоберидзе Г.Г. На пути создания современной геологической основы береговедения (базовая терминология) // Региональная геология и металлогения. – 2006. – № 28.– С. 181–191.
10. Комплексное управление прибрежными зонами (Правовой глоссарий) / Под ред. А.Н. Вылегжанина. – Рига.: Изд. BKI, 2005. – 136 с.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
12. Сайт ЮНЕСКО-МОК. – http://ioc3.unesco.org/icam/index.php.
13. Тихонравов Ю. В. Геополитика. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 269 с.
14. Горшков С.Г. Морская мощь государства. – М., Воениздат, 1976. – 222 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия