Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Авдейчикова Е. В.
доцент кафедры коммерции и маркетинга Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат технических наук;

Метелев И. С.
заведующий кафедрой коммерции и логистики Омского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук


Развитие рынка логистических услуг в Омском регионе
В статье рассматривается современный потребительский рынок и роль логистических компаний на этом рынке. Сделан вывод о необходимости развития логистической инфраструктуры на региональном рынке
Ключевые слова: логистическая компания, рынок, производитель, потребитель, логистика, посредник

Важную роль в процессах перемещения материальных и информационных потоков в масштабах региона и других субъектов РФ способны взять на себя логистические посредники или провайдеры логистических услуг. В зависимости от уровня интеграции и координации логистической деятельности таких посредников и провайдеров принято дифференцировать на несколько классов или категорий:
1. 1-PL, когда функции провайдеров и все логистические операции берут на себя сами грузовладельцы;
2. 2-PL провайдеры или узкофункциональные логистические посредники – транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фирмы по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики и т.п.;
3. 3-PL провайдеры – фирмы, оказывающие комплексный логистический сервис для клиента в производственной, торговой или сервисной области;
4. 4-PL системные логистические интеграторы. Они осуществляют системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами, включая формирование эффективной цепи поставок и обмен данными между контрагентами цепи в реальном масштабе времени, с помощью современных информационных систем и технологий [2].
Рынок логистических услуг представляет собой быстро развивающийся сектор бизнеса. Ежегодный прирост мирового рынка логистических услуг составляет около 56%%. С 2004 г. развитие в большей степени имели 2 PL провайдеры в традиционных видах логистической деятельности: транспортировка, грузопереработка и складирование товаров. В будущем ожидается ежегодное увеличение на 10–15%% деятельности 3 PL провайдеров. По прогнозам специалистов, наивысший уровень прироста объема логистического сервиса – приблизительно 15  20%% ожидается для 4 PL провайдеров [2].
Развитие рынка логистических услуг и повышение значимости логистических посредников, как элемента инфраструктуры потребительского рынка Омского региона, определяется действием следующих факторов:
– увеличением потребительского спроса и динамикой роста розничного товарооборота;
– увеличением объемов экспортно-импортных операций в регионе;
– ростом транзитных грузопотоков по территории России;
– массированным выходом на региональные рынки западных транснациональных компаний, производящих и реализующих потребительские товары;
– ростом промышленного производства и расширением рынков сбыта промышленных и торговых компаний.
Процессы закупки и дистрибьюции для таких компаний становятся все более сложными и дорогостоящими. В целях снижения затрат и отвлечения средств на непрофильные функции многие компании используют логистический аутсорсинг, выстраивая логистическую систему адаптивную к внешней среде, что позволяет им более успешно выполнять требования потребителей. Другой причиной повышения роли логистических посредников является расширение спектра логистических услуг и рост числа предприятий, задействованных в данной сфере. Если ранее к области логистической деятельности относилось складирование, транспортировка и грузопереработка, то в настоящее время усиливаются новые направления логистических услуг: развитие бренда, дизайн продукта, обеспечение снабжения материальными ресурсами, прием и выполнение заказов.
На региональном рынке логистических услуг доминируют узкоспециализированные логистические операторы, которые оказывают отдельные услуги, например: транспортировку, складирование, погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование, страхование грузов. Они представляют категорию 2PL провайдеров и для данного сегмента рынка логистических услуг характерна высокая конкуренция. В большинстве развитых стран основу всех участников рынка логистических услуг составляют операторы категории 3PL. Существует различные пути создания 3PL-компаний. Как правило, ими становятся либо те, кто развивается путем увеличения предоставляемых услуг, либо выходят из логистических подразделений действующих предприятий. К статусу 3PL операторов стремится продвинуться часть транспортных компаний, которые арендуют или строят собственные распределительные центры, а также складские операторы за счет включения в свою инфраструктуру департаменты перевозок, таможенных брокеров и экспедиторов и прочих участников цепи товародвижения.
Рассмотрим рынок логистических посредников, функционирующих в Омском регионе и оказывающих услуги по транспортировке, складированию и экспресс-доставке документов и грузов.
На данном сегменте рынка действует около 50-ти транспортных компаний. Большинство этих компаний специализируются на использовании определенных видах транспорта и направлениях перевозок. Не более 10-ти из них обеспечивают доставку товаров разными видами транспорта, которые представленные в табл.1 [1].
Таблица 1
Транспортные компании, функционирующие в Омском регионе

Все компании отличаются перечнем оказываемых услуг, тарифами, скоростью доставки груза и др. критериями. В перечень оказываемых услуг может входить: экспедирование грузов, оформление таможенных и иных сопроводительных документов, услуги складирования, таможенная очистка импортных и экспортных грузов, погрузочно-разгрузочные работы, разработка оптимальных транспортных схем, контроль груза в пути.
На региональном рынке присутствует около 10 организаций, оказывающих услуги по складированию и связанные с этим процессом погрузочно-разгрузочные работы, маркировка, упаковка, подсортировка, доставка и экспедирование, перечень которых представлен в табл. 2.
Таблица 2
Складские комплексы, функционирующие в Омском регионе

Среди этих предлриятий можно выделить три компании: ТД «Шкуренко», терминал «Инмарко» и «Международный логистический центр» (МЛЦ). При этом две первых из них используют свои складские комплексы в собственных целях и в соответствии с международной классификацией их можно отнести к классу «B». Компания «МЛЦ» подпадает под класс «С» [1]. В омском регионе недостаточно складских комплексов, отвечающих современным требованиям. Отсутствуют склады класса «А», характеризующиеся не менее 20-ю параметрами, в т.ч.: требованиями к прочности бетонного пола, его антипылевому покрытию, высоте потолков (выше 10 м), наличию систем кондиционирования и отопления, систем автоматического пожаротушения, охранной сигнализации и видеонаблюдения. Нет регулируемых по высоте погрузочно-разгрузочных площадок, современных средств телекоммуникаций, подъездных ж/д и автомобильных путей, автономных электро- и теплоподстанций. По оценкам экспертов, разрыв между потребностями в современных складских комплексах и их реальным предложением достаточно велик. Так, потребность в складах класса «А» имеют следующие ритэйлеры: «Пятерочка», «Эльдорадо», «Эксперт», «М.Видео», «Наш магазин», «Холидэй», «Зебра-Омск» и ряд иностранных и совместных производственных компаний. Положительным моментом в развитии данного направления является строительство мультимодального транспортно-складского комплекса на территории аэропорта Омск- Федоровка.
К категории 3PL-провайдерам в Омском регионе можно отнести международных логистических операторов: UPS, Dimex, DHL, FedEx, ГК «Armadillo”, осуществляющих экспресс-перевозки пакета документов и грузов по территории России, странам ближнего и дальнего зарубежья. Кроме основных транспортных операций эти компании предоставляют бесплатные услуги: выезд к клиенту, упаковка документов, выписка накладной, уведомление о прибытии документов и груза по Internet, доставка груза до места назначения.
На современном этапе экономического развития взаимодействия логистики с управленческими и стратегическими задачами предприятия становятся все более прочным. Эта тенденция ведет к расширению взаимодействия в цепях поставок, что в свою очередь приведет к появлению на региональном рынке так называемых системных логистических интеграторов – 4 PL провайдеров. Такие компании способны выполнять основные виды операционной логистики: обрабатывать заказы, разрабатывать контракты и прочую документацию, осуществлять складирование, доставку грузов до конечного потребителя, нести ответственность по условиям контракта за выполняемые операции, поддерживать обмен данными между контрагентами цепи в реальном масштабе времени с помощью современных информационных систем и технологий. В России такие операторы в основном сосредоточены в европейской ее части.
В условиях рыночных отношений организация решает: перейти ли к контрактной логистике или самостоятельно решать вопросы, связанные с процессом товародвижения. Отказ от услуг логистического оператора имеет ряд плюсов, к числу которых относятся: независимость от поставщиков услуг, обеспечение конфиденциальности своего бизнеса, самостоятельный контроль и накопление опыта. Основным минусом для организации является необходимость инвестировать значительные средства в непрофильные активы – складскую и транспортную инфраструктуру.
Концепция аутсорсинга все больше приживается как в России, так и в омском регионе, когда промышленные и торговые предприятия непрофильные функции передают сторонним организациям. Передав выполнение логистических операций профессионалам-аутсорсерам, предприятие получает возможность сосредоточиться на развитии собственного профильного бизнеса, освоении новых продуктов и технологий. Наличие у логистических посредников профессионального опыта и собственной инфраструктуры обеспечивает снижение себестоимости самих услуг. При этом риски, связанные с товарными потерями относятся к проблемам посредников-аутсорсеров. Но, с другой стороны, расценки логистических посредников по России нередко в 1,5–2 раза превышают затраты на выполнение самих логистических услуг. Многие крупные компании ориентируются на развитие собственной логистической инфраструктуры.
Анализ регионального рынка логистических услуг позволил выявить следующие тенденции.
1. Наблюдается консолидация и укрупнение логистических посредников. Это связано с тем, что клиенты желают иметь дело с одной компанией и получить от нее весь спектр логистических услуг.
2. Появляются новые потребности клиентов, что приводит к расширению перечня предоставляемых логистических услуг на региональном рынке.
3. Происходит кардинальное переосмысление деятельности логистических компаний. В современных условиях логистические посредники – это клиентоориентированные субъекты рынка, имеющие: высоквалифицированный персонал, разработанные стандарты обслуживания клиентов, современное информационное обеспечение и корпоративную культуру.
4.Логистические посредники используют современные технические и информационные средства в процессе обслуживания клиентов.
5. Одним из главных конкурентных преимуществ логистических компаний является инновационность подходов в работе, ориентированная как на удовлетворенность клиента, так и на снижение себестоимости оказываемых услуг.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: для формирования современного регионального потребительского рынка в условиях процессов глобализации, интеграции и кооперации бизнеса, необходимо развитие логистической инфраструктуры.


Литература
1. Авдейчикова Е.В. Роль логистических посредников в формировании современной инфраструктуры регионального потребительского рынка: Материалы Всерос. научн.-практ. Конф. – Ч. 1 – Самара: ООО «ОФОРТ», 2007. – С. 122–129.
2. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2005. – С. 208.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия