Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Абдыкаримов О. А.
Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
Председатель Сената Парламента Республики Казахстан


О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЕврАзЭС на 2003 - 2006 годы
(из выступления на Четвертом заседании МПА ЕврАзЭС 16 июня 2003 года)

27 апреля с.г. Межгоссовет одобрил Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 годы, которые были разработаны на основе доклада Председателя Межгосударственного Совета Н.А.НАЗАРБАЕВА "О положении дел в Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению интеграционного сотрудничества".
В Приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС основной акцент сделан на формировании единой таможенной территории, реализации транспортного потенциала Сообщества, формировании энергетического рынка, развитии агропромышленного сектора, активизации взаимодействия в реальном секторе экономики.
Преобразование Таможенного союза в новую международную организацию - Евразийское экономическое сообщество предполагает качественно новый этап в деятельности Сообщества. Нам необходимо сформировать действенную правовую основу, адекватную требованиям, целям и задачам нового сообщества, направленную на сближение и гармонизацию национальных законодательных систем.
До сих пор основным инструментом формирования правовой базы Таможенного союза были модельные законы, имеющие рекомендательный характер. К настоящему времени Межпарламентской Ассамблеей подготовлено и принято около пятидесяти модельных законов.
Большинство национальных парламентов эффективно используют в своей законотворческой деятельности подходы, положения и нормы правовых актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей. В то же время часть модельных законов пока еще имеет невысокий содержательный уровень. Мы еще не обеспечили необходимой обоснованности, юридической проработанности многих нормативно-правовых актов. Содержание отдельных модельных законов отстает от динамично развивающихся экономических реалий нашего Сообщества, они порой отражают лишь текущую проблематику.
Между тем, Евразийское экономическое сообщество может быть конкурентоспособным лишь в том случае, если его экономику ориентировать на новые, новейшие технологии, технологии ХХI века уже сейчас посредством создания адекватной правовой базы.
Здесь два уровня проблемы. С одной стороны, при подготовке модельных законов недостаточно учитываются особенности, иногда и принципиальные положения национальных законодательств. В результате модельный закон не всегда эффективно работает. С другой стороны, вновь принимаемые законы государств - участников Договора часто разрабатываются и принимаются лишь с учетом национальных особенностей без учета интеграционных интересов.
Нужна кропотливая скоординированная работа по взаимоувязке разрабатываемых, а также изменению уже принятых нормативно-правовых документов с учетом углубления и совершенствования интеграционных процессов во всех, но прежде всего экономических, областях. Законотворческая деятельность должна осуществляться при участии в ней не только депутатов, ученых и специалистов Межпарламентской Ассамблеи, но и специалистов исполнительных органов государств - участников ЕврАзЭС. Только тогда принимаемые нами законы будут выверенными и действенными.
Настало время переосмыслить роль и место правовых актов, разрабатываемых Межпарламентской Ассамблеей, а также международных Договоров и Соглашений, принимаемых Межгосударственным Советом.
На мой взгляд, нормативно-правовые акты Межпарламентской Ассамблеи должны, прежде всего, формировать правовую базу завтрашнего дня и иметь рамочный характер, декларируя лишь общие, концептуальные подходы в той или иной сфере деятельности.
Необходимо переходить от модельных законов и типовых проектов, носящих рекомендательный характер, к разработке Основ законодательств, содержащих согласованную совокупность принципов и важнейших норм по определенной отрасли права, в соответствии с которыми должна разрабатываться система национальных законов. Принятие Основ законодательств должно стать приоритетным направлением законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи.
Отличительной особенностью Основ законодательств является их характер как правовых актов прямого действия. Механизм их принятия и реализации принципиально отличаются от механизма принятия модельных законов. Они разрабатываются и принимаются Межпарламентской Ассамблеей, затем утверждаются Межгосударственным Советом и, после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур в государствах - участниках Договора, включаются в национальные правовые системы.
Формирование же правовой базы текущего дня с определением конкретных норм и правил формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, как мне представляется, должны взять на себя разрабатываемые Интеграционным Комитетом и утверждаемые Межгосударственным Советом международные Договоры и Соглашения.
Разработаны Рекомендации Ассамблеи по проведению правовой экспертизы проектов национальных законов на соответствие положениям международных договоров и других правовых актов Евразийского экономического сообщества. В рамках одного из основных приоритетов ЕврАзЭС в области внешнеторговой политики - "обеспечения эффективного взаимодействия государств на переговорах по присоединению к ВТО" - мы постоянно заслушиваем информацию Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества.
Правовой механизм взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС при вступлении во Всемирную торговую организацию планируется рассмотреть с участием парламентариев и представителей органов исполнительной власти на предстоящих межпарламентских слушаниях, инициатором которых выступила Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Нами уже выполнен сравнительно-правовой анализ национальных законодательств в области специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках приоритетных направлений Евразийского экономического сообщества в области формирования совместного энергетического рынка и реализации транзитного потенциала ЕврАзЭС Межпарламентской Ассамблеей также проводится соответствующая аналитическая работа.
С учетом основных приоритетов развития Евразийского экономического сообщества формируется и Программа законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи до 2005 года.
Эффективное правовое обеспечение рекомендуемых Межгосударственным Советом Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС немыслимо без совершенствования и поиска новых путей организации деятельности Межпарламентской Ассамблеи. В связи с этим в целях повышения эффективности экспертно-правового и научного обеспечения законотворческой деятельности Сообщества мы приступили к формированию при Межпарламентской Ассамблее научно-экспертных советов по направлениям ведения постоянных комиссий. К настоящему времени утверждено Положение о научно-экспертных советах. 27 марта в Санкт-Петербурге состоялись первые заседания советов. В состав советов вошли депутаты национальных парламентов, видные ученые и специалисты из всех государств - участников Евразийского экономического сообщества. Основная задача научно-экспертных советов - не столько решение текущих вопросов, сколько обоснование перспективных, приоритетных направлений деятельности Ассамблеи. Очень важно также, чтобы работа советов была взаимосогласована как с деятельностью постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи, так и с деятельностью соответствующих советов при Интеграционном Комитете.
Формируя правовую базу нового Сообщества, мы определяем пока "внутренние правила игры", которые порой не соответствуют нормам других международных организаций, таких, как Евросоюз, ВТО. Но уже многие вопросы сегодняшней повестки дня Ассамблеи подготовлены с учетом требований ООН, ВТО, Международной организации труда, Европарламента.
Планируется создать Евразийский информационно-аналитический правовой центр, в котором будет собрана информация о состоянии и особенностях правовой базы как нашего Сообщества, так и ведущих международных организаций. На базе Центра будет проводиться с участием ведущих экспертов, в том числе и международных, аналитическая и содержательная работа по формированию правовой основы международного сотрудничества Евразийского экономического сообщества.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия