Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Кривокора Е. И.
доцент кафедры менеджмента Северо-Кавказского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Коммуникационные источники организационного развития
В статье рассмотрены методологические вопросы обоснования коммуникационных источников организационного развития. Дана оценка сущности, роли и места коммуникативных ресурсов организации, выявлена специфика механизмов их воспроизводства
Ключевые слова: коммуникации, коммуникационный менеджмент, коммуникативные ресурсы, организационное развитие

Современная российская экономика в течение своего реформационного пути прошла этап становления рыночной системы отношений, завершившийся не только структуризацией экономики на новых рыночных началах, но и соответствующим организационно-правовым оформлением хозяйствующих субъектов. Хаос и неопределенность в экономике переросли в относительную упорядоченность и нормативность. Последующий период развития рыночной системы не станет менее болезненным и сложным, поскольку трансформационные процессы не завершились и продолжаются они в ином качественном виде в соответствии с рыночными механизмами. Заметное обострение конкурентной борьбы вынуждает организации заниматься поиском и задействованием дополнительных конкурентных преимуществ, предопределяющих их уникальные организационные способности. С этой точки зрения возросла востребованность инструментов менеджмента, обеспечивающих эффективное управление организационными ресурсами, коммуникативным ресурсом в первую очередь.
Коммуникативные ресурсы организации не идентичны ее информационным ресурсам, поскольку имеется ряд принципиальных различий, разграничивающих данные понятия. В последние десятилетия возникло много подходов к определению сущности, места и роли информации в жизнедеятельности не только организационных систем, но и общества в целом. При этом происходит некоторое смешение понятий, которое затрудняет реалистичную оценку перспектив организационного развития. В условиях увеличения числа и скорости воздействующих факторов, четкое установление потенциала организационного роста и обоснование источников развития становится важной методологической задачей. Вместе с тем вопросы экономического осмысления роли и места коммуникативных ресурсов, механизмов их воспроизводства и встраивания в систему управления развитием разработаны недостаточно.
Основной упор в теоретическом осмыслении указанной проблемы в отечественной науке направлен в сторону внедрения интегрированных информационных систем и использования специфичных свойств информации, что на практике преломляется в процессы информатизации организаций, начиная с создания информационных систем и заканчивая совершенствованием их программного обеспечения. Отрицать или преуменьшать роль информации в современном обществе невозможно, однако двигателем развития общества является не информация сама по себе, а способы ее использования. В этой связи целесообразно перемещение научных акцентов с информации на коммуницирующее знание, на системы взаимодействия посредством информационного обмена и их трансформацию в конкурентные преимущества, поскольку информационные системы основаны на внутриорганизационных и межорганизационных взаимодействиях, т.е. на системах коммуникаций.
Любая экономическая деятельность выстраивается на преобразовании информации, которое представляет собой целенаправленное эффективное взаимодействие с другими структурами и людьми и не сводится к передаче, получению и обработке информации, а требует исключительно полного связывания взаимодействующих систем через адекватное ее понимание. Такое полное внешнее и внутреннее соответствие отражает степень упорядоченности и устойчивости любой экономической системы. Организационные коммуникации становятся мерой устойчивости, которую упрощенно можно представить как совокупность воздействий на некоторые ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей, в процессе которых происходит многократное преобразование информации. Взаимодействие хозяйствующих субъектов имеет в экономике решающее значение. Отсюда потенциал развития организации определяется не столько техническими и технологическими возможностями современных средств информации, сколько множеством коммуникативных факторов, совместное действие которых необходимо рассматривать как целостность.
Доминанта функции координации в менеджменте подчеркивает исключительную важность коммуникаций, как связующих процессов в организации. В результате коммуникативный ресурс, как фактор обеспечения преимуществ, легко трансформируется в экономические, социальные, политические и иные выгоды, способствующие перераспределению ресурсов и капиталов. Коммуникативный ресурс организации соотносится со следующими особенностями:
– развитие коммуникаций, выстроенных на всемирных компьютерных сетях в глобальном сетевом экономическом пространстве, в том числе бурное развитие рынков, функционирующих только в «пространстве будущих возможностей» (по сути сделки на информацию);
– возникновение денежной эквиваленты, выраженной в стоимости бизнеса и размерах капитализации;
– интегрирование экономики, которая обеспечивает интенсивность функционирования экономики и способность общества к структурным изменениям;
– влияние на эффективность без физического увеличения запасов и объемов традиционных экономических ресурсов;
– ускорение процесса воспроизводства, состоящее в сокращении производственного и логистического цикла;
– способность ресурсосбережения или взаимозаменяемости, что позволяет снизить потребление других видов ресурсов и создать новые технологии;
– увеличение размеров нематериальных активов организации, формируемых посредством эффективного взаимодействия (имидж, репутация);
– усиление инновационной составляющей коммуникаций, проявляющейся в генерации научно-технического прогресса и новых организационно-экономических отношений;
– увеличение затрат на обеспечение коммуникативной деятельности в виде трансакционных издержек в конечной стоимости товаров и услуг;
– отсутствие износа;
– воздействие на субъективный фактор производства, влияя на его способности, ценности, потребности.
Особенности коммуникативного ресурса отражаются на механизмах его воспроизводства, формируя особую форму воспроизводственного цикла. Основными стадиями овеществления коммуникативных ресурсов в продуктах труда будут: стадия формирования коммуникативного ресурса как специфичного организационного запаса, стадия формирования коммуникативных факторов производства и стадия воплощения в продукте труда. Таким образом, осуществляются циклические переходы от обобщенного коммуникативного ресурса организации к коммуникативному ресурсу, как фактору производства. Дальнейший этап обращения коммуникативных ресурсов приводит к их воплощению в продукте труда, где они выражают результат производственной деятельности и вновь превращаются в исходные коммуникативные ресурсы организации. Специфика воспроизводственных механизмов опирается на неисчерпаемость и интегрированность ресурса.
Постоянное видоизменение форм и характера конкуренции, бизнес-окружения, бизнес-моделей, управленческих технологий и практик, характера и форм взаимодействия с бизнес-партнерами стали результатом прорыва в области информационно-коммуникационных технологий. Как следствие сформировались необходимые условия для зарождения экономики, основанной на знаниях, когда конкурентоспособность организации строится на ее способности генерировать и использовать знание.
Современная информационная экономика характеризуется тенденциями, задающими новые контуры ее развития, имеющие коммуникативную природу.
1. Увеличение системообразующего значения коммуникационной составляющей в деятельности людей, превращающих их в активный элемент человечества посредством инфокоммуникаций, которые меняют отдельную личность, социальную структуру и состояние общества в целом.
2. Развитие глобализационных процессов, что ускоряет образование всемирной коммуникационной среды, объединяющей в себе информационные, технические и экономические возможности ведения бизнеса. Получение новых технологий, материалов и компонентов становится доступно любой бизнес-единице и приобретает массовое распространение.
3. Появление новых бизнес-моделей, которое связывается с новой коммуникативной средой бизнеса. Развитие электронной торговли и коммерции рассматривается как шаг на пути к виртуальной экономике, которая воспринимаемой многими как главный фактор процветания и богатства, поскольку сегодняшние инвестиции в виртуальную индустрию являются достаточно эффективными.
4. Интеграция всех бизнес-функций в одной бизнес-модели, призванная обеспечить адаптивность деятельности организации в условиях изменений на рынке и в технологиях за счет построения сложных информационных систем, связывающих все бизнес-функции в единое целое.
5. Трансформация конкуренции, проявляющаяся в перенесении центра тяжести конкурентной борьбы с цены и качества продукта в сторону скорости изменения бизнес-моделей и продуктов. В таких условиях важным становится не разработка нового продукта, а быстрота изменений. При этом малый бизнес, ведущей силой которых являются технологии, способен выдерживать конкуренцию на мировых рынках. Это новое свойство бизнес-среды мотивирует всех рыночных игроков к организации инновационной деятельности.
6. Эскалация роли информации за счет наращивания скорости изменений, выводящая ее на стратегический уровень в обеспечении конкурентных преимуществ. Современные информационные системы являются не столько инструментом обработки информационных массивов, сколько продуцентом новых продуктов и услуг, аккумулирующих организационные знания и информацию. Информационно-коммуникационные технологии повышают организационную эффективность и качество менеджмента за счет изменения способов, методов и управления торговлей и организацией рабочих мест.
7. Налицо реальное увеличение доли отраслей, имеющих отношение к созданию, трансферту и использованию информации. Появление новых информационных продуктов, их многократное усложнение, интеллектуализация создаваемых программ являются следствием роста спроса и уровня требований со стороны хозяйствующих субъектов к системам накопления, хранение, передачи и обработки информации. Именно повышение научно-технического уровня информационных продуктов дает возможности всем организациям осуществлять любые действия с информационными потоками, базами данных, когда на рабочих местах имеются достаточные ресурсы для обработки информации. Посредством развития коммуникационных систем рабочие места соединяются для обмена информацией и организации совместной коллективной деятельности.
8. Развитие способностей к взаимодействию внутри и вне организационной системы, которые с увеличением значимости информационных продуктов и услуг приобретают ведущее значение. Коммуникативные преимущества «связывания» различных субъектов в общих цепочках функционирования происходит не только в программно-технологическом, но и в организационно-экономическом смысле.
9. Активизация разделения труда на уровне функций, осуществляемого за пределами организации. Стремясь развиваться, экономические субъекты передают часть функций управленческого, технологического, производственного характера в другие структуры, чтобы получить лучшее качество выполненной ими работы при меньших затратах, обеспечивая таким способом рост эффективности собственной деятельности. Создание технологических цепочек и объединение организаций распространяется во всех сферах экономики. Отдавая подрядчикам часть своих функций, организация получает возможность осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне путем сосредоточения ресурсов на наиболее эффективных направлениях. Если объединенные цепи или сети за счет разделения действуют эффективно, то такое объединение оправдано и выгодно участникам. Если же эффективность не достигается, то границы организации могут размыкаться, создавая угрозу ее полного разрушения.
10. Размывание отраслевых границ, которое становится возможным и более выраженным в силу развития технологических цепей или сетевых систем. Более важным фактором в этом процессе выступает конвергенция и гибридизация знаний и технологий, вследствие которых создаются новые подотрасли, отрасли и комплексы. В результате современной организации приходится развиваться в области нескольких технологий, поскольку специализированность ее деятельности может в будущем спровоцировать ее крах.
11. Сокращение срочности планирования, которое в современных условиях реально не может выйти за границу полугодия. Планирование деятельности призвано учитывать все изменения, происходящие во внешней бизнес-среде и внутренней среде организации, оно должно характеризоваться гибкостью. В итоге горизонты планирования спрессовываются до трех месяцев, хотя стратегическое управление подразумевало сроки планирования до 5 лет.
Выделенные нами и кратко охарактеризованные тенденции не могут полноценно и комплексно представить всю информационную экономику. Однако они могут вполне обоснованно претендовать на роль фильтров, вычленяющих коммуникационные источники организационного развития. Влияние коммуникационных факторов на организацию более четко прорисовывается через причинно-следственное упорядочение всех процессов в информационной экономике. Нами установлено, что коммуникационные воздействия способны вызвать изменение структуры организации, характера труда, форм и моделей бизнеса, методов организации деятельности, политики менеджмента, организационной культуры. Взаимосвязь бизнес-деятельности и коммуникаций целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: стратегическом, структурном и операционном. Стратегический уровень задает возможности совмещения бизнес-стратегии и коммуникационной стратегии развития организации, когда достигается внешнее и внутреннее соответствие. На структурном уровне осуществляется связывание бизнес-единиц и созданных коммуникативных структур (сетей), их технологическое исполнение. Операционный уровень характеризует коммуникационный цикл взаимодействия по выполнению бизнес-функций и осуществлению бизнес-процессов.
Каждая организация отличается уровнем коммуникативного развития. В зависимости от видов деятельности и рынков, на которых она функционирует, различна коммуникативная активность и коммуникационная интенсивность. Коммуникативная активность выражается в инициировании взаимодействий, а коммуникационная интенсивность характеризует продуктивность установленных связей. Посредством рассмотренных выше понятий становится возможным получить комплексное видение результатов организационного развития, разложенное на количественные и качественные параметры.
Наиболее приемлемым способом оценки влияния коммуникативных факторов на состояние организации является матричная форма, построенная на базе координат активности и интенсивности. Ячейки матрицы позволяют идентифицировать в первом приближении зависимость организации от коммуникационных процессов. Применение матрицы коммуникационного развития организации дает возможность четко установить вектор изменения состояния организации посредством активизации ее коммуникационных ресурсов. Матрица коммуникационного развития организации должна отражать не только мощность влияния, но и потенциальные организационные трансформации при изменении мощности его влияния. Рис. 1 демонстрирует вид предлагаемой коммуникационной матрицы.
Рис. 1. Матрица коммуникационного развития организации

Низкий уровень коммуникативной активности и коммуникационной интенсивности отражает слабую степень зависимости организации от коммуникационных факторов. Организация преимущественно ориентирована на повышение эффективности управления за счет автоматизации (компьютеризации), контроля затрат и показателей эффективности.
Рост коммуникационной интенсивности при сохранении низкой коммуникативной активности способствует повышению эффективности управления через интеграцию организации, когда мобилизуются и усиливаются все внутренние ресурсы организации, растет производительность структурных подразделений и сотрудников посредством улучшения их взаимодействия.
Увеличение коммуникативной активности при низком уровне коммуникационной интенсивности в основном обеспечивает рост качества и эффективности управления за счет активной работы с бизнес-окружением и интеграции с поставщиками и потребителями в единой цепочке.
Высокий уровень коммуникативной активности и коммуникационной интенсивности характеризует сильную зависимость организации от уровня задействования коммуникативных ресурсов. Управление предпочтительно направлено на повышение качества через создание новых бизнес-моделей, перестраивающих деятельность организации путем изменения форм бизнеса.
Использование матрицы коммуникационного развития видится в двух плоскостях: во-первых, в диагностировании уровня коммуникационного развития, во-вторых, в стратегическом управлении организацией. Стратегическая нацеленность предложенного инструмента воплощена в его способности обозначать варианты трансформационных сдвигов, сканируя коммуникативную деятельность организации. Можно выделить несколько путей движения организации в своем развитии, заданных ее коммуникативным уровнем:
– трансформация методов и инструментов менеджмента;
– трансформация цепочки создания ценностей;
– трансформация продукта;
– трансформация конкурентных преимуществ;
– трансформация бизнеса.
Изменение системы менеджмента при активизации коммуникативных ресурсов может осуществляться в следующих вариантах:
– накопление и трансфер знания для улучшения бизнес-процессов;
– применение сложных моделей при анализе бизнес-процессов;
– перепроектирование бизнес-процессов.
– уход от чрезмерной рутинизации процессов;
– увеличение объемов детализированной информации;
– применение электронных способов взаимодействия с партнерами и внутри организации для обмена информацией;
Цепочка создания ценностей показывает каким образом создается продукт или услуга, ее трансформация может привести к следующим изменениям:
– изменение технологии производства продукции;
– упрощение цепочки создания ценностей путем вывода ненужных посредников;
– автоматизация производства;
– изменение последовательности бизнес-процессов и переход к параллельному осуществлению нескольких процессов;
– организация слежения за изменением характеристик контролируемых бизнес-процессов;
– структуризация процессов в рутины;
– экономия затрат за счет рутинизации операций и сокращения ошибок;
– интеграция цепочки ценности.
Потенциальная трансформация продукта может быть выражена следующими вариантами:
– изменение сущности продукции, ее потребительской ценности;
– изменение информационного компонента для потребителя о продукте;
– изменение коммуникационной интенсивности в цепочке ценности.
Трансформация конкурентных преимуществ организации за счет коммуникационных источников может быть представлена в виде:
– дифференциации и изменения масштабов конкуренции;
– изменения способов сбыта продукта;
– использования сетевых отношений;
– привлечения клиентов к выполнению дорогостоящих операций;
– развития межотраслевой кооперации.
Трансформация бизнес-системы может характеризоваться:
– модификацией существующей бизнес-модели;
– расширением границ применения существующей бизнес-модели;
– появлением новых бизнес-моделей.
В результате более четко обосновывается выбор стратегии организационного развития, основанный на коммуникационных источниках.


Литература
1. Аренков И.А. Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конкурентных преимуществ  СПб.: СПбГУЭФ, 2001.
2. Боканов А.А. Информационный аспект современной экономики: начало теоретического анализа. – Волгоград, 2000.
3. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг – М.: Юрайт, 2002.
4. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001.
5. Сакайн Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999.
6. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. – М.: ПРИОР, 2002.
7. Porat M. The Information economy: Definition and Management. – Wash.: Government Print. Office.,1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия