Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Драбенко В. А.
доцент кафедры менеджмента Ленинградского областного института экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Проблемы и перспективы развития средних и малых предприятий при присоединении России к ВТО
к вопросу о приоритетах государственной политики
В статье представлен анализ перспектив и угроз малому и среднему бизнесу, возникающих в связи с присоединением России к ВТО, определены основные направления приоритетов государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса на международных рынках
Ключевые слова: малое предприятие, среднее предприятие, ВТО, государственное регулирование экономики

Малые и средние предприятия (МСП) в странах ВТО в среднем составляют более 95% фирм, обеспечивают 60–70% занятости и постоянно создают новые рабочие места [5]. МСП имеют как сильные, так и слабые стороны, что требует принятия специальных государственных мер их поддержки. Под воздействием процессов глобализации и внедрения новых технологий все меньшую роль в производстве товаров, работ и услуг играет экономия от масштаба. Одновременно все более возрастает значение малого бизнеса и усиливается его вклад в макроэкономическое развитие. Однако следует принимать во внимание, что многие из традиционных проблем МСП, такие как недостаток финансирования, трудности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, недостаток управленческих навыков, низкая производительность труда, административные барьеры, существенно обостряются в условиях глобальной интеграции в мировую систему торговли. Малые предприятия нуждаются в модернизации навыков управления и поиска информации, а также в обновлении технологической базы [2].
В этих условиях на государство должна быть возложена задача улучшения условий для доступа МСП к финансированию, информационным инфраструктурам и международным рынкам. Обеспечение организационной, юридической и финансовой основы, способствующей предпринимательской деятельности, созданию и развитию МСП, становится одним из важнейших приоритетов государственной политики по поддержке предпринимательства.
1. Роль МСП в экономике и особенности их конкурентоспособности в условиях глобального рынка
Создавая локальные производственные объединения, МСП зачастую способны реагировать на изменяющиеся потребности рынка более оперативно и гибко, чем большие интегрированные фирмы. Они могут объединять ресурсы и распределять затраты на обучение, исследования и маркетинг. Объединение в небольшие группы малых предприятий облегчает обмен персоналом и распространение технологий, создает новые возможности для повышения эффективности. Что особенно важно, такие группировки и системы поддержки могут помочь МСП встретить вызовы глобализации. По одиночке или в группах, МСП занимаются поиском международных возможностей для развития бизнеса путем использования преимуществ стратегических союзов, франчайзинга и совместных предприятий.[3].
Правительственные инициативы должны принимать во внимание региональные и местные факторы, которые влияют на предпринимательскую активность, и использовать эти особенности, чтобы содействовать объединению МСП. Меры государственного регулирования должны предусматривать использование местных институтов, групп отраслей и внутрифирменных связей для создания и усиления микроэкономических основ укрепления конкурентоспособности МСП на мировых рынках. С опорой на внутренний потенциал, меры государственной поддержки МСП должны быть направлены на новое динамичное развитие рынков труда и капиталов для малых и средних предприятий.
МСП традиционно ориентировались на внутренние рынки, и по большей части они продолжают придерживаться этой линии. Но появляются и другие МСП, которые стремительно приспосабливаются и активно используют новые условия внешнеторговой либерализации, зачастую на основе внутрифирменных связей и объединений. Приблизительно 25% продукции, производимой МСП, котируется как конкурентоспособная на международных рынках, и эта доля продолжает увеличиваться. Приблизительно пятая часть продукции МСП привлекает 10–40% выручки от трансграничного перемещения товаров, работ и услуг. В настоящее время доля МСП составляет 25–35% в мировом экспорте продукции и привлекает значительную долю прямых иностранных инвестиций [5; 6]. МСП, которые активно проявляют себя на международной арене, как правило, развиваются более интенсивно, чем аналогичные предприятия с ориентацией на внутренний рынок.
Организация сотрудничества между МСП позволяет удачно совмещать преимущества небольшого размера бизнеса и большей гибкости с экономией от масштаба на региональных, национальных и мировых рынках. По сравнению с большими фирмами, МСП могут лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям, развивая потребительские предпочтения и сокращая производственные циклы посредством удовлетворения потребностей потребителей и дифференциации продукции. Новые средства коммуникации делают для маленьких фирм более легким доступ к иностранным партнерам. В результате, МСП становятся более вовлеченными в международные стратегические союзы и совместные предприятия. Большие транснациональные корпорации становятся партнерами МСП по передаче технологических инноваций, осуществляя тем самым экономию на НИОКР, сокращая сроки освоения новой продукции и создавая рынки новых товаров. МСП пересекают границы при формировании международных союзов и совместных предприятий, состоящих из экспортоориентированных маленьких фирм [2].
Правительства стран ВТО осознают, что размер МСП часто препятствует их выходу на мировые рынки. Широкий спектр финансовых услуг и услуг по управлению рисками, включая страхование, банковские гарантии и консультационные услуги, становятся доступными для малых экспортеров при помощи государственного финансирования и государственных агентств по продвижению продукции на внешние рынки. Информация об иностранных рынках и экспортных возможностях размещается на интернет-сайтах МСП и распространяется с помощью других электронных средств. Предоставляется поддержка для участия на иностранных выставках и торговых ярмарках, для подготовки инструментов маркетинговой политики на иностранных языках и распространения рекламных объявлений за границей. В то же время, особенно важным является предоставление мер государственной поддержки не в ущерб частному рынку информационных услуг. Правительства должны сосредотачивать внимание лишь на той информации, которая выступает в роли товара общественного сектора (публичного блага) [3,4].
Одним из основных вызовов для МСП в странах ВТО является увеличивающаяся год от года международная конкуренция. Данному воздействию подвергаются компании всех размеров, однако МСП имеют ряд особенностей, связанных, в первую очередь с размером их бизнеса. Эти особенности зачастую могут препятствовать адекватной реакции фирм на изменения растущего рынка. По сравнению с большими фирмами, МСП, как правило, имеют меньше возможностей влиять на внешнеэкономические отношения с клиентами, поставщиками продукции и средств производства. В результате, их способность к выживанию и росту зависит от их гибкости. Учитывая более ограниченную внутреннюю ресурсную базу по сравнению с большими фирмами (особенно это касается управленческих и финансовых ресурсов), сотрудничество с другими фирмами или внешними организациями представляет собой потенциально важный стратегический ответ на вызов. Например, те МСП, которые испытывают желание выйти на внешние рынки, могут устанавливать официальные отношения с зарубежными партнерами – малыми предприятиями, которые имеют гораздо большее представление и понимание местных рыночных условий и потенциальных каналов сбыта, а также больше опыта решения иных задач местного значения. Кроме того, испытывая давление более конкурентоспособных зарубежных производителей на внутренних традиционных рынках сбыта, МСП могут объединяться в совместные предприятия, франчайзинговые сети и пр.[2; 3].
Силы интернационализации и глобализации оказывают давление на компании всех размеров, включая МСП, в конечном счете, улучшая их конкурентное положение. В таких условиях поддержание и увеличение размера прибыли, снижения издержек, внедрение инноваций и наиболее эффективных технологий становится все более и более важным. Так же, как большие предприятия в прошлом приспосабливались к новым условиям международной торговли, развивая международные схемы аутсорсинга и создавая товарищества с целью сокращения издержек производства, так и некоторые МСП теперь следуют данному пути. В принципе, МСП в государствах-членах ВТО с более низкими издержками производства могут взаимовыгодно сотрудничать с МСП в других странах, благодаря чему становится возможным обмен опытом маркетинга и навыками продаж.[2; 5].
Однако необходимо подчеркнуть, что этот тип международной координации предлагает МСП государств – членов ВТО гораздо больше, чем просто возможность уменьшить затраты через аутсорсинг. Подобное сотрудничество также позволяет этим фирмам развивать конкурентные преимущества более высокого порядка, сосредотачиваясь на тех видах деятельности, где гибкость МСП может быть использована наилучшим образом. Это связано с доступом к инструментам с более высокой добавленной стоимостью, в которых инновации и дифференциация продукции могут быть составляющими конкурентной стратегии фирмы. В отличие от больших предприятий, которые могут положиться на внутренние ресурсы экономии от масштаба, МСП зачастую вынуждены обращаться с этой целью к объединениям и партнерствам. Таким образом, в принципе сотрудничество и в особенности – международное сотрудничество предлагает МСП средства конкуренции на рынках с все более и более жесткой конкуренцией, используя стратегии, которые позволяют им совмещать гибкость с сокращением стоимости.
2. Ключевые факторы роста МСП на постсоветском пространстве
В ряде исследований международные партнерства рассматриваются как разновидность реализации стратегии роста, причем преимущественно в отношении МСП, принадлежащих зрелым рыночным экономикам. При этом аналогичные потребности и интересы МСП в развивающихся и переходных экономиках в значительной мере остались за пределами объектного поля научных исследований. Совокупность результатов воздействия либерализации торговли на уровень конкуренции на внутреннем рынке, с учетом ограниченной покупательной способности населения, может оказаться ключевой составляющей роста внедрения МСП на зарубежные рынки продукции. Например, исследования, проведенные в странах Балтии в 1995 и 1997 гг., показывают, что небольшой размер населения этих государств вместе с низкой покупательной способностью послужили важным фактором роста (в Эстонии особенно), способствуя развитию деятельности МСП производственной сферы на иностранных рынках [5; 6].
Решающее значение будет иметь то, насколько ясно отдают себе отчет менеджеры МСП и их консультанты в необходимости дальнейшего роста присутствия на иностранных рынках, если оно в принципе способно приносить дополнительные прибыли. Большую роль в этом процессе может сыграть государство, оказывая содействие сотрудничеству фирм в условиях переходной экономики. Конечная цель государственной поддержки должна состоять в увеличении потенциальных преимуществ и уменьшении недостатков такого договорного сотрудничества. Роль государства могла бы состоять в поощрении заключению МСП взаимовыгодных, нежели чем конкурентных контрактов [4].
Одно из ключевых ограничений развития МСП в переходных и развивающихся экономиках – отсутствие доступа к технологиям и управленческим ноу-хау. Помимо того, что это является одним из следствий недостаточного финансирования, есть и другие аспекты проблемы. Например, в переходных экономиках Центральной и Восточной Европы и бывших Советских республиках устаревшее оборудование и недостаток рыночно ориентированного менеджмента и опыта, без преувеличения является главным тормозом развития частного сектора МСП, особенно в отношении их конкурентоспособности на иностранных рынках. При таких обстоятельствах сотрудничество с иностранной фирмой может способствовать выработке потенциально привлекательной стратегии развития с целью облегчения доступа к технологиям и знаниям фирм в странах ВТО. Данное обстоятельство может рассматриваться как фактор, поощряющий развитие сотрудничества и создание объединений внутренних МСП и МСП государств-членов ВТО [3; 4; 5].
МСП в индустриальных странах может представлять лучшего партнера для МСП в развивающейся стране, чем транснациональная корпорация, которая зачастую сотрудничает с местными партнерами главным образом с целью следовать руслу политических инициатив. Совместное предприятие МСП предполагает объединения сравнительно равных долей участия, в отличие от ТНК. Следовательно, одним из ключевых направлений политики в сфере поддержки МСП является выработка возможных критериев выбора партнеров, а также поиск потенциальных выгод и ловушек различных типов договоренностей о внешнеэкономическом сотрудничестве с участием МСП.
Специфика малого бизнеса в экономических реалиях нынешней России может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии малого предпринимательства при приведении законодательства России в соответствие с требованиями ВТО. Кроме того, необходимо обратить внимание на крайнюю противоречивость оценок ведущих экспертов в отношении перспектив развития экономики России в целом и малого бизнеса в частности, в рамках присоединения к ВТО.
3. Проблемы функционирования малых предприятий в России в аспекте вступления в ВТО
В первую очередь, следует отметить специфику концентрации малых предприятий в сфере услуг и, в особенности, в торговле. На малые предприятия, занятые в реальном секторе экономики, приходится меньше 10% от их общего количества. Таким образом, изменения в российской экономике в связи со вступлением в ВТО затронут большинство малых предприятий лишь косвенным образом. Исключение составит достаточно небольшое количество предприятий, являющихся смежниками или субподрядчиками крупных промышленных предприятий и организаций. Однако такого рода малые предприятия являются скорее исключением, чем правилом для современного российского малого бизнеса, где недостаточно развиты такие необходимые для промышленных малых предприятий финансово-рыночные инструменты, как лизинг, франчайзинг, венчурное кредитование, инкубаторы малых предприятий и т.д.[3].
Переговоры о вступлении в ВТО затрагивают все аспекты политики и практики, касающиеся деятельности нашей страны в сфере торговли. Предъявляемые требования включают ряд уступок по доступу на рынок, обязательств по законодательству в области товаров и услуг, связываются с соблюдением прав интеллектуальной собственности, а также прочих аспектов политики страны-кандидата.
В соответствии с этими условиями, и, в частности, с главным требованием ВТО, а именно, приведением тарифных ставок и пошлин в соответствие с принципами, закрепленными Генеральным соглашением по тарифам и торговле, Уругвайскими и Марракешскими соглашениями, происходит процесс институциональных изменений в сфере функционирования малого бизнеса в России. Россия после вступления в ВТО и принятия тех условий, которые предлагаются этой организацией на данный момент, будет вынуждена демонтировать всю систему тарифных и нетарифных барьеров, ограничений и квот в отношении ввозимых на ее таможенную территорию товаров. Данное обстоятельство самым непосредственным образом повлияет на всю систему российского малого бизнеса. При этом следует отметить, что малое предпринимательство в России в настоящее время не играет принципиальной роли в экспортной составляющей российской внешней торговли и почти целиком ориентировано на внутренний рынок, в особенности, в своих главных отраслях специализации – торговле и сфере услуг [3; 5; 6].
Переход на новые технические нормы ВТО и значительное снижение таможенных пошлин после переходного периода обострят конкуренцию на внутреннем рынке, а сильный износ основных фондов российских предприятий не позволит выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую новым требованиям и нормам. Для малых предприятий, связанных с производством и сбытом продукции, производимой отечественными фирмами, такой сдвиг в экономическом положении также не приведет к усилению их позиций на рынке.
Кроме того, важнейшим и прогнозируемым большим институциональным сдвигом, а точнее, негативным аспектом «консервации» имеющегося положения, является сохранение ныне существующей сырьевой структуры экспорта. В данных условиях реализация требований ВТО негативно отразится, в первую очередь, на представителях крупного бизнеса [2]. Вместе с тем такого рода консервация, безусловно, скажется и на малых предприятиях, в том числе на наиболее прогрессивной их части, представляющей сферу научно-исследовательских и опытно конструкторских разработок.
Отметим, что доступ иностранных поставщиков на российский рынок услуг является одним из четырех основных направлений переговорного процесса по присоединению России к ВТО. В условиях, когда значительную долю в числе российских МСП представляют именно фирмы, работающие в сфере услуг, реализация требований ВТО таит в себе немало опасностей.
Приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам также поставит под удар малые придприятия, причем, прежде всего, действующие в отраслях, в развитии которых государство заинтересованно в первую очередь (речь идет, прежде всего, о сельском хозяйстве). Таким образом, малый бизнес, и без того не избалованный вниманием со стороны государственных структур, может потерять и те немногие имеющиеся на данный момент преференции, которыми он обладает.
Вступление России в ВТО предполагает отмену льгот, предоставляемых действующим законодательством для предприятий-экпортеров, которые в соответствии с действующим Налоговым кодексом применяют нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость.
В качестве примера действия соглашений в этом направлении можно отметить, что Статья XVI ГАТТ и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам запрещают членам ВТО использовать экспортные субсидии. Напомним, что к числу подобных субсидий относятся: прямые субсидии и субсидирование компонентов, используемых в производстве экспортируемых товаров; экспортные кредиты по ставкам ниже государственной цены заимствования; программы гарантий экспорта под проценты, неадекватные коммерческим; освобождение от прямых налогов, т.е. налогов на прибыль от экспорта; освобождение от косвенных налогов или их уменьшение [6].
Изменение Налогового и Таможенного кодексов России в соответствии с вышеприведенными международными нормативными правовыми актами поставит под удар, прежде всего, малые предприятия, ориентированные на экспорт. Число таких предприятий невелико. Вместе с тем это наиболее развитые и прогрессивные фирмы, большинство из них являются добросовестными налогоплательщиками и представляют высокотехнологичные отрасли (исключение составляют предприятия-однодневки, используемые для осуществление так называемого «схемного экспорта», целью которого является хищение денежных средств из федерального бюджета).
Кроме того, в соответствии с требованиями этих документов, регламентирующих деятельность предприятий в рамках ВТО, в принципе разрешены, но являются наказуемыми так называемые специфические субсидии, ограниченные: предприятием или группой предприятий; промышленным сектором или группой секторов; определенным географическим регионом.
Важнейшим институциональным изменением в российской экономике, которое практически неизбежно при вступлении страны в ВТО, является уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы, сближение их с уровнем мировых цен, что вызовет неизбежный рост затрат в производстве, особенно в энергоемких отраслях. Следствием этого станет снижение ценовой конкурентоспособности на экспортируемую продукцию[2].
Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. К тому же неизбежное снижение внутреннего потребления подорожавших энергоресурсов негативно отразится на развитии национальных производств, вызовет ускорение темпов инфляции. Данные изменения в экономике страны, естественно, коснутся и малых предприятий, так как прогнозируемое подорожание энергоносителей и транспортных тарифов, безусловно, скажется на рентабельности хозяйственной деятельности большинства из них.
Еще одним фактором, который скажется на развитии российского предпринимательства, станет изменение значительного числа действующих ныне нормативных правовых актов и приведение их в соответствие с нормами ВТО. Комплексное изменение действующего законодательства без должного информационного освещения со стороны государственных структур, а также без организации бесплатных консультационных служб может привести к самым негативным последствиям, в первую очередь, для фирм, которые до сих пор функционируют в сфере теневой экономики.
Следует подчеркнуть, что ключевое изменение в сфере управления экономическими процессами в России, которое последует вслед за вступлением страны в ВТО, коснется тарифного и нетарифного регулирования торговли. Данное обстоятельство приведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке и критически обострит и без того серьезную для российской экономики проблему изношенности основных фондов. Кроме того, возможным является снижение уровня экономической безопасности. Важнейшим институциональным изменением, прогнозируемым большим числом экспертов, является сохранение ныне существующей сырьевой структуры экспорта, чему будет способствовать отмена льгот, предоставляемых действующим законодательством для предприятий-экпортеров. Одновременно уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в производстве, особенно в энергоемких отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности на экспортируемую продукцию.
В данных условиях, в связи с имеющейся отраслевой и функциональной спецификой малого бизнеса нашей страны, экономическая деятельность малых предприятий столкнется с целым рядом угроз. В обобщенном виде их можно представить как повышение рисков существования, то есть опасности вытеснения отечественных предпринимателей даже из тех секторов экономики, где малый бизнес до настоящего момента считался весьма конкурентоспособной формой организации частного предпринимательства. Данная опасность тесно связана и с угрозой повышения производственных издержек, как для предприятий реального сектора экономики, так и для предприятий непроизводственной сферы.
В соответствии с позицией стран-членов ВТО, низкие цены на газ и электричество внутри России – форма скрытого субсидирования российских производителей, благодаря которому российские экспортеры получают «нечестное» преимущество перед конкурентами. Для большинства малых предприятий повышение цен в сырьевом секторе может сыграть роковую роль и предопределить их банкротство, либо переход в «теневой» бизнес [6]. Таким образом, в целом можно говорить о формировании угрозы снижения конкурентоспособности малых предприятий, тем более что ниши, занимаемые малым бизнесом, характеризуются в силу его производственной специфики легкостью проникновения в них конкурирующих предприятий. Возможное вследствие этого разорение малых предприятий повлечет за собой крайне негативные социальные сдвиги. Малые предприятия, которые в данный момент являются местом работы и постоянным источником дохода 13% (16%) граждан России, могут потерять свое значение важнейшего «работодателя» страны, что, по сути дела, является одной из основных социальных функций этого бизнеса [3; 6].
Также, одной из возможных опасностей либерализации внешней торговли может оказаться увеличение налогового бремени, которое в настоящее время является для малого бизнеса и без того основным сдерживающим фактором в его развитии. Возникновение и реализация данной угрозы связаны с возможным снижением бюджетных поступлений от экспорта в результате отмены экспортных пошлин, а также в связи со снижением импортных тарифов, что увеличит налоговую нагрузку на обрабатывающий сектор экономики. Прогнозируемое увеличение налогового бремени может спровоцировать увеличение доли «теневых» малых предприятий с одной стороны, и уменьшение их конкурентоспособности с другой.
4. Перспективы для малого бизнеса России при вступлении в ВТО
Безусловно, при вступлении России в ВТО возникает и ряд возможностей для малых предприятий, которыми они не обладают в настоящее время. В первую очередь, такие возможности открываются для предприятий производственного сектора, выпускающих продукцию с высокой степенью переработки или высокотехнологичную продукцию. Перспектива роста данной группы фирм обусловлена тем, что основные тарифные уступки со стороны ВТО предоставляются именно этим товарным группам. К сожалению, данная компонента внешнеторгового баланса России непозволительно мала, а доля малых предприятий в торговле высокотехнологичной продукцией составляет в настоящее время не более 2–5 процентов [3]. Вместе с тем, для малых предприятий, обладающих большой гибкостью и повышенными адаптационными способностями к меняющимся внешним условиям, преимущества, предоставляемые ВТО производителям данной группы товаров, могут стимулировать рост малых предприятий в высокотехнологичных отраслях. В этом смысле конкурентное преимущество отечественного рынка труда, который обладает высококвалифицированными трудовыми ресурсами, может предопределить успех малого бизнеса, специализирующегося в указанных отраслях.
Неочевидным, но, тем не менее, важным шансом для малых предприятий может стать возможность развития цивилизованной конкурентной среды, создание которой при вступлении России в ВТО обусловлено приведением отечественной нормативной правовой базы в соответствие с правовым фундаментом ВТО. Напомним, что нормативные акты ВТО регламентируют основополагающие принципы коммерческой и торговой деятельности, в частности, режима наибольшего благоприятствования, национального торгового режима, прозрачности торговых норм, которые направлены на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности [5].
Данное преимущество может стать своего рода внешним фактором поступательного развития малого предпринимательства и особенно фирм, действующих в сфере услуг и торговли. Формирование цивилизованной конкурентной среды также ослабит подверженность экономической политики государства отраслевому лоббизму, будет способствовать выстраиванию открытых и прозрачных правил взаимодействия государства и отечественного бизнеса.
Одновременно в рамках правил ВТО Россия получает для себя права (а также конкретный механизм их реализации) на защиту от несправедливой конкуренции, от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Россия получит возможность реализовывать это право посредством использования специального механизма ВТО – Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров – достаточно эффективного, как показала практика его применения. Другими словами, вступление в ВТО – это получение доступа к международному механизму разрешения торговых споров, что предоставляет дополнительные возможности для создания цивилизованной конкурентной среды для малых предприятий, действующих во всех отраслях российской экономики [5; 6].
Это тем более важно в связи со слабостью, а порой и противоречивостью нормативной базы, регулирующей правоотношения в сфере малого бизнеса, что приводит к произволу чиновников и чрезмерному давлению различных контролирующих органов на малый бизнес. Многие специалисты давно указывают на необходимость изменения таможенного законодательства и создания соответствующей системы судопроизводства, включающей такие элементы, как третейские суды, примирительное производство, коммерческие суды, в которых, в частности, могли бы рассматриваться споры предпринимателей с таможней.
Наконец, улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли будет способствовать не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию транснациональных российских компаний, расширению возможностей их инвестирования за рубежом и, в результате, упрочению конкурентных преимуществ российской экономики.


Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II // Система «Консультант +» – Справочно-правовая система. Санкт-Петербургский выпуск, 2007.
2. Ансофф И.К. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 2003. – 356с.
3. Грязнова А. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. Институт комплексных стратегических исследований. – М., 2003. – 238 с.
4. Крутик А.Б., Решетова М.В. Основы предпринимательской деятельности – М.: Академия, 2007 – 320 с.
5. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер.с франц. – СПб.: Наука, 1996. – 374 с.
6. Enhancing the Competitiveness of SMES in Transition Economies and Developing Countries in the Global Economy and Their Partnership with SMES of OECD Countries. // Conference for Ministers Responsible for SMES and Industry Ministers. Bologna, Italy, 14–15 June 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия