Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Рейнгольд Е. А.
доцент Международной академии оценки и консалтинга(г.Москва),
кандидат экономических наук


Факторы экономики знаний в обеспечении конкурентоспособности предприятий
Статья посвящена особенностям конкурентоспособности предприятий в условиях формирующейся экономики знаний и распространения новых форм ведения бизнеса, развития сетевых, виртуальных и глобальных бизнес-структур. Анализ зависимости конкурентоспособности предприятия от умения использовать ресурсы знаний, проведенный в данной статье, показал значение управления конкурентоспособностью на основе развития научно-методического аппарата, инструментов и механизмов, выделения приоритетных факторов конкурентоспособности
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, экономика знаний, фактор конкурентоспособности, механизм конкуренции, конкурентная стратегия

1. Методологическое содержание понятия конкуренции и конкурентоспособности и морфология рынка
Понятия конкуренции и конкурентоспособности широко исследованы, но продолжают активно рассматриваются в научной литературе. Это обстоятельство отражает признаваемую сложность данного предмета и управления им как явлением экономики. Отношения между субъектами экономики, складывающиеся в процессе конкуренции, отличаются такими характерными чертами, как многоуровневость, многоаспектность, обусловленность множеством факторов. Поэтому развитие научного знания о данном предмете, а также развитие исследований в области изучения конкурентоспособности продолжает ставить перед учеными новые проблемы.
В основе анализа конкуренции и конкурентоспособности находится обширный научно-понятийный аппарат. В его структуру включены базовые экономические категории, теории организации, менеджмента, стратегического управления, морфологии рынка. Но разработка теории конкурентного экономического поведения пока не может считаться завершенной. Конкуренция исследуется и как один из аспектов удовлетворения конкретных потребностей, и как борьба за потребности, или за свободные ресурсы потребителя – деньги, время, внимание и проч. Кроме того, множество практических задач, возникающих в области принятия решений, предъявляет требования к разработке проблем, связанных с вопросами обоснования принимаемых решений.
Например, исследование свойств товара, сопровождаемое изучением свойств потребителей, может дать обширный аналитический материал для решений в сфере укрепления конкурентных позиций. В их числе – выделение целевых сегментов потребителей и их предпочтений, позиционирование товара, качественные и количественные характеристики товара для целевых групп и проч.
По вопросу об определении самого понятия конкуренции также пока не сформировано единой позиции, можно говорить лишь о распространенных подходах. Конкуренция понимается и как соперничество, направленное на приобретение устойчивых конкурентных преимуществ – активов, знаний, предпочтений покупателей, и как элемент рыночного механизма, и как критерий типа рынка (монополия, олигополия, монопсония и проч.)[9].
Конкуренцию действительно можно рассматривать в контексте всех составляющих: в этой форме экономических отношений можно обнаружить элементы как состязательности, так и соперничества, а в совокупности объясняющих процессы конкуренции категорий найти инструменты для описания типов рыночных структур, а также отдельных механизмов и элементов рынка.
Конкуренция – не синоним состязательности, но элемент состязательности на рынке как правило присутствует. Конкуренция – элемент рыночного механизма, но не всякое общество есть рынок. Таким образом, все подходы отчасти справедливы, тем не менее, требуется выстроить систему соотношений различных понятий конкуренции и наметить границы их применимости.
Представляется, что может быть предложено следующее соотношение понятий. На самом общем уровне, безотносительно типу общественного производства, присутствует поведение экономического агента в условиях ресурсных ограничений, что порождает борьбу за ограниченный ресурс – за натуральное сырье, источники энергии, за рынки сбыта, за долю ранка, за внимание потребителей и т.д.
Борьба за ограниченные ресурсы применительно к типу общественного производства принимает форму модели поведения экономических агентов, а поведение, в свою очередь, определяет тип рынка, его строение, или морфологию. Типы строения рынков известны – это монополия, олигополия, монопсония и проч. (по Штакельбергу), или – совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия и т.д. (по Чемберлину и Блейну).
Конкуренцию также совершенно справедливо можно трактовать как элемент рыночного механизма, но для частного типа рынка, для рыночной экономики А.Смита. Изменение типа экономики или типа рынка приводит к трансформации элемента рыночного механизма – иначе говоря, конкуренция как механизм может менять свою природу.
На уровне отдельных экономических агентов – предприятий, организаций – модели конкуренции проявляются в различных формах реакции на рынок – соперничество, взаимодействие, сотрудничество. Соперничество выступает не как модель поведения, а как конкретное поведение. При этом соперничество не является единственно возможным вариантом рыночного поведения, а представляет собой лишь одну из возможных моделей, вообще говоря, разных для разных структур, или морфологий рынка.
В обобщенном виде характеристика конкуренции представлена в табл.1.
Таблица 1
Характеристика конкуренции в зависимости от уровня и аспекта рассмотрения
Примечание: разработано на основе: [4; 11; 13]
Как и конкуренция, конкурентоспособность также является многоплановым явлением – можно говорить о конкурентоспособности товара, услуги, процесса (в сфере производства, логистики, менеджмента и проч.), предприятия, региона, страны. В соответствии со спецификой объектной области конкурентоспособности инструментарий изучения также будет различен. В частности, при определении понятия конкурентоспособности по отношению к отдельному товару наилучшими методами исследования можно признать такие, как квалиметрия маркетинг. При исследовании конкуренции в осуществлении бизнес-процессов следует ориентироваться на измерение эффективности процессов. По отношению к предприятию наилучшим методом исследования будет характеристика качества управления, оценка его финансового состояния. По отношению к региону, территории – аспекты инвестиционной привлекательности, уровня социально-экономического развития.

2. Влияние информационной экономики на содержание и факторы конкуренции

Изменение структуры экономики, рост открытости национальных хозяйств под воздействием процессов глобализации, постепенная трансформация хозяйственных процессов сторону формирования экономики знаний приводит к изменению содержания конкуренции и конкурентоспособности. Среди факторов, влияющих на содержание и на механизмы управления процессами конкурентоспособности, наибольшее значение имеют изменении структуры цен, природы стоимости, рост виртуальной составляющей в товаре и в цене товара и рост значения быстрой подготовки, регулярной переподготовки и адаптации персонала.
Отметим, что в современном ценообразовании имеет место процесс снижение доли «простых», материальных ресурсов при параллельном возрастании доли различных компенсаций – за программное обеспечение, разработку проектов, действие финансовых рынков, торговые марки и проч. Происходят изменения в содержании и расстановке акцентов в самих составляющих цены. Так, реклама выступает преимущественно не как информирование о свойствах товара, а как средство обеспечения внимания (распространение имиджевой рекламы, элементов провокации, эпатажа). Все это оказывает существенное влияние и на изменение характера конкурентных отношений.
Одним из элементов современной конкурентной стратегии является способ защиты от воздействия конкуренции. Классическая стратегия – это концентрация на возведении барьеров самого разного плана: таможенных, финансовых, информационных, барьеров качества, цены и т.д. Это стратегия защиты также претерпевает изменения. Однако в условиях информационной экономики для компаний, ориентированных на динамическое инновационное развитие, конкурентоспособность заключается уже не в возведении барьеров, а скорее, в скорости осмысления изменений и опережении рынка, или, по выражению компании McKinsey, в степени «широты кругозора»: «Напротив, стратегия, базирующаяся на «широком кругозоре», сосредотачивается на создании объемной красочной картины настоящего и будущего, которая дает энергичным сотрудникам высокую степень свободы и гибкости для поиска своего шанса»[3].
Таким образом, содержание конкуренции и конкурентоспособности переосмысливается, на что непосредственно оказывает влияние распространение новых форм ведения бизнеса и разнообразных структур – сетевых, виртуальных, глобальных, формирование экономики знаний.
Знания становятся более важным фактором экономического развития по сравнению с традиционными факторами конкурентоспособности – трудом и капиталом. Все большая доля прироста валового внутреннего продукта (ВВП) приходится на долю новых знаний, превращенных в технологии, оборудование, продукцию. Темпы роста производительности труда и экономического роста определяются научно-техническим развитием, скоростью появления и распространения инноваций, качеством человеческого капитала. А эти факторы, в свою очередь, зависит от инвестиций в знания и от развитости инфраструктуры знаний.
Возможность характеристики современного хозяйства как экономики знаний обусловлена множеством трансформационных процессов. Относительная значимость природных ресурсов и труда по их переработке в современном обществе уменьшается и напротив, увеличивается значимость новых факторов экономической деятельности – разработки и создания продуктов как новых объектов рынка, создания новых материалов, технологий, видов оборудования и т.д.
В цене товара компенсируются не только непосредственно природные ресурсы, или сырье, используемое в производстве, но и во все большей мере – затраты на вывод продуктов на рынок, в т.ч. в форме выплат владельцам интеллектуальной собственности разного рода лицензионных отчислений [14].
Затраты на информацию в себестоимости продукции и ее цене – это не только плата за программное обеспечение и коммуникационные технологии: это и формы организации бизнеса – например, широко распространенный в международной практике франчайзинг. В цене и других характеристиках товара начинают преобладать не «традиционные компоненты», или традиционные факторы производства, а новые компоненты и факторы, обусловленные процессами потребления и производства информации – факторы прошлого труда, виртуальной, интеллектуальной, инфраструктурно-коммуникационной составляющих. Эти структурные изменения позволяют сделать предположение об изменении характеристик конкуренции. Сегодня конкурентоспособность не ограничивается текущим трудом или доступом к природным и финансовым ресурсам, но обязательно включает также ранее созданные интеллектуальные продукты – реальные технологии, виртуальные продукты, имиджевые торговые марки и проч.
Вместе с тем нельзя утверждать, что доступ к дефицитному сырью становится все менее значимым фактором конкурентоспособности. Здесь одновременно присутствуют две разнонаправленные тенденции – во-первых, рост доли внересурсных факторов, во-вторых, ресурсные ограничения становятся более жесткими. Роль ценовой конкуренции также снижается, так как она значима для рынков «простых» товаров (однородных товаров с небольшим количеством характеристик и устоявшимися способами использования). На рынках дифференцированных, сложных, уникальных, быстро меняющихся товаров ценовая конкурентоспособность сменяется имиджевой, качественной, основанной на индивидуализированном сочетании потребительских качеств продукции. Кроме того, сложные товары изначально «монополизированы» тем, что вход на рынок для них, как правило, затруднен.

3. Изменение характера конкурентных стратегий в условиях формирования экономики знаний

Изменение факторов конкурентоспособности меняет конкурентные стратегии. В условиях технологического усложнения и роста «научно-технической нагруженности» большинства современных товаров начинается распространение модели модифицированной конкуренции – так называемой «коопкуренции» (в западной практике – coopetition [17]. Появление этого нового термина обязано игре слов: competition – конкуренция и cooperation – сотрудничество; «кооперация». По своему смыслу, в этом понятии находит отражение своего рода философия «просвещенного эгоизма», заключающаяся в совместном расширении рынка потенциальными конкурентами для того, чтобы создать себе просторное «поле» для реального соперничества. Примером такого конкурентного сотрудничества в сфере самолетостроения является конкуренция на уровне выбора концептуального решения с последующей реализацией различных форм поддержки того производителя, чьи идеи не прошли отбор.
Контроль над природными и финансовыми ресурсами уступает приоритет владению и контролю над интеллектуальными и нематериальными активами – результатам научно-технических разработок, финансовой и торговой инфраструктуре, глобальным сетевым структурам, системе продвижения продукции на рынки, торговым маркам и т.п [14].Например, такая характеристика товара, как «обеспечивается рекламной поддержкой на федеральном уровне» является значимым аргументом в коммерческих переговорах.
Эти процессы осмысливаются и в прикладных и теоретических публикациях, и в бизнес-литературе. Например, известные экономисты, профессора Стокгольмской школы экономики Й. Риддерстрале и К. Нордстрем в книгах, ставших международными бестселлерами – «Бизнес в стиле Фанк», «Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества» пишут о конкуренции посредством уникальности, неповторимости, о власти интеллектуального капитала.
Изменения в содержании конкуренции и конкурентоспособности проявляются в изменении организационных и институциональных механизмов, межуровневого взаимодействия экономических агентов.
Модель конкурентного поведения на уровне участников рынка определяется количеством потребителей и поставщиков, степенью сложности входа и присутствия на рынке, типом адаптации к рыночным условиям. Следует также учесть не только состав участников, но и уровни взаимодействий. Кроме того, формирующаяся экономика знаний модифицирует взаимоотношения участников рынка – помимо взаимоотношений «масштаба» (число участников, стоимость вхождения), все более значимыми становятся факторы, связанные с динамическими компетенциями. Появляется «интеллектуальная стоимость вхождения» – корректировка параметров отраслей вследствие создания и распространения инновационных идей. Например, новые для рынка России рекреационные парки могут скорректировать сегмент индустрии развлечений и свободного времени.
В настоящее время можно заметить новые ресурсы, становящиеся предметом конкуренции, как и новые формы конкуренции. Например, усиливается борьба за внимание потребителей. Состязательность, проявляющаяся как борьба за доступ (за ограничение доступа) к материальным, финансовым ресурсам дополняется борьбой за ресурс внимания. В тех случаях, когда материальный, вещественный состав продуктов мало отличается, отличия концентрируются во внимании, которое потребитель уделяет продукту, в этом проявляется «экономика внимания».
На рынке труда новые формы приобретает конкуренция за персонал, сотрудников. В этой сфере конкуренции материальные стимулы начинают уступать приоритет мотивации на самореализацию, интерес, команду. Управление конкурентоспособностью в этой сфере предстает как «управление успехом», т.е. представлений человека о своей успешности в соотношении с определенной деятельностью, компанией.
Отдельной новой формой является конкуренция за компетенции. Требуется не только обладание определенными компетенциями, но и построение баз знаний и управления системами знаний. Одной из специализированных сфер деятельности в этом направлении является консалтинговая деятельность и бизнес-образование. В сфере конкуренции за новые знания и инновации конкурентоспособность инноваций проявляется как свойства инноваций, значимые для потребителя.
Интересным знаком современности явилось также появление конкуренции за виртуальную территорию за виртуальную территорию.
Помимо обозначения ресурсов, которые являются предметом конкуренции, следует также охарактеризовать механизмы управления конкурентоспособностью в разных контекстах – с точки зрения интересов экономических субъектов, организационно-институциональных условий, технических и технологических параметров. Данная характеристика приводится нами в таблице 1, применительно к разным уровням экономической системы.
Таблица 1
Механизмы управления конкурентоспособностью
Примечание: разработано на основе: [1;.10; 12].
Отметим среди тенденций с сфере формирования конкурентных стратегий в условиях информационного общества такую интересную новую форму поддержки конкурентоспособности и одновременно определенной альтернативы накопления множества компетенций, как развитие консалтинга. Современный консалтинг превращается в высокоэффективный инструмент формирования и сопровождения компетенций. Распространенной задачей этого бизнеса становится сопровождение инновационных (инновационных в широком смысле – организационных, инженерных и технологических решений, бизнес-идей, стратегий.[8]). Новые управленческие задачи расширяют предметную область консалтинга в сторону организации и управления процессами внедрения новаций в практику, т.е. в сторону поддержки конкурентоспособности предприятий.
Новыми организационными формами, оказывающими влияние на конкурентоспособность, становятся также предприятия с разной степенью виртуализации границ – временные проектные группы; предприятия, образующие цепочки, т.е. предприятия с переменной структурой. Этот процесс отличается рядом противоречий, т.к. одновременно с гибкой структурой на рынке востребованы компании с историей, сложившейся репутацией и именем, с подтвержденными компетенциями (например, в ситуациях с объявленными тендерами). В этих ситуациях формируется компания – системный интегратор, организующая работу проектных групп и творческих коллективов.

4. Заключение

Активное развитие и распространение новых форм ведения бизнеса и разнообразных структур – сетевых, виртуальных, глобальных – закономерно трансформирует содержание процесса конкуренции, увеличивают зависимость конкурентоспособности предприятия от умения использовать ресурсы знаний. Факторами обеспечения конкурентоспособности становятся все чаще не материальные активы, а люди как носители компетенций – знаний, идей и организации как носители компетенций – организационных структур, динамических способностей, систем управления. Роль собственно операционной деятельности как фактора конкурентоспособности снижается (в том числе в части географической компоненты), более важными становятся организационные, финансовые, маркетинговые аспекты, коммуникации, информационное взаимодействие, логистика.
В настоящее время происходит усиление конкуренции за компетенции и идеи, что является одной из черт экономики знаний. Консалтинговая и образовательная деятельность выступают инструментами роста конкурентоспособности предприятий. Приоритет отдается «готовым специалистам», что способствует росту рынка обучения, бизнес-образования, использования консалтинговых услуг. Экономика знаний выступает одновременно и базой, и инфраструктурой конкурентоспособности, т.к. знания преобразуются из дополнительного конкурентного преимущества в основу создания новых продуктов и спроса на них.


Литература
1. Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. – 2005. – № 4. – С.75–86.
2. Бирбраер Р.А., Альтшулер И.Г.Основы инженерного консалтинга. Дело – 2005. – 207 с.
3. Койн К., Буарон Р.,.Фостер Р, Бхайд А. Как превзойти конкурентов // Вестник McKinsey – 2002. №1– http://www.mckinsey.com/russianquarterly
4. Конкурентоспособность России в условиях «новой экономики»: сб. науч. работ / Под ред. Д.Н. Землякова, Т.Н.Леоновой; Университет упр. – М., 2005.
5. Макализ Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация. – М.: Бином. 2007. – 695 с.
6. Макаров В.Л. Экономика знаний как социокультурный феномен. Сер. «Философская панорама начала XXI века» // Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Изд-во РАГС, 2006 – 28 с.
7. Методологические проблемы интегрированного консалтинга: Антология. – М.: Изд-во: Кватро-Принт, 2006. – 320 с.
8. Рубан О. Убить противоречие // Эксперт – 2007. – №48. – С.80–85.
9. Салихова Я.Ю., Светуньков С.Г. Формирование маркетинговых стратегий в условиях конкуренции. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 143 c.
10. Светуньков С.Г. Информационное обеспечение управление конкурентоспособностью // Бизнес и банки. – 2004. – № 1
11. Туманова Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода /МГУ им. М.В. Ломоносова. Экон. фак. – М.: ИНФРА, 2007.
12. Черников А.А. Планирование развития конкурентоспособности предприятия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. – 2007. – №3. – С. 57–66.
13. Шпотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления – 2001 – №3.
14. Явлинский Г.А. Перспективы России. – М.: ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ, 2006. – 143 с.
15. Ten steps to maturity in knowledge management: lessons in economy / J. K. Suresh – Oxford: Chandos publ., 2006. – XXI, 222 с.
16. http://en.wikipedia.org/wiki/Coopetition
17. http://en.wikipedia.org/wiki/Coopetition, http://mayet.som.yale.edu/coopetition/index2.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия