Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (27), 2008
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Корнев Г. Н.
и.о. заведующего кафедрой экономики Ивановской сельскохозяйственной академии им. академика Д.К. Беляева,
кандидат экономических наук, доцент


Биоголографический закон и имитация материального производства в экономических системах
На различных уровнях экономических систем в сознании специалистов создается объемное («биоголографическое») отражение материального производства, которое непосредственно осуществляется только в пределах предприятий. Это отражение формируется с использованием категорий и показателей, исторически сложившихся в процессе развития товарного обмена. В статье рассмотрено проявление биоголографического закона при создании теорий трудовой и потребительной стоимости.
Ключевые слова: затраты, выгода, стоимость, прибавочная стоимость, потребительная стоимость, товарное производство, товарный обмен

В № 2 настоящего журнала за 2008 г. была опубликована статья «Биоголографический закон и достоверность научной имитации экономических систем». Настоящая публикация является ее продолжением.
Биоголографический закон свидетельствует, что в сознании людей создается объемное («биоголографическое») отражение окружающего мира [7, С. 30]. Так, в многоуровневых экономических системах в сознании специалистов возникает отражение материального производства, непосредственно осуществляемого в пределах предприятий.
На рис.1 разные уровни экономических систем представлены как своеобразные «зеркала», в которых отражается материальное производство, осуществляемое на первом уровне. Оно имитируется при помощи используемых категорий и показателей системой взглядов и представлений специалистов. При этом специалистами широко используются стоимостные категории, которые исторически сложились в процессе развития товарного обмена.
С появлением системы товарно-денежных отношений люди, занятые материальным производством, овладевали искусством учитывать свои издержки и выгоды. Они издавна определяли денежную выручку, получаемую от реализации своих товаров, и учились рассчитывать связанные с получением этих товаров затраты – трудовые и материальные. При этом издержки сначала определялись непосредственно в вещественной форме, а затем их стали рассчитывать на основе рыночных цен на ресурсы, с тем, чтобы сравнивать с выгодами, доходами. Так в процессе развития товарного производства в обиходе постепенно появились такие категории, как производительность труда, материалоемкость и себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Параллельно возникли и соответствующие им численные характеристики – экономические показатели.
Рис. 1. Проектирование процессов материального производства в виде биоголографических отражений

Условные обозначения: 1 – уровень подразделений предприятий (здесь осуществляются процессы материального производства);
2 – уровень предприятий;
3 – региональный уровень (уровень организаций);
4 – макроэкономический уровень (уровень отраслей национальной экономики);
5 – наука, экономические теории.

Изучая связь затрат и выгод, экономисты и предприниматели, несомненно обращали внимание на связь различных показателей. Не учитывая эту связь, невозможно было бы, например, на основании рыночных цен и объема реализованных товаров определить предполагаемую выручку. А с учетом собственных издержек – и рассчитать возможную прибыль. С развитием экономической науки предприниматели, вероятно, учились отвечать и на более сложные вопросы. Например, сколько средств необходимо вкладывать в производство, чтобы получить максимально возможную прибыль, или чтобы обеспечить максимальный уровень рентабельности.
В настоящее время в процессе учета, анализа и планирования принимается во внимание приведенная на рис. 2 система зависимостей, которая последовательно сформировалась в процессе развития товарного обмена.
На рисунке видно, что использованные материальные и трудовые ресурсы, затраты, особенности технологии и принципов организации производственных процессов влияют на количество произведенной продукции, обусловливают производственную и полную себестоимость продукции. Полная себестоимость продукции, а также условия ее реализации влияют на показатели доходности производства.
Эти зависимости и образующие их категории, а также экономические показатели появляются в любой отрасли товарного производства на большинстве уровней управления – от уровня предприятий до общеотраслевого (уровня отраслевого министерства). Описанную систему зависимостей можно «развернуть» на любом горизонтальном уровне экономической системы, которая схематически представлена на рис.1. Так проявляется на разных уровнях экономических систем закон биоголографического отражения, известный также как закон подобия [7, С. 30]. Факт исторической обусловленности возникновения этих категорий и показателей целесообразно принимать во внимание при исследовании биогологрофической имитации экономических систем.
Рис.2. Горизонтальные связи в экономических системах

Все происходящее в экономических системах издавна представляло предмет пристального внимания представителей экономической науки. Отражение материального производства в возникших с развитием товарного обмена экономических категориях затем зеркально проецировалось в восприятии ученых и в создаваемых ими макроэкономических теориях. Исторически сложившуюся систему показателей и категорий они интерпретировали с точки зрения логики протекающих в материальном производстве процессов.
Что представляют собой издержки материального производства? Как можно интерпретировать с точки зрения реально происходящих вещественных явлений прибыль от реализации товара? Вот вопросы, на которые экономическая теория издавна пыталась найти ответы. Так были созданы частично противоположные друг другу теории трудовой и потребительной стоимости.
В попытке объяснить исторически сложившиеся понятия издержек и выручки, классики экономической теории не могли не обратить внимания на то, что на изготовление любого товара затрачивается человеческий труд – как настоящий, живой, так и прошлый, овеществленный. Этот труд как бы «кристаллизуется» в изготовленном в конечном итоге предмете, становящемся затем товаром. Следовательно, накопление затрат в длинной цепи товарного обмена, которая в конечном итоге приводит к изготовлению этого нового предмета, находит зеркальное отражение в процессе накопления или «кристаллизации» трудовых издержек. Об этом свидетельствует теория трудовой стоимости [например, 3].
Рис. 3. Связи ряда категорий экономической теории

Сторонники теории потребительной стоимости [например, 2] не менее уверенно утверждают, что весь предшествовавший изготовлению предмета длительный процесс товарного обмена был бы невозможен, если бы продаваемые и приобретаемые изделия не имели бы ни какой полезности для потребителей. Следовательно, важнейшим фактором стоимости товаров является их полезность, или способность удовлетворять определенные запросы и потребности. Полезность, таким образом, предстает как элемент последующего производства и как предмета личного потребления.
Являясь биоголографическим отражением реально происходящих в экономических системах процессов, все экономические теории имеют определенную степень адекватности. При этом макроэкономические теории адекватны в наименьшей степени. Истина, как правило, лежит где-то посередине. Можно отметить только, что когда предприниматель оценивает издержки производства, он воспринимает их как что-то близкое к совокупным затратам живого и овеществленного труда на изготовление товара. А когда изучается возможность реализовать товар и получить за него определенную выручку, в большей степени принимается во внимание его полезность для потенциальных потребителей. Следовательно, как экономическая категория, трудовая стоимость товара имеет отношение больше к процессам непосредственно производства, в то время как потребительная стоимость – к реализации изделий. При этом трудовая стоимость в большей степени адекватна понятию производственных издержек, в то время как потребительная стоимость – цене реализации товара.
И если принять эти положения, то можно представить, что исторически сложившаяся система категорий товарного обмена, отражающая реально происходящие в экономических системах материальные явления и процессы, затем была биоголографически спроектирована экономическими теориями в систему связей, представленную на рис. 3. Эта система связей может быть «развернута» на вертикальной панели 5 рисунка 1.
Хорошо видно, что затраты живого и овеществленного труда определяют количество произведенного общественного продукта. Его трудовая стоимость зависит от количества воплощенного в нем совокупного труда.
Для того, чтобы созданный продукт был пригоден для обмена и потребления, то есть стал товаром, необходимо, чтобы он мог удовлетворять человеческие потребности. Эта способность формирует его потребительную стоимость.
На потребительную стоимость товара влияют различные условия, важнейшим из которых является, конечно, труд. Но автор теории трудовой стоимости – Маркс – не рассматривал его в качестве единственного фактора. Так, классик писал: «Труд не есть источник всякого богатства. Природа в такой же степени источник потребительных стоимостей (а из них-то ведь и состоит вещественное богатство), как и труд, который сам есть лишь проявление одной из сил природы…» [4, С. 9].
На приведенной схеме трудовая стоимость товара представлена как фактор потребительной стоимости. При этом, когда товар рассматривается в своей конкретной вещественной форме, он «предстает как непосредственное единство обеих [форм стоимости]» [8, С. 548].
Продукт, не имеющий ценности для потребителей, не будет приобретаться на рынке и, соответственно, не будет оплачиваться. В переведенной с немецкого языка популярной «Большой книге по экономике» глава «Удивительно, что только не влияет на цену» начинается словами: «У всех людей есть потребности. Они должны есть, пить, чтобы сохранить жизнь. Им нужна крыша над головой, чтобы укрыться от зноя, холода и дождя. Во всех этих потребностях заложены новые желания, как только будут удовлетворены основные: вместо хлеба и воды люди предпочтут мясо, овощи и вино. При свободной конкуренции фирмы постоянно реализуют лишь то, что людям нужно. На рынке люди реализуют свои желания» [1, С. 2].
Эти слова, заимствованные из популярного западного издания, мы привели, чтобы показать, что и в мире рыночной экономики потребности людей рассматриваются как главное условие рыночной цены. Спрос и предложение, которые иногда рассматривают как главные ее факторы, имеют меньшее значение. И в этом современные сторонники свободного рынка солидарны с основоположником пролетарской политической экономии. К. Маркс писал: «Предложение и спрос регулируют только временные колебания рыночных цен. Они могут объяснить, почему рыночная цена товара поднимается выше его стоимости или падает ниже его стоимости, но они никак не могут объяснить, самое эту стоимость…. Поэтому при исследовании природы этой стоимости нам нет никакого дела до временных воздействий предложения и спроса на рыночные цены» [5, С. 45]. Правда, Маркс писал здесь о стоимости трудовой.
В четвертом томе «Капитала» К.Маркс называл прибыль «весьма превращенной формой, которую принимает прибавочная стоимость» [6, С. 6]. Поэтому можно предполагать, что товар, изготовление которого не требует больших трудовых издержек, но который всегда находит своего потребителя, выгоден для своего производителя в условиях товарного обмена. Разница между потребительной стоимостью товара и затратами совокупного труда на его производство формирует его прибавочную стоимость. На уровне предприятий она может рассматриваться как индивидуальная прибавочная стоимость, так как на нее влияют индивидуальные условия предприятия и рынка.


Литература
1. Большая книга по экономике / Пер. с нем. В. Готфрида. – М.: ТЕРРА, 1997. – 736 с.
2. Василевский А.К. Потребительная стоимость: качество, цена, спрос. – Киев; Донецк: Вища школа. Головное изд-во, 1988. – 158 с.
3. Коган А.М. Деньги, цена и теория трудовой стоимости (Новая парадигма теории трудовой стоимости). – М.: Финансы и статистика, 1991. – 224 с.
4. Маркс К. Замечания к программе Германской рабочей партии. В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произведения в 3-х т. Т. 3. – М.: Политиздат, 1979. – С. 9–28.
5. Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произведения в 3-х т. Т. 3. – М.: Политиздат, 1979. – С. 28–80.
6. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»). Ч.1. – М.: Политиздат, 1978. – 476 с.
7. Огнивцев С.Б., Сиптиц С.О. Моделирование АПК: теория, методология, практика. – М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. – 280 с.
8. Энгельс Ф. Маркс К. К критике политической экономии. В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произведения в 3-х т. Т. 1. – М.: Политиздат, 1979. – С. 539–548.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия