Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ворона-Сливинская Л. Г.
докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Особенности стратегического планирования развития отраслей промышленности

В условиях возрастания уровня неопределенности экономических процессов и обострения конкуренции все большее значение приобретает стратегическое планирование хозяйственной деятельности на различных структурных уровнях российской экономики. Стратегическое планирование на отраслевом уровне имеет как общие, так и особенные черты, связанные со спецификой отрасли и влиянием внешней среды бизнеса. К общим чертам стратегического планирования отраслей промышленного комплекса можно отнести следующие моменты:
– генерирование группой высококвалифицированных менеджеров на отраслевом и локальном уровнях стратегического видения отраслевых структур, выражающегося в формулировании оптимистического представления об экономическом, финансовом, инновационном, информационно-управленческом, социальном развитии отрасли в средне- и долгосрочном периоде;
– определение предназначения (миссии) отрасли, раскрывающее функциональную направленность ее текущей деятельности и долгосрочного развития с обоснованными предположениями о возможных изменениях объемов и диверсификации промышленного производства;
– формулирование стратегической цели долгосрочного развития отрасли, выражающей ресурсообеспеченное достижение оптимальных экономических, социальных, финансовых результатов, соотнесенных с затратами в условиях нестабильной внешней и внутренней среды;
– проведение анализа влияния макро- и микросреды на развитие отрасли промышленного комплекса с установлением ключевых факторов успеха * технологического, производственного, маркетингового, управленческого, информационного характера;
– формирование обобщающей (базовой) и частных (функциональных) стратегий экономической, инновационной, финансовой, структурно-организационной, маркетинговой деятельности в целях противодействия негативным воздействиям внешних и внутренних факторов;
– мониторинг и контроль поэтапного осуществления стратегического плана в связи с изменениями состояния макро- и микросреды, корректировка состава функциональных и общей стратегий, включая замену частных стратегий в случае их неспособности к нейтрализации действия негативных факторов.
Технологические процедуры стратегического планирования, общие для отраслей промышленности и народного хозяйства, на наш взгляд, должны найти логико-вербальное отражение в стратегическом плане с указанием количественных и качественных сторон развития отрасли, формируемых разделов плана, имеющих идентификационные названия с основными процедурно-технологическими элементами.
В экономической литературе концептуальные подходы к формированию стратегического плана развития конкретной социально-экономической системы некоторыми авторами сводятся к формулированию миссии (предназначения), стратегическому анализу и определению средств достижения поставленной цели [3]. При этом для промышленного предприятия наряду с указанными выше составляющими стратегического плана предлагается включать и такие разделы, как «Внешнеэкономическая деятельность», «Капиталовложения и ресурсное распределение», «Планирование неожиданностей». Данные разделы стратегического плана, на наш взгляд, не обладают какими-либо особенностями, отличающими их от разделов текущего и перспективного планов развития промышленного производства.
Кроме того, не ясно, зачем в стратегическом плане развития промышленной организационно-правовой структуры дублировать те разделы, которые не соответствуют функциональному предназначению и целевой ориентации стратегического планирования.
Стратегическое планирование социально-экономического, финансово-инвестиционного и научно-инновационного развития промышленной отрасли в настоящее время может быть реализовано на основе последовательного соблюдения технологических процедур формирования плана и с учетом дифференцированного подхода, учитывающего различные объемы ресурсопотребления в рамках комплексных мер и стратегий конкуренции на различных стадиях жизненного цикла отрасли промышленности.
Так, большинство добывающих отраслей промышленности, в частности, черная металлургия (добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии, производство черных металлов, электроферросплавов, коксохимическая промышленность, производство огнеупоров, производство метизов производственного назначения), в настоящее время, по нашему мнению, переживают стадию зрелости, приближаясь к закату.
Предшествующая текущей стадии зрелости стадия замедления темпов роста черной металлургии характеризовалась снижением годовых приростов производства и, соответственно, снижением конкурентоспособности предприятий отрасли. Дальнейшее обострение конкуренции на стадии зрелости в основном зависит от трудностей расширения состава потребителей продукции, так как увеличение их числа из сложившегося контингента на рынке требует предложения им более высоких, по сравнению с конкурентами, экономических выгод в процессе приобретения товаров. Поэтому на стадии зрелости отрасли промышленного комплекса снижаются объемы прибыли, получаемой от реализации произведенной продукции.
Особенности стратегического планирования существенны в таких отраслях машиностроительного комплекса, как космическое приборостроение, новые информационные автоматизированные технологии [2]. Развитие таких отраслевых составляющих машиностроительного комплекса сопровождают сложности получения доступа к необходимым для производства материально-техническим ресурсам высокого качества, формирования рационально функционирующего механизма создания и поддержания необходимых конкурентных преимуществ.
Вместе с тем отрасли промышленности, находящиеся на стадии роста, уже имеют перед другими родственными отраслями те конкурентные преимущества, которые в условиях обслуживания значительного и все возрастающего числа потребителей позволяют отраслевым и локальным субъектам управления существенно снизить затраты на ресурсопотребление за счет возрастающих объемов реализации продукции.
Следует также отметить, что развитие конкурентной борьбы на стадиях зарождения и последующего экономического роста отраслей машиностроительного комплекса связано со значительными рисками. Последние порождаются, прежде всего, неустойчивостью рыночной конъюнктуры в условиях роста предложения. Поэтому возникновение каких-либо негативных влияний макро- и микросреды может существенно повлиять на производственно-хозяйственную деятельность отдельных предприятий и машиностроительную отрасль в целом.
Планово-расчетные обоснования (в рамках интегрального планирования) экономического развития машиностроительной отрасли, основывающиеся на среднесрочных прогнозных оценках спроса на продукцию отрасли, должны быть точны и достоверны, так как неточность в расчетах может повлечь неудовлетворение спроса и потерю доли занимаемого сегмента рынка. Завышенные оценки спроса могут также повлечь увеличение активной части производственных фондов, что приведет к снижению фондоотдачи и уровня эффективности инвестиционных вложений.
Кроме того, особенности промышленного производства отрасли на стадии зарождения и роста (в рамках жизненного цикла отрасли) состоят в том, что установление равновесия спроса и предложения на продукцию отрасли и дальнейшее увеличение спроса должно сопровождаться повышением технологического, технического и инновационного уровней производства и созданием новых видов продукции.
Однако на данной стадии жизненного цикла отрасли необходим весь комплекс предпринимаемых мер в рамках разрабатываемых и реализуемых функциональных (частных) стратегий, ориентирующий хозяйствующие субъекты и в целом отрасль промышленного комплекса на укрепление экономических связей с поставщиками материально-технических ресурсов, на рационализацию сбытовой сети, расширение сегмента потребителей, на оптимизацию их структуры по доходности, на освоение новых отечественных и международных рынков.
Особенность стратегического развития отраслей промышленности по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производств в настоящее время состоит в реальной возможности повышения темпов их экономического роста с опережающим увеличением объемов продукции обрабатывающих производств за счет нормативно-правовой и финансовой поддержки малого предпринимательства, стимулирующей увеличение количества и объемов производства небольших по численности персонала предприятий.
Численность работающих и оборот малых предприятий на начало 2006 года в отраслях по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производств промышленного комплекса представлены в табл. 1.
Таблица 1
Число, среднесписочная численность и оборот малых предприятий на начало 2006 г.
Примечание. Табл. составлена автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики [1].
Данные приведенной таблицы свидетельствуют о значительных резервах роста малых предприятий. При этом по объемам оборота за 2005 год доминируют малые предприятия отраслей промышленности с обрабатывающими производствами по сравнению с промышленными отраслями по добыче полезных ископаемых, занимающих всего лишь 9,6% от оборота малых предприятий всего народного хозяйства. Имеется резерв и в увеличении числа малых предприятий в обрабатывающей промышленности.
Структурные доли числа малых предприятий в отраслях промышленности по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах на начало 2006 года составляли, соответственно, 0,4% и 12,3% от общего числа малых предприятий народного хозяйства. В то время как в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования доля малых предприятий (448,8 тыс.) в их общем числе в народном хозяйстве в 2005 году была равна 45,8%.
О существенных резервах экономического роста в отраслях по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах свидетельствуют удельный вес оборота малых предприятий в их общем обороте. Доля оборота малых предприятий в общем обороте отраслей по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производств на начало 2006 года составила, соответственно, 0,3% и 9,6%, что значительно меньше по сравнению с промышленно развитыми странами.
Так, например, малых организационно-правовых структур в 2003 году в США насчитывалось 19 млн., во Франции – 2,3 млн. В них было занято 70% национальной рабочей силы. В Испании 99,5% малых и средних предприятий составляют основу национальной экономики, в Германии на малых и средних предприятиях занято более 65% трудоспособных граждан страны [3].
Стратегическое планирование социально-экономического развития промышленного производства в средне- и долгосрочном периодах наряду с решением проблем повышения темпов экономического роста (особенно в обрабатывающих производствах) в условиях нестабильной макросреды должно учитывать необходимость увеличения занятости и существенного роста стимулирования труда в отраслях промышленности.
Особенность формирования и реализации частных (функциональных) стратегий в отраслях промышленного комплекса состоит в том, что рост малых предприятий позволяет разноуровневым субъектам управления промышленности соединять организационно-экономические, инновационные, маркетинговые, финансово-инвестиционные преимущества крупных, средних и малых хозяйствующих субъектов в целевой ориентации на достижение наибольших экономических, финансовых и социальных результатов.
Преимуществами средних и крупных предприятий промышленного комплекса, учитываемыми в процессе стратегического планирования развития отраслей промышленности, являются значительные ресурсные потенциалы и широкие финансовые возможности создавать, приобретать и внедрять в производство технические, технологические, информационные новшества, осуществлять маркетинговые исследования, повышать квалификацию и профессиональное мастерство персонала, менеджеров, концентрировать и направлять финансовые ресурсы на решение приоритетных производственно-хозяйственных задач, осуществлять на высоком качественном уровне организационную, техническую и технологическую подготовку производства.
Одним из недостатков в экономической деятельности средних и крупных предприятий промышленного комплекса является зачастую более высокий уровень затрат на производство и реализацию товарной продукции, по сравнению с малыми предприятиями. К этому необходимо добавить, что у средних и крупных хозяйствующих субъектов промышленности ниже уровень мобильности и оперативной переориентации производства на выпуск тех видов продукции, на которые существенно повысился спрос на рынке.
Стратегическая ориентация отраслевого субъекта управления на достижение максимально возможных экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности производства в средне- и долгосрочном периодах должна исходить из того, что малые предприятия в большинстве своем более оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка и на иные факторы негативного влияния макросреды в целях опережения своих многочисленных конкурентов и стремлении повысить свои экономические и финансовые результаты.
Кроме того, даже при отсутствии интеграции малых предприятий со средними и крупными промышленными компаниями малые организационно-правовые структуры могут успешно конкурировать, производя продукцию, оказывая услуги по более низким ценам и более высокого качества.
В то же время у малых предприятий, действующих совместно со средними и крупными промышленными предприятиями, существует стремление к частичной или полной интеграции производства. Возникающий при этом синергетический эффект существенно повышает экономические и финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности.


Литература
1. Промышленность России. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006.
2. Стратегическое планирование и управление: учеб. пособие Ч. 2. /Под ред. А.Н. Петрова.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
3. Бискультанов К.М. Система стратегического планирования развития промышленного предприятия: особенности функционирования, направления рационализации: Монография. – СПб.: Изд. дом «Герда», 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия