Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Бородин А. И.
аспирант кафедры экономики и управления организациями
Воронежского государственного университета

Николаева С. И.
кандидат экономических наук,
ведущий экономист ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат",
доцент кафедры экономики и менеджмента
Старооскольского технологического института,
филиала Московского государственного института стали и сплавов
(научный консультант)


К ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ

В условиях рыночной конкуренции обоснование стратегии развития предприятия - одна из важнейших функций стратегического планирования и управления его хозяйственной деятельностью.
В настоящее время целостная система оценки такой стратегии отсутствует. Нет четкой теоретической позиции в отношении ее принципов - таких, как системность, комплексность, объективность, динамичность, непрерывность, оптимальность и конструктивность.
Основой для оценки стратегии могут служить только результаты системного анализа воздействующих на нее внешних и внутренних факторов с учетом их взаимосвязей и обусловленного ими синергетического эффекта.
Вторым принципом оценки стратегии является комплексность: не только учет и анализ всех воздействующих на нее факторов, но и органичное соединение разных методологических подходов. Результаты исследования существующей стратегии должны отражать степень приспособления предприятия к изменяющимся условиям внешней среды и реализации его конкурентных позиций по сравнению с одним или несколькими конкурентами.
Принцип системности имеет важное значение для прогнозирования развития внешней среды и на его основе построения новой стратегии предприятия, а также управления процессом реализации стратегических решений.
Принцип объективности оценки стратегии развития предприятия предполагает, что ее результаты должны отражать реальные возможности субъекта хозяйствования, базироваться на достаточно полной и достоверной информации о внутренних и внешних условиях его функционирования. Для этого необходимо привести все составляющие оценки внешней и внутренней среды к сопоставимому виду и выбрать для сравнения либо предприятия-лидеры (1), либо предприятия, имеющие позиции, близкие к среднеотраслевым. На наш взгляд, предпочтительнее первое.
Сопоставление стратегии развития данного предприятия с базовой стратегией предполагает соизмеримость:
- сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
- выпускаемой продукции (по удовлетворяемым ею потребностям);
- структуры деятельности предприятия;
- фаз жизненного цикла продукции.
Такой подход соответствует концепции стратегических групп (кластеров), предложенной М.Портером (2), которая предусматривает оценки только группы предприятий, имеющих сходные рыночные позиции. Правда, его абсолютизация может привести к излишней громоздкости оценки стратегии развития предприятия и особенно воздействия внешней среды. Поэтому исходную информацию необходимо ограничить, исходя из требования разумной достаточности.
Принцип динамичности оценок является одним из важнейших. Взаимодействие внешней и внутренней среды, все взаимосвязи их параметров следует рассматривать как динамические функции, зависящие от характеристик внешней и внутренней среды.
Статичные оценки, характерные для большинства используемых методологических подходов, позволяют оценить только возможности предприятия в данный промежуток времени, что является недостаточным условием для анализа стратегии, поскольку такие оценки не характеризуют динамику и интенсивность развития и преимуществ выбранной стратегии.
Конечно, зафиксировать стратегию предприятия в какой-то определенный момент времени можно только при помощи дискретной оценки, но для исследования ее развития следует анализировать динамический ряд таких дискретных оценок для целей прогнозирования и определения эффективной стратегии.
С принципом динамичности оценок самым тесным образом связан принцип непрерывности. Стратегия предприятия характеризуется не только динамической функцией составляющих внутренней среды, непосредственного окружения и внешней среды, но и непрерывностью. Дискретные оценки не дают возможности уловить изменения составляющих среды, оценить возможные тенденции изменения действующей стратегии предприятия, вовремя реализовать соответствующие управленческие решения.
Целесообразным представляется создание на уровне предприятия системы контроллинга для обеспечения его выживаемости и предотвращения кризисных ситуаций. Только на такой основе может быть разработана эффективная стратегия развития предприятия.
Одной из характерных особенностей исследования стратегии предприятия является многовариантность путей и методов достижения одного и того же результата. К одной и той же стратегии развития предприятия можно прийти посредством своевременного управленческого воздействия на различные составляющие среды. Но степень эффективности регулирования может быть различной. Поэтому необходимым условием исследования стратегии развития предприятия является использование принципа оптимальности, в соответствии с которым объектом исследования выступает не только качественный уровень стратегии, но и эффективность способов достижения результатов.
Любое управленческое воздействие, имеющее своей целью повышение уровня стратегии предприятия с точки зрения оптимальности регулирования, может быть оценено различными показателями: увеличением объема продаж, повышением качества продукции, улучшением финансовой деятельности.
Избранные с учетом одного из указанных параметров варианты управленческого воздействия могут оказаться нерациональными или даже неприемлемыми с точки зрения других. Принцип оптимальности предполагает комплексную оценку путей достижения определенных конкурентных позиций и с учетом прямых затрат, связанных с реализацией мероприятий по регулированию отдельных факторов внутренней и внешней среды, поддержанием новой стратегии развития предприятия.
Подходы к оценке результатов управленческого воздействия не могут ограничиваться только конкретным количественным результатом в определенный момент времени, так как практически любое регулирующее воздействие характеризуется не только множественностью, но и разновременностью получаемых результатов.
Принцип конструктивности в исследовании стратегии предприятия означает, что приходится определять не только достигнутый уровень стратегических решений, но и конкретные пути его повышения.
Принципиальная схема такого анализа предусматривает:
- выявление степени влияния всех составляющих внешней среды, непосредственного окружения и внутренней среды предприятия, его количественную и качественную оценку;
- группировку составляющих, анализ их внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей;
- оценку влияния выбранных для анализа составляющих на уровень стратегии предприятия, количественное определение этого уровня.;
- прогнозирование изменения существующей стратегии под влиянием изменения внешней и внутренней среды;
- определение качественного уровня существующей стратегии предприятия;
- выявление путей и методов перехода к новой стратегии предприятия;
- разработку мероприятий для перехода к новой стратегии предприятия;
- оценку прямых и косвенных затрат, связанных с реализацией разработанных мероприятий с учетом потенциальных возможностей предприятия;
- принятие соответствующих управленческих решений.
Перечисленные принципы и оценки существующей стратегии предприятия предполагают использование функционального подхода в соответствии со следующей схемой:

При функциональном подходе к стратегии предприятия оценка воздействия каждой составляющей среды одновременно предусматривает оценку соответствующих функций управления, которые в зависимости от условий внешней и внутренней среды предприятия в каждый конкретный промежуток времени могут быть основными, вспомогательными, полезными, вредными, бесполезными, нейтральными и излишними.
Использование рассмотренных принципов позволяет сформировать целостную концепцию организационно-экономического механизма разработки стратегии предприятия.


ЛИТЕРАТУРА

1. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб., 1995.
2. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В.Д.Щетинина. - М., 1993.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия