Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
Леонтьева В. М.
кандидат экономических наук,
доцент Санкт-Петербургского торгово-экономического института


НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ

Освоение современных кредитно-инвестиционных форм - лизинга, франчайзинга, кредитования малых предприятий (с обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а также при гарантиях со стороны фондов поддержки предпринимательства) - одна из самых актуальных задач развития и розничной торговли в современной России.
Во внутренней торговле России преобладают мелкие и средние предприятия, доля которых, по данным на начало 2000 года, превышала 85% от общего числа торговых предприятий и фирм. Имеющихся у них оборотных средств недостаточно для развития и упрочения конкурентных позиций на товарных рынках.
В связи с этим огромное значение приобретает использование схем кредитования предприятий розничной торговли на основе создания кредитных кооперативов (с участием физических и юридических лиц), направляющих и получаемую ими прибыль на цели кредитования.
Нормы Федерального Закона (N 97-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 11 июня 1997 года, к сожалению, не распространяются на специализированные, в том числе кредитные, кооперативы. Поэтому для развития кредитных потребительских кооперативов крайне необходим отдельный Федеральный Закон "О кредитных кооперативах физических и юридических лиц (кооперативных банках)".
Закон должен определить принципы и ограничения в деятельности кооперативов взаимного кредитования, права и обязанности их членов, полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности.
Организация кредитных кооперативов фактически означает создание кооперативных банков, позволяющих: увеличить масштабы кредитования за счет сбережений населения, переведя их в организованную систему; обеспечить торговым предприятиям и предпринимателям долгосрочные кредиты, в том числе для развития материально-технической базы розничной торговли.
Банки с подобными функциями уже около 50 лет успешно работают в ряде развитых стран, в частности, в Японии, аккумулируя значительную часть денежных сбережений населения.
Не меньшее значение для розничной торговли, особенно для развития мелкорозничной ее сети, имеет лизинг, относящийся к сфере прямого инвестирования. Благодаря такой инвестиционной деятельности лизингополучатель имеет возможность начать дело с гораздо меньшим капиталом, поскольку договор лизинга предусматривает (или может предусматривать) выплату лизинговых платежей по мере реализации им товара и получения прибыли. Наибольший интерес для предприятий розничной торговли представляет краткосрочный лизинг, на срок менее полутора лет, в форме финансового и оперативного лизинга.
Финансовый лизинг предполагает, что лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение (пользование). Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не определено этим договором.
При оперативном лизинге лизингодатель покупает на свой риск имущество и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение (пользование). По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю. Лизингополучатель не может требовать права собственности на предмет лизинга. Предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение всего срока его амортизации.
Лизинговые компании обычно оказывают лизингополучателям и дополнительные услуги: обучают персонал, а также производят работы и услуги, без оказания которых невозможно использовать предмет лизинга; приобретают у третьих лиц материальные ценности, необходимые в период проведения монтажных и пусконаладочных работ; осуществляют монтажные и пусконаладочные работы для использования имущества, полученного по лизинговому договору.
При этом для регулирования государством развития сети предприятий мелкорозничной торговли очень важно долевое участие государственных средств при формировании инфраструктуры лизинговой деятельности. Это предусмотрено Федеральным Законом "О лизинге", принятым в 1998 году.
Для преодоления разобщенности, упорядочения организации торговой деятельности и повышения качества торгового обслуживания в мелкорозничной торговле целесообразно также создание предприятий под единой торговой маркой крупного магазина на основе франчайзинга как особой сферы и кредитно-инвестиционных отношений.
В развитых странах число франчайзи, то есть партнеров крупных фирм - франчайзеров, неуклонно растет. Удельный вес оборота франчайзинговых сетей в общем обороте торговли в США составляет 42%, Англии и Франции - около 30%.
Все основные положения системы франчайзинга отражены и в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Ему посвящена специальная глава 54 "Коммерческая концессия", статьи 1027 - 1040. Статья 1027, относящаяся к вопросам коммерческой концессии, создает правовую основу для упорядочения конкуренции и соответствующих договорных отношений.
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение (на срок или без указания срока) право использовать в предпринимательской деятельности, во-первых, комплекс исключительных прав, принадлежащих их обладателю, на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д., во-вторых, деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя. Договором, правда, может быть предусмотрено и ограничение прав пользователя, выражающееся в принятии им обязательства не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора.
В соответствии с российским законодательством правообладатель обязан:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления его прав по франчайзингу, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
- обеспечить регистрацию договора по предоставлению франшизы;
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров (работ) и услуг, производимых и оказываемых пользователем.
Со своей стороны, пользователь обязан: использовать при осуществлении своей деятельности на основе отношений франчайзинга фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя; обеспечивать соответствие качества производимых товаров, выполняемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг правообладателя; соблюдать инструкции и указания правообладателя, в том числе по оформлению коммерческих (франшизных) помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему прав; оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар у правообладателя; не разглашать полученную от правообладателя конфиденциальную коммерческую информацию; информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания по договору франчайзинга.
Следует отметить и субсидиарную ответственность правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям за качество товаров (работ, услуг). По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Франчайзинг, представляя собой современную модель партнерских отношений, выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи: франчайзеру - потому, что развитие сети франчайзинговых предприятий позволяет не расширять свою собственную их сеть и экономить не только капитал, но и трудовые ресурсы, франчайзи - потому, что он имеет возможность заниматься надежным бизнесом, используя популярную торговую марку, фирменный знак или стиль, а также рекламу этой торговой марки.
В соответствии с действующим законодательством вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, в форме отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. Наиболее распространены вступительный взнос и текущая плата. Вступительный взнос ("front-end") - единовременная плата, взимаемая, чтобы покрыть затраты франчайзера на подбор франчайзи и организацию их предприятий. Текущая плата за услуги (роялти, или управленческая плата) чаще всего представляет собой процент от товарооборота. Кроме этого с франчайзи может взиматься рекламный сбор сверх текущей платы с целью активизации бизнеса.
На российском потребительском рынке в последние годы появилось несколько франчайзинговых торговых сетей, представленных главным образом иностранными компаниями.
Изучение опыта работы этих сетей, а также зарубежного опыта позволяет рекомендовать использовать в розничной торговле РФ: прежде всего, специфические технологии организации торговых процессов; стандарт торгового предприятия или комплекс стандартов по организации, технологии и управлению торговыми предприятиями; фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение торговой организации; маркетинговую программу; фирменный стиль оформления (товарный знак, фирменные цвета, логотип, рекламный слоган, рекламный персонаж).
Специфические технологии организации торговых процессов касаются форм и методов торгового обслуживания покупателей, размещения и выкладки товаров в торговом зале, выбора торгово-технологического оборудования, помещений, планировки торгового зала и т.д.
Стандарт торгового предприятия (или комплекс стандартов) по организации, технологии и управлению торговым предприятием содержит требования, которые должны быть соблюдены во всей франчайзинговой сети. Объектами стандартизации являются: услуги по реализации товаров, взаимодействие с покупателем, торгово-технологический процесс, организация труда и управления, в том числе товарными запасами, система товароснабжения, материально-техническое обеспечение, реклама и т.д.
Фирменная стандартизация имеет своей целью обеспечение качественного уровня торговли, характерного для конкретной торговой организации и всей франшизной системы, совершенствование организационной структуры, ответственности, технологий, ресурсов (товарных, материально-технических, финансовых, трудовых), интерьерных работ.
Маркетинговая программа, разработанная франчайзером для своей торговой организации, передается на конфиденциальной основе всем участникам франчайзинговой системы.В ней определяются:
- контингент покупателей (выбор целевого рынка), маркетинговая стратегия, мониторинг за требованиями и предпочтениями покупателей;
- ассортимент товара по заказам, транспортировка, складирование, подготовка к продаже;
- организация торговли: в том числе размещение торгово-технологического оборудования, планировка помещений, необходимый персонал, имидж торгового предприятия, дополнительные услуги;
- цена, контроль издержек, политика скидок и дисконтов, ассортиментная зависимость;
- стимулирование продаж, реклама и т.д.
Франчайзинговые системы в торговле соединяют производителя и сеть оптовых предприятий торговли, производителя и розничную торговую сеть, крупные оптовые предприятия с мелкими, оптовые предприятия с розничной торговой сетью, крупные розничные торговые организации с розничной сетью мелких магазинов. По этому последнему варианту работают несколько ведущих торговых фирм, например, "ЭКОНИКА-обувь", "Седьмой континент" и др. К своей сети они присоединяют магазины из разных регионов России на основе договора франчайзинга. Вместе с тем, получает распространение и франчайзинговая система, объединяющая головное розничное предприятие с предприятиями мелкой розницы.
Франчайзинговые отношения в мелкорозничной торговле в Санкт-Петербурге впервые появились между универсамом "Леонтина" и 17 павильонами, расположенными на участке застройки универсама. Этому предприятию принадлежит право на фирменное наименование "Леонтина", право на маркетинговую программу, разработанную на основании анализа соответствующего сегмента рынка, право на свой фирменный стиль и рекламный образ.
По договору франчайзинга получатель франшизы выплачивает фиксированную ежегодную плату и определенный процент с продаж, взамен получая право открыть павильон в указанном месте, обязуется вести дело в соответствии с правилами, инструкциями, указаниями и маркетинговой программой "Леонтина", чтобы франчайзи не нанес ущерба ее репутации, следить за соблюдением ассортимента, качества товаров и качества торгового обслуживания во всех павильонах.
Договор франчайзинга составлен в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и содержит три условия, относящихся к существенным (ГК РФ, гл. 28, ст. 432, п. 1): о предмете договора, комплексе исключительных прав на вознаграждение и условия, по которым должно быть достигнуто соглашение.
В то же время опыт показывает, что формы и масштабы использования кредитно-инвестиционного механизма развития розничной торговли должны в значительной мере регулироваться местными органами управления. Регулирование должно касаться не только ассортиментной политики, выбора места расположения предприятий, но и участников торгового процесса.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия