Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ниязова М. В.
старший научный сотрудник лаборатории экономического анализа
и прогнозирования НИИ развития профобразования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук


Функции ВУЗа как социально ответственного института

Высшее учебное заведение (далее – вуз) представляет собой юридическое лицо, реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования, и традиционно является объектом изучения разных наук: экономических, юридических, социологических, педагогических и других. В современной российской литературе заметное место занимает изучение проблем функционирования вуза с точки зрения различных экономических теорий, а именно: теории государственных финансов и бюджетных процессов, системного подхода, теории организации, теории рынка. Однако при этом игнорируются социальные аспекты деятельности вуза, закономерности его функционирования как социальной системы и общественного института. Между тем роль вуза как социального института особенно возросла в условиях формирования постиндустриальной и следующей за ней информационной экономики.
Более 15 лет система образования России находится в центре общегосударственных реформ, а вуз признается «главным звеном системы воспроизводства общественного интеллекта, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения новых знаний» [2, с. 14]. За этот период в развитии высшей школы четко выделяются два переломных момента в определении цели существования вуза:
1992 г. – вуз ставится в рамки хозяйствующего субъекта, ориентированного, прежде всего, на финансовое выживание и устойчивость, диверсификацию финансовых поступлений и увеличение прибыли. Такое положение обусловлено началом модернизации системы образования и введением в действие Федерального закона «Об образовании», предоставившего вузам юридическую автономию и разрешение оказывать образовательные услуги на платной основе;
2004 г. – начало бюджетных реформ в рамках концепции «управления результатами» [5]. Вуз признается «социально ответственным субъектом, который обязан отдавать отчет обществу в своих действиях и поступках» [3], при этом прибыль становится необходимым условием функционирования, но не конечной целью. Основой повышения конкурентоспособности вуза является «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании».
Вуз – это важный социальный институт *, в котором создаются общественные блага (образовательные услуги) и нормативы, образцы поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой – с заинтересованными сторонами (внешними партнерами, клиентами, органами власти и т.п.). Здесь осуществляется комплекс совместных с органами власти долгосрочных программ по развитию социальной инфраструктуры, сохранению региональной социокультурной идентичности и т.д., во многом определяющих социально-экономическое устройство регионального общества и страны в целом. Таким образом, вуз обладает следующими свойствами социального института:
– устойчивостью формы организации совместной деятельности людей;
– способностью интегрироваться с социально-политической, идеологической и ценностной структурой региона;
– направленностью образовательных услуг вуза на обслуживание и развитие человека;
– наличием материальных средств и условий, обеспечивающим успешное осуществление социальных функций;
– является генератором социальных норм поведения, осуществляющий социальный контроль их соблюдения.
Функционирование вуза как социального института проявляется в «организационном поведении» *на трех уровнях: индивидуального поведения сотрудников; коллективного поведения формальных и неформальных групп в рамках вуза; стратегии поведения вуза в обществе. Стратегия поведения вуза в соответствии с его предназначением как социального института должна носить социально-ответственный характер.
Социальная ответственность – фундамент социального государства и общества как системы социальных институтов, признающих свою ответственность за удовлетворение основных потребностей граждан и предпринимающих для этого соответствующие практические усилия. Социальная ответственность вуза выражается в его вкладе в развитие общества и предполагает «добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие региона присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения [6, с.174].
Как ни парадоксально, но первоначально о социальной ответственности организаций стали говорить применительно к сфере бизнеса, т.е. о социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности – коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Таким образом, методологической основой социальной ответственности вуза является «концепция социальной ответственности бизнеса» (the Socially-Responsible Business concept). Известная в России с конца 90-х годов XX в., она заимствована из теории и практики западного бизнеса и основывается на учениях А. Смита и Д. Рикардо, в трудах которых определена проблема согласования частного и общественного интересов [3]. Теоретический базис концепции составили работы Ф. Берли, Г. Минза, А. Мюллера-Армака, Л. Эрхарда и др. Первые основательные труды на тему социальной ответственности появились в 1940–1950-х годах в работах П. Друкера и Х. Боуэна. Последний в своей книге «Социальная ответственность бизнесмена» (1953 г.) рассмотрел, как «осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу» [1, с.114].
В 70-х годах прошлого века социально ответственное поведение организации формируется как прикладная область знаний в США и Западной Европе. На рубеже ХХ–XXI веков концепция «корпоративной социальной ответственности» «становится основой формирования политики ведущих компаний США и Великобритании. Такая политика, с одной стороны, связана с философией компании <…> а с другой – отвечает ожиданиям общества» [7, с. 45]. Этому способствовал ряд решений мировой (прежде всего, американской) экономической элиты, а также официальных международных организаций (например, Организации Объединенных Наций, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной организации труда). Сегодня социальная ответственность является важным фактором общественной жизни не только в странах Запада, но уже и в России. Так, исследование Ассоциации менеджеров России * показало, что «32% респондентов намерены никогда не покупать продукцию социально безответственных компаний, а 42% готовы за экологически чистый товар платить на 10% больше» [7]. Однако, по данным той же ассоциации, «в России лишь 9% опрошенных (2003 г.) считают, что большинство компаний ведет себя социально ответственно» [6, с. 168].
Рассматривая социальную ответственность как общеметодологическое понятие, выражающее «общественные отношения в обществе по поводу регламентации деятельности», выделяют два способа ее реализации: 1) через разные формы социального контроля (общественное мнение, устав, закон); 2) понимание общественными субъектами своей общественной роли [1, с. 80].
Для понимания роли вуза как социально ответственного института необходимо рассмотреть функции, которые он выполняет в силу занимаемого в обществе положения:
1) воспроизводство общественного интеллекта – предоставление обществу образовательных услуг, направленных непосредственно на обслуживание человека и свободное его развитие;
2) подготовку высококвалифицированных кадров – элиты общества как одного из решающих факторов развития системы образования в целом, а также обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса страны;
3) формирование рынка труда – создаваемые в вузе новые знания оказывают прямое воздействие на рынок труда, заставляя переоценивать значение тех или иных профессиональных навыков, изменяя количественные и качественные требования к трудовым ресурсам;
4) развитие культуры и норм поведения (кодекс поведения, логотип и фирменный стиль, коллективный договор, положение по оплате труда, вознаграждениям и премиям), наличие и соблюдение которых во многом определяет психологический климат в вузе и его рыночную капитализацию;
5) стабилизацию социальных отношений – вуз выступает активным участником социальных взаимодействий с заинтересованными сторонами и множеством представителей социальной среды региона присутствия. Это осуществляется посредством создания экспертно-консультационных советов и ассоциаций (например, Российский союз ректоров), подготовки аналитической информации для законодателей, разработки предложений об изменении или принятии федеральных и региональных законов, реализации социальных программ (особенно на добровольной основе), информирования общественности о своих успехах и проблемах (социальная отчетность).
Таким образом, вузу как социально ответственному институту присущи как общие с другими социальными институтами, так и особые, свойственные только ему роли в общественном развитии – в самой природе его существования заложен социальный характер, проявляющийся в повышении уровня образования населения и развитии личности.
Осознание российскими вузами своей общественной роли и социальной ответственности находится в начальной стадии. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей *, на конец 2007 г. социальная отчетность российской системы образования представлена одним отчетом – Владивостокского государственного университета экономики и сервиса за 2005/2006 учебный год. Среди представителей вузовского сообщества (за некоторым исключением) существует недопонимание практической ценности теории социальной ответственности. Социальная ответственность не противоречит конкурентной стратегии вуза, а наоборот, способствует повышению его инвестиционной привлекательности.
Речь идет не о текущих, а о перспективных преимуществах. Участие вуза в решении социальных проблем, в социальном партнерстве способствует, во-первых, ускорению развития региона присутствия, уменьшению политических и социальных рисков; во-вторых, укреплению репутации вуза, увеличению ценности его бренда (т. е. рыночной капитализации), доли на рынке, инвестиционной привлекательности.
Более того, социальная составляющая деятельности вуза учитывается при его внешней оценке, являясь одним из основных принципов системы менеджмента качества, а также критерием финансирования и оценки результатов деятельности вуза [4]. Так, устанавливается, что в рамках концепции «управления результатами» финансирование, мониторинг и оценка деятельности субъектов бюджетного планирования (в том числе государственного вуза) осуществляются по достигнутому «конечному общественно значимому результату», краткое описание которого является стратегической целью деятельности субъекта бюджетного планирования.
Таким образом, социальная ответственность для вуза должна перейти в область неотъемлемой части его стратегии и долговременной политики. Исследование показало связь между социальной ответственностью и перспективными финансовыми результатами деятельности вуза. Социально ответственное поведение вуза полезно для долгосрочного успеха самого вуза в той же мере, что и для общества в целом.
Социальная ответственность является необходимым, но не единственным условием достижения успеха [6, с.170]. Однако вузы, пренебрегающие этим условием – осознанием своей ответственности перед обществом, – будут в перспективе наказаны потенциальными потребителями образовательных услуг, собственным коллективом сотрудников, средствами массовой информации, а в некоторых случаях – гражданским или уголовным судебным преследованием.


Литература
1. Деревянченко А.А. Социальная ответственность в системе корпоративного управления: дис. д-ра социол. наук: 22.00.08. – Москва, 2005. – 334 с.
2. Кельчевская Н.Р. Инновации в управлении государственным вузом при подготовке специалистов для промышленности: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. – Екатеринбург, 1999. – 237 с.
3. Ниязова М.В. Подходы к социальной ответственности вуза //Планирование инновационного развития экономических систем: Труды конф. / Под ред. В.В. Глухова, А.В. Бабкина. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. – С. 677–682.
4. Ниязова М.В. Результат вуза: понятия, подходы к управлению и оценке // Вопросы современного профессионального образования: Матер. науч. конф., 20–29 февраля 2008 г. – М.: РАЕ, 2008.
5. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление от 22.05.2004 г. № 249. // Собрание законодательства РФ от 31.05.2004 № 22 ст. 2180.
6. Смыков В.В. Социальная ответственность предприятий нефтегазохимического комплекса: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. – СПб., 2005. – 327 с.
7. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка /Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. – М., 2003.
8. Социальный портрет бизнеса. Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. – М., 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия