| | Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Кириллова С. В. доцент кафедры информатики и информационных технологий Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург)
| |
| | Новые социально-экономические реалии развития России, характеризующиеся существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении или в совершенствовании ранее полученных знаний и умений. Современное производство предъявляет все большие требования не только к техническому оснащению работников, но к «вооружению» их необходимыми знаниями, к увеличению общего фонда образования страны. Понятие «фонд образования» по своему экономическому содержанию вполне сопоставимо с основными производственными фондами, так как общественные издержки фактора труда «материализуются» в квалификационном уровне совокупной рабочей силы и, действуя в процессе производства в течение длительного времени, в действительности играют не менее важную роль, чем капиталовложения в новую технику и другие элементы основных производственных фондов.
Проблемы в реформировании агропредприятий, проведении аграрной реформы, освоении рыночной экономики в аграрной сфере в немалой степени связаны с профессиональной неподготовленностью руководящих кадров и специалистов, невысоким уровнем владения передовыми методами менеджмента в органах управления АПК [1]. В результате социологических исследований установлено, что большинство из опрошенных специалистов и руководителей сельхозпредприятий считают, что им не хватает современных знаний для выполнения своих должностных и профессиональных обязанностей, а финансовых средств, необходимых для повышения квалификации специалистов и руководителей среднего звена в хозяйствах практически нет. Чтобы выйти из глубокого кризиса, любому сельскохозяйственному предприятию, нужна слаженная команда грамотных профессионально подготовленных деловых специалистов, возглавляемых компетентным руководителем. Формирование такой команды целесообразно начинать уже в процессе обучения в вузе с последующей непрерывной целевой переподготовкой специалистов путем создания единого образовательного пространства вуз – сельхозпредприятие.
С целью закрепления молодых специалистов в АПК необходимо предоставить сельским школьникам дополнительные возможности подготовки для поступления в аграрные вузы. Такое расширение академического образовательного пространства сельская школа – агровуз – сельхозпредприятие потребует существенного изменения структуры аграрного образования и создания непрерывной многоуровневой интегрированной системы подготовки специалистов для АПК [2]. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ, Приказами Министерства сельского хозяйства РФ, Уральской государственной сельскохозяйственной академией совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, ведущими предприятиями системы АПК, учреждениями науки и образования создана ассоциация «Академический комплекс аграрного образования Свердловской области». В 2007 г. на ее основе учреждена Ассоциация «Уральский агропромышленный университетский комплекс». Ассоциация призвана обеспечить высокую эффективность непрерывного образовательного процесса и решить основные проблемы кадрового и научного обеспечения агропромышленного комплекса и развития территорий области на основе активизации инновационной деятельности [3].
Отраслевая целевая программа: «Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Свердловской области на 2002–2007 годы» [4] отчетливо формулирует задачи для основных исполнителей на всех уровнях системы непрерывного образования: высшего, среднего и начального сельскохозяйственного образования.
Подводя итоги за период с 2002–2006 гг., следует отметить, что по основным пунктам целевой программы достигнуты устойчивые положительные результаты:
– Подготовка специалистов с высшим сельскохозяйственным образованием (см. рис. 1) на 7 факультетах (см. рис. 2); | | | Рис. 1. Подготовка специалистов в Уральской государственной сельскохозяйственной академии (УрГСХА) | | | Рис. 2. Подготовка специалистов в УрГСХА за 2002 – 2006 гг. | – Подготовка специалистов с высшим образованием по ускоренной программе обучения (см. рис.3). | | | Рис. 3. Ускоренная поготовка специалистов в УрГСХА (очная форма обучения) | | | Рис. 4. Подготовка специалистов в аграрном колледже УрГСХА | В то же время подготовка специалистов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (рис. 4), начального профессионального образования и довузовской подготовки в сельскохозяйственных классах (рис. 5) свидетельствует о существенном отставании от плановых показателей. | | | Рис. 5. Подготовка учащихся в сельских общеобразовательных учреждениях к приему в УрГСХА | В «Концепции стратегического развития Уральской государственной сельскохозяйственной академии на период до 2010 года» [5] глубоко проработаны и четко сформулированы стратегические цели и задачи по всем основным направлениям деятельности вуза. Поэтапная реализация стратегических планов развития академии позволит претворить в жизнь систему «комплексной многоуровневой подготовки конкурентоспособных специалистов, способных работать в условиях интеграции России в мировое сообщество» [6].
Проектирование информационно-образовательной среды университетского комплекса аграрного образования.
Профессиональное образование нельзя рассматривать в рамках линейно-поступательной модели, которая существенно ограничивает данную человеку свободу развития. Поэтому образовательное пространство вуза с учетом профессиональной ориентации необходимо рассматривать как «сектор свободы», предоставляющий выбор как траектории движения, так и величины предметного знания. Многомерность модели образовательного пространства означает, что необходимо выделять как минимум два определяющих уровня: предметный (содержательный) и методологически-организационный. Автор развивает идею творческого конструирования-проектирования интегрированного образовательного пространства вуза, с обязательным расширением его в сторону «до» (общее среднее образование) и «после» (послевузовское профессиональное совершенствование).
Особую проблему для сельских жителей в современных условиях представляет снижение уровня доступности качественных образовательных услуг и ресурсов, которые могут предоставить далеко не все учебные заведения. Поэтому разработка и внедрение проекта по созданию «Единой образовательной информационной среды Уральской государственной сельскохозяйственной академии и Уральского региона» позволит осуществить «прорыв» к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям современного общества, а именно обеспечить свободный доступ к информационным и техническим ресурсам УрГСХА всем участникам учебного процесса. Модель проектируемого информационного пространства академии представлена на рис. 6 [7].
Участники образовательного процесса (обучаемые, обучающие и организаторы) взаимодействуют через единую информационную локальную вычислительную сеть (ЛВС) академии, имеющую выход в Интернет. Основное наполнение информационной среды (ИС) – интерактивные средства поддержки учебного процесса, с помощью которых организуется обучение. Прежде всего, это программные средства учебного назначения (компьютерные учебники, тренажеры, справочники, средства контроля качества усвоения учебного материала и др.). К этим же интерактивным средствам относятся автоматизированные лабораторные практикумы с удаленным доступом по компьютерным сетям. Новые возможности для участников образовательного процесса будут предоставлены при реализации удаленного доступа к электронным фондам библиотеки. | | | Рис. 6. Модель единого образовательного информационного пространства УрГСХА | Планомерная реализация планов «Развития системы информационного обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности УрГСХА на 2006–2007 гг.» является реальной основой для создания в уральском регионе образовательной информационной среды УрГСХА, нацеленной на организацию эффективного взаимодействия всех структур академии с целью повышения качества процессов предоставления образовательных услуг населению.
Система дистанционного образования академии
Одной из новых форм профессионального образования, интенсивно распространяющейся во всем мире, является открытое дистанционное образование (ОДО). В настоящий момент научная интерпретация ОДО существенно выходит за пределы проблем только технического обеспечения традиционного образования (дистанционного обучения) и представляется на концептуальном уровне как новая форма открытого дистанционного профессионального образования (ОДПО). Изучение научных подходов к проблеме ОДО за рубежом [8] способствует скорейшему осознанию сущности и неоднозначности основных направлений развития ОДО в России. Они таковы:
1. Соединение возможностей современных информационных технологий с традиционно сложившейся практикой обучения с целью обеспечения массовости и возможности обучения на расстоянии (информационно-технократическая стратегия);
2. Построение базовой модели профессионального образования, ориентированной на потребителя – учет и развитие потребностей в образовании специалиста XXI века. Синтез информационных, образовательных и управленческих технологий в системе ОДО служит основой для создания принципиально иной практики профессионального образования (личностно-ориентированная стратегия).
Анализ фактических данных выпуска специалистов по программам ускоренной подготовки в УрГСХА [9] показывает, что наиболее востребованной является заочная форма обучения, особенно для специальностей: экономика и управление на предприятии, бухгалтерский учет, анализ и аудит (рис.7). | | | Рис. 7. Выпуск студентов по программе ускоренной подготовки (2006 г.) | Поэтапное внедрение системы дистанционного образования академии в систему ускоренной подготовки специалистов позволит создать методику разработки индивидуальных учебных планов студентов, тем самым повысить социально-экономическую эффективность системы непрерывного профессионального образования в АПК.
Исследование спроса населения Уральского региона на образовательные услуги, предоставляемые УрГСХА (рис. 8), показывает, что в результате конкурсного отбора, уровень удовлетворения образовательных потребностей по соответствующим областям знаний составляет в среднем от 10% до 50%. | | | Рис. 8. Количество поданных заявлений на очное обучение
и контрольные цифры приема в 2007 г. | Ежегодно по итогам вступительных экзаменов на очную форму обучения не проходят более 1000 абитуриентов, 40% из которых представляют потенциальный контингент для обучения в системе ДО. Очно-дистанционная форма обеспечивает возможность учиться на любом расстоянии от учебного заведения (дистанционность), отсутствие формальных ограничений при приеме (открытость), обучение в удобное время и в удобном темпе (гибкость) и за более низкую плату, чем в традиционной системе.
Переход к рыночной экономике диктует необходимость принципиальных изменений в подходах к кадровому обеспечению аграрного производства. Ключевым вопросом развития АПК становится состояние кадрового потенциала и его обеспеченность необходимыми информационными ресурсами. Основой методологии образования становится формула – «образование через всю жизнь», вместо ранее принятой – «образование на всю жизнь» [10]. Наиболее благоприятные условия для реализации непрерывного сельскохозяйственного образования могут предоставить университетские комплексы, реализующие образовательные программы разных ступеней и уровней (начального, среднего и высшего профессионального образования), позволяющие обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и сформировать кадровый потенциал, способный реализовать агропродовольственную политику региона. |
| |
|
|