Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Бражник М. В.
докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Особенности создания и функционирования органов хозяйственного управления районным звеном АПК
вторая половина 1980-х–НАЧАЛО 1990-х гг.

Со второй половины 1980-х гг. началась переориентация с государственного руководства на хозяйственное управление и самоуправление систем АПК, что привело к ликвидации РАПО. Образовались кооперативные агропромышленные объединения типа АПО «Новомосковское», АК типа «Кубань», АФ типа «Адажи» [34, с. 34]. На районном уровне организовывались и функционировали производственные и научно-производственные системы, агроконсорциумы типа АК «Щапово», территориальные межотраслевые ассоциации, районные кооперативные агропромышленные союзы. Однако эти формы организации производства и управления широкого распространения не получили, поэтому остановимся на получивших широкое распространение организационных формах.
Новые агропромышленные объединения, в отличие от прежних, являлись иной формой организации производства и управления агропромышленным комплексом районного уровня. В состав объединений могли входить, сохраняя хозяйственную самостоятельность и права юридического лица, колхозы, межхозяйственные предприятия, организации потребительской кооперации, а также совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия и организации [29, с. 92; 31, с. 26; 34, с. 59].
Создание в апреле 1987 г. АПО «Новомосковское», на базе предприятий и организаций АПК одноименного района Тульской области, носило характер экономического эксперимента в качестве интеграторов единой производственно-хозяйственной системы [33, с. 3, 4, 6]. При создании объединения ранее действовавшее Новомосковское РАПО было упразднено, а все предприятия и организации АПК вошли в состав нового формирования. Новому АПК были переданы производственно-хозяйственные, финансово-экономические, а также часть государственных функций управления районным АПК. Формирование организационно-производственной структуры объединений осуществлялось либо по функциональному, либо по функционально-отраслевому принципу.
В первом случае функциональные блоки сферы обслуживания формировались в рамках производственных функций, а во втором случае – в рамках продуктовых подкомплексов [33. С. 13–14; 34. С. 10]. По первому варианту сельскохозяйственное производство сосредоточивалось в хозяйствах, а производственное обслуживание – в специализированных по отраслям предприятиях. Переработка продукции происходила в крупном специализированном предприятии, объединяющем аналогичные организации по переработке продукции растениеводства и животноводства. На этой основе формировалась единая торгово-сбытовая сеть, база материально-технического обеспечения и строительная организация [33. С. 13–14]. Реализация такого направления сопровождалась укрупнением предприятий за счет перевода их на положение участков, цехов, производств и сокращением аппарата управления. При этом, правда, не достигалось прямой подчиненности обслуживающих звеньев основному звену – сельскохозяйственным предприятиям.
Во втором случае «своя» сфера производственно-технологического обслуживания формировалась как для группы сельскохозяйственных предприятий, объединенных производством растениеводческой продукции, так и для группы предприятий, объединенных производством животноводческой продукции. Благодаря этому достигалось согласование интересов предприятий различных сфер АПК в разрезе отраслей. Функциональные блоки, объединявшие производственно-технологическое обслуживание, строительство, материально-техническое снабжение, формировались для всех на кооперативной основе [34, с. 10].
При формировании новой организационно-производственной структуры осуществлялось объединение и укрупнение близких по функциям служб, предприятий и организаций с созданием кооперативов [31. С. 23; 39. С. 30] или единых предприятий [14, с. 39]. В состав последних вошли бывшие самостоятельные государственные предприятия как на правах предприятий-участников, так и на правах цехов или производственных единиц.
Для АПО «Новомосковское» был выбран второй вариант [34. С. 10]. Основу его организационно-производственной структуры составили пять кооперативов: растениеводческий, мясо-молочный, производственно-технический, проектно-строительный, снабженческо-сбытовой. Каждый из них явился производственно-хозяйственным формированием (предприятием), созданным на добровольной основе. Они объединили часть своих ресурсов для совместного производства продукции АПК на основе самоокупаемости и выгодности, а также для освоения новых видов деятельности [33. С. 7, 8, 9].
При создании производственных кооперативов (растениеводческого и мясо-молочного) в АПО «Новомосковское» и «Петровское» избрали отраслевой подход. В них были сосредоточены заготовка, переработка, хранение и реализация продукции через торгово-сбытовые производства [33. С. 19; 34. С. 13, с. 15], а в АПО «Сальское» функции реализации продукции кооперативов были возложены на фирменные магазины [34. С. 15].
Для строительного, снабженческого и производственно-технологического блоков была выбрана кооперативная форма, а их деятельность направлена на обслуживание как отрасли растениеводства, так и отрасли животноводства в рамках объединения [33. С. 20].
В АПО «Косовщина» в отличие от АПО «Новомосковское» отказались от организации кооперативов, мотивируя это решение тем, что наличие данных подразделений, имеющих прямое влияние на развитие экономики каждого хозяйства, в определенной мере лишало основных партнеров-производителей (колхозы и совхозы) полной самостоятельности. Громоздкость данной организационно-производственной и управленческой структуры приводила к увеличению затрат времени на решение тех или иных вопросов и торможению передовых идей и начинаний [14. С. 35–37].
Высшим органом управления АПО «Новомосковское» являлось собрание уполномоченных представителей предприятий и организаций [34. С. 26]. Собрание являлось правомочным решать обсуждаемые вопросы в присутствии не менее 2/3 участников, а принятие решений осуществлялось большинством голосов [29. С. 94]. Прерогативой собрания являлось избрание сроком на три года правления – исполнительно-распорядительного органа и ревизионной комиссии.
В АПО «Новомосковское» Тульской области, «Щелковское» Московской области, «Мещерское» Владимирской области правление возглавлял председатель объединения, одновременно выполнявший обязанности руководителя передового хозяйства. В ряде объединений, например, в АПО «Петровское» Ставропольского края, пошли по пути введения должности управляющего с разделением функций между руководителем хозяйства-лидера и управляющим АПО [34. С. 8, С. 62]. При организации АПО «Косовщина» функцию головного предприятия отвели не сельскохозяйственному, а производственно-техническому предприятию. В структуре управления некоторых крупных объединений допускалось наличие двух освобожденных заместителей: по производству и по экономике [33. С. 42; 34. С. 31]. Заместителями председателя объединения являлись управляющие кооперативами, они избирались собранием уполномоченных [34. С. 32].
Центральный аппарат управления в структуре управления АПО «Новомосковское» был представлен государственными службами и инспекциями, а также блоком экономических служб [33, с. 18, 22; 34, с. 14, 25, 26]. В других агропромышленных объединениях, например, в АПО Колышлейского района Пензенской области, структуру аппарата управления построили по типу структуры аппарата управления РАПО в составе единых служб: отдела хозрасчетных отношений, кредитования, анализа, бухгалтерского учета, отдела внедрения научно-технического прогресса и отдела капитального строительства. Государственные инспекции и службы были переданы в ведение районного исполнительного комитета. Функции материального обеспечения оставили за районным агроснабом, включив начальника агроснаба в состав аппарата управления АПО [39, с. 32, 33]. Для научной, внедренческой, производственной и учебно-методической деятельности в объединении «Новомосковское» был создан хозрасчетный научно-производственный центр, ставший подразделением объединения и имевший права юридического лица, самостоятельный баланс и расчетный счет в финансово-расчетном центре [33, с. 17; 34, с. 24]. Для организации финансовой деятельности объединения и осуществления расчетно-финансовых отношений между предприятиями и организациями, входившими в состав объединения, а также со сторонними предприятиями и организациями в объединении был образован финансово-расчетный центр (ФРЦ) [33, с. 26].
С созданием ФРЦ расчетные счета всех предприятий-участников объединения были объединены в единый счет АПО в банке, то есть расчеты всех предприятий с поставщиками, подрядчиками, банком и финансовыми органами были централизованы. Такой подход был ориентирован на своевременное осуществление расчетов, повышение платежеспособности предприятий, что, в частности, позволило сократить расход средств на уплату процентов за кредит и пени за задержку [33, с. 26; 34, с. 50].
Роль ФРЦ в составе объединения заключалась, во-первых, в развитии и укреплении интеграции и сотрудничества хозяйств-участников АПО на основе экономической ответственности, во-вторых – в укреплении финансового состояния АПО и его участников [6, с. 25–29]. Доход ФРЦ формировался за счет уплаты участниками объединения процентов за пользование кредитом и пени за просрочку платежей. Хозяйства отчислений средств на содержание ФРЦ не производили [6, с. 28]. В этом, в частности, проявлялась экономическая заинтересованность работников ФРЦ в ускорении оборачиваемости финансового документооборота [6, с. 34].
Объединение в установленном порядке открывало в обслуживающем его учреждении Госбанка СССР единый расчетный и другие счета. В ФРЦ были открыты расчетные счета всем предприятиям и организациям, имеющим на это право. Одновременно в учреждениях банка по месту нахождения предприятий и организаций-участников АПО были открыты текущие счета для перечисления с расчетного счета объединения сумм на выплату заработной платы и приравненных к ним платежей, сумм на неотложные нужды и другие расходы [33, с. 26; 34, с. 50–51].
Аналогичным образом была построена экономическая деятельность ФРЦ в АПО «Сальское» Ростовской области [13, с. 57–59] и других объединениях.
В АПО «Косовщина» создание ФРЦ сочли излишним, поскольку каждое предприятие-участник объединения полностью распоряжалось своими средствами и осуществляло расчеты самостоятельно [14, с. 37]. Опыт деятельности объединений выявил целесообразность на первом этапе создания централизованного фонда экономического и социального развития и кредитного фонда [34, с. 51].
Централизованный фонд экономического и социального развития объединения образовывался за счет платы за основные фонды; централизации амортизационных отчислений; части прибыли, полученной от деятельности производств, торговых предприятий и организаций объединения [33, с. 27–28; 34, с. 51–52]. Нормативы платы за фонды и отчислений от прибыли колхозов и совхозов, а также направления и порядок использования средств централизованного фонда определялись правлением объединения [33, с. 28; 34, с. 52].
Кредитный фонд создавался за счет добровольных взносов колхозов и совхозов на срок не менее одного года с выплатой им льготного процента; отчислений части прибыли предприятий и организаций; ежегодных паевых взносов колхозов и совхозов по решению правления объединения; свободных денежных средств ФРЦ [33, с. 28–29; 34, с. 52]. Эти средства использовались для кредитования высокоэффективных плановых и сверхплановых проектов по смете, утвержденной правлением объединения. ФРЦ предоставлял колхозам, совхозам и кооперативам кредиты на условиях возвратности и платности сроком до двух лет. Для получения кредитов требовалось ходатайство заемщика и решение правления АПО [33, с. 29; 34, с. 52–53].
В АПО «Косовщина» централизованных фондов не создавали, а в случае необходимости строительства объект возводился за счет паевых взносов каждого колхоза и совхоза [14, с. 37].
Основным органом управления кооперативом являлось правление, избираемое сроком на три года. Правление кооператива из своего состава избирало председателя кооператива; решение об избрании утверждалось правлением объединения [33, с. 43]. В отраслевых кооперативах – растениеводческом и мясо-молочном – председателями являлись соответственно главный агроном и главный зоотехник ведущего хозяйства; в обслуживающих кооперативах председателями правлений были избраны руководители хозяйств [33, с. 43; 34, с. 32]. Руководство производственно-финансовой деятельностью осуществляло Правление кооператива – распорядительный орган, ответственный перед собранием учредителей и правлением объединения. Высший орган кооператива – собрание учредителей – созывался в исключительных случаях: при создании и упразднении кооператива [34, с. 32]. В каждом кооперативе правление создавало (нанимало) аппарат управления для руководства текущей производственной деятельность организации [33, с. 43–45; 34, с. 32–33].
Агропромышленный комбинат (АК) включал в свой состав предприятия и организации по производству, глубокой переработке, упаковке, хранению и реализации готовой продукции. По характеру своей деятельности АК представлял единый производственно-хозяйственный и социально-экономический комплекс – целостное организационно-хозяйственное агропромышленное формирование сельского района [1, с. 11; 12, с. 3–4]. Нормативным документом, регламентировавшим деятельность агрокомбинатов, являлось Типовое положение об агропромышленном комбинате, разработанное и утвержденное Госагропромом [36, с. 82–95].
Основной задачей комбината являлось увеличение производства сельскохозяйственной продукции и высококачественных продовольственных товаров на базе современной техники и технологии, осуществление производства, заготовок, переработки и реализации продукции на основе хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
Предприятия и организации, входившие в состав комбината, сохраняли хозяйственную самостоятельность и права юридического лица. При этом колхозы, совхозы и другие государственные предприятия и организации, на которые распространялись соответствующие нормативные акты об этих предприятиях и организациях, руководствовались этими актами. В состав комбината могли входить производственные подразделения, не являвшиеся самостоятельными предприятиями, учреждениями и организациями. В этом случае комбинат по отношению к ним действовал как производственное предприятие в соответствии с утвержденным нормативным актом о предприятии.
Комбинат, используя закрепленное в его оперативном управлении или пользовании имущество, осуществлял производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с планом экономического и социального развития, выполнял возложенные на него обязанности, нес ответственность и пользовался правами, связанными с этой ответственностью, имел самостоятельный баланс и являлся юридическим лицом.
В целях повышения эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на комбинат возлагалось проведение единой технической политики. Централизованное осуществление функций могло выполняться комбинатом или возлагаться им на отдельные предприятия и организации, входившие в его состав, с возложением на них соответствующей имущественной ответственности. Комбинату предоставлялось право создавать самостоятельно на условиях самоокупаемости производственные, сельскохозяйственные и иные предприятия, а также реорганизовывать и ликвидировать их.
Высшим органом управления комбината являлся совет, в состав которого входили генеральный директор – председатель совета, его заместители, руководители предприятий и организаций, входивших в состав комбината, представители трудовых коллективов. Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции совета комбината, а также других, рассматриваемых им вопросов, утверждался советом комбината. Заседания совета созывались по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а внеочередные – по требованию не менее 1/3 членов совета. Заседание совета считалось правомочным, если на нем присутствовало не менее 3/4 его состава. Решения принимались простым большинством голосов открытым голосованием и являлись обязательными для предприятий и организаций, входивших в состав комбината.
Для оперативного решения вопросов деятельности комбината в период между заседаниями совета создавался президиум совета. Президиум совета избирался на заседании совета комбината открытым голосованием из числа членов совета. Председателем президиума совета являлся председатель совета комбината. Президиум совета созывался по мере необходимости и являлся правомочным решать вопросы, отнесенные к его компетенции советом комбината, при наличии не менее 3/4 состава президиума. Все решения президиума утверждались советом комбината.
Для руководства повседневной деятельностью комбината создавался обособленный аппарат управления, который возглавлялся генеральным директором комбината. Генеральный директор комбината избирался и освобождался от должности советом комбината с утверждением вышестоящим органом.
Расходы на содержание аппарата управления комбината определялись сметой, утверждаемой советом комбината. Предусмотренные сметой расходы покрывались за счет относимых на себестоимость реализуемой продукции и выполняемых работ отчислений предприятий и организаций, входивших в состав комбината, а также за счет доходов, получаемых комбинатом от централизованного осуществления производственно-хозяйственных функций.
Комбинат имел право создавать финансово-расчетный центр (ФРЦ) для осуществления расчетно-финансовых операций между предприятиями, организациями и хозяйствами, входившими в состав комбината. Комбинат в установленном порядке открывал в обслуживающем его учреждении Госбанка СССР расчетный и другие счета. Предприятия и организации, входившие в состав комбината, открывали расчетный и другие счета в ФРЦ, а их расчетные и другие счета в учреждениях Госбанка СССР закрывались. Порядок деятельности ФРЦ в структуре комбината был аналогичен работе ФРЦ агропромышленных объединений типа АПО «Новомосковское» [3, с. 33–35; 5, с. 49–50; 8, с. 20–21; 9, с. 47–51; 10, с. 36–40].
Комбинат мог создавать такие централизованные фонды, как фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий, фонд материального поощрения, резервный фонд и другие.
Централизованные фонды образовывались за счет отчислений от прибыли предприятий и организаций, входивших в состав комбината. Нормативы (суммы) отчислений в указанные централизованные фонды и порядок их использования определялись советом комбината. Деятельность комбината планировалась и финансировалась как единое целое.
Сравнение комбината с агрофирмой или индустриально-производственной системой показывает, что организационная структура агрофирм могла быть построена по технологическому принципу производства одного какого-либо вида конечного продукта. В этом случае все хозяйства, расположенные на территории сырьевой зоны перерабатывающего предприятия, являлись участниками кооперации и выстраивались в вертикальную цепь: одни – производили исходное сырье, другие – его перерабатывали, третьи – обслуживали технологический процесс получения конечного продукта, четвертые – доводили конечный продукт до потребителя. Принимая во внимание то обстоятельство, что сельскохозяйственные предприятия являются производителями нескольких видов исходного сырья: зерно, овощи, технические культуры, мясо, молоко и др., перед ними вставала задача не только выполнить обязательства перед новым интегрированным формированием в рамках кооперативных связей, но и эффективно использовать другую произведенную продукцию.
При наличии побочной продукции или отходов основного производства вставал вопрос об их реализации или внедрении безотходных технологий производства агрокомбинатов [8, с. 22]. В рамках некоторых агрофирм, например «Адажи», имело место развитие индустриальных систем по производству отдельных видов продукции – выращивание картофеля и выработка из него различных пищевых продуктов, возделывание рапса, воспроизводство молочного стада с применением метода трансплантации [31, с. 27–28].
Одно из основных отличий агрокомбинатов от других интегрированных формирований заключалось в развитии интеграционных процессов на комбинатах одновременно в двух направлениях: по вертикали и горизонтали. В структуру комбината было включено звено, отсутствовавшее в РАПО, – торговля, обеспечившее органическую связь производителя с потребителем [32, с. 65–66]. В результате чего вся производимая комбинатом продукция делилась на две части: централизованные поставки в государственный фонд и самостоятельная продажа готовых продуктов питания через собственные фирменные магазины [1, с. 12]. В обобщенном виде организационно-производственная структура агрокомбината была представлена тремя основными функциональными блоками: предприятия по производству продукции сельского хозяйства, предприятия по заготовке и переработке продукции сельского хозяйства, предприятия и организации по обслуживанию основных производств.
Практика функционирования агропромышленных комбинатов потребовала внесения определенных изменений как в организационно-производственные, так и в управленческие структуры. Их суть сводилась к объединению и укрупнению производственных и обслуживающих подразделений, служб, выполнявших аналогичные функции [29, с. 85; 32, с. 69], созданию на их основе хозрасчетных предприятий [8, с. 22] и объединений [12, с. 14–16].
Статус агропромышленных фирм имели сельскохозяйственные предприятия, в которых был организован замкнутый цикл производства, переработки и реализации одного или нескольких видов продукции [4, с. 9].
Нормативным документом, регламентировавшим деятельность агрофирм, являлось Типовое положение об агропромышленной фирме, утвержденное Госагропромом от 25 апреля 1988 года [35, с. 48–50].
Агрофирма могла создаваться на базе одного хозяйства, имевшего высокий уровень развития производства. Она включала производственные подразделения по переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, а также подсобные производства и промыслы, изготовлявшие промышленную продукцию и изделия народных промыслов – агрофирма «Адажи» Латвийской ССР [4] или агрофирма «Прут» Коломенского района Ивано-Франковской области [37; 38, с. 17–24]. Во втором случае деятельность агрофирмы планировалась и финансировалась как единое целое.
Агрофирма осуществляла производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с планом экономического и социального развития, имела самостоятельный баланс, открывала в обслуживающем ее отделении Агропромбанка СССР расчетный, ссудный и другие счета и являлась юридическим лицом.
В случае создания агрофирмы на базе одного предприятия руководство осуществлялось в соответствии с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» [19; 20; 17; 24; 27; 16] (в дальнейшем – Законом СССР «О предприятиях в СССР» [22; 21; 23; 25]) или Примерным уставом колхоза [26; 18]. Руководство повседневной деятельностью агрофирмы осуществляло правление (совет), избираемое собранием уполномоченных представителей. Правление (совет) возглавлял председатель (генеральный директор) агрофирмы, избираемый на собрании уполномоченных представителей из числа руководителей колхозов, совхозов и других предприятий (организаций).
Агрофирма могла создавать финансово-расчетный центр для осуществления расчетно-финансовых операций между предприятиями и организациями, входящими в состав агрофирмы, а также со снабженческими, заготовительными и другими предприятиями и организациями и с учреждениями Агропромбанка СССР. Финансирование капитальных вложений производилось по единому утвержденному плану капитального строительства с привлечением всех собственных средств и кредитов банка, направляемых на капитальные вложения. Платежи в бюджет осуществлялись агрофирмой в порядке, предусмотренном для агропромышленных комбинатов и объединений.
Предпосылки, вскользь упомянутые в настоящей статье, но заслуживающие внимания, будут рассмотрены в отдельной работе.


Литература
1. Агропромышленный комбинат: первые результаты, проблемы, пути решения / В.А. Горбанюк, Г.М. Седило, И.Г. Костырко и др. – Урожай, 1988. – 112 с.
2. Бинатов Ю.Г., Коробейников М.А. Экономика, организация и управление АПК. – М.: Агропромиздат, 1989. – 192 с.
3. Воловик В. Банк и агропромышленные формирования //АПК: экономика и управление. – 1989. – № 4. – С. 33 – 35.
4. Карните Р.А., Спрогис А.К. Агропромышленная интеграция сельскохозяйственных предприятий. – М.: Знание, 1990. – 48 с.
5. Киселевич Н. «Западный Буг» в новых условиях // АПК: экономика и управление. – 1988. – № 6. – С. 47 – 51.
6. Копылов А., Письменная Д., Черникова В. Роль финансово-расчетного центра в агропромышленном объединении // АПК: экономика и управление. – 1989. – № 4. – С. 25 – 29.
7. Крупич А. Районные агропромышленные формирования //АПК: экономика и управление. – 1990. – № 7. – С. 45 – 49.
8. Кулик Г., Куницкий К. Комбинаты – база для разработки и проверки новых экономических условий // АПК: экономика и управление. – 1988. – № 2. – С. 18 – 24.
9. Кутявин Л. Финансово-расчетный центр агропромышленного комбината // АПК: экономика и управление. – 1990. – № 6. – С. 47 – 51.
10. Кутявин Л. Финансово-расчетный центр на службе агропромышленного комбината // АПК: экономика и управление. – 1988. – № 5. – С. 36 – 40.
11. Лабяк А. Опыт работы финансово-расчетного центра агропромышленного комбината «Каменка» // АПК: экономика и управление. – 1990. – № 10. – С. 113 – 114.
12. Лашко Г.М., Смолькин С.П. Хозяйственный механизм агропромышленного комбината. – М.: Агропромиздат, 1989. – 80 с.
13. Лысенко А., Рогуленко Т. Экономическая деятельность финансово-расчетного центра агропромышленного объединения // АПК: экономика и управление. – 1990. – № 9. – С. 57 – 59.
14. Формирование кооперативных отношений в деятельности агропромышленных комбинатов, объединений и агрофирм / В.А. Манько, С.И. Панченко, А.И. Типко; Под. ред. В.П. Сытника и А.В. Крисального. – К.: Урожай, 1988. – 80 с.
15. Наумов А. АПК Каширского района Подмосковья // АПК: экономика и управление. – 1990. – № 1. – С. 90 – 96.
16. О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Закон СССР от 3 августа 1989 г. № 319-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1989. – № 9. – ст. 214.
17. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР в связи с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1987 г. № 8089-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1987. – № 49. – ст. 791.
18. О внесении изменений и дополнений в Примерный Устав колхоза. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июля 1980 г. № 597 // Собрание постановлений Правительства СССР. – 1980. – № 21. – ст. 122.
19. О государственном предприятии (объединении). Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7284-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1987. – № 26. – ст. 385.
20. О порядке введения в действие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)». Постановление Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 г. № 7285-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1987. – № 26. – ст. 386.
21. О порядке введения в действие Закона СССР «О предприятиях в СССР». Постановление Верховного Совета СССР от 4 июня 1990 г. № 1530-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 25. – ст. 461.
22. О предприятиях в СССР. Закон СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 25. – ст. 460.
23. О признании утратившими силу и изменении решений Правительства СССР в связи с Законом СССР «О предприятиях в СССР». Постановление Совета Министров СССР от 21 декабря 1990 года № 1332 // Собрание постановлений Правительства СССР. – 1991. – № 3. – ст. 12.
24. Об аренде и арендных отношениях в СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. № 10277-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1989 г.. – № 15. – ст. 105.
25. Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Союза ССР в связи с принятием Закона СССР «О предприятиях в СССР». Закон СССР от 7 марта 1991 г. № 2015-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1991. – № 12. – ст. 325.
26. Об утверждении Примерного Устава колхоза (принятого Третьим Всесоюзным Съездом колхозников). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. № 910 // Собрание постановлений Правительства СССР. – 1969. – № 26. – ст. 150.
27. Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР. Закон СССР от 31 июля 1989 г. № 304-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1989. – № 9. – ст. 202.
28. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях / Б.И. Яковлев, С.И. Азев, Э.И. Галкина и др.; Под ред. Б.И. Яковлева. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Агропромиздат, 1989. – 413 с.: ил.
29. Посунько Н.С. Управление агропромышленным производством. – М.: Росагропромиздат, 1989. – 191 с.
30. Причинин Г.М. Управление агропромышленным комплексом: опыт реализации продовольственной программы. – М.: Знание, 1986. – 64 с.
31. Репп Х.О. Комплексное развитие системы управления АПК – М.: Знание, 1988. – 64 с.
32. Смирнова Е.Е. Агрокомбинат – новая форма управления в районе // Агропромышленные объединения в системе АПК (на примере РАПО) /Под ред. С.И. Половенко. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 72 с.
33. Стародубцев В.А. и др. Агропромышленное объединение – новая форма хозяйствования. – М.: Знание, 1989. – 48 с.
34. Стародубцев В.А. и др. Агропромышленные объединения. – М.: Знание. – 1990. – 64 с.
35. Типовое положение об агропромышленной фирме. Утверждено Госагропромом СССР по согласованию с Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, Правлением Агропромбанка СССР и Минюстом СССР 25 апреля 1988 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 1988. – № 8. – С. 48 – 50.
36. Типовое положение об агропромышленном комбинате. Утверждено Госагропромом СССР по согласованию с Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР, Госбанком СССР 9 февраля 1987 г. // Экономика сельского хозяйства. – 1987. – № 5. – С. 82 – 95.
37. Чопенко В.Г. Ростки набирают силу. – К.: Урожай, 1988. – 96 с.
38. Шаги становления агрофирмы // АПК: экономика и управление. – 1988. – № 1. – С. 17 – 24.
39. Шмельков В., Байтала А., Сухопарова М. О формировании рациональной структуры управления АПК района // АПК: экономика и управление. – 1990. – № 5. – С. 29 – 33.
40. Щербаков Н. Финансово-расчетный центр агропромышленного комбината // АПК: экономика и управление. – 1989. – № 4. – С. 30 –32.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия