Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Сафонов Г. Б.
соискатель Государственной полярной академии

Экономическая сущность предпринимательства в промышленно-строительном комплексе

1. Системные свойства промышленно-строительного комплекса
В новых условиях хозяйствования функционирование промышленно-строительных комплексов имеет весьма важное практическое значение, поскольку их эффективность определяет возможности устойчивого социально-экономического развития России.
Промышленно-строительные комплексы (ПСК) имеют все основные признаки сложных систем, что дает возможность применения системного подхода к их анализу. В Большом экономическом словаре А.Н. Азрилияна категория «комплекс» трактуется как совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое [1, C.381]. Для анализа ПСК представляется целесообразным применить подход О.В. Иншакова, в котором вводится понятие «регионального экономического комплекса» (РЭК), под которым понимается отношение народного хозяйства к предприятию. Таким образом, оказывается возможным рассмотрение мезоуровня экономики, представленного отдельными отраслями, а также территориальными, территориально-отраслевыми, межрегиональными и межотраслевыми комплексами. Базовой функцией системы на этом уровне является воспроизводство регионального отраслевого сообщества или межотраслевого сообщества за счет эффективного использования ресурсов и обеспечения гомеостазиса территории. Формой ее реализации становится совокупность валовых продуктов межотраслевых комплексов, производящих основные товары потребительского и инвестиционного спроса [4, С.80].
РЭК как явление, возникающее на мезоуровне экономики, может быть представлен территориальной системой взаимодействующих отраслевых, межотраслевых и межрегиональных продуктовых комплексов, объединяющих в своих рамках локальные производственные комплексы предприятий. В этой связи следует согласиться с С.Н.Соколовым, который считает, что создание региональных продуктовых комплексов поддерживается местными органами исполнительной власти, поскольку подобные корпоративные структуры рассматриваются как способ укрепления позиции регионов в отношениях с федеральным центром и как средство решения региональных задач [8, С.25]
Понятие «комплекс» применительно к строительной области обнаруживается в определении явления строительного комплекса, содержание которого формируется в основном путем анализа составляющих его компонентов [7, С.8; С.41–42; 9; С.12;] и исследовано в работах В.М. Васильева и В.А. Афанасьева. Специфическое определение «инвестиционно-строительного комплекса» как сферы хозяйственной деятельности, связанной с расширенным воспроизводством основных производственных и непроизводственных фондов, дано А.И. Вахмистровым. Он включает в ее состав только инвестиции в форме капитальных вложений, т.е. инвестиции в создание новых, реконструкцию, модернизацию и реставрацию существующих объектов недвижимости [2, C.5].
Необходимо подчеркнуть, что жизнеспособность экономической системы любого масштаба (отрасли, региона, государства), ее способность к саморазвитию во многом зависят от способности привлекать и эффективно задействовать средства со стороны. Вследствие того, что экономика отрасли включает в себя экономические системы предприятий различных форм собственности и хозяйствования, объективно возникает сопряжение систем управления отдельными экономическими субъектами, одной из эффективных форм реализации которого являются структуры, организованные на основе корпоративных принципов. Соответственно, эта миссия может конкретизироваться системой целей регионального экономического комплекса.
В системе целей РЭК могут выделяться стратегические (реструктуризация экономики региона, рост валового регионального продукта, повышение уровня жизни населения); среднесрочные (развитие малого и среднего бизнеса, повышение конкурентоспособности производства, реформирование отраслей региональной экономики) и тактические (развитие отдельных структурных составляющих региональных экономических комплексов).
Промышленность стройматериалов оказывает влияние на развитие многих отраслей экономики (нефтехимическая промышленность, производство упаковки, лесная промышленность, стекольная промышленность, добывающая промышленность, металлообработка) и является базой для развития строительного комплекса. Подсегментами промышленности стройматериалов являются первичные материалы и материалы глубокой переработки. Смежными отрасли потребители продукции – строительство и розничная и оптовая торговля.
В рамках настоящей статьи следует подчеркнуть, что переход к рыночной системе хозяйствования – это одновременно переход к экономике предпринимательского типа. Поэтому создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. Возможность решения этих проблем во многом обусловлена степенью обоснованности принимаемых решений в области организации производства стройматериалов и продвижения их на рынок, а также логической целесообразностью концептуальных предпосылок, точностью и достоверностью используемого методического инструментария.
2. Взаимосвязь предпринимательства и управления в экономике России
Экономическую природу предпринимательства характеризует ряд признаков: инициатива, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство. Предпринимательская деятельность в современных российских условиях выступает важнейшей формой организации индивидуального и коллективного труда, адекватно отражающей быстро меняющееся содержание и целевые установки деятельности промышленных предприятий, а также их экономическое поведение в рамках формирующихся рыночных отношений. Под «предпринимательством» понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица [2, C.761]. К настоящему моменту в экономической науке определены ключевые черты предпринимательства. К их числу относят самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, их экономическую заинтересованность, способность принять на себя хозяйственный риск и ответственность. Следует подчеркнуть, что вышеперечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
Исследованию теории и практики предпринимательства посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов, в которых сформулированы представления о системе предпринимательства, как интегрированной совокупности производственной, коммерческой и финансовой деятельности, определены основные закономерности такой системы и принципы ее функционирования. Однако изучение организационно-управленческих аспектов предпринимательства еще далеко от своего завершения.
По этой причине можно утверждать, что ключевым вопросом развития российского предпринимательства является использование эффективных форм организации, отвечающих профилю предприятия, характеру производимой продукции и условиям рыночной конъюнктуры.
Приоритетность задачи стабилизации экономики и перехода к устойчивому развитию актуализировала, в свою очередь, поиск, выбор, определение форм и методов, факторов и механизмов, призванных обеспечить реализацию этих задач на практике. В этом плане главным фактором развития предпринимательства становится фактор повышения уровня государственного управления, включая процесс прогнозирования и планирования. Попытки радикального преобразования российской экономики до сих пор не привели к каким-либо существенным результатам ни в сфере структурного реформирования, ни в сфере роста производительности труда и повышения эффективности производства, ни тем более в сфере развития предпринимательства. На наш взгляд, не последнюю роль в этом процессе сыграла идеологическая установка о несовместимости рыночного саморегулирования экономики и плановых начал. Однако переход к рыночной системе хозяйствования требовал не тотального отказа от планирования, а скорее, изменения форм и методов процессов регулирования и планирования, изменения характера взаимосвязи плана и рынка.
Россия имеет глубокие традиции государственного прогнозирования и планирования социально-экономического развития, что во многом обусловлено ее природными и геополитическими особенностями. Жизнедеятельность любой экономической системы (в том числе, и ПСК) всегда связана с выбором одного из множества возможных решений. Между тем, правильный выбор связан с предвидением всех его желательных и нежелательных последствий, с соотнесением ожиданий с изменяющейся информацией. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов.
Прогнозирование как понятие означает дедуктивное предвидение, опережающее отражение действительности. По характеру и тесноте связи с объектом прогноз находится между гипотезой и планом, поскольку гипотеза служит научным предвидением на уровне общей теории, закономерности. Теория питает прогноз, однако последний более определен и достоверен, имеет качественные и количественные параметры. Прогнозирование можно считать и стадией планирования, так как оно характеризует контуры будущего развития, без чего невозможно разработать программу действий.
Прогноз следует рассматривать как комплекс аргументированных предположений относительно будущих параметров экономической системы, или как научно обоснованную вариантную гипотезу о возможном состоянии объекта в перспективе в зависимости от характера прогнозного фона, а также о сроках и способах достижения намеченных целей. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз раскрывает альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, выявляет противоречия и намечает условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. На практике применяются различные виды прогнозов, в том числе поисковые и целевые, используются методы сценарного анализа [3, С.30]. Сценарный прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им будущей действительности, изменением среды в период с момента начала прогноза (принятия решения) до завершения прогнозируемого периода.
3. Значение прогнозирования при выборе модели экономического развития России
В контексте общей проблематики настоящей статьи, можно определить несколько вариантов сценариев социально-экономического развития регионов России: инерционное развитие, свободное предпринимательство и устойчивое развитие. Характерным для сценария инерционного развития региона является сохранение негативных тенденций, ухудшение структуры экономики, постепенно замедляющееся сокращение объемов производства с переходом его в фазу стагнирующей стабилизации, низкая эффективность использования природно-ресурсного потенциала, усиление сырьевой и полупродуктовой направленности экономики, деградация окружающей среды, увеличение экспорта, усиление социальной напряженности.
Сценарий свободного предпринимательства ориентирован на получение максимальной прибыли и производство наиболее конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Такой сценарий в наибольшей степени отражает интересы предпринимателей-инвесторов, которые создают рабочие места, выпускают нужную обществу продукцию, делают значительные отчисления от прибыли в бюджеты всех уровней, поэтому их интересы в той или иной мере соответствуют и интересам прочих субъектов. Вместе с тем, сценарий свободного предпринимательства предполагает максимизацию доли доходов, направляемых на развитие производства, и минимизацию доли доходов, направляемых на социальные нужды (помимо заработной платы), незначительность средств, выделяемых на охрану природной среды, что противоречит интересам регионального социума в целом.
При развитии по такому сценарию ключевой задачей региональной политики должна стать разработка системы государственных приоритетов – наиболее эффективных направлений социально-экономического развития с позиции интересов населения региона.
И, наконец, сценарий устойчивого развития предполагает поддержание оптимальных темпов возрастания объемов производства. Этот сценарий предполагает также одновременную реализацию нескольких направлений: стабилизацию экономического положения предприятий, отраслей, сфер хозяйствования, обеспечивающих ключевые позиции региона в рамках национальной экономики; создание производственной и институциональной инфраструктуры, их развитие; качественное повышение благосостояния основной массы населения.
Согласно положениям Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» [6] социально-экономическое прогнозирование, являясь функцией государства, представляет собой систему научно-обоснованных представлений о направлении социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйства. Это означает, что государственные предприятия строят свои взаимоотношения с государством как собственником на основе утверждаемых плановых показателей, а с предприятиями и организациями других форм собственности – на принципах рыночного хозяйствования, и в этой части на них тоже распространяется порядок государственного прогнозирования.
Социально-экономические прогнозы выражают качественные и количественные изменения, связанные с оценкой объемов производства, стоимостных макроэкономических показателей, спроса и предложения, трудовых отношений, структуры доходов и расходов. Они включают показатели развития макроэкономической ситуации, НТП, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, внешнеэкономической деятельности, экологической ситуации, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения.
В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза необходимо учитывать: формы организации материальных потоков (что возможно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках); способы формирования денежных потоков; динамику цен, их влияние на производство и распределение; внутреннюю конвертируемость рубля.
4. Предпринимательское планирование и развитие региональных промышленно-строительных комплексов
В условиях рыночной экономики может осуществляться договорное и предпринимательское планирование. Так, договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления. Договорные отношения, возникающие при этом, формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения, создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка. Договорные планы реализуются в виде соглашений, контрактов о поставках, системы участия и др. формах. Для обеспечения планов служат соответствующие экономико-правовые предпосылки.
Предпринимательское планирование является функцией предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, целью которых является обоснование и выбор путей эффективного развития. Его основу составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать определенные текущие, оперативные и стратегические задачи.
В условиях транзитивной экономики России названные формы планирования могут и должны органично сочетаться. По нашему мнению, разрабатываемые в настоящее время прогнозы социально-экономического развития не могут заменить необходимости планирования, поскольку план и прогноз – не одно и то же, хотя между ними есть много общего.
В настоящее время возникла необходимость использования системы прикладного прогнозирования, которое дает необходимые ориентиры, примерные параметры, видение своего места в процессах разделения труда, возможность коррекции с учетом прогнозируемой динамики рынков показатели социально-экономического развития. Прикладное прогнозирование должно базироваться на статистических данных развития той или иной отрасли, того или иного рода бизнеса в регионе. Только детальное прогнозирование, основанное на системном подходе, может быть достаточно качественным и обоснованным, что требует более конкретных статистических данных.
По мнению А.Н. Майбороды [5, C.17], в рамках отраслевого и территориального прогнозирования может быть использован показатель социально-экономического развития, представляющий собой скалярный критерий и рассчитываемый путем суммирования принимаемых в расчет критериев, умноженных на соответствующие им веса. При этом веса показателей, входящих в расчет, определяют их значимость.
Не меньшее значение имеет программирование социально-экономических процессов, при этом под программой комплекс локализованных во времени и пространстве конкретных непротиворечивых мер в области структурно-инвестиционной, социальной, научно-технической, аграрной, бюджетной, ценовой, налоговой, финансово-кредитной, институциональной политики государства и региональных властей, ориентированных на достижение качественно и количественно определенных целей социально-экономического развития.
Поскольку цель есть желаемое состояние любой системы, результат ее деятельности или реализации программы, система является и средством достижения цели. Трудность постановки целей вызвана, в первую очередь, тем, что цель является общественно-исторической и социально-экономической категорией и может существенно меняться в зависимости от развития общества, от роста или снижения его возможностей, от изменения его потребностей. Поэтому системная цель, учитывая дифференциацию целей стабилизации, экономического роста и экономического развития, должна обеспечивать их непротиворечивое единство, особенно в условиях рыночной трансформации.
Завершая рассмотрение понятия и сущности предпринимательства в ПСК, следует отметить, что главная задача управления заключается в определении приоритетов дальнейшего развития исследуемого отраслевого комплекса, тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных мероприятий. Это, в свою очередь, требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии, включая и структуру управления.
Выбор стратегического курса должен основываться на сугубо субъективных критериях, таких как общий тренд экономического развития, особенности современного этапа реформирования, переход на новую социально-ориентированную модель организации труда и производства, повышение эффективности предпринимательства в ПСК.
Таким образом, опираясь на представленные выше результаты исследования природы и экономической сущности категорий «региональный экономический комплекс», «региональный продуктовый комплекс», «строительный комплекс» и «инвестиционно-строительный комплекс» полагаем возможным определить исследуемую категорию.
По нашему мнению, «промышленно-строительный комплекс» – это сложная отраслевая система самостоятельно хозяйствующих субъектов, а также отраслевых общественные организаций, взаимодействующих в процессе производства, обмена и распределения продукции отрасли, обладающих своими специфическими особенностями, экономическими интересами, ожиданиями и целями. Промышленно-строительный комплекс как экономическая система не может функционировать вне связи с внешней средой, оказывающей на условия и результаты своего становления и развития весьма существенное влияние. Поэтому данная экономическая система – открытая система, которая находится в непрерывном взаимодействии с другими системами и является подсистемой национальной экономики.


Литература
1. Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. – 5-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002.
2. Вахмистров А.И., Асаул А.Н. Роль корпоративных объединений в системе управления региональным строительным комплексом / С.-Петерб. Союз ученых, С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т, Международ. академия инвестиций и строительства. – СПб.: Стройиздат СПб, 2003.
3. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. – М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Иншаков, О.В. Теория Факторов производства в контексте экономики развития: Научный доклад на Президиуме МАОН (Москва, 29 нояб. 2002 г.). – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
5. Майборода А.Н. Совершенствование теории прогнозирования развития экономических систем транзитивного типа: автореферат дис. … канд. экон. наук. – Краснодар, 2001.
6. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
7. Организация и управление в строительстве. Основные понятия и термины [Текст]: Учеб.-справ. пособие для студентов вузов, обучающихся по строительным специальностям / Под ред. В.М. Васильева, В.В. Исаева, Ю.П. Панибратова / М-во общего и проф. образования РФ, Ассоциация строит. вузов, С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ. – 1998.
8. Соколов С.Н. Формирование и развитие стратегического потенциала регионального нефтегазостроительного комплекса: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. – Волгоград, 2004.
9. Черняк В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия