Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Зиннуров У. Г.
заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета,
доктор экономических наук, профессор

Шелихов Д. А.
ассистент кафедры менеджмента и маркетинга института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета

Конкурентоспособность и перспективы развития почтовой отрасли РФ

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в современной экономике имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, открываются новые возможности и перспективы для экономического роста в целом и развития различных отраслей, а с другой – этот технологический сдвиг вызывает существенные структурные изменения, изменяющие традиционные условия функционирования конкретных отраслей и организаций. Противоречивое воздействие информационно-технологическая революция оказала на почтовую связь, поставив эту отрасль перед необходимостью существенной адаптации к новым условиям.
ФГУП «Почта России» – это государственный оператор почтовой связи, унаследовавший всю систему почтовой связи РСФСР и объединивший в себе Управления почтовой связи (УФПС) всех субъектов Российской федерации. Федеральным законом «О почтовой связи» услуги почтовой связи определяются как «действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручную) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств» [1].
Это определение касается так называемых традиционных услуг, хотя реально круг оказываемых услуг гораздо шире. Основной особенностью услуг почтовой связи является то, что они характеризуются т.н. «универсальностью», т.е. обязательностью оказания любому пользователю на территории страны услуги по установленным требованиям. Таким образом, к универсальным услугам относятся услуги по доставке письменной корреспонденции в пределах Российской Федерации и предоставление доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа [2]. К «неуниверсальным» услугам относятся: пересылка посылок, доставка периодической печати, доставка пенсий и пособий, почтовые переводы, курьерская почта, экспресс-почта.
Основной причиной монополизации отрасли в сфере универсальных услуг является сложность обслуживания на всей территории страны и труднодоступность ее отдаленных районов. В этом отношении рынок услуг почтовой связи также можно разделить на «сельский» и «городской» сегменты. «Городской» сегмент рынка является наиболее привлекательным для негосударственных и международных операторов почтовой связи, а также предприятий других отраслей экономики, которые активно функционируют в сфере неуниверсальных услуг. Также на эту отрасль негативно воздействует развитие и удешевление других форм связи.
В отрасли сложилась неоднозначная ситуация относительно возможности ее полной монополизации или развития конкуренции. С одной стороны, географические условия требуют всесторонней поддержки одного оператора и обеспечения компенсации убытков универсальных услуг за счет неуниверсальных. С другой стороны, мир изменился так, что потребители услуг могут легко найти альтернативу почтовым услугам в других отраслях экономики.
Этими обстоятельствами обусловливается актуальность изучения вопросов развития конкурентоспособности ФГУП «Почта России» и повышения качества услуг, в том числе посредством эффективного использования исторически сложившихся конкурентных преимуществ и передовых маркетинговых технологий.
Действенным методом изучения рынка услуг почтовой связи является сегментация рынка. Сегментацию целесообразно осуществлять на макроуровне, применяя макросегментационный подход, когда вся совокупность услуг детализируется с применением наиболее общих признаков сегментации, и на микроуровне, применяя микросегментационный подход, когда выделенный целевой макросегмент характеризуется более точными признаками, описывающими более подробно их конечных потребителей [4].
В кратком систематизированном виде результаты макросегментации услуг почтовой связи представлены в табл. 1.
Таблица 1
Макросегментация услуг почтовой связи

Приведем здесь краткую характеристику каждого целевого макросегмента:

(1.1 + 2.1) «Городской» + «Универсальный»

Этот целевой макросегмент имеет высокую привлекательность с позиции «городского» частного макросегмента, который превосходит по численности населения «сельский» макросегмент в 4 раза. Но в то же время, в сравнении с мировой практикой, в пересчете на душу населения, количество писем в России ниже не только уровня Западной Европы и Северной Америки, но и стран, где валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения сопоставим с российским [3]. Такое положение подтверждается данными, приведенными в табл. 2.
Таблица 2
Количество писем на душу населения в России в год в сравнении с мировой практикой
Источник: Приложение №1 к распоряжению Правительства РФ от 31 октября 2003 г. N 1577-р Концепция развития рынка услуг почтовой связи до 2010 года.

Среди причин такого низкого уровня развития услуг по пересылке письменной корреспонденции в России следует выделить: развитие новых форм связи и отсутствие массового спроса на эти услуги со стороны корпоративного пользователя, несформировавшиеся традиции адресного общения компаний с населением посредством письменной корреспонденции и низкая скорость пересылки письменной корреспонденции.
Проведя SWOT-анализ, мы установили, что основным конкурентным преимуществом ФГУП «Почта России» на этом целевом макросегменте является широкая сеть отделений в городах, высокий процент численности городского населения и государственные инвестиции, направленные на повышение качества оказания универсальных услуг.
Конкурентными недостатками являются низкий уровень автоматизации и низкая квалификация персонала, что отражается на качестве и сроках оказания универсальных услуг на фоне возрастающей конкуренции со стороны альтернативных форм связи.

(1.1+2.2) – «Городской» + «Неуниверсальный»

С позиции того, что частный макросегмент «городской» по численности населения превосходит «сельский» макросегмент в 4 раза, это делает его чрезвычайно привлекательным по масштабам услуг. Привлекательность в целом целевого макросегмента «городской» + «универсальный», усиливается тем, что для него не установлены столь жесткие требования по качеству, по сравнению с универсальными услугами, т.е. не существует серьезных барьеров по входу на этот рынок конкурентов.
На этом сегменте ФГУП «Почта России» постоянно теряет свои позиции, подвергаясь конкурентному воздействию не только со стороны негосударственных и международных операторов почтовой связи, но и со стороны предприятий других отраслей экономики, таких как банковский сектор, средства массовой информации, распространители периодической печати и пр.
Конкурентные преимущества и недостатки этого целевого сегмента можно сформулировать по каждому виду услуг в отдельности:
1) по распространению периодической печати конкурентным преимуществом является система распространения на фоне прогнозируемого роста рынка периодических изданий, а конкурентным недостатком – отсутствие системы продвижения конкретных изданий и развитие бесплатных информационных ресурсов в сети Интернет;
2) по выплате и доставке пенсий и пособий: преимущество – отлаженная система выплат и рост емкости рынка; недостаток – риски, связанные с человеческим фактором, и усиление конкуренции со стороны альтернативных производителей услуг, исключающих влияние человеческого фактора в своей деятельности путем полной автоматизации;
3) по почтовым переводам: преимущество – широкая сеть отделений и прогнозируемые темпы роста рынка денежных переводов; недостаток – неконкурентоспособные контрольные сроки осуществления денежных переводов и усиление конкуренции со стороны банков и международных систем денежных переводов;
4) по экспресс-почте и курьерской почте: преимущество – широкая сеть отделений связи и высокая прибыльность услуг в городском макросегменте; недостаток – большие сроки доставки на фоне усиливающейся конкуренции со стороны негосударственных операторов;
5) по пересылке посылок: преимущество – система транспортировки грузов, логистика, развитие электронной коммерции и почтовой торговли; недостаток – большие сроки доставки на фоне усиливающейся конкуренции со стороны негосударственных операторов;
6) по инфокоммуникационным услугам (на примере услуги «Кибер-пресс@»): преимущество – возможность мгновенного получения прессы при наличии объективной потребности корпоративных клиентов в получении оперативной информации; ограниченный круг изданий участников проекта является существенным конкурентным недостатком при наличии свободного доступа к информации через сеть Интернет.

(1.2 + 2.1) – «Сельский» + «Универсальный»

Прежде всего, для этого целевого макросегмента характерна низкая платежеспособность сельского населения, в 4 раза меньшая его численность, несравненно меньшее количество корпоративных клиентов.
Кроме того, такая характеристика универсальных услуг, как обязательность для всех операторов оказывать их любому пользователю на территории в заданный срок с установленным качеством и по доступной цене приводят к высокой себестоимости их осуществления. Все вышеперечисленные факторы делают малопривлекательным этот целевой макросегмент для негосударственных операторов. Поэтому в этом макросегменте подавляющая доля принадлежит организациям ФГУП «Почта России».
Здесь основным конкурентным преимуществом также является широкая сеть отделений в сельском сегменте на фоне высоких темпов пророста ВВП и объемов пересылки корреспонденции, а длительные сроки доставки являются существенным конкурентным недостатком на фоне развития других форм моментальной связи.

(1.2 +2.2) «Сельский» + «Неуниверсальный»

Вполне очевидно, что для этого целевого макросегмента характерны недостатки, определяемые низкой платежеспособностью населения, в 4 раза меньшей его численностью, малым числом организаций и предприятий. Все это отрицательно влияет на его привлекательность.
Здесь конкурентные преимущества в основном совпадают с макросегментом «городской» + «неуниверсальный», специфику составляет уникальная возможность отправления переводов в сельскую местность на фоне прогнозируемого роста рынка.
Конкурентные недостатки этого макросегмента можно сформулировать следующим образом:
– потеря актуальности информации при распространении периодики на фоне усиления конкуренции со стороны информационных ресурсов сети Интернет;
– затратность доставки пенсий и пособий, на фоне возможного усиления позиций банков в сельской местности;
– высокие тарифы по осуществлению денежных переводов (особенно для сельской местности) при усиления позиций банков в «сельском» сегменте;
– длительные сроки доставки экспресс-почты на фоне возможного появления конкуренции со стороны негосударственных операторов;
– длительные контрольные сроки доставки посылок на фоне снижения спроса у населения на отправку посылок, связанного с повсеместным развитием розничной торговли продуктами и товарами народного потребления;
– ограниченный на данный момент круг изданий участников проекта «Кибер-пресс@» и возможный (хотя маловероятный) отказ изданий от участия могут привести к прекращению этой услуги.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции, влияющие на все виды услуг почтовой связи:
1. Развитие других форм связи, ведущее к снижению спроса на пересылку корреспонденции.
2. Развитие электронной торговли – к росту спроса на качественные услуги по доставке товаров до получателя в кратчайшие сроки.
3. Свободный доступ к источникам информации – снижает спрос на подписные издания.
4. Внедрение передовых электронных технологий в деятельности других сфер экономики – обостряет конкурентное воздействие в сфере денежных переводов.
Вполне очевидно, что Интернет явился одной из главных причин сокращения доходов системы почтовой связи. Письма теперь пишут в основном электронные, информация в Интернете бесплатная, из-за чего значительно снизился спрос на подписные периодические издания. И денежные переводы теперь можно отправлять тоже через Интернет.
Но при этом Интернет является также и хорошей перспективой для развития услуг почтовой связи. С развитием электронной коммерции увеличивается поток почтовых отправлений от Интернет-магазинов и Интернет-предпринимателей, а соответственно и поток электронных денежных переводов.
Совершенствование системы электронных переводов «Кибер-Деньги» может привести к созданию всероссийской электронной платежной системы под известным брендом «Почта России», что позволит использовать доверие населения как основное конкурентное преимущество. Основной проблемой для платежных систем сегодня является сложность пополнения электронных кошельков и выведения из них денежных средств. Обладая широкой сетью отделений и развитой системой денежных переводов, «Почта России» сможет решить эту проблему и привлечет к себе большое количество пользователей, которые раньше не могли себе позволить использование данной услуги.
Еще одним перспективным направлением, является активное сотрудничество с интернет-магазинами и интернет-предпринимателями. Основная причина, останавливающая покупателей, – это непредсказуемость сроков доставки товаров. Решить эту проблему можно, организовав совместно с интернет-магазинами складирование в крупных населенных пунктах определенного количества товаров для ускорения доставки. Таким образом, например, московский интернет-магазин может продавать товар покупателю в Хабаровске и осуществлять доставку в течение одного дня. Если доставка будет осуществлена на дом, то многие потребители предпочтут магазину почтовые услуги.
Также можно активизировать рынок, организовав услугу по комплектации товаров для интернет-предпринимателей. Допустим, предприниматель в Хабаровске продает лекарственные растения через Интернет в Японию. Но его сильно ограничивает необходимость из-за каждой заявки простаивать очереди на почте. Для таких, как он, на почте должна быть организована автоматизированная служба комплектации, которая, имея договор с предпринимателем и небольшие, постоянно пополняемые складские запасы, по электронной заявке формирует заказы и отправляет адресату. За такую услугу предприниматели готовы будут даже делиться своей прибылью. Почта России также может иметь и свои интернет-магазины, реализуя через них товары со своих торговых точек и принимая подписку на различные издания по каталогам.
Таким образом, результат интеграции организаций почтовой связи с новыми информационными технологиями и организациями электронного бизнеса позволит ФГУП «Почта России» стать фундаментом для электронной и почтовой торговли, а также дать мощный толчок для развития электронной коммерции и интернет-предпринимательства в России.


Литература
1. Федеральный закон о почтовой связи от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ.
2. Федеральный закон о связи от 7 июля 2003 года №126-ФЗ.
3. Приложение №1 к распоряжению Правительства РФ от 31 октября 2003 г. N 1577-р Концепция развития рынка услуг почтовой связи до 2010 года.
4. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: МАИ, 2004.
5. Голубицкая Е.А. Кухаренко Е.Г. Основы маркетинга в телекоммуникациях: Учеб. пособие для вузов. – М.: Радио и связь, 2005.
6. Бирла М. Вам посылка от FedEx. Модель феноменального успеха мирового лидера грузоперевозок. – М.: Высший класс, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия