Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Каленская Н. В.
доцент кафедры маркетинга Казанского государственного финансово-экономического института,
кандидат экономических наук


Институциональные условия инновационного развития промышленного комплекса республики Татарстан

Переход на инновационный тип развития экономики усилил активизацию инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, позволяющую реорганизовать экономику, развивать наукоемкое производство, что является одним из основных факторов, обеспечивающих экономический рост. Появление базисных (фундаментальных) инноваций в области новых материалов, микроэлектроники, информатизации, биотехнологии спровоцировало структурные сдвиги в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности. Одновременно с этим появились новые рыночные ниши, связанные с удовлетворением качественно иных, не существовавших ранее потребностей [1]. Исследования тенденций экономического роста российской экономики на основе развития науки и промышленных технологий показали, что в его основе заложен технологический переворот, результатом которого будет становление постиндустриального технологического способа производства [2]. Многие исследования подтверждают, что инновационная составляющая любого процесса, воплощенная в новые технологические разработки или решения, является основным катализатором экономического роста. При этом следует учитывать необходимость использования институционального подхода при изучении процессов формирования нового типа экономики. Что касается механизма реализации инновационного типа развития, то здесь следует уделить внимание условиям его формирования. Механизмы инновационной экономики не могут работать эффективно без определенного набора институтов, в неадекватной институциональной среде. Поэтому процесс формирования экономики инновационного типа протекает в увязке с формированием соответствующих институтов. Особенностью российских реформ является то, что они либо копировали институциональные структуры, успешно функционирующие на Западе, либо предполагали их автоматическое появление. Можно выделить две основные причины, по которым формирование институциональной среды российской экономики затруднено. Во-первых, была нарушена непрерывность функционирования исторически сложившихся институтов дореволюционной России, определяющих правила игры предпринимательского сектора, в то время как инновационный тип предполагает историческую обусловленность развития сложившихся отношений и норм. Во-вторых, большое влияние на процесс формирования институциональной сферы оказал период централизованной плановой экономики.
Между экономическими отношениями, складывающимися в процессе инновационной деятельности, мерами их хозяйственного регулирования и самими инновационными процессами в национальной экономике существуют сложные взаимосвязи. Это в свою очередь требует анализа сущности и тенденций инновационного развития, выяснения противоречий, негативно сказывающихся не только на экономических результатах непосредственных производителей инновационного продукта, но и на скорости инновационных преобразований. Здесь мы имеем в виду сокращение временного интервала с момента фундаментальных исследований до внедрения. Недостаток таких исследований, на наш взгляд, отражается на качестве сформировавшихся механизмов, стимулирующих инновационную деятельность и как следствие этого определяющих существенное отставание российского производственного потенциала от аналогичных потенциалов других стран.
На сегодняшний день многообразие институциональных условий определяется особенностью модели институциональной среды, которая отражает уровень развития экономики, науки, социальные, культурные и исторические особенности.
Процессы взаимодействия структурных элементов основаны на правилах и нормах, которые осуществляются с помощью организационных механизмов. Все это в совокупности образует институциональную среду, которую следует рассматривать как базовую составляющую инновационного типа развития промышленного комплекса в регионе. Формирование институциональной среды инновационного развития подвержено влиянию экономических, социальных, демографических и географических факторов, что определяет специфику институциональной региональной среды (рис. 1).
Рис. 1. Схема воздействия институциональной среды на промышленный комплекс

Следует также отметить, что для инновационного типа развития необходимы три определяющих фактора:
– научный потенциал;
– запасы минеральных ресурсов;
– промышленный потенциал.
Процесс инновационного развития промышленного комплекса в ряде регионов затруднен из-за полного или частичного отсутствия вышеуказанных элементов. Кроме того, регионы Российской Федерации характеризуются спецификой научно-технического развития и промышленного потенциала, что предполагает дифференцированный подход в осуществлении целенаправленной политики инновационного развития. Такая картина наблюдается и в республике Татарстан, где основным механизмом инновационного развития региона выступает взаимодействие промышленного и научно-технического комплексов.
Программой социально-экономического развития Татарстана на 2005–2010 гг. индекс промышленного производства (ИПП) предусмотрен на уровне 105%; объем промышленного производства составит 513,3 млрд руб. В сравнении с 2006 г. этот показатель повысился на 136, 4 млрд руб. Такое увеличение связывают с усилением роли инновационной инфраструктуры как катализатора процесса коммерциализации промышленных инноваций.
Следует отметить, что проявление взаимодействия между элементами инновационной инфраструктуры отчетливо наблюдается в бюджетообразующих отраслях. Наибольший удельный вес в общем объеме имеют следующие виды деятельности: добыча полезных ископаемых – 35,4%, химическое производство – 12,5%, производство транспортных средств и оборудования –12%, производство нефтепродуктов – 9%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 9%, производство машин и оборудования – 6%, производство пищевых продуктов, в т.ч. напитков и табака – 5%.
В настоящее время научно-технический комплекс Республики Татарстан объединяет свыше 100 организаций, которые ведут исследования и разработки по многим направлениям фундаментальной и прикладной науки. В регионе расположены крупные отраслевые и высшие учебные заведения, научно-техническая деятельность которых направлена на распространение и применение знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, а также на обеспечение функционирования науки, техники и производства как единого целого.
В то же время нельзя забывать о так называемых «блокирующих» факторах инновационного развития, а именно: ограниченном спросе со стороны промышленности на новую продукцию и сокращении бюджетного финансирования на научные изыскания. По данным республиканского Комитета по статистике, доля инновационной продукции составила 2% валового регионального продукта (ВРП), тогда как в развитых странах этот показатель составляет около 50% ВВП.
Устойчивое положение нефтедобывающей и химической отраслей в республике оказывает существенное влияние и на состояние научных организаций, обслуживающих эти отрасли. В качестве основных причин ухудшения потенциала научно-технологического комплекса Республики Татарстан можно назвать:
– систему оплаты и стимулирования труда работников данной сферы;
– систему финансирования научно-технических работ;
– систему организации НИОКР;
– отток кадров из сферы НИОКР.
Несмотря на это, в структуре научно-технических работ в целом по республике доля исследований и разработок составила 89%, а научно – технические услуги – 11%.
В отраслевом разрезе наиболее активно ведется инновационная деятельность на предприятиях ведущих отраслей промышленности республики – химической, нефтехимической, машиностроения. Например, удельный вес предприятий, внедряющих новые или усовершенствованные виды продукции, составил в промышленности в целом 85,7%, в химии и нефтехимии – 88,9%, а в машиностроении – 96,0%. Менее активно предприятия ведут работы по внедрению новых технологических процессов. Удельный вес таких предприятий в промышленности – 70,1%, в машиностроении и химической отрасли, соответственно, 64,0 и 66,7%. Значителен удельный вес предприятий, проводящих договорные работы; наиболее активны здесь предприятия нефтехимии и химии (66,7%), машиностроения (56,0%).
Одна из ключевых задач экономического и социального прогресса Республики Татарстан в сфере управления всем народно-хозяйственным комплексом заключается в переходе от отраслевого принципа управления к программно-целевому. Не менее сложной задачей является определение границ вмешательства государства в некоторые направления формирующейся рыночной экономики, в том числе и в инновационной сфере.
Поэтому возникает необходимость инфраструктурного обеспечения инновационных процессов, что способствует качественному изменению хозяйственных систем. Переход от одного типа хозяйственных систем к другому часто означает бинарный переход от одной институциональной среды и одной инфраструктуры, обеспечивающей инновационный процесс, к другой. При этом возникает необходимость совершенствования и развития институциональной инфраструктуры в системах, где наблюдается тенденция сближения научного и производственного секторов, и в системах, где усиливается их обособление и преобладающей является логика их постепенного «расхождения».
Неоинституциональный подход к исследованию инновационного развития посредством инфраструктурного обеспечения требует уточнения ряда категорий, в частности, таких как «институциональная инфраструктура», «трансакционные инфраструктурные издержки», «обеспечивающая инфраструктурная услуга», «тип институциональной инфраструктуры».
Агрегируя понятие «инфраструктура», можно определить инфраструктуру как комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. На наш взгляд, институциональная инфраструктура инновационного развития – это совокупность учреждений и институтов, обеспечивающих технологический трансферт. Кроме того, инфраструктура представляет собой комплекс рыночных и инновационных институтов и элементов. Особенность институциональной инфраструктуры заключается в том, что нельзя оценить ее и определить ее экономический эффект на основе затратного подхода. Как показали практика и проведенное нами исследование, ее можно оценить сравнительными и рыночными методами оценки, а измерить – только качественными параметрами (больше/меньше, лучше/хуже, быстрее/медленнее).
В свою очередь, можно выделить затраты на осуществление инфраструктурного обеспечения инновационного развития предприятий, комплексов. Представители теории институционализма исходили из того, что субъекты рынка неизбежно действуют в условиях неполноты информации, что вызывает неизбежность особой категории «трансакционных издержек». Для «предприятия–инноватора» – это затраты времени и денег, без которых он не смог бы реализовать свой инновационный продукт, технологию, услугу. Согласно неоинституционалистским воззрениям, любой институт вызывается к жизни наличием определенных трансакционных издержек, которые могут уменьшиться благодаря его появлению. Таким образом, под трансакционными издержками инфраструктуры мы предлагаем понимать расходы на обеспечение трансферта технологий и диффузию инновационных решений через инфраструктурные элементы. Проведенный нами анализ показал, что инфраструктурные издержки осуществляются до заключения контракта, а их оценка определяется во временном интервале (эффективность определяется минимизацией временных затрат на основе качественных переменных). В свою очередь, качественные переменные зависят от так называемой «неотделимой инфраструктурной услуги». Мы предлагаем рассматривать ее как комплексное обеспечение продвижения (диффузии) инновационного продукта, технологии или услуги в промышленный комплекс. Отметим, что особенностью неотделимости инфраструктурной услуги является непрерывность инфраструктурного обеспечения на всех стадиях инновационного процесса (от фундаментальных исследований до стадии внедрения). Механизм неотделимости заключается во взаимодействии инновационных и рыночных структур с учетом формальных и неформальных институциональных составляющих. В зависимости от качественного и количественного состава инфраструктурной услуги можно выделить «формирующую инфраструктуру» и «обеспечивающую инфраструктуру» инновационного типа развития.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в значительной степени переход региональных хозяйственных систем на инновационный путь развития определяют сложившиеся в них индустриальные кластеры. Следует также отметить, что процесс кластеризации является первоначально скорее стихийным процессом, чем планируемым, поэтому представляется возможным рассматривать в рамках промышленного комплекса на примере Республики Татарстан не только индустриальные, инновационные кластеры, но и потенциальные и латентные. Именно потенциальные кластеры необходимо выявлять в целях инновационного развития, а латентные кластеры формируют условия, на базе которых существуют индустриальные кластеры. Таким образом, можно рассматривать латентные кластеры как совокупность структурных и инфраструктурных элементов, обеспечивающих инновационное развитие промышленного комплекса в целом и кластеров, в частности. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать инфраструктурное обеспечение в трех плоскостях – на уровне предприятия, в процессе кластеризации и инновационного типа развития региона. При этом инфраструктурное обеспечение рассматривается как процесс взаимодействия рыночного, инновационного и институционального факторов.


Литература
1.Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития /Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2006. – 584 с.
2.Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Национальная стратегия инновационного прорыва //Экономика и управление. – 2006. – №5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия