Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Гаджаев А. И.
аспирант института Востоковедения Российской академии наук (г.Москва)

Промышленная политика Турции в области промышленности

Накануне распада Османской Империи основным занятием турок оставались сельское хозяйство, гражданская и военная служба, торговлей и другими видами предпринимательства занимались преимущественно представители инородных и конфессиональных меньшинств. Отрасли промышленности находились в руках иностранного капитала, доля которого составляла в добывающей промышленности – 67,5% (французский капитал), в обрабатывающей – 75% (английский капитал). В стране имелись зачатки национального промышленного производства – небольшие цеха и артели, в которых производилась хлопковая пряжа, одежда, хлопчатобумажные и шелковые ткани, несложные орудия и инструменты, домашняя утварь. До образования Республики внешняя торговля состояла из экспорта сырья и импорта готовых изделий.В начале ХХ в. эта часть промышленности, которая большей частью располагалась в районах Измира и Стамбула, понесла значительный урон *.
Кемалистская революция (произошедшая в 20-е годы ХХ в.) показала стремление турецкого общества к национальной самостоятельности и социально-экономическому прогрессу. Роль главного субъекта экономического развития первоначально была предназначена национальному частному капиталу. Это ярко продемонстрировал 1-й Измирский экономический конгресс (1924), который потребовал от государства проведения политики поддержки частного предпринимательства. Однако отсутствие опыта, капитала и прочих условий для успешной деятельности не могли обеспечить решение намеченных задач и, прежде всего, связанных с созданием современной промышленности. В условиях мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. в Турции было усилено государственное регулирование экономики, а в начале 1930-х гг. власти активно приступили к прямому участию в хозяйственном развитии. Государство строило заводы, шахты и электростанции. Эта политика, известная как этатизм, осуществлялось специально созданными государственными структурами, наиболее важными из которых были отраслевые банки «Сумербанк», «Этибанк» и «Мореходный банк». Другими структурами были национализированные и вновь созданные предприятия в обрабатывающей и добывающей промышленности, которые выполняли роль проводников госкапиталистической политики в промышленности, они осуществляли не только финансирование, но и строительство, эксплуатацию и реализацию продукции госпредприятий. На данном этапе индустриализации большую поддержку Турции оказал СССР, предоставив ей в 1932 г. на льготных условиях долгосрочный кредит и техническую помощь для сооружения текстильных фабрик в Кайсери и Назилли *.
В 1960-х гг. Турция вышла на новый виток индустриализации. Эти годы стали началом «периода планового развития». государство стремилось ускорить экономический рост и индустриализацию, взяв за основу политику импортозамещения. В годы первых пятилеток (за 1963–1977 гг. осуществлено 3 пятилетних плана развития) была поставлена задача создания крупных комбинатов с полным производственным циклом, начиная с переработки сырья и кончая выпуском готовой продукции.
В развитии тяжелой промышленности Турция опиралась на сотрудничество с СССР. В соответствии с соглашениями об экономическом и техническом сотрудничестве от 25 марта 1967 г. и 10 июля 1975 г. Турции было оказано содействие в строительстве заводов — металлургического в Искендеруне, алюминиевого в Сейдишехире, нефтеперерабатывающего в Измире, сернокислотного в Бандырме, деревообрабатывающего в Артвине.
В середине 1970-х гг., перед Турцией, которая является страной – импортером нефти, возникли новые проблемы платежного баланса. Они грозили сокращением инвестиций, ростом бюджетного дефицита и усилением инфляции, все большим отставанием от развитых стран в области научно-технического прогресса, ростом безработицы, сохранением низкого уровня жизни большинства населения. В конце 70-х гг. Турция оказалась в состоянии глубокого экономического кризиса, который выявил как слабости закрытой этатистской модели, так и ориентации промышленной политики на импортозамещение. Подготовленная правительством С. Демиреля стабилизационная программа (или «пакет мер от 24 января 1980 г.»), разработанная на основе предложений объединений турецкого частного бизнеса при активном участии экспертов МВФ, предусматривала внесение принципиальных изменений в экономическую стратегию страны. Предусматривался перевод экономики на принципы свободного рынка и ее интегрирование в мирохозяйственные структуры. С принятием этой стратегии Турция отказалась от закрытой модели импортозамещения и приняла открытую, экспортно-ориентированную модель. Это положило начало новому этапу в развитии турецкой промышленности в части передачи ведущей роли от государству к частному сектору. Государство сконцентрировало свои усилия на укреплении инфраструктуры – энергетики, строительстве и реконструкции шоссейных и железных дорог и других объектов. Одновременно оно оставило за собой отдельные важные регулирующие функции, такие, например, как индикативное планирование, поддержка приоритетных отраслей производств и регионов, внедрения передовых технологий и т.д.
Таблица 1
Соотношение государственных и частных инвестиций в 1980–2005гг. (в процентах)
Источник: TOBB. «Cumhuriyet Döneminin Ekonomik Büyüklükleri (1923–2002)». Ankara 2002, s. 50.; DPT. «2002–2006 Yillik Programlari».
В 1980 г. доля государственных и частных инвестиций в обрабатывающую промышленность была примерно равной, но последовавшее резкое сокращение государственных инвестиций привело к 2000 г. к их общему падению. Начиная с 2002 г. эти инвестиции превысили уровень 1980 г., но теперь уже за счет частного сектора. Это стало возможным благодаря росту национального накопления и привлечения иностранного частного капитала *.
Новая экономическая стратегия предусматривала существенное повышение роли внешних факторов экономического развития, одним из таких факторов стал переход к политике «открытых дверей» в отношении частного иностранного капитала и снятие практически всех прежних ограничений на его поступление в страну. Преобладающая часть (в среднем около 60%) прямых иностранных инвестиций, за истекшие более чем два десятилетия, была вложена в обрабатывающую промышленность Турции – либо в совместные предприятия, либо в создание предприятий со 100%-м иностранным капиталом.
Значительная часть разрешенных иностранных инвестиций в рассматриваемый период не была реализована, но данный факт не меняет общей картины. Обрабатывающая промышленность, а также сфера услуг были наиболее привлекательными для иностранных инвесторов, как с точки зрения закрепления позиций на турецком рынке, так и достаточно высокой прибыльности за счет низких издержек на оплату труда. Использование иностранных инвестиций и средств частного сектора позволило Турции поддерживать достаточно высокие 5–9% темпы роста промышленности, которое к тому же сопровождалось структурными изменениями позитивного характера. Вложения прямых иностранных инвестиций сопровождается, как правило, поступлением современных технологий, ноу-хау, внедрением западных методов менеджмента, маркетинга и т.д., что позволило поднять качество и конкурентоспособность турецкой продукции. Это, в свою очередь, привело к расширению ассортимента турецкого промышленного экспорта и повышению спроса на него на мировых рынках.
Концепция перехода Турции к рыночной экономике включала проведение приватизации. В середине 80-х гг. ХХ в. была начата разработка ее программы, в которую были включены 243 госпредприятий, 22 недостроенных объектов, 355 единиц недвижимого имущества и ряд объектов инфраструктуры *. В ходе реализации этой программы госпредприятия становились собственностью частного капитала. Приватизация способствовала оздоровлению бюджетной системы, хронический дефицит которой был в большой степени результатом убыточности госсектора. Одним из факторов, тормозивших приватизацию, была позиция ряда профсоюзов, которые, предвидя сокращение рабочих мест, выступали против включения в торги отдельных промышленных предприятий, под их давлением в ряде случаев эти предприятия исключались из приватизационного списка.
В приватизационных торгах последних лет принимали участие и российские компании, но пока безуспешно из-за высокой конкуренции турецких и западных фирм, которым отдается предпочтение. Летом 2004 г. структурам «Татнефти» не удалось взять под контроль нефтехимический концерн TÜPRAŞ *, акции которого были куплены турецкой компанией «OYAK» за 2,77 млрд.долл. * В октябре того же года не удалась попытка «Северстали», «НЛМК» и «Газметалла» приобрести 49% акций турецкого металлургического комбината ERDEMЭR, которые достались компании «ENERJЭ YATIRIMLARI A.Ю.», уплатившей за них 4,14 млрд. долл. * Общая сумма выручки с 1985 г. до конца 2005 г. от продажи госпредприятий и имущества, составила около 25 млрд. долл. *
Приватизация в Турции не привела к существенному изменению в соотношении крупного, среднего и малого бизнеса. Многие крупные госпредприятия, став частной собственностью, оказались поделенными на малые и средние. Это закрепило их абсолютное численное преобладание в турецкой промышленности. По расчетам сотрудника анкарского Университета Гази-Хатидже Чалыпынар к началу текущего века доля малых и средних предприятий – Küçük ve Orta Ölçekli Íşletmeler (KOBЭ) или (МСП) в производственном секторе Турции составляла 99,5% *.
МСП играют чрезвычайно важную роль в экономике современной Турции в качестве составной части всего производственного комплекса страны. Они производят не только потребительские товары, но и значительная часть их продукции поставляется крупным фирмам в виде запчастей и компонентов. Помимо этого МСП являются одним из наиболее существенных структурных элементов рыночной системы, позволяющих смягчать остроту проблемы занятости и тем самым стабилизирующих социально-политическую ситуацию в обществе. На МСП занято свыше 56,3% работающих в производственном секторе *. Достаточно весом их вклад и в национальное производство. По оценке МСП производят 37% совокупной добавленной стоимости, а их доля в общих инвестициях составляет 26,5% *. Основными сферами деятельности МСП в Турции, являются обрабатывающая промышленность, торговля и практически вся сфера услуг. О роли, которую играют МСП в производственном секторе, можно судить по их удельному весу в стоимости продукции некоторых отраслей обрабатывающей промышленности *: ткацкая и кожевенная отрасли – 24%; металлов обработка – 24%; пищевкусовая и табачная промышленность – 15%; химическая промышленность – 9%; другие отрасли – 28%.
Наряду со стимулированием активности МСП турецким государством используются меры, направленные на повышение их экспортного потенциала. Согласно принятой в 1997 г. поправке к решению правительства «О поддержке участия в ярмарках и выставках за рубежом на национальном и индивидуальном уровне» государство оплачивает до 100% средств, затраченных МСП для участия в выставках. При принятии решения о возмещении средств учитывается число занятых, которое не должно превышать 200 человек, стоимость основных фондов – должна быть не более 2 млн. долл. МСП, производящие и экспортирующие свою продукцию, частично освобождаются от уплаты импортных пошлин при ввозе сырья; они также имеют возможность оплачивать расходы на электроэнергию по льготным тарифам. С учетом их роли и места в Турции сформировалась весьма развитая инфраструктура поддержки и обслуживания МСП в лице некоммерческих государственных и общественных организаций. В 1990 г. Законом №: 3624 было создано государственное Управление по развитию и поддержке малой и средней приоритетной промышленности (KOSGEB – Küçük ve Orta Ölçekli Sanayi Geliştirme ve Destekleme Idaresi Başkani). Ее основной задачей является выработка государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства и всестороннее содействие его развитию в стране на основе использования национального и международного опыта *.
В последние годы одной из наиболее действенных форм развития и поддержки МСП в Турции стало создание так называемых Промышленных зон (ПЗ), которые подразделяются на малые промышленные зоны (МПЗ), организованные промышленные зоны (ОПЗ) и индустриальные зоны (ИЗ). Смысл создания таких зон состоит в том, чтобы обеспечить поддержку МСП путем объединения их в крупные промышленные комплексы, не затрагивая при этом их юридической и экономической самостоятельности *.
ПЗ представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни МСП, осуществляющие свою деятельность на территории, выделенной для этого местными органами власти. Основная задача ПЗ – предоставить располагающимся на их территории предприятиям широкий спектр инфраструктурных и организационно-технических услуг. Расположение в ОПЗ позволяет снижать издержи на закупку сырья благодаря организации совместных закупок. Централизованная система водо- и энергоснабжения также обеспечивает снижение затрат. Наличие в ОПЗ учебных заведений позволяет руководителям предприятий постоянно повышать уровень профессионально-технической подготовки кадров *. Созданием подобных зон турецкое государство одновременно решает возникающие в связи с индустриализацией и урбанизацией экологические проблемы, поскольку ОПЗ позволяют вынести за пределы крупных жилых массивов находящиеся там производства и сконцентрировать их в определенных местах, обеспеченных необходимыми очистными сооружениями и лабораториями.
Политика, проводимая в отношении малого и среднего бизнеса, направлена на постепенное объединение в ПЗ подавляющего большинства МСП *. В числе принимаемых с этой целью мер: льготное налогообложение предприятий, создаваемых в ПЗ или переносящих сюда уже действующее производство, льготное кредитование государственными банками и специальными, в том числе – зарубежными фондами, а также пропаганда ПЗ как перспективной формы объединения предприятий малого бизнеса.
В 1962 г. была образована первая Организованная промышленная зона (ОПЗ), которая рассматривалась в качестве одной из мер поддержки и поощрения развития промышленности в стране. К настоящему времени в стране создано 216 ОПЗ, общей площадью 62.570 га *. В действующих ОПЗ располагаются 22.240 промышленных заведения, из них 11.387 приступили к производству, а оставшиеся 10.853 находятся в процессе начального инвестирования *.
С 1965 г. по 1998 г. было создано 294 МПЗ, которые обеспечивают запасными частями разные отрасли обрабатывающей промышленности *. МПЗ вносят вклад в равномерное региональное размещение мелких промышленных предприятий. Предприятия, работающие в одной отрасли, собираются в одной МПЗ, что облегчило для них совместное обеспечение потребностей своего производства, благодаря чему оно становится более экономичным, позволяющим ускорить использование новых технологий. В 1998 г. в МПЗ располагалось более 70 тыс. предприятий, с числом занятых около 424 тыс. человек, 39% предприятий специализировалось на авторемонте, 30% – на металлообработке, 23% – на деревообработке, 8% – на других производствах *.
В 2002 г. был создан новый тип ПЗ, названными Индустриальными зонами (ИЗ), они рассчитаны на привлечение средств из зарубежных источников, прямых иностранных инвестиций, сбережений турецких граждан. В ИЗ облегчены бюрократические процедуры, так минимальная норма инвестирования в основной капитал для открытия предприятия составляет всего 0,5% *. В ИЗ могут открываться и свободно работать иностранные компании без турецкого долевого участия. Для этого достаточно 15 дней, чтобы оформить все документы, необходимые для вложения инвестиций и открытия предприятия. Для местных фирм создание предприятий не связано с крупными затратами.
Покупку земельных участков и создание инфраструктуры в ИЗ берет на себя министерство экономики и торговли Турции. Земельные участки в ОПЗ и ИЗ для предприятия не продаются, а передается фирме при 0,5% инвестирования капитала. ИЗ отличаются от ОПЗ тем, что в них фирма за получением разрешения на открытие предприятия напрямую обращается в министерство экономики и торговли и получает его в короткие сроки. В ИЗ предприятие освобождены от подоходного налога и удержаний с заработной платы, а Казначейство возмещает им выплаты социальных пособий и 50% расходов на энергоснабжение.
В настоящее время Турция не мыслит свою промышленность без промышленных зон. С учетом их высокой эффективности принято решение о постепенном объединении в такие зоны всех производственных предприятий страны. На это направлены разрабатываемые правительством меры, предполагающие снижение налогового бремени для тех фирм, которые осуществят перенос своих предприятий на территорию той или иной ПЗ. Для них пониженные тарифы за пользование электроэнергией, водо- и газоснабжением, предоставлены другие льготы и преференции.
Система государственной поддержки частного сектора в Турции, включая поощрение прямых иностранных инвестиций, продиктована политикой правительства по развитию и укреплению национальной промышленности через ее диверсификацию и приданию ей инновационного характера. Главным направлением этой политики стало стимулирование частной инвестиционно-производственной деятельности, и, в первую очередь – развития отраслей и производств, способных производить конкурентоспособную продукцию на экспорт. Начиная с 80-х гг. активная поддержка государством экспорта, в первую очередь – промышленного, как наиболее перспективного источника увеличения валютной выручки страны, ведется по всем направлениям. Значительно сокращены бюрократические процедуры, мешающие экспорту. В 1989 г. был разрешен свободный ввоз любой валюты, а в 1990 г. введена конвертируемость турецкой лиры и валютный режим экспорта и импорта стал свободным.
В начале 80-х гг. прошлого века, чтобы ускорить рост экспорта, была использована модель «специализированных экспортных компаний», пользующихся поддержкой государства. В 1983 г. специализированными экспортными компаниями была создана Ассоциация экспортеров (преобразована с 1986 г. в Ассоциацию внешней торговли Турции – АВТТ). Объединение действующих в данной сфере крупных компаний позволило Турции существенно поднять экспортную выручку. Данная модель была реализована в период 1981–1989 гг., тогда доля АВТТ в экспорте составила 35%, а валютные поступления от экспорта выросли с 4,7 млрд. до 11,8 млрд. долл. *
Экспорт поддерживался и другими методами, в первую очередь налоговыми и кредитными. После 1983 г. ускорилась общая либерализация режима внешней торговли за счет отказа от системы квотирования. Турция перешла к применению тарифов с высокими ставками и таким образом защитные функции импортного регулирования были сведены к минимуму. Благодаря отмене системы регистрации, лицензирования и получения разрешения был реализован принцип свободы экспорта. Его росту способствовало расширение юридических прав экспортеров, они смогли пользоваться уже не только субсидиями государства в виде возврата налогов, пониженными ставками подоходного налога и освобождениями от некоторых других налогов. Экспортно-ориентированные предприятия освобождались от таможенных пошлин, государство выделяло им на льготных условиях кредиты, валютные ассигнования, помимо этого экспортеры получали финансовую помощь из государственных внебюджетных фондов. В рамках экспортно-ориентированной стратегии и повышения конкурентоспособности турецкого экспорта в 1987 г. был создан турецкий Эксимбанк. Благодаря вышеуказанным мерам, Турция смогла за последние десятилетия не только поднять общий объем внешней торговли, но и достичь в ней существенных структурных изменений. В структуре экспорта произошло снижение удельного веса сельскохозяйственной продукции и возросла доля обрабатывающих отраслей промышленности. Удельный вес промышленного экспорта в общем экспорте, равный в 1980 г. 36%, в 1990 г. поднялся до 79,1%, а в начале текущего века устойчиво держится на уровне 95% *.
В 1995 г. Турция была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО), а с 1.1.1996 г. стала членом Таможенного союза ЕС. Это обеспечило Турции возможность пользоваться заметно улучшенными условиями доступа своей продукции на мировые рынки, что способствовало созданию благоприятного климата для иностранных инвестиций. Членство в ВТО повысило имидж Турции и она получила право участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов. Это особенно важно в условиях, когда возрастает конкуренция на мировом рынке. В этих условиях турецкое правительство оказывает частным фирмам помощь в зарубежных выставках, в изучении и в продвижении на новые рынки турецких товаров, выделяет ассигнования на НИОКР и подготовку квалифицированных кадров, создание маркетинговых фирм за рубежом.
С переходом к открытой рыночной системе в Турции возросло понимание того, что для решения задач по обеспечению устойчивого роста промышленности и конкурентоспособности промышленного экспорта необходимо повышать эффективность производства на основе использования научно-технических достижений и внедрения новых технологий. В 1983 г. был образован Высший научно-технический совет (Bilim ve Teknoloji Yüksek Kurulu – BTYK). Его первое общее собрание состоялось 9 октября 1989 г., но его деятельность стала заметной только после второго собрания, состоявшегося 3 февраля 1993 г., на котором был принят программный документ под названием «Научно-техническая политика Турции: 1993–2003» (Türk Bilim ve Teknoloji Politikasi: 1993–2003) *. Главной целью этого проекта являлось повышение уровня национальной науки, техники и технологии до уровня передовых стран. Для достижения этой цели планировалось повышение основных показателей НИОКР с тем, чтобы по окончанию десятилетнего периода добиться *:
– увеличения количества исследователей с 7 до 15 чел. на 10 тыс. трудоспособного населения;
– повышения доли ВВП, выделяемой на НИОКР с 0,33% до 1%;
– обеспечения перехода Турции с 40-го на 30-е место среди стран, вносящих вклад в мировую науку;
– увеличения доли в общих расходах на НИОКР частного сектора с 18% до 30% при сохранении основных позиций за государством.
Особое внимание уделялось Турцией достижению мировых инженерных технологий, воздействующих на все сферы производства и жизнедеятельности. Эта цель объяснялась следующим: «В числе инженерных технологий нашего времени следует в первую очередь выделить:
1. информационные (сочетание компьютерных, микроэлектронных и телекоммуникационных технологий);
2. материалы, созданные на основе передовых технологий;
3. биотехнологии;
4. космические технологии;
5. ядерные технологии.
Первые три технологии обладают наиболее динамичными качествами, поэтому их развитие является приоритетной национальной целью. Для ее достижения требуется трансферт технологий из других стран; их изучение и адаптация; затем повышение технологий на уровень выше благодаря усвоению новых навыков; их совершенствование в научных областях, способствующих приобретению и распространению достигнутых навыков». *
Одним из результатов технологического трансферта оказался турецкий спутник слежения BİLSAT, который был запущен 27 сентября 2003 г. и вошел в эксплуатацию. В 2004 г. были начаты работы по созданию более совершенного спутника слежения RASAT *.
В период подготовки седьмого пятилетнего плана (1996–2000) турецким государственным статистическим институтом были представлены подробные данные, охватывающие всю промышленность страны и сферу НИОКР, однако, из-за неразвитости технологии они не позволили выделить стратегически приоритетные виды промышленной продукции.
В последнее время Управление по внешней торговле (DTM) для стимулирования технологических и инновационных преобразований в реальном секторе при посредничестве TÜBİTAK-TEYDEB (Управления программами поощрения технологий и инноваций – Teknoloji ve Yenilik Destek Programlari Başkanliği) и TTGV (Турецкого фонда развития технологии – Türk Teknoloji Geliştirme Vakfi) обеспечивают источниками финансирования внедрение проектов НИОКР в частном секторе. В 2004 г. TTGV кредитовала предприятия, занимающиеся научно-техническими исследованиями и разработками на сумму в 25 млн. долл. DTM и TÜBİTAK на базе действующих проектов оказали помощь предприятиям на проведение НИОКР на общую сумму в 54,27 млн. долл., в том числе 31,42 млн. долл. крупным фирмам и 22,85 млн. долл. – малым и средним предприятиям *. Начиная с 2005 г. TÜBİTAK-TEYDEB ассигнуют средства для поощрения работ в частном секторе по программе TARAL (Türkiye Araştirma Alani – Арена турецких исследований). TARAL был образован на очередном 10-ом Собрании BTYK 8 сентября 2004 г. для занятия организационными и финансовыми вопросами. На него возлагалось ведение дел, связанных с повышением расходов на НИОКР с 0,67% до 2% ВВП, увеличением числа научных работников с 27.000 до 40.000. Данная программа должна была стать связующим звеном между научными центрами (университетами, исследовательскими учреждениями, промышленными структурами и т.д.) и спонсирующими их организациями государственного и частного секторов *. В свою очередь KOSGEB поддерживает проекты НИОКР для малых и средних предприятий.
Подводя итоги государственной политики Турции в области промышленности в конце ХХ – начале ХХI века, можно выделить следующие основные ее направления: привлечение инвестиций, в том числе – иностранных, развития малого и среднего бизнеса, создание Промышленных зон, стимулирование промышленного экспорта, меры по развитию НИОКР, подготовка квалифицированных кадров, улучшение качества товаров.
Общей чертой современной экономической и промышленной политики Турции было ее совпадение по времени с развернувшимся прогрессом в науке и в технологиях. Характерными особенностями развития турецкой экономики в последнее десятилетие становится внедрение во все отрасли новой техники и технологий, новых систем и методов производства, менеджмента и маркетинга, что позволяет не только повышать производство, но и конкурентоспособность турецких товаров и услуг. Распространение инноваций позволяет ускорить прогресс в экономической и социальной сферах.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия