Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Нюренбергер Л. Б.
доцент Новосибирского государственного университета экономики и управления,
кандидат экономических наук

Архипов А. Е.
доцент Новосибирского государственного университета экономики и управления,
кандидат экономических наук

Карулева Е. А.
старший преподаватель кафедры сервиса и организации коммерческой деятельности Новосибирского государственного университета экономики и управления

Современные тенденции формирования экономических структур и особенности стратегического управления фирмой

Современное мировое хозяйство представляет собой глобальную систему экономических взаимозависимостей, охватывающую все национальные хозяйства, связанные друг с другом международным разделением труда и разнообразными формами взаимодействия на уровне производительных сил, производственных отношений и политико-правовой надстройки. Несмотря на глубокие противоречия и коренные различия между государствами, современная мировая экономика представляет собой определенную целостность. Это обусловлено интернационализацией мирохозяйственных связей, всеобщностью научно-технической революции, принципиально новой ролью средств массовой информации и коммуникации.
Наиболее актуальными чертами современности, которые воздействуют на все сферы человеческой деятельности и, в первую очередь, на экономику, являются процессы глобализации, монополизации и технологизации. Данные процессы не существуют изолированно, напротив, взаимодействуя, они способствуют качественному изменению делового мира и системы взаимоотношений в нем. Взаимосвязь форм проявления основных тенденций современной экономики представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура взаимосвязи форм проявления основных тенденций современной экономики

Термином «глобализация» описывается факт возникновения единого мирового финансово-информационного пространства, которое стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу и повсеместному распространению информационных технологий.
Монополизация мировой экономики характеризуется тем, что к настоящему времени ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 финансово-промышленных групп транснационального типа. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, свыше 60% внешней торговли, свыше 80% патентов на новую технику и технологии, свыше 50% объемов торговли различных стран на мировых рынках [2].
Революционные процессы в области внедрения технологий (и в первую очередь, информационных) усиливают влияние глобализации и монополизации. Научно-технический прогресс обеспечивает возможности производства товаров рыночной новизны, а новые коммуникативные системы позволяют информировать население большинства стран мира о существовании и характеристиках предлагаемых благ.
Не менее важным современным фактором, определяющим тенденции развития мировой экономики, является обострение конкурентной борьбы на товарных рынках. Если ранее, при умеренном разрыве между участниками, конкуренция поощряла небольшие фирмы к активизации усилий и, в конечном счете, весьма эффективно содействовала прогрессу, то сегодня единое информационное и финансовое пространство делает возможным для любого экономического субъекта принятие наиболее оптимального экономического решения независимо от собственной территориальной принадлежности и удаленности контрагента. Таким образом, экономический разрыв между регионами необратимо увеличивается.
С развитием единого информационного поля и финансового рынка формируется тенденция преобладания краткосрочного капитала. Иными словами, владельцы и управляющие капиталом получили возможность практически мгновенного и беспрепятственного его перемещения, что ставит под угрозу равновесие экономических систем. Объясняется это тем, что традиционные технологии производства имеют гораздо больший период окупаемости по сравнению с тем, к которому склонен спекулятивный капитал. Единственными технологиями, для которых «короткие» спекулятивные вложения оказываются производительными, являются сами информационные технологии. Поэтому еще одной особенностью развития современных экономических систем можно считать способность использовать спекулятивный капитал как производительный – свойство, доступное лишь владельцам сверхсовременных технологий.
Кроме увеличения мобильности капитала, может быть также отмечено и увеличение мобильности трудовых ресурсов. С развитием информационных технологий и процессов глобализации сам труд обретает принципиально новый характер и качество. Труд становится все более творческим. Отчуждения от работника его рабочей силы не происходит, потому что в современных условиях с приобретением трудом творческого характера такое отчуждение становится технологически невозможным. Эффективность труда возрастает и благодаря широкомасштабному использованию информационных технологий.
Процессы внедрения новых технологий являются ключевым фактором рыночной конкуренции. В последнее время они все чаще приобретают характер комплексного развития функционально связанных между собой участков производственной деятельности и сферы услуг.
В наибольшей степени инновационный характер воспроизводства характерен для ТНК. Большие корпорации, такие как Siemens, тратят на инновации ежегодно 7,15% своих затрат, что характеризуется суммой, соответствующей 5–6 млрд долларов [6]. Сокращение продолжительности жизненного цикла товаров требует постоянных инноваций. Средние и мелкие компании не могут позволить себе финансирование дорогих исследовательских отделов и центров, они вынуждены покупать технологии, уже выведенные на рынок, и приспосабливать их под конкретные условия производства.
Фирмы, занимающиеся коммерциализацией изобретений, вынуждены мириться с высокими рисками, которые отсутствуют в других сферах венчурного бизнеса. Компании выбирают только такие проекты, которые соответствуют их производственным и финансовым возможностям, и отклоняют предложения, коммерческая эффективность которых вызывает сомнения.
Глобализация экономики оказывает существенное влияние на темпы и направления использования инновационных ресурсов. Следует учитывать необходимость адаптации и усовершенствования продуктов и технологий к местным условиям, требованиям поставщиков и потребителей, а также требованиям в области стандартов производства и потребления.
Процессы глобализации и монополизации экономики предопределяют существенную активизацию роли государства в экономическом процессе. Так, например, крупнейшие финансово-промышленные группы Южной Кореи (чеболи) возникли прямо или косвенно в связи с реализацией государственных и импортозамещающих проектов в базовых отраслях – производстве цемента и удобрений, рафинированного сахара, нефтепереработке, крупномасштабном строительстве. Им предоставлялись всемерная поддержка, в том числе и государственные кредиты на льготных условиях [2]. Как отмечается в главе V доклада Международного валютного фонда «Обзор мировой экономики», «в XX столетии значительно усилилась роль государства и в индустриальных, и в развивающихся странах. Об этом свидетельствует не только повышение доли государственных расходов и доходов в валовом внутреннем продукте, но и возрастающее значение регулирующих мероприятий правительства, прежде всего направленных на преодоление кризисных явлений в экономике».
Возрастание значения информатизации экономики отмечается многими специалистами по теории и практике управления. Как отмечает Р. Цвылев, «признание информации важным экономическим ресурсом и конечным продуктом экономики стало поворотным пунктом в развитии не только экономики, но и экономического мышления. В опубликованном в 1996 г. докладе ОЭСР отмечалось, что более половины валового внутреннего продукта развитых стран мира приходится на продукцию информационных отраслей – телекоммуникации, компьютерные центры, программное обеспечение» [7].
Огромными темпами растет число пользователей Интернет, возросшее с трех миллионов в 1993 г. до 100 млн в 1997 г. и примерно 200 млн в конце 1999 г. По некоторым оценкам в апреле 2000 года этот показатель составил уже 300 миллионов человек.
По оценке экспертов ОЭСР, в развитых странах в 1985–1996 гг. доля информационно-инновационного сектора в приросте увеличилась с 45 до 51%, в том числе во Франции и Швеции – до 50–51%, в Великобритании – до 51–52%, Японии – до 53% и в США – до 55–56% [4].
Быстрый рост информации, ее обновление и качественное совершенствование сопровождаются стремительным увеличением вала избыточной, дублирующейся, неточной информации (так называемый феномен «информационных шумов»). Это препятствует принятию рациональных решений в экономике, повышает трансакционные издержки, сдерживает рост производительности и эффективности.
Одной из форм проявления общемировых экономических тенденций является растущий потенциал венчурного механизма. По данным компании «Прайс Уотерхаус Куперс», ежеквартально проводящей анализ вложений венчурного капитала, в 2000 г. суммарные инвестиции венчурного капитала составили 68,8 млрд долларов, что на 80% больше, чем в 1999 г. В компании, связанные с Интернетом, было инвестировано 56,9 млрд долларов, что на 92% больше, чем в 1999 г. [3].
Большое влияние на современное состояние экономики оказывают изменения в технологиях. Появление новых видов сырья и материалов способствует появлению товаров с качественно новыми утилитарными характеристиками. Инновационные товары и услуги кардинально меняют экономическую и общественную жизнь.
Появление новых видов бытовой техники, производство замороженных продуктов, развитие сети общественного питания, заказ товаров с помощью персонального компьютера – все это предоставляет как потребителям, так и производителям бесконечные возможности. Следует отметить, что именно предприятия-монополисты в первую очередь подвержены ударам со стороны предприятий-производителей товаров-субститутов. Дифференциация продукта ведет к двум важным последствиям для предприятия. Во-первых, продуктовое разнообразие создает рыночную власть предприятия, поскольку всегда находятся покупатели, которые оказываются приверженными продукту именно данной фирмы. Соответственно, если покупатели рассматривают разные товары как несовершенные субституты, компания может поднять цену на свой особенный товар выше цен конкурентов и не потерять долю рынка. Во-вторых, продуктовая дифференциация выгодна и покупателям. Когда фирма входит на рынок с новым товаром, потребители получают еще большее продуктовое разнообразие, которое способно в большей степени соответствовать их предпочтениям. Продуктовая дифференциация расширяет возможности потребительского выбора [5].
Стратегия предприятия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, – это стратегия дифференциации. Это преимущество основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет сокращения издержек, либо повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу компании в том смысле, что оно может заставить рынок принять цену продаж более высокую, чем у конкурента, не обеспечивающего соответствующего качества или сервиса. Преимущество стратегии дифференциации заключается в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами или уровнем сервиса.
Можно выделить две противоположные тенденции, связанные с монополизацией товарных рынков. С одной стороны, у предприятия-монополиста на товарном рынке больше возможностей для укрепления своих позиций на рынке, он обладает возможностью использования целого арсенала средств и методов для привлечения целевых клиентов.
С другой стороны, небольшие по размеру предприятия, отличающиеся большей мобильностью, используя достижения науки и техники (как с точки зрения создания товаров рыночной новизны, так и с точки зрения их предоставления целевому сегменту рынка), пытаются не просто удержаться на рынке. Одной из основных своих задач они считают проникновение на еще не освоенные рыночные сегменты.
Взаимное влияние этих противоположных тенденций способствует поддержанию устойчивости на товарных рынках. Подобная устойчивость может рассматриваться как на уровне отдельной отрасли, так и в межотраслевом и межгосударственном аспектах.
Следует отметить влияние на современное мировое хозяйство такого фактора, как международная конкуренция в условиях ограниченного спроса. Глобальные транснациональные фирмы имеют изначально большие возможности как с точки зрения финансовой составляющей, так и с точки зрения технического и технологического потенциала.
Процесс глобализации по своему значению и последствиям не может ограничиваться лишь экономической сферой. Он воздействует и на другие стороны общественной жизни: культуру, мораль, искусство. В системе глобализированной экономики все большее значение придается техническим каналам передачи коммерческой информации – телевидению, печатным СМИ, а также кино- и видеопродукции. Именно они оказывают значительное суггестивное влияние на представления и установки миллионов людей.
С необходимостью обеспечения своей экономической безопасности столкнулись многие страны. С этой проблемой на рубеже веков столкнулась и Россия. Можно констатировать, что целенаправленная и обоснованная политика защиты отечественных товаропроизводителей в нашей стране пока не выработана и, следовательно, не реализуется. А те меры, которые российское правительство пытается применять в рамках проведения политики протекционизма, не носят системного характера и потому не приносят нужного результата.
Потребительский рынок России отличается повышенной чувствительностью к марочному товару и в этом смысле является особенно привлекательным для зарубежного проникновения. Кроме того, Россия обладает огромными запасами как природных, так и трудовых ресурсов. Обладание высокопрофессиональными трудовыми ресурсами является важным фактором привлечения иностранного капитала в экономику страны.
Вовлечение нашей страны в орбиту мирового производства и мировой торговли отличается однонаправленностью. Россия рассматривается лишь как сырьевая база промышленного производства развитых стран и потребитель не всегда качественного потока товарной массы. К сожалению, до сих пор Россия не рассматривается как стабильный и равноправный деловой партнер.
На наш взгляд, жизненно необходимо пересматривать стратегии управления отечественных фирм с целью повышения их конкурентного потенциала как на внутренних, так и, особенно, на внешних рынках. По существу, речь идет о защите экономической безопасности России.
Закономерностью развития постиндустриального общества и следствием обострения конкурентной борьбы на товарных рынках является тенденция увеличения доли услуг в валовом внутреннем продукте. Доля услуг в ВВП развитых стран составляет от 65% до 75%. В США количество работающих в сфере услуг достигло 79% от общего числа занятых. Согласно прогнозам, увеличение числа свободных рабочих мест до 2010 г. будет происходить только за счет этой сферы. В экономике России данная тенденция прослеживается так же явно: доля услуг в структуре экономики страны повысилась с 43,5% в 1998 г. до 51% в 2005 г. [1].
Изменение структуры ВВП существенно влияет на изменение стратегии и тактики поведения предприятия на рынке. Особенное значение это имеет для России. В условиях, когда уровень доходов населения относительно низок, существенное значение приобретает качество предоставляемой услуги. В данном случае под качеством понимается не только совокупность утилитарных характеристик услуги, но и уровень ее сервиса и надежности.
Взаимодействие основных экономических тенденций (глобализации, монополизации и технологизации) оказывает решающее воздействие на поведение фирм на товарных рынках. Эволюция экономики предопределяет эволюцию подходов к управлению ею. В первую очередь это касается смещения приоритетов управленческой деятельности с производства товара на его сбыт, предопределяя рассмотрение современного маркетинга как всей хозяйственной деятельности предприятия, направленной на прибыльное производство товаров и услуг, пользующихся спросом на рынке.


Литература
1. Абаев В., Абаева Н. Интеграционный маркетинг как отражение новой парадигмы постиндустриального общества // Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: теория и практика. Сб. науч. тр. Часть 1. – Самара: СГЭА, 2004.
2. Диколенко А. А. Формирование интегрированных корпоративных структур как фактор обеспечения конкурентоспособности российской экономики // Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире. Сб. науч. тр. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002.
3. Малков Л. Некоторые черты «новой экономики»: взгляд с близкого расстояния // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 12.
4. Мельянцев В. Информационная революция – феномен «новой экономики» // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 2.
5. Розанова Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в мировой экономике. – М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Удельнов С. Г. Особенности будущего рынка инноваций // Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире. Сб. науч. тр. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002.
7. Цвылев Р. Метаморфозы индустриальной экономики: проблема экономических измерений. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия