Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ложко В. В.
научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов,
кандидат медицинских наук, магистр менеджмента


Формирование человеческого капитала – инновационная стратегия социально-экономического развития государства и его регионов

Отставание России от стран-лидеров научно-технологического развития и сложные ресурсно-экологические и социально-экономические проблемы, стоящие перед нашей страной, требуют поиска и формирования адекватной нынешним условиям стратегии, которая сможет обеспечить создание новой эффективной модели жизнеустройства и государственного управления.
Для создания такой модели необходимо коренным образом пересмотреть старые догмы о финансово-промышленном капитале как единственном объекте государственного управления и инвестиций. Не подвергая сомнению необходимость сбалансированного и устойчивого развития экономики, необходимо все же исходить из того факта, что современные гуманитарные знания, аналитические оценки и экономические расчеты определяют человеческий капитал как главную количественную и сущностную составляющую национального богатства любого государства. Без производительной функции этого капитала невозможно развитие и капитализация двух других, зависимых от него составляющих национального богатства, – природного и материально-воспроизводимого капиталов. Поэтому человеческий капитал является и главным фактором, и главным ресурсом поступательного развития социально-экономической системы любого государства и его регионов.
Основы современных знаний позволяют сгруппировать важнейшие факторы, которые определяют формирование и качество человеческого капитала, а значит и темпы социально-экономического развития российского государства. К ним следует отнести: 1) востребованное на основе своего содержания и качества профессиональное образование; 2) развитую науку и инновационную деятельность; 3) высокую культуру; 4) качество жизни, соответствующее установленным государственным стандартам; 5)достойную заработную плату и пенсионное обеспечение; 6) воспроизводство физического и психического здоровья населения; 7) доступную и качественную медицинскую помощь; 8) рациональные взаимоотношения с природой; 9) трудовую, предпринимательскую и социальную активность населения; 10) нравственное и эффективное государственное управление. Пока эти составляющие далеки от уровня, позволяющего создавать необходимое качество и количество человеческого капитала России.
Глубинный механизм целевого экономического развития заложен в формировании состояния нации через создание нового качества и необходимого количества человеческого капитала. Базисными факторами стратегического развития и очевидными характеристиками его реального состояния являются качество жизни и здоровье населения страны.
Повышение этих базисных характеристик и представляет собой главную стратегическую цель, как государственного управления, так и социально-экономического развития страны и является безальтернативным путем выхода России из демографической катастрофы и кризисных проблем экономики.
Новые знания в области социально-экономического развития [1–7] и применение системного подхода позволяют сформулировать концепцию, предусматривающую обеспечение качества жизни и здоровья населения как стратегическую основу формирования нового качества и количества человеческого капитала, которая отвечает современным ожиданиям и потребностям населения страны.
Таким образом, можно подойти к новой системе жизнеустройства населения и государственного управления принципиально иного, чем ранее вида, качества, функциональных проявлений и эффекта.
Принципиальным моментом является то, что у системы государственного управления появляется новая приоритетная функция, а ее объектом становится качество жизни и здоровье населения, как ключевые факторы, формирующие новое количество и качество человеческого капитала, являющегося главной составляющей национального богатства страны.
В соответствии с современными научными представлениями [6,7], качество жизни населения и, прежде всего, детей и молодежи, как единственного источника будущего человеческого капитала России, следует понимать и формировать как систему объективных условий существования (жизни), деятельности и развития человека и общества, оцениваемую по степени их соответствия принятым в государстве и обществе нормативам, стандартам и жизненным ценностям.
В формировании новых путей государственного управления социально-экономическим развитием следует исходить из приумножения национального богатства на основе ресурсов его структурных составляющих: человеческого капитала, природного капитала и материально-воспроизводимого капитала.
Россия располагает наибольшими ресурсными возможностями для осуществления социально-экономического развития по сравнению со странами, лидирующими в мировой экономике, так как занимает первое место в мире по суммарному национальному богатству и по его величине, приходящейся на душу населения. По оценкам ведущих российских экономистов [8,9], к началу нового XXI столетия в структуре национального богатства России 50% были представлены человеческим капиталом, 40% – природным и 10% – воспроизводимым. Однако эффективность использования всего национального богатства и самой крупной его составляющей была настолько низкой, что по показателю валового национального продукта на душу населения Россия отставала от США в 5 раз, от Японии – в 3,8 раза, от Германии и Франции – в 3,5 раза.
Ставка на определенную комбинацию развития природных, технико-технологических и человеческих ресурсов и будет определять направление и скорость вхождения в инновационную экономику, новый технологический уклад, информационное общество, а также роль и место страны в мировой экономике.
Происходившие в России социально-экономические процессы в конце ХХ-го и начале ХХI вв. привели к резкому ухудшению качества жизни и здоровья населения России и как результат – депопуляции населения, граничащей с демографической катастрофой.
Резко сокращается главная составляющая национального богатства страны – человеческий капитал. В России сформировались такие условия, что его количественные и качественные параметры постоянно снижаются, не обеспечивая собственное воспроизводство.
В течение последних 15 лет постоянно усиливается дисбаланс между имеющимися природно-сырьевыми, энергетическими ресурсами, экономическим потенциалом, с одной стороны, и человеческим капиталом, с другой [10]. Развитие этого противоречия быстро приближается к критическому порогу, за которым население России в силу своей недостаточной численности, недопустимых показателей здоровья, резко снизившегося интеллектуального и культурного развития, недостаточно качественного профессионального образования, неадекватного мировоззрения и национального самосознания может оказаться неспособным к освоению всех имеющихся в стране ресурсов (территориальных, природно-сырьевых, топливно-энергетических, производственных и др.).
Современное критическое состояние качества жизни и не реализованная до сих пор, установленная Статьей 7 (п.1.) Конституции Российской Федерации, политика социального государства, «…направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», требует принятия немедленных решений органами государственной власти Российской Федерации. Охрана здоровья, вмененная в обязанность государственной власти той же статьей Конституции (п.2.), а также право на охрану здоровья населения России, установленное Статьей 41 (п.1.), не обеспечены до настоящего времени.
Поэтому необходимо создание новой функции и, осуществляющей ее структуры на уровне федерального и регионального управления, формирующей и развивающей государственную систему обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения, которой не существовало до настоящего времени. В результате происходило размывание, и чистое декларирование охраны здоровья населения и повышения качества его жизни. В стране сформировался такой уровень здоровья нации, который представляет угрозу национальной безопасности.
Всемирная организация здравоохранения установила, что в совокупном влиянии на здоровье населения образу жизни отводится 50%, среде обитания – 20%, наследственности – 20%, медико-санитарной помощи до 10%.
Для решения проблемы критического ухудшения здоровья нации необходимо преодолеть глубокое заблуждение населения и всех уровней государственной власти о возможности сохранения и повышения уровня здоровья населения с помощью государственной системы, называемой здравоохранением, но способной лишь на функцию медицинской помощи населению (вклад которой в формирование здоровья населения составляет по оценкам ВОЗ до 10 %, а по экспертным оценкам в России до 1%).
Поэтому здоровье должно стать особым объектом управления, базирующимся на принципиально новых подходах, не связанных с лечением болезней.
На основе анализа опыта социального развития нашего общества и новых знаний сформировалось представление об исторической возможности реализовать новый подход к охране здоровья населения. Суть его заключается в переходе от не оправдавшей и дискредитировавшей себя системы постоянного совершенствования медицинской помощи населению к реализации нового механизма, основанного на «концепции преимущественного расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения». Комплекс мер, необходимых для реализации этой концепции уже разработан [6,7,11] и представлен в органы государственной власти.
Системный анализ происходящих и планируемых социальных реформ показывает, что российская система образования впервые за всю историю своего существования имеет исторический шанс включить свои неиспользованные возможности в расширенное воспроизводство физического и психического здоровья населения, создание нового качества жизни. Главными из этих возможностей являются создание служб здоровья в образовательных учреждениях, преподавание новых знаний о качестве жизни, культуре здоровья, культуре жизни и формирование на этой основе такого образа жизни, который позволит устранить или компенсировать большинство биологических, техногенных и социальных факторов риска.
Российское образование вполне способно обеспечить выполнение требования современного информационного общества – формирование у населения на основе знаний здорового образа мыслей, ведущего к мотивации здоровья и здорового образа действий, создающих принципиальную основу здорового образа жизни [6,7].
Выполнение целого комплекса новых функций системы образования [6,7,11] в сочетании с созданием в стране новой современной оздоровительной индустрии, системы натурального здорового питания, развитием массовой физической культуры, созданием здоровой среды жизнедеятельности и других мер позволят кардинально изменить настоящее и будущее здоровье населения и качество его жизни.
При таком подходе в стране удастся остановить рост заболеваемости и «эпидемию» смертности, массового снижения уровня здоровья и продолжительности жизни, изменить динамику этих процессов в позитивном направлении и обеспечить экономику страны трудовым потенциалом с новым качеством жизнедеятельности населения.
Существуют и другие причины, не позволявшие изменить постоянно ухудшающееся качество жизни и здоровье населения. Они связаны с деформированностью экономических механизмов обеспечения жизни и развития населения, что выражается в крайне низкой заработной плате и низкой производительности труда. Формирование бюджета страны осуществляется на основе устаревшей налоговой системы, где главной составляющей налогооблагаемой базы (70 %) является трудовая составляющая (за счет отчислений налогов с низкой заработной платы и высокого налогообложения предприятий) [9,12]. Формирование же доходов на основе первичных факторов производства осуществляется с прямо противоположными пропорциями: за счет трудовой составляющей – 5%, за счет капитала – 20%, за счет ренты – на 75%. Почему тогда капитал и рента составляют лишь 30% налогооблагаемой базы?! Именно поэтому государству не хватает финансовых средств для решения проблем оздоровления народа и необходимых инвестиций в развитие социально-экономической системы в целом.
Санкт-Петербург, первым из регионов России разработавший в 1997 г. «Стратегический план Санкт-Петербурга» [13], установил в нем главной стратегической целью – «стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения». Это повлияло на дальнейшее социально-экономическое развитие города, и в 2005 г. сформировалась такая основа и готовность населения и власти, которая позволила разработать и принять Закон Санкт-Петербурга «О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005–2008 годы» [14].
Впервые в практике российских регионов в принятой законом Программе социально-экономического развития был введен комплекс требований с нормативным подходом к качеству жизни населения в Санкт-Петербурге, на выполнение которого направлена деятельность исполнительных органов государственной власти. Этот комплекс состоит из стандарта качества жизни населения Санкт-Петербурга, стандартов обеспечения жизнедеятельности в Санкт-Петербурге и отраслевых стандартов проживания в Санкт-Петербурге.
Законодательное введение такой стратегии в деятельности Правительства Санкт-Петербурга является практическим примером начальных шагов реализации предлагаемых теоретических подходов для нового пути развития региональных социально-экономических систем.
Очевидной стала необходимость реализации главных принципов перспективной государственной политики: 1) человек, его достойное качество жизни и реализация его конституционного права на здоровье – генеральная цель развития государства; 2) создание нового качества человеческого капитала как главной составляющей национального богатства и ресурса общества – основное средство и условие государственного развития; 3)целевое системное формирование качества молодежной популяции и всего подрастающего поколения – один из основных ресурсов перспективного роста человеческого капитала.
Для этого требуется создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения Российской Федерации как базисной национальной инновации, позволяющей повысить качество жизни и здоровье населения, добиться роста человеческого капитала и существенным образом позитивно изменить процесс социально-экономического развития страны [7].
Оптимальным решением этой задачи становится разработка и реализация долгосрочной Федеральной программы «Создание государственной системы обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения Российской Федерации». Региональные программы в субъектах Российской Федерации могут формироваться, не ожидая федеральной программы.
Цель программы: создание и развитие в Российской Федерации и ее субъектах политических, научных, правовых, нормативных, институциональных, социальных и экономических основ высокого качества жизни и здоровья нации, как стратегических базисных факторов качественного и количественного роста человеческого капитала.
Основные направления формирования системы обеспечения качества жизни и здоровья населения России
1. Разработка и принятие правовых основ обеспечения качества жизни и здоровья населения, а также критериев в виде нормативов и стандартов качества жизни и здоровья, рассчитанных на их достижение за определенные периоды и включаемых в государственные среднесрочные и долгосрочные программы социально-экономического развития.
Реформирование государственной службы, направленное на ликвидацию несоответствия государственного управления ключевым стратегическим межотраслевым задачам формирования достойного качества жизни населения и высокого качества человеческого капитала.
Создание органов, управляющих государственной системой обеспечения качества жизни, сохранения и укрепления здоровья, службами, организациями и учреждениями национального здоровья, несущих ответственность за деятельность в этой области.
2. Создание системы научного сопровождения и разработки мер для развития государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения.
3. Разработка и создание системы мониторинга, контроля и прогнозирования качества жизни и здоровья населения и использование ее данных при подготовке политических, социальных и экономических решений федеральных и региональных органов государственной власти.
4. Создание системы экспертизы проектов законов и постановлений федеральных и региональных органов государственной власти на соответствие принятым принципам и критериям, обеспечивающим качество жизни и здоровье населения.
5. Реализация базисной инновации в социальной сфере – создание нового качества, функций и институтов системы образования, направленных на формирование высокого качества жизни и здоровья населения, его социальной и экономической активности.
6. Целенаправленная реорганизация существующей системы здравоохранения, предусматривающая его разделение на национальную службу здоровья и службу медицинской помощи населению.
7. Обеспечение государственной поддержки и регулирование развития новой оздоровительной отрасли, индустрии товаров для здоровья, индустрии здорового жилья.
8. Создание системы натурального здорового питания и отечественной индустрии производства продуктов натурального здорового питания на основе отечественного агропромышленного комплекса.
9. Создание в государстве и обществе комплекса мер и условий, гарантирующих и обеспечивающих востребованность человека, особенно молодого, и поддерживающих его стремление быть здоровым и успешным. Формирование через систему образования и другие государственные и негосударственные институты, качественно нового национального самосознания, образа мыслей и жизненной позиции, а также новой молодежной культуры, направленной на успешное развитие страны и личности. Воссоздание системы воспитания молодежи на основе духовно-нравственного преобразования общества, возрождения культуры и национальных традиций.
10. Создание системы общественных институтов для поддержки и развития государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения.
В результате формирования основных направлений системы обеспечения качества жизни и здоровья населения России будут созданы условия прогрессивного развития нации, человеческого капитала, перспективного социально-экономического развития государства и его регионов.
Научные основы современной национальной психологии стратегического развития в условиях глобализации свидетельствуют, что конкурентоспособность государства обусловлена конкурентоспособностью населения страны [5], представляющего собой главный ресурс человеческого капитала, способного по физиологическим, психологическим, мировоззренческим, нравственным, интеллектуальным, культурным, профессиональным возможностям обеспечить конкурентоспособность государства. Новая система знаний [5], наконец, сформулировала, что формирование высококачественного человеческого капитала может быть обеспечено как минимум тремя жесткими условиями: «наличием у государства концепции конкурентоспособного инновационного человека, технологии его воспроизводства и специалистов по воспроизводству человеческих ресурсов».
Исходя из этого, сбережение нации, ее всестороннее развитие и воспроизводство является главной стратегической целью российского государства. Поэтому создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья всех слоев населения должно стать основной ключевой технологией формирования и воспроизводства человеческого капитала, развития общества и преодоления социально-экономических проблем. В этом аспекте качество жизни населения и здоровье нации, качество и количество человеческого капитала на ближайшие десятилетия становятся жизненно необходимыми приоритетами и основными критериями эффективности управления государством.
Путь преобладающего воспроизводства и роста количества и качества человеческого капитала над другими составляющими национального богатства предоставляет сегодня России единственный ключевой механизм для формирования стратегического развития новой конкурентоспособной нации и социально-экономической системы государства и его регионов.


Литература
1. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2004. – 720 с.
2. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г. Слуцкого. – СПб.: Знание, 2004. – 734 с.
3. Сулакшин С.С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению. – М.: Научный эксперт, 2006. – 112 с.
4. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. – М.: Экономика, 2007. – 208 с.
5. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: учеб. пособие /Под науч. ред. А.И. Юрьева. – СПб.: Logos, 2006. – С. 84–85.
6. Ложко В.В. Профессиональное образование, наука, инновационная деятельность в стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа. //Инновации. – 2003. – № 9. – С. 35–42.
7. Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России //Инновации. – 2007. – № 1. – С. 33-44.
8. Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Накопление национального богатства на фоне мировых тенденций. – М.: ИЭ РАН, 2000. – С.8.
9.Львов Д.С. Концепция управления национальным имуществом: Науч. доклад на заседании Президиума РАН, 12 февраля 2002 г.
10. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года: Науч. изд. В 2-х т. / С.Д. Воронцова, М.Н. Григорьев, С.М. Климов, Л.П. и др. – СПб.: «Знание», 2003. – С.10.
11. Ложко В.В. Принципы создания государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения России и направления формирования ее новых институтов //Вестн. национального института здоровья: Матер. I национального конгресса «Качество жизни и здоровье». – СПб., 2006. – С. 98.
12. Кто в доме хозяин? //Россия. – 2005. – № 52.
13. Стратегический план Санкт-Петербурга. – СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 1998. – С. 43.
14. Система государственного планирования Санкт-Петербурга: Науч-практ. изд. / Под рук. В.В. Бланка. – СПб.: Изд-во ООО «РДК-Принт», 2005. – С. 256 – 259.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия