Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Котенков А. В.
соискатель Ленинградского областного государственного института экономики и финансов

О благотворительности в сфере профессионального образования детей, попавших в социально-опасное положение

Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты.
Наиболее уязвимой группой в сложившихся социально-экономических условиях являются дети. Анализ положения детей в Российской Федерации свидетельствует о наличии проблем реального осуществления их прав и законных интересов. Проблемы детства вытекают из несоответствия реальных потребностей ребенка в выживании, развитии и содержании характеру и способам их удовлетворения обществом [7].
Одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день является проблема детей, оказавшихся в социально-опасном положении (см. рис.1), т.е. лиц в возрасте до восемнадцати лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия [3].
Количество таких детей продолжает увеличиваться. Кризисное состояние российской экономики, политической и социальной сфер привели к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации, что спровоцировало рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
Рис. 1. Основные категории детей, попавших в социально-опасное положение

Эти проблемы требуют кардинальных и незамедлительных решений, но, к сожалению, в РФ нет четкой и эффективной системы социальной защиты детства, несмотря на ратифицированные международные конвенции и принятые нормативно-правовые акты, призванные реформировать данную сферу. Все вышесказанное предопределяет необходимость совершенствования механизмов, обеспечивающих защиту прав и интересов ребенка, особенно оказавшихся в социально-опасном положении
Важную роль в социальной защите, в том числе и социальной защите детей, оказавшихся в социально-опасном положении, в их адаптации и социализации играет образование, особенно профессиональное.
Наиболее перспективным для рассматриваемых категорий детей представляется начальное (профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа и т.д.) и среднее профессиональное (техникум (училище) и колледж) образование, обеспечивающее для ребенка возможность быстрого получения профессии [2,4,5] (табл.1).
Начальные и средние профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования: они позволяют детям и подросткам, для которых закрыта перспектива высшего профессионального образования, дать шанс продолжить учебу.
Таблица 1 Динамика получения начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации

Переходный период, характеризующийся развалом промышленности, негативно отразился на системе начального и среднего профессионального образования – большая часть техникумов и ПТУ либо были перепрофилированы на обучение модным в то время профессиям, либо просто ликвидированы. Сегодня, когда инвестиционная активность увеличивается, возрождается производство, в России наблюдается разбалансированность спроса и предложения на рынке труда. Система подготовки кадров не способна дать рынку конкурентоспособных специалистов с начальным и средним профессиональным образованием.
Согласно статистике, например, спрос работодателей на подготовку рабочих удовлетворяется сегодня максимум на 50%. По оперативным данным Федерального агентства по труду и занятости, от 60 до 80 % вакансий на рынке труда составляют вакансии профессий рабочих. Средний возраст российского рабочего – 53–54 года. В ближайшее время может сложиться ситуация, при которой острый дефицит специалистов начального и среднего профессионального образования будет препятствовать развитию российской экономики.
Необходимо подчеркнуть, что дети из благополучных семей сегодня стараются поступить в ВУЗы, количество которых постоянно растет, что увеличивает доступность высшего образования. Поэтому помощь детям, попавшим в социально-опасное положение (большая часть из которых заканчивает не более девяти классов общеобразовательной школы), в получении конкурентоспособной профессии является крайне перспективной и оправданной. Однако, совершенно очевидно, что сложившая на сегодняшний день в России система начального и среднего профессионального образования не готова к реализации данного направления социальной защиты.
Чувствуется острая необходимость в создании новых учебных заведений, новых современных специальностей, что предполагает переподготовку преподавателей, модернизацию оборудования и улучшение уровня оплаты труда. Кроме того, необходимы поддержка студентов (выплата стипендий, обеспечение нормальных условий проживания), гарантии трудоустройства выпускников и т.д. Все вышеперечисленное предполагает увеличение финансирования, но бюджетного финансирования явно недостаточно и требуется привлечение частных средств.
Примерно до 1970-х гг. в развитых странах конкретные механизмы удовлетворения социальных потребностей оставались прерогативой государства и гражданского общества. В последней четверти прошлого века в международном сообществе изменились традиционные представления о социальной политике – внимание общества и государства привлекли социальные функции субъектов предпринимательской деятельности. С начала 1990-х гг. социализация бизнеса превратилась в одну из главных тенденций современного социально-экономического развития.
Выработанные в развитых странах высокие стандарты социальной защищенности потребовали дальнейшего роста инвестиций, который стало невозможно обеспечить только за счет государственного бюджета. Бизнес был вынужден взять на себя ряд функций, чтобы не стать жертвой нарастающих проблем в социально-трудовой сфере. Так, в США организации и программы, занимающиеся образованием, получают примерно 13% от суммы благотворительных пожертвований.
Если говорить о нашей стране, то, несмотря на то, что благотворительность всегда была традиционной для России, вписывалась в основные догмы православия, Советский период практически полностью изжил эту деятельность, и сегодня она находится в стадии формирования и становится все более популярной [1].
По оценкам Союза промышленников и предпринимателей, в последние 2–3 года российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд. руб. По оценкам «Форума доноров», сделанным в 2005 г., совокупный годовой объем благотворительных поступлений в России равен 1,5 млрд. долл.
Россияне считают, что деньги, прежде всего, необходимо жертвовать на охрану материнства и детства, помощь детям, попавшим в социально-опасное положение (52%); помощь социально уязвимым слоям населения (40%); здоровье и медицину (39%). За охрану природы и улучшение экологии выступили только 15% опрошенных [6].
Не имеет смысла спорить с тем, что благотворительность должна быть основана на добровольности, осуществляться «по зову сердца», но единовременные пожертвования крайне неэффективны, поскольку часть проблем социальной защиты остается неохваченной. Благотворительная деятельность должна носить комплексный, системный и долговременный характер, осуществляться в соответствии с приоритетами того региона, на территории которого она реализовывается. Благотворители, власть, органы управления отраслями социальной сферы должны стать партнерами, что позволит благотворительным средствам из простых пожертвований трансформироваться в социальные инвестиции. Начальное и среднее профессиональное образование способно стать перспективной сферой такого партнерства. Несмотря на большие проблемы, стоящие на пути социального инвестирования (отсутствие государственного стимулирования социально ответственного поведения, широкое распространение теневых экономических отношений и слабое соблюдение юридических норм), бизнес уже сейчас вынужден расширять сферу своей социальной ответственности.
Основная проблема предприятий и учреждений сейчас заключается в возросшей конкуренции за профессиональные кадры – от низшего до высшего звена. Эта проблема вынуждает компании инвестировать в образование, в программы переподготовки и т.д.
Благотворительность в сфере образования детей, попавших в социально-опасное положение может рассматриваться как механизм не только социальной защиты этой категории детей, но и как механизм оптимизации социальных условий развития бизнеса и на основе этого – оптимизации бизнес-процессов, и как результат устойчивого развития отдельных регионов и страны в целом.


Литература
1. Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
3. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования» от 5 июня 1994 г. № 650.
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» от 3 марта 2001 г. № 160.
6. Векслер А.Р, Тульчинский ГТ. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. – М.: Вершина, 2006. – 190 с.
7. Гасанов Н.А., Константинова Н.Н. Социальная защита детей-сирот как фактор обеспечения демографической безопасности. – СПб.: Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006. – 200 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия