Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Слизкая В. П.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России

Управление финансовой безопасностью предприятия в условиях нестабильноСТИ

В целях минимизации рисков представляется целесообразным смоделировать процесс управления системой экономической безопасности предприятия.
Угрозой экономической безопасности предприятия является, во-первых, сама рыночная экономика, построенная на конкуренции. Во-вторых, российский рынок находится в стадии становления, а значит, многие механизмы не отрегулированы. В–третьих, среди институтов защиты пока недостаточно разработаны нормы правовой защиты интересов предпринимателей. Теневые экономические отношения также влияют на безопасность предпринимательства.
Актуальной задачей, которую должно решать любое предприятие, является задача оценки рисков и прогнозирования своего состояния с точки зрения выполнения свойственных ему функций, принятия мер их защиты от воздействия различных внутренних и внешних факторов.
Основными причинами неблагополучия являются: недостаток инвестиционных ресурсов, высокая степень износа основных производственных фондов, низкая конкурентоспособность продукции и невостребованность ее на внутреннем и внешнем рынках, устаревшие технологии, высокая материалоемкость производства и др.
Все управленческие решения в области обеспечения защиты финансовых интересов предприятия от внешних и внутренних угроз теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности.
Главная цель экономической безопасности предприятия – обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования, создание высокого потенциала развития и роста в будущем. Важной составляющей экономической безопасности предприятия является финансовая безопасность. Руководство финансовой безопасностью предприятия предлагается осуществлять в двух режимах:
1. В условиях стабильного существования предприятия;
2. В условиях нестабильного существования предприятия.
Функции управления финансовой безопасностью в условиях стабильного существования предприятия включают в себя следующие составляющие:
1.Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений.
2.Проведение анализа состояния финансовой безопасности предприятия.
3.Разработку системы планирования финансовой безопасности предприятия.
4.Создание системы внутреннего контроля финансовой безопасности предприятия.
Стратегия управления финансово-экономической безопасностью предприятия в условиях нестабильного существования должна включать следующие составляющие:
– диагностика кризисных ситуаций;
– разделение объективных и субъективных негативных воздействий;
– определение перечня мер по предотвращению угроз экономической безопасности;
– оценка эффективности планируемых мер с точки зрения нейтрализации негативных воздействий;
– оценка стоимости предлагаемых мер по устранению угроз экономической безопасности.
Основным содержанием процесса антикризисного финансового управления предприятием является подготовка, принятие и реализация управленческих решений по предупреждению финансовых кризисов, их преодолению и минимизации негативных последствий. Особенностью такого управления является то, что в силу кризисных условий принятие управленческих решений часто осуществляется в обстановке снижения управляемости предприятием. Для осуществления антикризисного финансового управления на предприятии часто создается специальная группа высококвалифицированных менеджеров, обладающих особыми полномочиями.
Процесс антикризисного финансового управления предлагается строить по следующим основным этапам:
1. Проведение постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего диагностирования финансового кризиса.
Существует множество методик, оценивающих финансовое состояние предприятия с целью выявления угроз банкротства. Такая проблема как прогнозирование банкротства возникла в передовых капиталистических странах после второй мировой войны в связи с ростом обанкротившихся предприятий. Попытка создания универсальной методики, которая подошла бы к разным сферам экономики, представляется сомнительной в силу того, что предприятия работают в разных условиях хозяйствования.
1.1 Выбор индикаторов кризисного развития предприятия;
Для диагностики кризисных ситуаций предприятия требуется постоянный мониторинг факторов, вызывающих внешние и внутренние угрозы экономической безопасности. С этой целью в ходе стратегического планирования на стадии анализа сложившегося состояния и прогноза развития необходимо определить наиболее вероятные в будущем угрозы экономической безопасности, характер и направленность их действия.
Диагностика производится с использованием ряда показателей. Вся система показателей финансовой безопасности ранжируется по значимости на несколько уровней. В первый уровень могут входить следующие индикаторы финансовой состоятельности хозяйствующих субъектов:
1. Эффективность управления /рентабельность деятельности/.
2. Платежеспособность и финансовая устойчивость /ликвидность/.
3. Деловая активность /оборачиваемость средств/.
4. Эффективность использования имущества /рыночная устойчивость/.
5. Инвестиционная привлекательность.
Затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого конкретизируют индикаторы первого уровня. При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных направлений обеспечения финансовой безопасности предприятия, для различных аспектов развития финансовой деятельности, для отдельных типов центров ответственности.
Опыт показывает, что самыми преуспевающими в деловом мире являются те фирмы, которые в состоянии быстрее всех собирать, обрабатывать, анализировать информацию и на основе этого принимать решения. Эти фирмы в полной мере используют современные информационные технологии. Все большее число руководителей понимают, что эффективной автоматизированной системой является комплексная система, которая охватывает все взаимосвязанные в бизнесе процессы. Анализ имеющихся литературных источников показал, что для характеристики, оценки, контроля и управления финансовой безопасностью предприятий абсолютное большинство авторов основываются на весьма большом арсенале используемых в финансовом анализе экономических показателей. Существенная их доля была разработана и уточнялась в рабочем порядке в связи с реализацией законов о банкротстве. Некоторые авторы вносят дополнения, уточнения и поправки, связанные с разработкой нормативов и критериев сравнения по имеющимся показателям. Однако, следует отметить, что подобные критерии имеют, чаще всего, некие среднестатистические значения, которые использовать применительно к какому-либо конкретному предприятию нельзя из-за многих индивидуальных качественных и количественных особенностей такого предприятия. Использовать же для оценки все имеющиеся показатели также бесполезно.
На данном этапе следует более четко ранжировать имеющиеся показатели по группам с позиции их важности для оценки финансовой безопасности.
Первым ограничением отбора показателей является использование не абсолютных, а относительных показателей, соответствующих правилам сравнения. Иногда их называют индикаторами. Они имеют общие правила построения и логику, но при конкретном использовании должны отвечать реальным особенностям изучаемого объекта, а также быть удобны для диагностики и анализа финансовой безопасности предприятия.
В сегодняшних условиях хозяйствования для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между интересами предприятия и фискальными интересами государства, рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков. Одной из задач реформирования предприятия является переход к управлению финансово–хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности.
1.2 Определение размеров отклонений фактических значений показателей от предусмотренных /нормативных, плановых/;
Вместе с тем, для выявления угроз экономической безопасности предприятия недостаточен мониторинг изменения указанных выше индикаторов по годам за отчетный или прогнозируемый период или в сравнении с аналогичными предприятиями.
Такой мониторинг не дает четкого ответа насколько кризисна ситуация, каков уровень угрозы предприятия. Выводы бывают в терминах « лучше», « хуже». Необходимо сравнение фактических и прогнозных данных с нормативными значениями, четко определяющими параметры кризисной ситуации.
Перечень пороговых значений экономической безопасности должен быть значительно уже, чем перечень показателей, применяемых для мониторинга факторов, вызывающих угрозы возникновения кризисных ситуаций в работе предприятия. Этот перечень должен быть необходимым и достаточным, чтобы отражать главные сферы деятельности предприятия, выявлять наиболее серьезные угрозы экономической безопасности.
Этот перечень пороговых значений экономической безопасности и их количественные параметры могут иметь различия в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для каждого предприятия должен быть определен свой набор пороговых значений.
1.3 Анализ выявленных отклонений, причин их вызвавших, а также возможное влияние таких отклонений на конечные результаты финансовой деятельности.
В процессе анализа устанавливается степень отклонений, вызвавшие их причины, а также возможное влияние таких отклонений на конечные результаты финансовой деятельности. В процессе анализа констатируется «нормальное», «предкризисное» или «кризисное» финансовое состояние предприятия.
В процессе проведения такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей. Управленческие работники должны принимать во внимание риск и другие факторы, которые обуславливают выбор того или иного управленческого решения.
2. Определение перечня мер по предотвращению угроз экономической безопасности.
2.1.Оценка потенциальных возможностей предприятия по преодолению угрозы финансового кризиса (антикризисная финансовая стратегия предприятия) с проведением анализа:
1) эффективности системы диагностики симптомов кризисного финансового развития предприятия;
2) оценки внутреннего потенциала предприятия по преодолению кризисных финансовых ситуаций;
3) оценки возможностей внешней финансовой поддержки предприятия в процессе его выхода из кризисных финансовых ситуаций.
2.2. Разработка перечня мер, направленных на нейтрализацию угрозы финансового кризиса.
В зависимости от результатов оценки дифференцируются направления действий и возможный период протекания финансового кризиса предприятия. Комплекс мер может быть направлен на предотвращение финансового кризиса или на смягчение условий его будущего протекания, если в силу активного воздействия факторов внешней финансовой среды предотвратить финансовый кризис не представляется возможным. Комплексный план мероприятий по предотвращению угроз финансовой безопасности содержит следующие основные разделы:
– перечень антикризисных мероприятий;
– объем финансовых ресурсов, выделяемых для их реализации;
– сроки реализации отдельных антикризисных мероприятий;
– ожидаемые результаты финансовой стабилизации.
Основными мероприятиями, направленными на нейтрализацию угрозы финансового кризиса являются:
– страхование финансовых рисков предприятия;
– реализация излишних или неиспользуемых активов предприятия;
– принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;
– сокращение объема финансовых операций на наиболее рискованных направлениях финансовой деятельности предприятия;
– экономия инвестиционных ресурсов за счет приостановления реализации отдельных реальных инвестиционных проектов;
– экономия текущих затрат, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия;
– оценка загрузки производственных мощностей;
– консервация дорогостоящих природоохранных мероприятий;
– передача объектов непроизводственной сферы на баланс органов городской власти и сокращение затрат на их содержание и др.
2.3. Оценка эффективности планируемых мер с точки зрения нейтрализации негативных воздействий.
Выбор мер должен быть направлен на поэтапное решение следующих задач:
– устранение неплатежеспособности, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства;
– восстановление финансовой устойчивости, что позволит устранить угрозу возобновления финансового кризиса не только в коротком, но и в более продолжительном промежутке времени;
– обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

3.Реализация комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса.
Следует внести изменения в закон «О банкротстве», так как сумма долга 100000 рублей для начала процедуры банкротства явно не соответствует настоящему времени из-за инфляции. Это позволит предприятиям самостоятельно найти пути выхода из кризиса.
В последнее время появились тенденции, негативно воздействующие на экономическую безопасность предприятий: поглощение предприятий, насильственное банкротство, применение силовых структур при разрешении корпоративных конфликтов, дестабилизация системы управления предприятиями, преследующая цель захвата контроля над предприятиями и другие. Начало поглощения предприятий в России относится к середине 90-х годов 20 века, когда крупные банки использовали поглощение предприятий различных отраслей экономики с целью их перепродажи. В то же время практиковалось и насильственное банкротство предприятий, которое продолжается и в настоящее время. Особенно малый бизнес становится для рейдеров основной мишенью, так как небольшие компании попросту не обладают ресурсами, достаточными для защиты своих интересов.
Нередко эффективно функционирующее предприятие подвергается процедуре банкротства, внешнему управлению, что может закончиться сменой собственника. Следует на законодательном уровне принять закон по урегулированию корпоративных споров.
Часто крупные предприятия избавляются от своих нерентабельных подразделений, продавая их мелким предпринимателям или находя необходимых партнеров среди существующих хозяйствующих субъектов и заключая с ними долгосрочные договора о сотрудничестве на взаимовыгодной основе.
Предлагаемая методика управления экономической безопасностью предприятия, по мнению автора, может найти реальное применение в условиях становления цивилизованного рынка.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия