Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Каверзина Л. А.
доцент Братского государственного университета,
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук

Кошевой П. Д.
соискатель кафедры экономики и управления в строительстве Братского государственного технического университета

Методологический подход к оптимизации функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса

В современных условиях развития экономики России важнейшей задачей является сохранение стабильных темпов роста при всех изменениях внешних и внутренних условий функционирования субъектов хозяйствования. Для выработки единого методологического подхода к оптимизации функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса необходимо определить его место и роль в экономике страны.
Следует отметить, что инвестиционно-строительный сектор функционирует в определенных экономических условиях, которые (как и нормативная, и законодательная базы) могут, как способствовать, так и сдерживать развитие инвестиционно-строительной деятельности [4].
В статье под региональным инвестиционно-строительным комплексом понимается связанная едиными организационно-экономическими взаимоотношениями совокупность отраслей, производств и организаций, включая органы территориально-отраслевого управления, создающих материально-вещественную базу народного хозяйства путем преобразования денежной и неденежной формы инвестиций в конкретные объекты производственного и непроизводственного назначения в региональных границах.
Иначе говоря, региональный инвестиционно-строительный комплекс – это определенным образом организованная и управляемая территориальная совокупность инвестиционных институтов, строительных производств и результатов их финансово-хозяйственной деятельности. В этой социально-экономической системе, субъекты реализуют свои экономические интересы посредством аккумуляции инвестиционных ресурсов и участия в процессе создания и реализации конечной продукции строительства.
Очевидно, что развитие инвестиционно-строительного комплекса региона определяется условиями хозяйствования и проживания населения, наличием собственного производственно-экономического потенциала и региональной инвестиционной политикой [5].
В результате длительного доминирования отраслевого подхода при формировании производственной базы строительства в условиях плановой экономики предприятия создавались без учета конкретных и перспективных потребностей территорий, не учитывались особенности воспроизводства в отдельных отраслях региональной экономики и региона в целом. Развитие строительной индустрии происходило, по существу, в рамках отраслевых комплексов. Размеры предприятий определялись отраслевыми интересами. В результате в ряде регионов образовался избыток производственных мощностей по производству одних материалов и конструкций, и недостаток по другим.
Как известно, функционирование любой макроэкономической системы базируется на множестве ресурсов, которые можно условно разделить на долговременные и возобновляемые. К долговременным ресурсам можно отнести [2]:
– инвестиционное звено – система обеспечения инвестиционными ресурсами;
– строительное звено – система строительного производства;
– промышленное звено – система производства и поставок строительных материалов и конструкций (товары строительной индустрии), строительных и дорожных машин;
– научно-проектное звено – система проектных, научных и опытно-конструкторских организаций
Соответственно к возобновляемым ресурсам относятся предметы труда работников различных специальностей, материалы, энергия, закупленные извне полуфабрикаты и готовые изделия, информационные потоки.
Направления оптимизации функционирования регионального ИСК, очевидно, должны быть обусловлены спецификой регионального строительства, влиянием региональных инвестиционных факторов. Состав задач оптимизации, их масштабность и очередность решения различны для каждого региона. Поэтому для выбора конкретных направлений оптимизации на перспективу необходимы тщательные предварительные исследования и анализ состояния и уровня развития всех производственных элементов.
Для решения задачи в регионе необходимо организовать постоянно действующую систему сбора и обработки данных об уровне развития производственных элементов ИСК, включающую информационно-математическую модель оптимизации.
Такая система позволяет формировать экономически целесообразные варианты и выбирать из них оптимальный вариант. Информационной базой для формирования вариантов может служить картотека паспортов строительных организаций и промышленных предприятий, создаваемая силами администрации региона. На основе данных картотеки формируются локальные массивы данных для проведения автоматизированных расчетов оптимизационных задач на экономико-математических моделях.
Формирование региональной системы координации и регулирования инвестиционного процесса, по нашему мнению, должно осуществляться путем разработки модели, отражающей совместное влияние на конечные результаты вложения инвестиций определенных территориальных факторов: мощностей строительных организаций, технологической и отраслевой специализации этих организаций, состояния материально-технической базы строительства, ресурсного обеспечения. Вариантная проработка и последующие изменения в производственной структуре строительства являются важными вопросами совершенствования региональной схемы управления инвестиционным процессом.
Общая схема стадии оптимизации макропланирования регионального инвестиционно-строительного комплекса представлена на рис. 1. Каждая итерация начинается с составления и согласования друг с другом оптимальных планов субъектов инвестиционно-строительной деятельности и центра, т.е. с выполнения цикла малых итераций. На каждой малой итерации помимо показателей, экзогенных для стадий оптимизации в целом, предполагается известной следующая информация:
– задания по выпуску строительной продукции и лимиты на потребление ресурсов, определяемые натуральной переменной нагрузкой на региональную экономику (потребность в продукции и ресурсный потенциал, затраты на развитие и эксплуатацию инженерно-технической инфраструктуры и т.д.); субъекты инвестиционно-строительного комплекса, полностью локализуемые в отдельных регионах (т. е. отраслей республиканского и местного подчинения, в т. ч. обслуживающих предприятий, снабженческо-сбытовых организаций и т. п.). Кроме этого анализируются планы по выпуску строительной продукции предприятиями региона с учетом экономии (или дополнительного расхода) ресурсов в связи с территориальной агломерацией хозяйства;
– ставки рентных платежей за использование природных и трудовых ресурсов в регионе, фиксируемые также по результатам предшествующей итерации;
– финансовая переменная нагрузка на экономику региона, включающая сальдо взаимоотношений всех субъектов инвестиционно-строительного комплекса с финансово-кредитной системой, потребности в средствах для финансирования развития и деятельности предприятий и подотраслей, совершенствования и эксплуатации инженерно-технической и социально-бытовой инфраструктуры, постоянной нагрузки на экономику. Также учитывается экономия (дополнительный расход) финансовых ресурсов в связи с территориальной агломерацией хозяйства и пересматриваемая с учетом результатов предшествующей итерации;
– задания по выпуску и лимиты на потребление услуг и ресурсов для субъектов инвестиционно-строительного комплекса; при этом номенклатура ингредиентов и размеры заданий и лимитов устанавливаются на предшествующей итерации;
– цены используемых ресурсов и услуг, процент за кредит и финансовые активы, оценки услуг транспорта устанавливаются с учетом рыночной конъюнктуры.
Рис. 1. Общая схема стадии оптимизации макропланирования регионального инвестиционно-строительного комплекса

Каждый субъект инвестиционно-строительного комплекса разрабатывает вариант оптимального плана, включающий план развития входящих в ИСК предприятий и фиксирующий оптимальные значения объемов производства и затрат в экономически допустимых лимитах.
Процесс оптимизации функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса начинается с определения параметров развития инвестиционно-строительного комплекса. Такие параметры индивидуальны для каждого региона и определяются в зависимости от специфики, уровня и динамики развития экономики региона.
В рамках развития регионального инвестиционно-строительного комплекса набор и значения начальных параметров определяются исходя из совокупности проектов, реализуемых в конкретном регионе. Исходная совокупность проектов такого рода формируется следующим образом. В нее входят определяемые каждым из действующих предприятий принципиально допустимые наборы значений показателей выпуска и затрат благ, услуг и ресурсов с учетом необходимых при этом размеров текущих производственных запасов и резервов.
В эту совокупность также входят разрабатываемые научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями проекты сооружения и эксплуатации отдельных новых объектов (зданий, сооружений, промышленных комплексов и т.д.). В добывающих отраслях (если есть такая специфика в регионе), кроме того, учитываются запасы полезных ископаемых, которые могут подвергаться промышленной разработке, на основе результатов прогнозно-поисковой деятельности геологоразведочного комплекса.
При формировании проектов должны приниматься во внимание направления технического прогресса и его достижения, ожидаемые в плановом периоде, а также результаты изучения и прогноза рыночной конъюнктуры, которые являются элементами информационной связи оптимального перспективного планирования с другими функциональными блоками в процессе скользящего управления. Любой из проектов привязан к конкретному региону и с учетом наиболее вероятной региональной локализации описывается вектором затрат-выпуска (высвобождения) по годам планового периода согласно принятой номенклатуре строительной продукции, услуг, природных и трудовых ресурсов, в том числе прироста производственных мощностей, и показателями финансовой деятельности [2].
Из аналогичных соображений устанавливаются показатели, описывающие экономически допустимые на данной большой итерации интервалы возможных вариаций параметров развития и деятельности тех субъектов инвестиционно-строительного комплекса, которым присущ близкий к непрерывному характер изменения. Экономически допустимая область изменения рассматриваемых параметров не включает их значения, по отношению к которым в предшествии данной итерации еще не достигнуто согласование интересов субъекта и экономики региона, где локализуется предприятие. Формально такое исключение отражается введением в модель объединения ограничений (верхних или нижних) на изменение этих параметров [7].
При составлении оптимального плана субъекта инвестиционно-строительного комплекса в общем случае соблюдаются балансы выпуска (наличия) и потребления продукции и услуг. Здесь необходимо учитывать используемое и неиспользуемое оборудование, финансовые, трудовые и природные ресурсы, а также другие постоянные и переменные факторы конкретного региона. Еще одним ограничением могут являться балансы производственных мощностей (в выработке) и текущих производственных запасов, износ оборудования и т.д..
Для сравнения вариантов функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса и выбора из них оптимального необходимо сформулировать критерий, который отражал бы степень достижения главной цели инвестиционной деятельности – максимальное повышение эффективности ИСК.
Критерием оптимальности модели выступает максимизация объема условно-чистой продукции инвестиционно-строительного комплекса региона. Для его исчисления из стоимости валовой продукции исключают стоимость израсходованных предметов труда. Остаток представляет собой сумму затрат на заработную плату с отчислениями на социальные нужды, затраты на амортизацию основных средств и прибыли. При вычислении значения критерия используются общехозяйственные подходы к оценке произведенной продукции, услуг и финансовых ресурсов (проценты за кредит и финансовые активы). Методологический подход к оптимизации функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса объединяет модели производственных, трудовых и финансовых ресурсов, модель социально-экономического прогнозирования, модели деятельности субъектов инвестиционно-строительного комплекса.
Авторы считают этот показатель объективным, поскольку он нивелирует рост цен на сырье и материалы, которые оказывают большое влияние на динамику показателей регионального инвестиционно-строительного комплекса.


Литература
1. Асаул А.Н., Иванов С.Н. Региональный строительный комплекс существует //Экономика строительства. – 2002. – №1.
2. Валикурова Л.С., Казакова О.Б. Управление инвестиционной деятельностью – М.: «Кнорус», 2005. – 344 с.
3. Иванов А.В. Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в капитальном строительстве: эволюция, проблемы, перспективы //Экономика строительства. – 2002. – №6. – С. 14–21.
4. Курикалов Ю.Л. Нормативные документы в строительстве. Альтернативы радикальной реформе нет //Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. – 2004. – №71. – С. 14–18.
5. Сигуткин А.А. Инвестиции, рыночные механизмы и государственное регулирование //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2005. – №1. – С. 18–23.
6. Сметанин И.Д. Оценка вклада функциональных подсистем в эффективность деятельности строительного предприятия. //Матер. науч.-практ. конф. «Строительство-2003» //Ростов-на-Дону: РГСУ, 2004.
7. Терентъев В.А. Градостроительный кодекс и строительный комплекс //Экономика строительства. – 2005. – №6. – С. 18–25.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия