Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Ерасова Е. А.
доцент кафедры мировой экономики СПбГУ,
кандидат экономических наук

Курмелева А. С.
стажер Падерборнского Университета (Германия)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Экологическая регламентация международной торговли и задачи ВТО
По прогнозу ЮНЭП, к 2050 году вероятно увеличение производства во всех странах мира в целом в 4 раза и одновременно увеличение в 2,5 раза выбросов в атмосферу углекислого газа.[1] Это ставит мировое сообщество перед реальной угрозой глобальных экологических катастроф.
Проблема коллективной защиты окружающей природной среды при дальнейшем росте мировой экономики, особенно в связи с различием темпов технологической модернизации производства в развитых и развивающихся странах, приобретает все большую остроту и актуальность.
Решение такой проблемы во многом обусловливается характером государственного и межгосударственного регулирования международной торговли. Регулирование напрямую зависит от уровня мировых цен, в том числе на экологически небезопасную продукцию. При выгодном для страны уровне цен такое регулирование, как показывает практика, может задерживать (и задерживает) перестройку технологических основ и отраслевой структуры производства, что, соответственно, увеличивает опасность вредных выбросов в окружающую среду. Об этом, в частности, свидетельствует рост мировой добычи и торговли нефтью, в том числе участившиеся катастрофы при перевозке нефти танкерами.
Лишь в самом начале 70-х годов ХХ века странами мира была в полной мере осознана необходимость в определенной экологизации международных торговых отношений. Странами - участницами ГАТТ была создана специальная группа `по экологическим мерам и международной торговле` (`ЕМIT-group`). В 1994 году уже в рамках ВТО начал функционировать Комитет по торговле и окружающей среде, в задачу которого входило (и входит) определение взаимосвязей между торговой политикой и экологическими мероприятиями, соотношения между нормами ГАТТ/ВТО и положениями международных договоров об охране окружающей среды, а также разработка механизма для разрешения возникающих в международных отношениях споров, обусловленных необходимостью корректировки политики в сфере внешней торговли.
И в настоящее время Комитет ВТО по торговле и окружающей среде постоянно занимается решением данных проблем. В число решений входят и предложения относительно доступа определенных товаров на внутренние рынки, экспорта товаров, запрещенных во внутренней торговле, использования интеллектуальной собственности при разработке и реализации природоохранной (экологической) политики и т.п.
Но многие актуальные вопросы взаимодействия торговой и экологической политики пока решить не удается.
Обоснованного комплексного механизма компромиссных решений еще не создано. В дополнении и совершенствовании нуждаются договоренности о включении в сферу регламентации международной торговли важнейших экологических стандартов и правил.
Только 10% из примерно 180 международных соглашений по экологическим вопросам содержат рекомендации о соответствующей таможенной защите при осуществлении экологически опасного экспорта и импорта.
Вместе с тем, следует принимать во внимание, что возведение таможенных барьеров должно быть предельно обоснованным, поскольку такие барьеры противоречат одному из главных принципов ВТО - принципу наибольшего благоприятствования в торговых отношениях между странами.
Не решены и многие вопросы, связанные с организацией сотрудничества ВТО с ЮНЭП, ИСО.
Требуется привести в полное соответствие с нормами ВТО, ИСО, других международных организаций национальные нормативы экологической безопасности.
Важнейшей проблемой остается ограничение использования экологически опасных субвенций, используемых отдельными странами для развития экспорта своей продукции (субсидий экспортного производства), особенно в энергетическом, транспортном и аграрном секторах экономики. Исследования, в частности, Мирового банка, в энергетике показали, что расходы на такие субвенции в целом составляют несколько сотен миллиардов долларов. Снижение их может привести к значительному уменьшению промышленных отходов и опасных выбросов в атмосферу. По данным Международного энергетического агентства, при уменьшении субвенций только в 8-ми обследованных странах, в том числе в России, Китае, Индии, выбросы в атмосферу могут быть сокращены на 4,5%.[2]
При этом, разумеется, имеется в виду лишь экологически опасное субвенцирование, а не `зеленые` субсидии, направленные на защиту окружающей среды.
ВТО предусматривает природоохранные мероприятия как в сфере производства, так и при экспорте и импорте определенных товаров. Однако с позиций протекционизма отдельные страны могут использовать природоохранные нормы при импорте и не использовать их при экспорте своих товаров.
Экостандарты как средство разрешения противоречия между торговлей и производством
Противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики, или между торговлей и производством - одно из самых острых противоречий мирового хозяйства. В торговых отношениях страны ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затрат по экологизации и модернизации производства. Пробивает себе дорогу тенденция к перемещению `грязной` продукции в те страны, где ниже производственные издержки, в частности, ниже заработная плата.
Главное средство разрешения этого противоречия - внедрение международных экологических стандартов, в первую очередь, стандартов ИСО 14000, разрабатываемых Международной организацией по стандартизации (ИСО). Стандарты этой серии ориентируют предприятия на внедрение экологического менеджмента, а не отдельные нормы объема выбросов. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.
Решение о разработке стандартов ИСО 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров, приведшего к созданию ВТО, и Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Данные стандарты были разработаны с учетом британских стандартов BS 7750 и международных стандартов по системам контроля качества продукции (ИСО 9000).[3] Они рассчитаны на существенную корректировку национальных экологических нормативов, улучшение экологического регулирования деятельности компаний (предприятий) и совершенствование условий международной торговли.
Система ИСО 14000 предусматривает ориентацию на требования, формируемые в следующих документах: ИСО 14001 - системы экологического менеджмента; ИСО 14004 - руководство по принципам создания и методам использования систем экологического менеджмента; ИСО 14010 - руководство по экологическому аудиту; ИСО 14011/1 - руководство по процедурам аудита; ИСО 14012 - руководство по критериям квалификации экологических аудиторов; ИСО 14014 - руководство по определению первоначального уровня экологической эффективности предприятия; ИСО 14020 - принципы экологической маркировки продукции; ИСО 14031 - руководство по оценке показателей экологической деятельности предприятия (организации); ИСО 14040- оценка экологической составляющей на всех стадиях жизненного цикла продукции; ИСО 14060 - руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию.[4]
Национальные системы сертификации продукции на соответствие экологическим требованиям должны базироваться на названных стандартах ИСО, а также экологических стандартах Европейской экономической комиссии ООН, директивах ЕС и других международных организаций, принимающих решения по вопросам экологии. Решения должны ложиться не только на плечи государства или только на экономику, но и на все общество в целом.
Подтверждение соответствия нормативным требованиям в национальных системах экологической сертификации (в том числе в российской РОСС RU.001.01. ЭТОО) осуществляется в форме либо добровольной, либо обязательной сертификации. При добровольной затраты относят на счет дохода, при обязательной - на себестоимость продукции.
Так, в РФ такая система, функционирующая с учетом требований международных стандартов ИСО 14000, включает 16 органов по сертификации, 15 испытательных лабораторий и организацию, занимающуюся подготовкой специалистов.
В то же время существуют ведомственные системы сертификации, которые зачастую не обеспечивают необходимого соответствия продукции экологическим стандартам. В России это относится и к нефтепродуктам, и к самолетам, автомобилям и многой другой продукции. Например, по годовому выбросу вредных веществ в атмосферу российские автомобили примерно втрое опаснее американских, а по токсичности - даже в 9 раз. Они могут достигнуть соответствия, скажем, нормам Евро-3 не ранее 2008 года.[5]
К сожалению, в номенклатуре продукции и услуг Госстандарта РФ пока не выделяются объекты, подлежащие обязательной экологической сертификации, что открывает дополнительную возможность для предприятий не учитывать требования экологической безопасности (реализация которых предполагает существенное увеличение производственных затрат).
Для последовательного согласования интересов производства, торговли и требований экологической безопасности необходима взвешенная государственная экологическая политика.
Экологическая политика развитых и развивающихся стран
Основным принципом перспективной экологической политики должен быть принцип `за загрязнение окружающей среды несет ответственность прежде всего производитель`. Соответственно на производителя государство воздействует с помощью платы за природные ресурсы (почву, воду, воздух), за превышение норм выбросов, посредством эко-налогов. Это регулирование - первое условие рационального сочетания экологической и внешнеторговой политики государства.
Вместе с тем, поскольку экологические затраты влияют на конкурентные позиции отдельных производителей и стран (в связи с увеличением себестоимости национальной продукции и услуг), многие исследователи с основанием считают, что эффективно координировать экологическую и внешнеторговую политику возможно только на макроэкономическом уровне с учетом международных соглашений.[6] Такие соглашения в рамках ВТО должны препятствовать экологическому демпингу - ограничивать экспорт из стран, не осуществляющих активной экологической политики, экономящих на затратах по защите окружающей среды. С другой стороны, они призваны ограничивать `бегство промышленности` с грязными технологиями из развитых в развивающиеся страны. [7]
В сфере производства анализ эффективности экологического инвестирования предполагает 3 вида оценок: инвестирования в `грязные` отрасли; инвестирования в экологически чистые производства; экологических инвестиций в лидирующих компаниях в отдельных отраслях экономики.
При этом необходимо стремиться хотя бы к двусторонней гармонизации экологической политики таких стран, к постепенному введению природоохранных мер, предоставляя торговым партнерам возможность приспосабливаться к новым условиям конкуренции в течение определенного переходного периода (не менее 5 лет).
В первую очередь от снижения уровня конкурентоспособности в современном мировом хозяйстве могут пострадать грязные производства в химической и нефтехимической промышленности, в которой очистные комплексы пока малоэффективны, хотя и требуют больших капиталовложений. В таких производствах актуальной задачей становится формирование новой экологической производственной культуры, разработка безотходных технологий и новых способов переработки отходов, в том числе путем развития международного сотрудничества, международной производственной и научно-технической интеграции.
В развитых странах с учетом требований экологии принимаются решения об ограничении импорта, используются нетарифные барьеры в виде специальных технических стандартов, специальные маркировки товаров, подтверждающие их экологическую чистоту. Для развивающихся стран все это создает препятствия, затрудняющие развитие их экспорта. Затруднения возникают и из-за отсутствия соответствующей информации об экологических требованиях, предъявляемых к товару на отдельных товарных рынках. Так, недостаточная информированность о немецкой программе `Зеленый пункт` (в отношении утилизации отходов упаковки) поставила предприятия многих стран (развивающихся и развитых) в неравные конкурентные условия с немецкими фирмами. Текстильная промышленность развивающихся стран оказалась недостаточно конкурентоспособной и по причине установления в ЕС особых требований к экологической безопасности выращивания хлопка и экологической чистоте красителей.
Отсюда обвинения (в адрес развитых стран) в `зеленом` протекционизме и `экологическом империализме`. При этом последний трактуется и как политика, направленная на перемещение `грязных` производств в менее развитые страны, и как политика в сфере экологической стандартизации, разрабатываемая без учета реальных возможностей развивающихся стран внедрять экостандарты.
В принципе отстаиваемые Всемирной торговой организацией требования к свободе торговых отношений и требования к повышению уровня защиты окружающей природной среды вполне совместимы. И правила ВТО предусматривают особое положение менее развитых стран при реализации таких требований. Однако механизм, который призван обеспечить выполнение этих правил, несовершенен. Необходимо определенное реформирование режима ГАТТ/ВТО в направлении повышения ответственности развитых стран за экологизацию производства их торговых партнеров из развивающихся стран. Этим странам требуется и финансовая помощь, и организация технологического содействия в форме трансферта передовых технологий и более активного научно-технического сотрудничества с развитыми странами.
Экологические менеджмент и аудит как факторы современных международных отношений и совершенствования производства
Формирование международных систем экологического менеджмента и экологического аудита (как органической составляющей таких систем) - одна из самых актуальных проблем современной экономики. Ее актуальность стала особенно очевидной с разработкой и внедрением международных и национальных стандартов менеджмента качества продукции и услуг.
Еще в октябре 1993 года Европейским Советом было принято постановление (1836/93) о добровольном участии промышленных предприятий в Общей системе экологического менеджмента и экологического аудита (Постановление EMAS). Правда, в законную силу оно вступило далеко не сразу и не во всех странах. Тем не менее, внедрение такой системы стало тенденцией, обязывающей принимать решения не только на государственном, но и межгосударственном уровнях.
Дело в том, что применение международных стандартов, прежде всего ИСО 14000, в отдельных странах регламентируется внутренними (внутригосударственными) особенностями системы экологического менеджмента и аудита. Развитие же внешнеэкономических связей, особенно интеграционных, требует участия национальных предприятий и организаций в соответствующих международных системах (европейской и других). Так, по Постановлению EMAS предприятия должны привлекаться к деятельности в рамках Общей программы по экологии и разработке мероприятий по экологизации производства.
В итоге ЕС определил правила деятельности предприятий и потребовал реальной реализации принципа `загрязнитель платит` и кооперации при решении экологических задач.
Публикация отчетов по экологической политике предприятий (организаций) и регулярные проверки в отношении соблюдения государственной политики охраны окружающей среды должны вносить в экологический аудит элементы внешнего контроля (а не только самоконтроля).
`Экологический дизайн` продукта рассматривался как отдельная тема еще на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где было принято решение передать разработку новых экологических стандартов (по аналогии с уже существующими стандартами ИСО 9000, менеджмента управления качеством) Техническому Комитету 207 ИСО. Тогда были созданы 25 стандартов в 5 областях: системы экологического менеджмента, аудита, маркировки, LCA и EPE.[8]
Экоаудит разделяется на аудит продукции, аудит производственного процесса, системный аудит и аудит соответствия. В системе экологического менеджмента он направлен на совершенствование управленческого контроля экологических мероприятий, выполнение поставленных предприятием экологических задач и соблюдение экологического законодательства. Аудиторской проверке подвергаются экологические нормативы, которыми руководствуются предприятия, готовая продукция, технология производства и ее воздействие на окружающую среду. Системный аудит предусматривает проверку состояния всей системы экологического менеджмента. Аудит соответствия основан на сопоставлении поставленных задач и достигнутых экологических результатов с учетом соблюдения установленных правовых норм.
Окончательно Положение EMAS вступило в силу в ЕС 13 июля 1999 года. Им охвачены уже тысячи предприятий.
По мере развития интеграционных процессов в СНГ и прежде всего в Евразийском экономическом сообществе оно должно все более тщательно изучаться и использоваться при разработке экологической политики государств и отдельных фирм и предприятий в нашем регионе мировой экономики.


1 Troge, Andreas, Praesident des Umweltbundesamtes, Berlin in Dr. K. Fichter, Umweltschutz im globalen Wettbewerb: neue Spielregeln fuer das grenzlose Unternehmen. Berlin; Heidelberg; New York; Barcelona; Hongkong; London; Mailand; Paris; Singapur; Tokio: Springer, 2000.
2 Pearce, David W.; Jeremy Warford, World Without End. Economics, environment and sustainable development. Oxford: Oxford University press (for the World Bank), 1993, p. 174.
3 Waskow, S. Betrieblieches Umweltmanagement - Anforderungen nach der Audit Verordnung der EG, Heidelberg, 1994.
4 Troge, Andreas, Paesident des Umweltbundesamtes, Berlin in Dr. K. Fichter, Umweltschutz im globalen Wettbewerb: neue Spielregeln fuer das grenzlose Unternehmen. Berlin; Heidelberg; New York; Barcelona; Hongkong; London; Mailand; Paris; Singapur; Tokio: Springer, 2000
5 Стандарты и качество. 2002, ? 6. С. 29.
6 Dr. Jur. Laxhuber, Dorothee, Dr. Jur. Kelnhofer, Evelyn, Dr. Jur. Schlemminger, Horst, Maвgeschneiderte Umweltmanagementsysteme, Heidelberg: Mueller Verlag, Huethig GmbH, 1998.
7 Turner, R. Karry; Opschoor, Hans, Environmental economics and env. policy instruments: introduction and overview, Dordrecht: Kluwer Academic, 1994.
8 Д-р Фогль, Г., Союз Защиты Окружающей среды: На пороге последовательного развития? // UmweltMagazin, сентябрь 2002, стр. 85.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия