Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Лукин С. В.
заведующий кафедрой бизнес-менеджмента Высшей школы управления и бизнеса Белорусского государственного экономического университета (г. Минск),
доктор экономических наук


Святоотеческое учение как основа православного взгляда на социальную ответственность бизнеса

Православное социально-экономическое учение в целом и концепция социальной ответственности бизнеса в частности разработаны не столь скрупулезно как католическая социальная доктрина. Это касается и общецерковных документов и работ отдельных авторов.
Западным христианам досталась большая часть непростого римского институционального наследия. Более развитые капиталистические начала, ростовщичество, откупы, позже – возникшая в Италии банковская деятельность вынуждали западных христианских авторов чаще обращаться к экономической проблематике.
Отпадение гетеродоксальных христиан – протестантов и появившийся в секуляризирующемся западном обществе экономизм бросали вызов христианской традиции. Сторонники экономизма, основываясь на материалистических воззрениях, считали экономическую сферу жизни общества доминирующей и определяющей. Энциклика Льва XIII «Rerum novarum», вышедшая в 1891г., и положившая начало современному католическому социально-экономическому учению, явилась ответом именно на эти вызовы.
На христианском Востоке – в России во второй половине XIX века укоренился наиболее экстремальный вид экономизма – марксизм. Стремительно нараставшее его влияние требовало незамедлительного ответа Церкви. В ходе подготовки и проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви (РПЦ) 1917–1918 гг. были созданы несколько комиссий, специально занимавшихся выработкой социально-экономической доктрины РПЦ. Действия большевиков, вначале парализовавших работу комиссий Собора, а затем развернувших жесточайшие гонения на Церковь, не позволили выработать итоговые документы по экономическим и социальным вопросам. Материалы работы комиссий до сих пор ждут в архивах своих исследователей. Во второй половине XIX – начале XX века появились труды православных авторов, исследовавших социально-экономическую мысль святых отцов первого тысячелетия христианства. Наиболее основательное исследование этого наследия провел профессор Киевской духовной академии Василий Экземплярский. В этот же период увидели свет и ряд трудов по философии хозяйства, авторами которых были отец Сергий Булгаков, Владимир Эрн и др.
В течение семидесяти лет церковные институты в России находились на грани выживания. К счастью, существовало Русское Зарубежье, принадлежащие к которому церковные авторы обращались и к социально-экономическим вопросам. Особенно выделяется среди них Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской).
С возрождением церковной жизни в конце 1980-х гг. православная мысль вернулась к этим проблемам. В 2000г. на Архиерейском Соборе РПЦ были приняты Основы социальной доктрины РПЦ, два раздела которых – «Труд и его плоды» и «Собственность» целиком были посвящены экономическим вопросам. Детализирует данную доктрину, в том числе и по вопросам социальной ответственности бизнеса другой документ, не являющийся официальным церковным, но подготовленный православными авторами и одобренный Предстоятелем РПЦ. Речь идет о «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятым VIII Всемирным Русским Народным Собором
В последнее двадцатилетие появились публикации целого ряда авторов, посвященные проблемам православной христианской экономии, в частности и проблемам социальной ответственности бизнеса (в их числе протоиерей Всеволод Чаплин, архимандрит Иероним (Тестин), игумен Филипп (В. Симонов), К. Костюк, Т. Коваль, М. Румянцев, Н. Сомин, В. Кадалинцев).
Восточная православная Церковь, в том числе и РПЦ, стоит за неизменное хранение учения Иисуса Христа и апостолов такими, как оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах Вселенской Церкви. На этой основе сформировалось учение святых отцов первого тысячелетия христианства, ставшее, в свою очередь, основой воззрений более поздних, в том числе и современных православных авторов.
Многие из святых отцов обращались и к вопросам хозяйственной жизни, касаясь и проблем социальной ответственности бизнеса.
В этом контексте особого внимания заслуживают каппадокийские отцы – святитель Василий Великий, святитель Григорий Назианин (Богослов) и святитель Григорий Нисский. *В основе их взглядов лежит идея о том, что Верховным собственником сотворенного Им мира является Господь Бог. Человек – лишь распорядитель, эконом вверенного его попечению имущества, которым он должен распоряжаться в соответствии с волей Собственника. Святые отцы – каппадокийцы считали общественную собственность наиболее соответствующей Его воле и принципу братской любви. Они, однако, не были сторонниками упразднения частной собственности, а призывали собственников распоряжаться своим имуществом в соответствии с Божьей волей, т.е. ответственно по отношению к другим людям, поскольку через Бога их частная собственность принадлежит всем.
«Откуда же у тебя, что имеешь теперь? Если скажешь, что это от случая: то ты безбожник, не признаешь Творца, не имеешь благодарности к Даровавшему. А если признаешь, что это от Бога; то скажи причину, ради которой получил ты? Ужели несправедлив Бог, неравно разделяющий нам потребное для жизни? Для чего ты богатеешь, а тот пребывает в бедности? Не для того ли, конечно, чтоб и ты получил свою мзду за доброту и верное домостроительство, и он почтен был великими наградами за терпение». *
Святой Василий Великий призывает задать себе вопрос: “...кто ты, к чему приставлен, от кого получил это, за что предпочтен многим?” *Получивший от Бога в управление имущество должен будет, подчеркивает святитель, дать ответ перед его Собственником: “...не думай, что все приготовлено для твоего чрева; о том, что у тебя в руках, рассуждай, как о чужом. Оно не долго повеселит тебя, потом утечет и исчезнет; но у тебя потребуют строгого в этом отчета”. * Святитель Григорий Богослов обращает внимание на ненадежный характер материальных благ, которые «быстро протекают, даются на час, и, подобно как камешки в игре перекидываются с места на место, и переходят то к тем, то к другим». По его мнению, «ничего здесь нельзя назвать своим», все или время отнимает, или зависть переведет в чужие руки. *
Святой Василий не выступая против частной собственности, показывает, что наличие такого института свидетельствует об удаленности общественного устройства от христианского идеала. Все блага в идеальном христианском обществе, по его мнению, должны быть общественными: «Скажешь: кому делаю обиду, удерживая свою собственность? — Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес с собою в жизнь? Положим, что иной, заняв место на зрелище, стал бы потом выгонять входящих, почитая своею собственностью представляемое для общего всем употребления; таковы точно и богатые. Захватив всем общее, обращают в свою собственность, потому что овладели сим прежде других. Если б каждый, взяв потребное к удовлетворению своей нужды, излишнее предоставлял нуждающемуся, никто бы не был богат, никто бы не был и скуден. Не наг ли ты вышел из матерняго чрева? Не наг ли и опять возвратишься в землю?». *Близкими к идеальным видит святой Василий имущественные отношения внутри первохристианской общины Иерусалима, члены которой нелицемерно стремились устроить жизнь на христианских началах. У них «…все было общее, жизнь, душа, согласие, общий стол, нераздельное братство, нелицемерная любовь, которая из многих тел делала единое тело, различные души соглашала в то же единомыслие». * Святой Василий Великий, видя, что современные ему христиане не готовы к устройству жизни иерусалимской общины, принимал частную собственность как меньшее из зол.
Не был сторонником немедленного отказа от собственности и святитель Григорий Богослов. Он, тем не менее, призывает стремиться к идеалу христианского общества по мере имеющегося у каждого человека возможностей к этому. Святой Григорий, по сути, сформулировал православный принцип социально ответственного поведения: служить ближнему своим имуществом по мере внутренней готовности к такому служению. «Откажись от всего, и стяжи единого Бога, потому что ты раздатель чужого имущества. А если не хочешь оставить все, то отдай большую часть. Если же и того не хочешь, по крайней мере, излишек употребляй благочестиво». * Созвучна этим словам и мысль святителя Григория Нисского, призывающего всех, без исключения принимать участие в коллективной помощи неимущим: «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой — чашу вина, иной — одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастие одного». *
По мысли святого Василия Великого, безумием, одержимостью страстью является нерелигиозный подход к социально-экономическим вопросам. Подобно Аристотелю, стремление преумножать земное богатство он считал патологической формой хозяйственной жизни. Люди, считающие корысть движущей силой экономического развития «как сумасшедшие, в припадке бешенства, не реальные видят вещи, но представляют, что производит в них болезнь». Обращаясь к такому человеку, он писал: «Так и у тебя душа, одержимая сребролюбием, во всем видит золото, во всем видит серебро. ...Ты желал бы, чтоб все превратилось в золотой состав, и, как только можно, придумываешь к тому способы. Чего не приводишь в движение ради золота? Хлеб у тебя делается золотом, вино сседается в золото,…всякая выдумка приносит тебе золото”. *
Христиане первых веков не выступали против частной собственности, видя в ней средство избавления от чрезмерной бедности, доходящей до недостатка самых необходимых жизненных средств. Так Ерм (Hermas),по мнению некоторых авторов – брат Папы Пия I *, живший во II веке после Р.Х., автор книги «Пастырь» (Pastor), считал, что бедный человек подобен закованному в кандалы и это состояние может довести его до тяжкого греха. Обязанность состоятельного человека – избавить его от этой опасности: «Кто нуждается и терпит тяжелые обстоятельства в своей повседневной жизни, – в большом мучении и крайности. Поэтому, освобождающий душу из такого рода крайности, обретает себе великую радость. Ибо кто терзается такого рода стесненными обстоятельствами, тот страдает от такой же пытки и мучает себя, как закованный в цепи. Ведь многие налагают на себя руки вследствие таких несчастий, не будучи в состоянии переносить их. Поэтому, кто узнал о несчастии такого человека, и не высвобождает его, тот допускает тяжкий грех и виновен в его крови.» *Ерм является также одним из первых христианских авторов, рассматривающих бизнес и хозяйственную деятельность как служение Богу. «Богатство ваше и все усилия употребляйте на те поля и дома, которые вы получили от Бога. Ибо для того Господь дал вам богатство, чтобы вы исполняли Ему эти службы». *В то же время Ерм отмечает, что бизнес не должен быть отделен от заботы о здоровой нравственной атмосфере в доме. «… ты же, Ерм, имел большие личные невзгоды, вследствие неурядиц в доме твоем, ибо ты не вмешивался в них, а был равнодушен и занят своими лукавыми денежными делами». *
Воспринимать земное богатство как дар Божий призывали многие христианские авторы первых веков, среди которых св. Климент Римский, Ориген, св. Климент Александрийский. Последний, как известно, особенно много внимания уделял экономическим вопросам. В контексте нашего вопроса особенно интересен его взгляд на собственность и на истинное богатство. Лишь дружба человека с Богом делает его истинно богатым: «если у друзей общее имущество, а человек дружен с Богом, и друг ведь именно через посредство Логоса, – то значит все делается принадлежащим человеку, как все принадлежит Богу; и все сообща принадлежит обоим друзьям, Богу и человеку. Пора же нам называть богатым, мудрым, благородным одного только благочестивого христианина». * Благочестивый христианин, будучи дружен с Богом, должен к имуществу, к которому он имеет отношение, относится «по-божески», т.е. благочестиво приобретать и благочестиво пользоваться им.
Ориген, св. Иоанн Златоуст и др. святые отцы отмечают, что данное от Бога имущество – это то, которое приобретено честным путем. По словам Оригена, «То, что мы честно и благовидным образом получаем, как то сладкие плоды и хлеб, укрепляющий сердце человека, и сладкий виноград и вино, радующее сердце человека, мы получаем от Бога и Его Провидения». * Св. Иоанн Златоуст подчеркивает, что источником как богатства, так и бедности может быть грех. Примером грехом нажитого имущества может служить богатство, приобретенное путем обмана, хищения, колдовства и т.д. Является следствием греха и бедность в результате распутной жизни. *Богатство, при этом, само по себе, не является чем-то плохим. Плохими могут быть способы его приобретения и использования. «Это говорю я не потому, что деньги есть грех: грех не уделять их бедным и плохо пользоваться ими. Ибо Бог не создал ничего плохого, но все очень хорошо: так что и деньги хороши». * В другом месте он отмечает: «мы не требуем не быть богатыми, а не быть плохими богатыми: ибо быть богатыми дозволяется, но без корыстолюбия, без хищности и насилия, и дурной славы от всех». * Близкую к св. Иоанну Златоусту мысль высказывает и блаж. Августин: «Итак, вещь (богатство), созданная, как для хвалы Творца, так и для испытания праведных и наказания дурных, ни в коем случае не может быть справедливо порицаема… Создатель мира и вседержитель Бог так распределил людям золото и серебро, что само по себе по природе и характеру своему оно благо, хотя не высшее и не большое благо». *
Святые отцы отличали истинное и ложное богатство. Наиболее ярко это отличие представлено св. Иоанном Златоустом: «Нет, не тот беден, кто ничего не имеет, а кто вожделеет многого, не тот богат, кто много имеет, а тот, кто ни в чем не нуждается… Желания делают человека богатым и бедным, а не обилие или недостаток денег… будем презирать богатство, чтобы насладиться богатством». *
Говоря о добросовестном пользовании своим богатством, о социальной ответственности, святые отцы постоянно указывают на вопиющее имущественное неравенство, не достойное христианского общества. В тоже время они не призывают к упразднению института частной собственности и коммунистическим экспериментам, поскольку люди в своей массе не могут дойти до высокой степени совершенства. Лишь преображенный внутренний мир человека может преобразить имущественные отношения между людьми. По словам Лактанция: « …кто хочет сделать людей равными, должен упразднить не браки и имущество, а дерзость, гордость и надменность, так чтобы власть имеющие и вельможи признавали себя равными даже самым нищим… Этого ничто другое не в состоянии достигнуть, кроме религии Божией». * Христианин может в условиях любого экономического строя использовать свое богатство благочестиво. Тот же Лактанций перечисляет несколько способов такого использования: «Самый великий и истинный плод богатства – это употреблять (свои) средства не для собственного удовольствия одного человека, а для спасения многих, не для своего пользования в настоящем, а для справедливости, которая не преходит… Поэтому главная добродетель – гостеприимство… Выкуп пленных – великое и преславное дело справедливости… А щедрость людей, бросающих свое состояние в море, пуста и легкомысленна, она дальше всего от всякой справедливости… Не менее великое дело справедливости опекать и защищать сирот и вдов, покинутых и нуждающихся в помощи». *
Св. Иоанн Златоуст не только высказывает нормативные идеи, но предлагает предпринять меры, направленные на усиление социальной защиты малоимущих. Еще служа в Антиохии, святитель в одной из своих проповедей подробно изложил конкретный проект. Он отметил, что по имущественному состоянию антиохийское общество делится на три класса: класс богатых, класс бедных и средний класс, причем большинство относится к среднему классу. «Я полагаю, что десятая часть богатых и десятая бедных, вовсе ничего не имеющих; а прочие – посредственного состояния… весьма богатых мало, но достаточных много; бедных же гораздо меньше в сравнении с ними». * Богатые и средний класс могли бы не неся больших издержек питать голодных. «Между тем при таком числе богатых, которые могли бы питать алчущих, многие засыпают голодными, – не потому, что достаточные люди не могли легко удовлетворить нуждам их, но потому, что жестоки и бесчеловечны». * Св. Иоанн в качестве примера состоятельным антиохийским христианам приводит благотворительную деятельность Церкви, отмечая, при этом, что ни капитал ни доход благотворящих не оскудевает. *При этом он не обязывает слушающих его поступать так же, но, снисходя к их немощи, призывает к посильному социально ответственному поведению. «Я не заставляю тебя уменьшить имение, не потому, чтоб я этого не желал, но потому, что мало вижу в тебе к этому расположения. Итак, не об этом уже говорю тебе; но уделяй хотя бы из прибытков и не скрывай от них ничего. Довольно с тебя, что у тебя есть как бы источник, из которого текут денежные доходы; сделай же участниками в них нищих, и будь добрым распорядителем в данном тебе от Бога». *
Наращивая силу аргументации, св. Иоанн Златоуст отвечает воображаемому оппоненту, заявляющему, что он платит подати на содержание воинов, сражающихся за него с неприятелем: « и здесь есть воинство – нищие, и здесь сражение, которое они за тебя совершают… Итак, видя этих воинов, прошениями и молитвами каждодневно за тебя сражающихся с Диаволом, вытребуй с себя прекрасную эту дань – пропитание их. Царь небесный, по Своей кротости, не приставил к тебе истязателей, а хочет, чтобы ты сам добровольно подавал». * Примечательно, что св. Иоанн Златоуст во многих своих проповедях говорит именно о социальной ответственности частных лиц, а не корпораций или государства. Представляет он это как своеобразный инвестиционный процесс, целью которого является спасение души. Вот как он развивает мысль о «небесных инвестициях» в своем толковании XXI Главы Евангелия от Матфея: «Здесь нет нужды платить за переправу вносимого нами; не нужно менять деньги. Твое дело – подать: сам Владыка перенесет это на небо; Он сам сделает для тебя выгоднейший оборот… Здесь, на земле, если ты что-нибудь дашь, то взять назад уже не можешь; там, напротив, получишь свое с великой честью и приобретешь большие и духовные выгоды… Сам Бог дал тебе расписку, сказав: Благотворящий бедному дает взаймы господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. XIX, 17). Дал тебе также и залог и поруку, несмотря на то, что Он Бог. Какой же залог? Все блага настоящей жизни, и чувственные и духовные, как начатки благ будущих… Не будем же так убоги, так безжалостны и жестоки к самим себе, но будем заниматься этой прекрасной куплей для того, чтобы и самим по отшествии своем получить, и детям своим оставить, и сподобиться будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу и Святому духу слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь». *
Корпоративная социальная ответственность, если продолжить рассуждения св. Иоанна Златоуста – это инвестиции через посредника. Корпоративная социальная ответственность отличается от частной социальной ответственности так же, как налог отличается от добровольного пожертвования.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия