Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Владимиров С. А.
профессор кафедры управления предприятиями городского хозяйства Выборгского филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Методология оценки экономической эффективности государственных инвестиций в строительстве

Повышение конкурентоспособности национальной экономики России является сегодня главной комплексной задачей, от которой в конечном итоге зависит результат работы всей хозяйственной системы страны, отстаивание геополитических позиций России в мировой системе координат. Инвестиционно-строительная деятельность – важная составляющая развития любой экономической системы. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что интенсивное строительство в стране является объективным свидетельством благоденствия народа, укрепления его могущества и подъема экономики.
В России основными факторами экономического развития остаются природные ресурсы, энергия, информационные технологии, технологии энерго- и ресурсосбережения, людские ресурсы и территория. При этом добыча, транспорт, переработка и использование природных ресурсов традиционно относятся к ненаукоемким видам экономической деятельности с технологиями невысокого уровня, способными производить разнокачественные ресурсы, использование которых ведет к их перерасходу и производству неконкурентоспособных продуктов.
Устойчивая способность государства работать по единому плану и на единые плановые цели – залог его подлинной эффективности. Особенное значение приобретают: расчет оптимального объема инвестиций в основной капитал и их эффективности, количества, качества и структуры наукоемких рабочих мест, увеличения и структуры совокупного спроса, роста денежных доходов населения и государства; пороговые значения доли доходов федерального бюджета в ВВП.
С экономической точки зрения господдержка приоритетных направлений должна отвечать трем важнейшим требованиям: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост этой активности в широком спектре производств, сопряженных с приоритетными направлениями, т. е. заключать мультипликативный эффект, давать импульс расширению спроса и хозяйственному оживлению; содействовать такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка и становятся «локомотивами» роста национальной экономики. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки народного хозяйства должна сопровождаться расширением и улучшением качественных параметров занятости, повышением реальных доходов и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния граждан.
Основными направлениями господдержки должны стать: 1) освоение современных информационных технологий; 2) развитие биотехнологий (генной инженерии, методов регенерации тканей, АПК, фармакологической промышленности); 3) развитие лазерных технологий и нанотехнологий; 4) комплексное развитие ракетно-космической промышленности; 5) модернизация существующих и строительство новых электростанций; 6) развитие технологий глубокой переработки в нефтегазовом, лесопромышленном и рыбохозяйственном комплексах; 7) создание системы современных транспортных узлов для ускорения и повышения надежности комбинированных перевозок; 8) рост жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием новейших технологий; 9) оздоровление окружающей среды на основе современных достижений экологии [19].
Рациональность структуры инвестиций в народном хозяйстве обосновывается данными о перспективных капитальных вложениях в развитие отраслей, прогрессивными проектами новых расширяемых и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений, структурой экономических нормативов на перспективный период, данными о структуре выбывающих фондов. Переход народного хозяйства к рыночным условиям объективно требует выявления резервов по повышению эффективности инвестиционных проектов на каждом этапе «жизненного цикла». Успешный поиск и мобилизация таких резервов могут быть обеспечены лишь при помощи научно-обоснованной методологии и методов изучения эффективности.
Строительное производство как составная часть инвестиционного цикла способствует процессу накопления капитала и, следовательно, является одним из важнейших условий экономического роста. Определяющая роль строительства заключается в создании условий для динамичного развития экономики путем расширенного воспроизводства и качественного обновления основных фондов всех отраслей экономики страны путем организации межотраслевых связей. В процессе расширенного воспроизводства продукция строительства создает необходимые материальные условия для осуществления производственного процесса, для расширенного воспроизводства основного капитала, обеспечивает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, выступает в качестве предметов потребления длительного пользования. Гибкая планировка, соответствующие температурно-влажностные и другие параметры, уровень комфортности бытовых удобств зданий и сооружений, сроки и стоимость их возведения являются одними из важнейших условий повышения эффективности функционирования постоянного и переменного капитала в той или иной сфере народного хозяйства.
Главной закономерностью развития строительства, рассматриваемого в рамках процесса расширенного воспроизводства основного капитала, является относительное уменьшение доли капиталовложений и ВВП, направляемой на воспроизводство зданий и сооружений как пассивных элементов этого капитала. Такая тенденция, находящая свое специфическое выражение в совершенствовании организационных форм, территориальных сдвигов и формировании прогрессивной структуры межотраслевого строительного комплекса, несет на себе отпечаток отраслевых особенностей строительства, обусловленных различиями в объемах уже накопленного фонда зданий и сооружений, функциональном назначении строительной продукции и масштабах обобществления отдельных сфер строительного производства. В долговременном плане именно экономия на пассивных элементах основного капитала выступает фактором повышения эффективности инвестиционного процесса, является характерной чертой НТП. Снижение расходов на собственно строительные работы служит важным фактором экономии капитальных затрат на единицу продукции, роста эффективности капиталовложений, повышения эффективности накопления и в конечном итоге всего процесса воспроизводства.
Эффективное управление строительным комплексом в рыночных условиях основывается на создании организационно-экономического механизма управления, отвечающего требованиям объективных экономических законов и учитывающего интересы всех участников инвестиционно-строительного процесса. Происходящие в инвестиционно-строительной сфере процессы в последние годы отличаются особым динамизмом, требуют поиска новой адекватной системы управления в соответствии с указами Президента РФ.
На федеральном уровне цель планирования капитального строительства заключается в динамичном и сбалансированном развитии всех отраслей экономики РФ в соответствии с установленной системой приоритетов. В субъектах Федерации планирование капитального строительства осуществляется с целью комплексного развития региона путем создания оптимальной инфраструктуры региона с широким использованием и развитием региональной базы строительной индустрии, местных строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования. Повышение эффективности управления инвестиционным процессом в регионе во многом определяется структурой самого ИСК, составом его элементов, организацией их взаимодействия (создание и размещение новых производственных элементов оптимальной с позиций региона мощности), формированием рациональных производственных связей, условий и организационных отношений с учетом экономических интересов участников.
Отраслевая система планирования капитального строительства преследует цель динамичного развития отрасли и ее основных фондов. Корпоративная система планирования капитального строительства создается с целью максимального обеспечения экономических и других интересов предприятия, его дочерних предприятий и филиалов.
Практически на всех уровнях управления народным хозяйством РФ отсутствует рабочая документация, необходимая для комплексной и достоверной системы оценки стоимостных и натуральных нормативов и показателей для планирования капитального строительства. Это не позволяет создать единую государственную систему планирования капитального строительства на основе удельных стоимостных показателей на единицу мощности потребительской и строительной продукции, что приводит к недостаточной эффективности инвестиционных программ.
Неподкрепленное действенной системой стратегического планирования социально-экономического развития, само по себе бюджетное планирование (пусть даже модифицированное под программно-целевую философию) не в состоянии обеспечить структурные сдвиги, объективно требуемые инновационной перспективой. Расчеты показывают колоссальное превышение выбытия фондов в нашей стране по сравнению с их вводом (в 2,24 раза). Ежегодно стоимость фондов уменьшается на 2,3 трлн руб. [13]. По самым скромным правительственным расчетам, для восстановления схемы простого воспроизводства в стране необходимо ежегодно направлять в строительный комплекс не менее 150 млрд долл [6].
Строительство как бы «пронизывает» все другие отрасли народного хозяйства, а его готовая продукция объекты недвижимости (здания и сооружения различного назначения) – жестко привязаны к земле, создаются в различных климатических условиях и в определенные временные периоды. В этом состоит принципиальное отличие строительной отрасли от всех других отраслей материального производства [14]. В рыночных условиях строительный комплекс России постепенно преобразовывается в инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) с ведущей ролью новых инвестиционно-строительных компаний, эффективно создающих в сжатые сроки готовую строительную продукцию и работающих по законченному циклу «инвестирование – проектирование – строительство –ввод в эксплуатацию – продажа готового объекта».
За последние полвека в России произошла историческая смена критериев оценки строительства (строительных программ-проектов). От стремления любой ценой выполнить план по валу («от достигнутого»), перебрасывая ресурсы с одного незаконченного объекта на другой, перешли к вводу объектов в эксплуатацию в договорной срок и далее – к безусловному удовлетворению в период эксплуатации проектно-эксплуатационных качеств.
Научно-технический прогресс, совершенствование экономики, организации и технологии строительства, повышение производительности труда должны в конечном счете приводить к выигрышу времени, снижению продолжительности строительства. От продолжительности инвестиционного цикла во многом зависят оборачиваемость основных средств, своевременность технического перевооружения труда, решение неотложных социально-экономических проблем. В США около 70% крупнейших объектов частного сектора возводятся менее чем за 2 года, а строительство остальных не превышает 3-х лет, имея отчетливую тенденцию к дальнейшему снижению [17]. Ввод в действие законченного строительством объекта – конечный результат строительного процесса, но не всего инвестиционного «жизненного цикла»; при этом оптимальная продолжительность строительства не зависит от величины его сметной стоимости.
В современных условиях развития экономики России непременным условием привлечения средств зарубежных и отечественных инвесторов является представление достоверных сметных расчетов обоснования затрат по инвестиционным проектам и программам. Объемы отечественных инвестиций, особенно выделяемые на капитальное строительство из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, зачастую определяются приблизительно, без должного обоснования. Аналогичная ситуация наблюдается в отечественных естественных и других крупных государственных монополиях, где объемы инвестиций на капитальное строительство достаточно велики. В настоящее время отечественные монополии недостаточно заинтересованы в создании детальной и прозрачной системы оценки сметной стоимости строительства объектов, так как это может привести к определенному снижению стоимости, а значит, и к уменьшению объемов инвестиций, направляемых на реализацию инвестиционных проектов. Это потребует определенных усилий по дополнительной мобилизации внутренних ресурсов для обеспечения ввода объектов в установленные сроки на проектную мощность. При проведении конкурсов как у подрядчиков, так и у поставщиков материально-технических ресурсов зачастую превалируют лоббистские интересы.
Постепенная либерализация и возрастание конкуренции в вышеуказанных секторах экономики вызывают острую необходимость снижения производственных издержек соответствующих компаний, главной составляющей которых является капитальное строительство и ремонт. Поэтому установление рациональных цен на строительство и ремонт, оптимизация планирования капитальных вложений на развитие вышеуказанных производств являются одними из приоритетных задач нефтегазовых, жилищно-коммунальных, транспортных, энергетических и других компаний.
Передовой мировой опыт показывает, что от качества решения этой проблемы на всех стадиях инвестиционного процесса, в том числе при разработке экономической части бизнес-планов, обоснований инвестиций, проектно-сметной, конкурсной, договорной, производственной, эксплуатационной и другой документации, существенно зависит экономическая эффективность реализации инвестиционных проектов. Одно из центральных мест при этом принадлежит объективности и точности определения стоимости, экономической эффективности, сроков и необходимых ресурсов. Оптимизация указанных показателей должна осуществляться в перспективных, текущих и оперативных планах капитального строительства на всех уровнях управления.
Совершенная государственная ценовая политика в строительстве базируется на двух принципах: а) объективно необходимые затраты на конкретное строительство; б) конкретные правила расчета и оптимизации цен с учетом спроса и предложения на рынке на строительную продукцию [15]. Общественно необходимые затраты труда – это совокупное рабочее время, необходимое для удовлетворения в надлежащих размерах общественной потребности в данной продукции (при среднем уровне техники, средней интенсивности труда и квалификации работников); в том числе затраты труда, приходящиеся на производство всей массы потребительских стоимостей данного вида. Общественно необходимые затраты труда как мера абстрактного труда в условиях товарного производства составляет содержание общественной стоимости товара и определяет ее величину.
За последние годы в стране произошли значительные преобразования в области реализации инвестиционных проектов и программ, что предопределяет необходимость разработки современной отечественной методологии обоснования, привлечения и рационального использования инвестиций в реальный сектор экономики. К сожалению, проблеме создания централизованной системы оптимизации инвестиционно-строительной деятельности уделяется недостаточное внимание, поэтому на федеральном, региональном и корпоративных уровнях управления перспективное (стратегическое) и текущее планирование капитального строительства зачастую осуществляется интуитивно, практически отсутствуют методики, рекомендации и нормативные базы.
Попытки применить существующие методики эффективности к достаточно глубокому анализу реальных ситуаций наталкиваются на необходимость учета идеологических, политических, социальных и других факторов, с трудом формализуемых и, как правило, слабо структурируемых, но оказывающих существенное влияние на ход экономических процессов.
Среда инвестиционного проекта от момента его возникновения до исчезновения неоднородна и динамична, что определяет необходимый уровень системности (полной и непротиворечивой) при заданной сложности в его исследовании. Большинству участников инвестиционного проекта свойственна недостаточная определенность в процессах аккумуляции инвестиционных ресурсов, значительная вероятность недопонимания ближайших и долгосрочных задач друг друга, изменение с течением времени своих целей. Каждый участник ИСЭП имеет свою стратегию и свои представления о размере допустимых рисков (пороговое значение которых составляет коммерческую тайну инвестора и, как правило, неизвестно другим участникам реализации ИСЭП). Зоной риска являются также трудности, связанные с выбором организационной структуры и распределением руководящих постов, отсутствие подлинной стратегической автономии, относительно повышенная ротация кадров и руководства в структуре управления ИСЭП.
Наибольшие трудности вызывает учет фактора времени в наиболее непредсказуемом процессе эксплуатации инвестиционных проектов в строительстве (особенно, если инвестиции связаны с промышленным производством на основе научно-технических разработок). Проблема определяется различиями в интенсивностях износа элементов зданий и сооружений, зависящими от прочности и долговечности материалов, подвергающихся воздействию как природно-климатических, так и технологических факторов, не поддающихся регулированию только инструкциями. Степень надежности любого сооружения зависит от условий эксплуатации. В РФ сроки службы гражданских и промышленных зданий определены весьма ориентировочно и не учитывают конструктивно-планировочную схему здания, своевременность, полноту, качество технического обслуживания и ремонта, а также интенсивность эксплуатации.
Фундаментальная неопределенность будущего означает, что будущие значения переменных неизвестны и не могут быть определены при помощи теории вероятностей. Информации о будущем до тех пор, пока оно не наступило, просто не существует, поэтому будущее останется неопределенным, так как источник неопределенности заключен не в человеке, а в самой сути окружающего мира. Полностью рациональных общественных процессов не существует вообще, а в экономике тем более. Неопределенность по своей природе не может быть ни застрахована, ни капитализирована. Труды авторитетных ученых – Ф. Найта, Й. Шумпетера, Х. Марковица и других не разрешили окончательно проблему риска в инвестиционной деятельности.
К основным факторам неопределенности можно отнести природные, конъюнктурно-экономические, социальные, политические, технологические и научно-технические [5]. Первые особенно значимы для природно-экономико-технических систем: количество ресурса, определяющее его качество, свойства, различные обстоятельства, обусловливающие величину отдельных статей затрат, необходимых для его использования, зависит от природных процессов. Наиболее существенные проявления конъюнктурно-экономических факторов – скачки цен, резкие колебания спроса – часто следствия социально-политических событий, процессов. Объявление эмбарго – ожидаемое политическое событие, но заранее неясно, когда оно состоится, как строго будет соблюдаться его режим, какие страны к нему примкнут и т. п. Техногенные аварии и катастрофы прямо влияют на экономические результаты, а в случае значительных масштабов – через различные контуры опосредствованных воздействий (социальные, экономические, политические). Научно-технические факторы (через появление принципиально новых продуктов, технологий), направленные на уменьшение зависимости результатов хозяйственной деятельности от факторов неопределенности, сказываются, как правило, при достаточно больших масштабах систем и продолжительных периодах анализа. При этом ориентация главным образом на использование зарубежных технологий ведет к сохранению экономической отсталости (ловушка технологических заимствований, порождаемая технологическим иждивенчеством), а модель автономного технологического развития ограничена. Разница в прогнозном инструментарии расчета неопределенности очень велика – от фактического ее отсутствия (когда ЛПР располагает только интуитивными неформализуемыми представлениями) до изощренных моделей принятия решений в условиях неопределенности – теории статистических решений, имитационного моделирования и пр.
С позиции инвестора в строительстве можно выделить следующие группы рисков: а) риски получения материальных и финансовых ресурсов (касаются объемов, источников, сроков, инфляции – вариантов изменения запасов и задолженностей, налогово-амортизационных отчислений, фактических условий предоставления займов и кредитов); б) риски нормального осуществления СМР (прибыль, качество, санкции); в) эксплуатационные риски, обусловленные особенностями транспортных схем поступления ресурсов и вывоза готовой продукции, трудовых ресурсов, коммунальных услуг, инфраструктуры; г) риски сбыта продукции; д) риски места вложения капитала (в зависимости от страны, района, политической ситуация); е) форс-мажорные риски (экстремальные ситуации: война, стихийные бедствия, забастовки, мобилизация средств на устранение чрезвычайных ситуаций).
Целью анализа эффективности инвестиционных проектов в строительстве должно быть предоставление лицу, принимающему решение, не точечных показателей эффективности, а их интервалов, соответствующих выработанным и четко сформулированным гипотезам (прежде всего научно обоснованным государственным прогнозам) о возможной динамике ключевых факторов воспроизводственной системы и инвестиционно-строительной деятельности. При этом в комплексе должны решаться основные проблемы современного производства и экономики: а) экономические (производство высокоэффективной конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках продукции); б) экологические, гарантирующие экологически чистые природные среды, а также концентрации выбросов и сбросов вредных ингредиентов ниже уровня предельно-допустимых концентраций и т. д.; в) технологические (применение высоких малоотходных, безотходных экологически чистых технологий, гарантирующих выпуск продукции новых поколений высокого качества и спроса потребителей); д) совершенствование структуры материального производства, ликвидация диспропорций между основными отраслями экономики и инфраструктурными отраслями (транспортом, связью, энергетикой и др.).
Основными особенностями расчета эффективности строительной части инвестиционных проектов являются: большая продолжительность производственного цикла и большие единовременные и продолжительные затраты (в том числе транспортные расходы; расходы на предварительную инфраструктурную подготовку территории строительства) на единицу готовой продукции; пространственная разбросанность объектов, приводящая к специфическим формам финансирования и расчетов; специфика недвижимости (земля является местом пространственного размещения строительства и его составной частью), многоэлементность и разнородность инженерного оснащения зданий и сооружений; необходимость эффективного распоряжения выделенным земельным участком (в том числе подземным пространством); обязательный учет интересов многочисленных участников инвестиционного процесса (соответствующих разрешительных и надзорных органов государства, изыскательских, проектно-конструкторских, строительно-монтажных, пусконаладочных и эксплуатационных предприятий, заводов-изготовителей оборудования, экспертных органов и организаций) при обязательном учете мнения соответствующих общественных организаций. В реальном строительстве имеет место информационная нестыковка между сметчиками, не умеющими создавать технологические сметы, и разработчиками календарного плана, смутно ориентирующимися в сметном деле.
Выбор критериев, разработка и применение нормативов общей (общественной) и сравнительной эффективности – важнейшая часть теории инвестиций.
Основными трудностями измерения народно-хозяйственной эффективности затрат являются: наличие в структуре эффективности разнородных элементов – измеримых, несоизмеримых друг с другом или вовсе неизмеримых, препятствующих выражению ее одним числом; наличие прямых и обратных зависимостей между затратами на различные производства, совмещение проектных вариантов, дающих минимум затрат по каждому объекту в отдельности, но не обеспечивающих общий минимум всех затрат в народном хозяйстве. При этом денежные затраты (особенно связанные с природопользованием) не являются точным отражением затрат общественного труда. Таким образом, количественные оценки эффективности проектов никогда не могут дать абсолютно точной информации для безошибочного принятия решений, но могут служить первичным материалом для содержательного анализа в процессе принятия решений [19].
Главный критерий отбора инвестиционных проектов в строительстве – максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Поэтому отбор проектов (вариантов проекта) в общем случае не может быть осуществлен на основе одного – сколь угодно сложного – формального критерия, а требует проведения практически неалгоритмизируемых экспертных оценок. Тем не менее, если поставить во главу угла только показатели эффективности и реализуемости ИП, задачи отбора допускают формализованные процедуры решения.
Отбор инвестиционных проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки, осуществляется на основе следующих принципов:
а) соответствия инвестиционных проектов установленным качественным критериям:
– наличие коммерческой организации, подтвердившей готовность к участию в инвестиционном проекте;
– соответствие решаемой задачи при реализации инвестиционного проекта приоритетам социально-экономического развития РФ и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, одобренным в установленном порядке Правительством РФ;
– наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
– обоснование невозможности реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки;
– соответствие сметной стоимости инвестиционных проектов минимальной стоимости инвестиционного проекта – 5 млрд руб., установленной для государственной поддержки; наличие положительного заключения инвестиционного консультанта по инвестиционному проекту;
б) соответствия инвестиционных проектов установленным количественным критериям (финансовой эффективности: чистая приведенная стоимость; внутренняя норма доходности инвестиционного проекта; бюджетной эффективности; экономической эффективности);
в) обеспечения равных условий доступа к процедуре предоставления государственной поддержки;
г) безубыточности инвестиционных проектов;
д) разделения рисков государства с частным капиталом;
е) сбалансированности государственных и частных интересов участников инвестиционного проекта;
ж) соблюдения условий добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства РФ [7]. Руководитель федерального органа исполнительной власти, являющегося ответственным исполнителем, несет персональную ответственность за реализацию инвестиционного проекта, достижение намеченных целей, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение инвестиционного проекта средств.
Экономическая система, в которой преобладают надежные и долгосрочные контракты, характеризуется сравнительно низкой степенью неопределенности будущего. Изменчивость (беспорядочность), неустойчивость, колебания и рассеивания на ресурсных, трудовых и финансовых рынках серьезно влияют на качество принятия решений экономическими агентами.
В процессе преобразования инвестиционно-строительной деятельности в России потребуется качественно изменить отраслевые, продуктовые, технологические и экономические пропорции и соотношения, структуру и качество кадров, строительную науку и проектную сферу, межотраслевые, межрегиональные и межгосударственные связи. Особое место в этом процессе должны занять обоснование эффективности, разработка и конечная реализация актуальных инвестиционных проектов, разработка целевых программ в соответствующих сегментах строительного рынка и обслуживающих его отраслей и производств, призванных сыграть роль ведущих звеньев в общей цепи переустройства национальной экономики.


Литература
1.Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., № 39-ФЗ.
2.Федеральный закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ от 20.07.1995 г.
3.Градостроительный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004.
4.Постановление Правительства РФ «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 1 февраля 2006 г. № 54.
5.Федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94.
6.О результатах и основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на 2006–2008 гг. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г. – М., 2006.
7.Постановление Правительства РФ «Об Инвестиционном фонде Российской федерации» от 23.10.2005 г.
№ 694.
8.Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» // Российская газета. – 2006. – № 113 (30 июня). Спецвыпуск «Доступное и комфортное жилье».
9.Федеральный Закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» (Приказ № 81 от 22.Х.2004 Ростехрегулирования о создании Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство»).
10.О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации: Постановление Правительства РФ № 1008 от 27.12.2000.
11.Бузырев В.В. и др. Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции. Вып. 6: Межвузовский сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
12.Владимиров С.А. Об обосновании эффективности государственных инвестиций // Общество и экономика. – 2006. – № 2. – С. 44–57.
13.Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики и задачи государственной статистики //Вопр. статистики. – 2006. – № 3.
14.Серов В.М. Организация и управление в строительстве – М.: ИНФРА-М, 2006.
15.Экономика строительства: Учеб. пособ. для вузов /В.В. Бузырев и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
16.Экономика строительства: Учебник /Под общ. ред. И.С. Степанова. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
17.Экономика строительства: Учебник. Ч. 1, 2. /Под ред. Ю.Н. Казанского, Ю.П. Панибратова. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2004.
18.Экономическая теория /Л.Г. Симкина. – СПб, Питер, 2003.
19.Экономико-математический энциклопедический словарь /Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия