| | Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Аврамчикова Н. Т. профессор кафедры международного бизнеса Сибирского государственного аэрокосмического университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук
| |
| | В последнее время усилилось внимание органов государственной власти и общественности к проблемам территориальной структуры и реконструкции административно-территориального деления страны.
Территориальная структура – это пространственное строение, которое формируется в процессе освоения и использования территории. Она предполагает разделение территории на части различного географического облика, их взаиморасположение и способ сочленения. И.М. Маергойз, создавший теорию территориальных структур, трактовал данный термин как генерализующую, «стержневую» категорию, охватывающую многие основополагающие экономико-географические понятия, такие как экономический район, территориальная концентрация производства т. д. Задача заключается в исследовании и поиске подходов к оптимизации территориальной структуры. Территориальная структура является индивидуальной для каждой страны и может считаться ее географическим портретом и генерализированным образом.
Территориальную структуру можно представить как экономико-географический механизм, обеспечивающий функционирование и развитие всех территориальных социально-экономических систем. Важнейшее свойство территориальной структуры – ее инерционность, с которой связаны устойчивость и надежность, благодаря тому, что в ее составе имеются опорные элементы – крупнейшие центры, экономические оси, базовые ареалы. XX в. имел решающее значение для формирования территориальной структуры России, происходившего на основе урбанизации страны и магистрализации транспорта. Оба эти процесса определили нарастание территориальной концентрации в разных ее формах – точечной (крупные города), ареальной (городские агломерации), линейной (цепочки городов, мегалополисы).
В результате свершившейся в России урбанистической революции произошел важнейший качественный сдвиг, так как переход города в категорию больших сопряжен с приобретением им новых свойств во всех его подсистемах – экономической базе, населении, планировочной организации. Тем самым осуществилось принципиальное изменение социально-экономической ткани страны, территориальное распределение населения. Известно, что в республиканском, краевом и областном центрах сосредоточивается в среднем 20–40% населения субъекта Федерации. Рост больших городов – общемировая тенденция. Большие города, преодолев кризис, поразивший их в развитых странах в середине века, к концу столетия продемонстрировали мощь и торжество урбанизации. Большие города быстрее выходят из кризиса. Они обладают потенциалом, который делает их локомотивами развития своих регионов и страны в целом. Они не просто лидеры социально-экономического развития, двигатели прогресса, создатели нового во всех сферах жизни, но и фокусы территориального развития, так как территориальная организация все более центрируется вокруг городов.
Большие города обросли городами-спутниками, породив агломерации – созвездия городов, которые стали ключевой формой современного расселения. По мнению специалистов, около 30% общего числа новых городов, возникших в России в течение XX в., составили ближайшее окружение крупных центров, умножив их потенциал. Создание новых городов-спутников было необходимостью, поскольку обеспечивало закономерный переход к агломерационной (постгородской) стадии развития расселения.
Активные точки роста создаются в виде крупных многофункциональных центров, потенциал которых усиливается городами-спутниками,. Именно благодаря им были достигнуты успехи в развитии образования, культуры и искусства, науки и техники. Важным результатом в формировании территориальной структуры явилось создание опорных районов – топливно-энергетических баз, баз научно-технического прогресса, крупных ресурсных баз.
Быстрорастущие городские агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов, которые формируются в виде обширных высокоурбанизированных зон полосовидной и кольцевидной формы, образующихся в результате срастания соседних агломераций и имеющих качественную новизну по сравнению с городской агломерацией.
Мегалополис является наиболее обширной пространственной структурой расселения. Один из основоположников научной концепции мегалополиса Ж. Готтман считает, что мегалополис знаменует собой не только этап в организации территории и городской жизни, но и «возвещает новую эру в размещении населения и хозяйственной деятельности населения».
В России осознается важность и перспективность этой организации территории и предпринимаются попытки серьезного изучения факторов и условий развития мегалополисов в различных странах. Такая форма пространственной организации применена в Канаде, Японии, Китае, странах Западной Европы.
Неоспоримой является общая тенденция национальной региональной динамики: рост российской экономики достигается только в условиях опережающего развития Сибири, что проявляется в росте ее удельного веса в общероссийских показателях.
Главной для России проблемой является проблема поиска оптимального баланса в рамках триединства «территориальное развитие – пространство развития – территория развития» – баланса, найти который за всю историю России на достаточно продолжительный срок не удавалось. Сущность этой проблемы видится в том, что с учетом размеров территории, степени ее освоенности, сложности и многообразия природно-климатических условий, демографической ситуации, финансовых и материальных ресурсов всего мира не хватит для того, чтобы в обозримом будущем довести среднюю плотность освоения территории России и ее насыщенность пространствами до европейского уровня. Следовательно, те стратегии развития социально-территориальных систем, которые исторически сложились в Европе с ее уникальным сочетанием благоприятного климата, малых расстояний и оптимальной плотности населения, непригодны для России, где все перечисленные параметры характеризуются экстремальными значениями (территория и среднее «плечо» переброса электроэнергии – самые большие в мире, средняя плотность населения – одна из самых низких).
Согласно новой парадигме пространственного развития росту социально-экономического развития регионов должно способствовать развитие системы расселения и повышение территориальной связанности страны.
Плотность населения России составляет порядка 8,5 чел./кв. км, что является недопустимо малой величиной; за вычетом практически непригодных для жизни территорий, мы имеем плотность порядка 20 чел./кв. км, что обеспечивает стране продовольственную безопасность, однако, как показывает анализ развитых стран, этого недостаточно для интенсификации и модернизации производства. При всех достижениях современных технологий такая модернизация нуждается в плотности населения не менее 50 чел./кв. км. На территориях Восточной Сибири ситуация еще сложнее. Так, в Красноярском крае плотность населения составляет 2,3 чел./кв. км.
Путь к европейским ориентирам уровня и качества развития должен быть иным по его содержанию и механизмам, по обеспечивающим его пространствам. Очевидно, что при невозможности территориального развития всей России оно должно концентрироваться на локальных территориях развития и через них включать страну в стабильные пространства современного мира. Публичное признание давно доказанного исторического факта, что вся территория страны не может развиваться одинаково быстро, а часть этой территории не может развиваться вообще, позволило бы сформулировать оптимальную стратегию национального развития. В этой связи на первый план выступают программы развития территорий, т. е. регионов.
Формирование территориальной структуры в регионах сырьевой направленности имеет свои особенности. Учитывая масштабность территории и низкую плотность населения сырьевых регионов, в целях дальнейших региональных исследований целесообразно ввести понятия «концентрированное экономическое пространство» и «экономическая плотность населения», позволяющие создать условия для применения в территориальном развитии классического инструмента рыночной экономики – теории поляризованного развития.
Наметившаяся тенденция урбанизации и создание мегалополиса полосовидной формы на юге Восточной Сибири в связи со слабой освоенностью ее северной территории может создать «концентрированное экономическое пространство» и тем самым обеспечить плотность населения, необходимую для развития экономики территории («экономическую плотность населения» – 30–40 чел./кв. м). Есть мнение, что оставшееся пространство должно контролироваться региональными властями и осваиваться вахтенным методом в точках сосредоточения природных ресурсов, без создания в нем социальной инфраструктуры. Развитие северных территорий с суровыми условиями проживания, богатых природными ресурсами, не предполагается: человек может приходить, забирать необходимое и по прошествии времени полностью покидать территорию (опыт эксплуатации северной части Канады). Кроме того, пространство начнет «сжиматься» под воздействием эффективной рыночной экономики (изменения структуры и технологии производства, коренного изменения инвестиционной и налоговой политики, снижения энерго- и ресурсоемкости).
Решение вопроса заключается в структурной перестройке системы труднодоступных и малоосвоенных территорий. При этом необходимо учитывать такие факторы, как степень обработки и потенциал использования местных природных ресурсов, местоположение и привязка поселений к транспортной сети, принадлежность населенных пунктов к числу национальных сел. | | | Рис. 1. Механизм формирования концентрированного экономического пространства в регионах с сырьевой направленностью | Ликвидацию экономически нежизнеспособных населенных пунктов можно проводить за счет средств государства и частных фирм, создающих специальный ликвидационный фонд. Кроме того, необходимо преобразование части населенных пунктов в вахтовые поселки, сохранение и укрепление городов и поселков, имеющих перспективы развития на базе крупных месторождений полезных ископаемых либо в качестве опорных пунктов освоения новых ресурсов (Приангарский и Северный макрорегионы). Регулировать привлечение новых работников на Север будет контрактная форма найма в бюджетном секторе, уже получившая широкое распространение в частном секторе экономики.
В Красноярском крае в силу его географических масштабов высоки предпосылки внутренней неоднородности в экономическом развитии и равномерное территориальное развитие в принципе невозможно.
Главным полюсом роста и локомотивом социально-экономического и пространственного развития Красноярского края является центральный макрорайон и Красноярская агломерация. Необходима разработка схемы районной планировки и экономической стратегии ее форсированного развития в крупную постиндустриальную полицентричную агломерацию – «Большой Красноярск». Это позволит максимизировать общий агломерационный эффект и возможно более полно использовать потенциал каждого отдельного муниципального образования края.
Реализация агломерационной стратегии развития должна быть обеспечена максимальной консолидацией административно-финансовых ресурсов на всех уровнях власти в направлении интенсификации социально-экономического развития Красноярска и зоны его влияния. Необходимо массированное привлечение финансовых ресурсов – как федерального бюджета, так и частных инвесторов.
Инвестиции из федерального бюджета должны направляться только туда, где формируются предпосылки для экономического роста.
Для реализации концепции стратегического развития регионов необходимо объединение ряда территорий. В случае объединения более устойчивая территория потянет за собой более слабую, а дотационные территории будут поделены. То же самое касается объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. В Эвенкии проживают восемнадцать тысяч человек. Они не могут освоить огромную территорию с гигантским Ванкорским нефтегазовым месторождением. Стойкая бюджетная недостаточность территории может стать основанием не только для федеральной или региональной санации, но в конечном счете и для проведения процедуры изменения территориально-политического устройства.
Смена общественных отношений в России, переход на рыночную основу развития и существенные изменения геополитического положения страны и отдельных ее регионов изменили основную парадигму в отношении Сибири. На смену «сдвигу производительных сил на Восток» как приоритетному направлению региональной политики приходит новая парадигма – «саморазвитие», которая ориентирована на максимальное использование ресурсного, производственного, научного и трудового потенциала при повышении конкурентоспособности экономики региона, адекватности участия его в межрегиональном и международном обмене. |
| |
|
|