Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Мундриевская Е. Б.
заместитель генерального директора по стратегическому развитию ЗАО «Сибирская Аграрная Группа»,
соискатель Томского государственного университета


Фундаментальные законы менеджмента: законы жизни коммерческой компании

1. Введение
В настоящее время экономической наукой предлагается множество теорий управления, которые порой противоречат друг другу, что порождает сложности при попытках их применения в практике конкретной коммерческой компании, что связано в том числе и с неопределенностью последствий применения той или иной концепции.
Большая часть современных теорий стратегического менеджмента [6; 7] основана на обобщении опыта удачных компаний, успех которых объясняется на основании внешне наблюдаемых признаков. На практике конкретная компания может существенно отличаться от примеров, приводимых в руководствах по менеджменту. По этой причине существует настоятельная необходимость разработки основных принципов управления, имеющих универсальный характер и обусловливающих выживаемость компании в долгосрочном периоде [4].
Мы предлагаем определить эти принципы как законы жизни компании, прежде всего потому, что их список открыт, их состав развивается, а новые законы вводятся по определенной логике.
Одним из основных свойств законов жизни является невозможность для компании перейти к новой стадии развития (введению нового закона жизни) до реализации предыдущего. Пренебрежение этой последовательностью чревато нарушением устойчивости состояния фирмы. Кроме того, необходимо выделять законы жизни, наиболее актуальные для компании на данном этапе ее развития.
При изучении истории любой коммерческой компании, существующей на рынке более или менее долго, так же как и при изучении истории выдающихся банкротств, без труда можно обнаружить проявление этих фундаментальных законов.
При изучении компаний, работающих в условиях рынка, необходимо применять деятельностный подход. Т. е. первичной клеточкой при выведении законов жизни будет понятие о деятельности вообще и предикат. Таким образом, при исследовании законов жизни ключевыми средствами анализа станут такие понятия, как деятельность, акт деятельности и социотехническая единица (CТЕ) [1]. СТЕ – это компактное изображение любой компании, включающей базисный процесс по производству основного продукта компании и управленческую надстройку. Предположим тождество значений таких понятий, как СТЕ, система деятельностей, организация, компания и фирма в экономической, коммерческой и рыночной среде. Для последних терминов мы также делаем допущение об их тождественности. Также предположим приоритет экономического принципа (то есть предпочтение преследования экономических целей) при реализации законов жизни компании.
2. Первый закон существования коммерческой компании
При экономическом принципе конкретизации СТЕ та часть СТЕ, которая связана с заказчиком, является рынком. Продукт коммерческой деятельности только тогда может называться товаром, если есть не только предложение продукта со стороны коммерческой компании, но и заказ на производство этого продукта. При наличии производителя и заказчика продукта именно под этот заказ и разворачивается деятельность.
Осмысливая этот заказ, сопоставляя его со своим предназначением, компания сама определяет степень своей готовности к его реализации. Переосмысленный и принятый предельный заказ становится «миссией» компании (или, как говорит М. Портер, – ее позицией). Таким образом, миссия – это предельный результат особой коммуникации участников рынка по поводу того, какую потребность потребителя берется реализовывать компания в продукте своей деятельности, выраженный на языке потребителя.
Товар есть продукт для потребителя, который дает заказ на товар в соответствующей коммуникации с коммерческой компанией. Потребитель с помощью товара удовлетворяет свои потребности. С другой стороны, товар это рыночная форма существования продукта коммерческой компании, на который есть заказ от потребителя.
Основой существования коммерческой компании является производство продукта, соответствующего заказу. Но в экономическом мире коммерческая компания является организационной единицей, встроенной в основной экономический цикл – цикл самовозрастания капитала. Поэтому деятельностную сторону существования коммерческой компании необходимо раскрывать с учетом того, что она, с одной стороны, должна обеспечивать предоставление продукта на рынок, где он как товар приобретает стоимость и потребительную стоимость [5], а с другой – формировать условия для роста капитала.
И что бы мы не имели в виду под понятием стратегического менеджмента, вне раскрытия этих двух сторон (додеятельностной и деятельностной, представленных в обобщенном виде как СТЕ) невозможно рассматривать управление функционированием и развитием компанией во всей полноте. И именно это во многом определило множественность теорий менеджмента и школ стратегий: они акцентировали какую-то из сторон развивающейся коммерческой компании или ее деятельности на определенном историческом этапе ее развития и возводили в статус теории результаты обобщения эмпирического исследования выбранного для исследования акцента.
Мы же ставим своей задачей сформулировать магистральный путь развития любой коммерческой компании, обеспечивающий ей выживаемость в рыночной экономике. И первым условием существования СТЕ (коммерческой компании) становится то, что мы можем определить как первый закон существования коммерческой компании в экономической среде: соответствие продукта коммерческой компании внешнему заказу при выполнении условия роста капитала.
3. Второй закон жизни коммерческой компании: деятельность
Развитие коммерческой компании провоцируют проблемы, периодически возникающие трудности в реализации коммерческой компанией своей функции, порождаемые во внутренней или внешней среде фирмы.
Для понимания причины, побуждающей развитие коммерческой компании, воспользуемся моделью развития индивида от индивидуального к групповому и макрогрупповому существованию [2]. В роли индивидов в деятельностном мире выступают сами коммерческие компании, которые для удовлетворения своих потребностей начинают предпринимать определенные действия (табл. 1).
Коммерческая компания возникает при условии наличия неудовлетворенной потребности, и мы обобщенно показали путь поиска этой потребности (табл. 1). Но конкурентные преимущества на рынке довольно быстро исчерпываются. Можно использовать приемы брендирования, лицензирования и прочих аналогичных механизмов конкурентного и неконкурентного воздействия. Но в конечном счете потребитель оплачивает только удовлетворение какой-то своей потребности, насколько ему позволяют его доходы. И эта потребность натуральна, объективна. Поэтому все конкурентные стратегии дают отсрочку размывания конкурентного преимущества, но не гарантию его постоянства. Именно конкуренция побуждает компанию к развитию.
Таблица 1
Деятельность компаний на разных стадиях рыночного существования

Здесь следует сделать следующие основные замечания. Так, за заказчика сражаются не товары (как это видится), а коммерческие компании, которые их производят. При этом экономический механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, вовлекает все остальные, оставаясь приоритетным. Главным фактором развития для компании является не доля рынка и не объемы реализации, а выполнение закона существования коммерческой компании.
Экономический механизм коммерческой компании базируется в своем физическом выражении на организационном устройстве коммерческой компании, от качества работы которого зависит победа фирмы в конкурентной борьбе. Война, как конкурентная стратегия, возникает как столкновение двух компаний в борьбе за один заказ. Это не просто столкновение двух видов товаров, рекламных компаний, действий на рынке, а столкновение двух коммерческих компаний, всего экономического, политического, социального комплекса, всей конфигурации коммерческой компании.
В конкурентной борьбе побеждает тот, кто наиболее точно определяет потребность потребителя с минимальной стоимостью, т. к. возможность удовлетворения потребителя ограничена его доходностью и может удерживать свое преимущество в перспективе. А это возможно только при оптимальном устройстве механизма коммерческой компании в любом моменте ее существования, т. к. механизм коммерческой компании является источником и стоимости, и потребительской стоимости.
Таким образом, закон существования коммерческой компании можно выразить как необходимость, при обеспечении роста удовлетворения выбранной потребности, обеспечить постоянное снижение стоимости ее удовлетворения в перспективе. Экономический принцип требует постоянного развития механизма коммерческой компании для обеспечения выполнения этого закона. Во внутренней среде коммерческой компании реализация этого закона выражается в усложнении механизма * компании как следствие конкурентной борьбы ради соблюдения основного экономического закона.
Все прочие механизмы (политический, социальный и т. д.) в экономическом мире – только инструменты обеспечения экономического закона, они растягивают или сокращают время, требуемое на усовершенствование механизма работы коммерческой компании, позволяющего реализовать законы существования коммерческой компании в перспективе.
4. Третий закон существования коммерческой компании: концепция смены технологических поколений
Следующий элемент, который мы можем и должны задействовать при обеспечении реализации первого закона существования коммерческой компании, следует из рассмотрения элементов акта деятельности. Одним из них является элемент «средства производства». Этот принцип реализуется при совершенствовании технологических поколений. Структура технологического поколения должна включать в себя производственные технологии, технологии извлечения информации из базисного звена и внешней среды, а также средства и технологии хранения, обработки и представления информации (системы типа КИС). Необходимым условием стратегического успеха является адекватное применение высших технологий – технологий мышления как средства работы управленцев.
Совершенствование средств производства происходит в двух направлениях:
1. Последовательные улучшения существующей технологии внутри одного уровня (обычно это обсуждается в эволюционном подходе); переход к новой технологии внутри уровня, на стыке элементов одного уровня.
2. Кардинальный скачок, возникающий при вовлечении нового уровня технологического поколения на базе продолжающихся улучшений внутри старого, то есть научно-технические революции.
Оба процесса происходят практически одновременно. При этом любой стадии развития коммерческой компании соответствует свое технологическое поколение, которое обеспечивает коммерческой компании новую разрешающую способность по извлечению прибыли из своего функционирования. Мы настолько близки к идеальному продукту * в базисном звене, насколько нам позволяет уровень развития НТП. Мы настолько можем захватить управлением деятельность компании, насколько мощно автоматизирован бизнес-процесс, насколько мощны средства принятия решения и средства мышления.
Переход на новое технологическое поколение обеспечивает фирме реализацию законов жизни компании, не заменяя эти законы. Из этого следует, что стратегические инновации, которыми наполнены публикации по стратегическому управлению, – это инновации функционального характера, направленные или на «обеспечение роста удовлетворения потребности», или на «постоянное снижение стоимости» этого удовлетворения.
Вопрос последовательности перехода на новое технологическое поколение разрешается с позиций принципа приращения стоимости. При этом совершенствование средств производства того или иного уровня служит для реализации целей повышения разрешающей способности управления/исполнения, повышения производительности (мощности) труда и качества (надежности) продукта управления.
Рост разрешающей способности высших уровней технологических поколений становится условием сдвига всех более низких уровней пирамиды технологического поколения. Это значит, что законы существования компании способствуют переходу от инноваций «низких» уровней технологического поколения к инновациям в более «высокого» уровня, представляющего собой условие неслучайности получения инноваций на более «низком» уровне. Происходит естественно-необходимое вытеснение инновационных усилий из базисных (исполнительских) уровней коммерческой компании в более высокие и тонкие, осуществляется переход от административного управлению к экспертному.
В результате, третий закон существования компании в экономической среде можно определить следующим образом. При обеспечении роста удовлетворения выбранной потребности необходимо обеспечить постоянное снижение стоимости ее удовлетворения на базе непрерывного развития механизма коммерческой компании и смен технологических поколений.
5. Концепция непрерывного развития: стратегическое управление и система менеджмента качества
Мы рассматриваем СТЕ как универсальную единицу, понятие, которое не может быть подвержено редукции без потери свойств и качеств, присущих ей. СТЕ сама по себе отражает все богатство мира деятельности в его самых существенных чертах, усложняется и расширяется [5]. При нормальной (бескризисной) динамике коммерческой компании в ней возникает двойная спираль: количественно-качественное развитие. При этом один виток практически включен в другой, что служит причиной их внешней неразличимости. Стратегическое управление отвечает за то, чтобы обе спирали были сбалансированы как сами по себе, так и между собой.
Под качественным развитием не следует понимать обязательное усложнение организационной структуры, а прежде всего усложнение реализуемого функционала. И лишь после того, как масса реализуемого функционала становится слишком велика для имеющегося персонала, а необходимость в функционале сохраняется – производится увеличение массы организационной структуры. Поэтому вопрос о том, что за чем следует: стратегия за организационной структурой или структура за стратегией – снимается с обсуждения. Первичным является функциональное изменение деятельностной структуры, определяемое существующими или прогнозируемыми затруднениями в развитии фирмы.
При формировании совместной деятельности нового качества извлекается дополнительная прибыль, которая может быть обращена в расширение на базе нового качества. Новое качество возникает, распространяется по всей системе и позволяет осуществить расширение системы. Внешние проявления этого процесса и фиксируются наблюдателями и исследователями.
В целом, можно выделить несколько основных принципов управления компанией.
1. Если компания останавливается только на возобновлении функционирования – она непременно начнет сокращать объем своей деятельности, начнет умирать.
2. Чтобы сохранить объем своей деятельности, компания обязана развиваться на базе стабильного функционирования – усложняться и менять технологические поколения. Если развитие задерживается, то наверстать его можно уже с повышенной затратой ресурсов, напряжением (на фоне ухудшающегося функционирования) и прочими признаками кризисности. Условие бескризисного существования состоит в постоянном развитии на базе стабильного функционирования.
3. Чтобы расширить объем своей деятельности, компания должна к функционированию и развитию добавить расширение, которое происходит на базе расширяющейся технологической основы.
6. Итоги
Теоретическая модель менеджмента и условия ее развертывания в экономическом пространстве показывают место любой компании на шкале этапов развития, механизм возникновения и гибели отраслей, дают подлинное понимание всего богатства мира деятельности, объективно необходимое объяснение кризисов и процветания коммерческих компаний. По этой модели можно проследить историю смен парадигм управления [3], историю появления отраслей и организационных построений. Мы предприняли попытку показать управление не как проект, а как процесс, совершаемый по заданной спирали – универсальной стратегии, адаптируемой под специфику конкретной компании. Это в определенной степени лишает стратегическое управление иллюзии волшебства, а любую из парадигм управления – статуса «волшебной кнопки».


Литература
1.Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. – М., 2002.
2.Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. – М., 1991.
3.Анисимов О.С., Мундриевская Е.Б. Стратегическое управление: проблемы теории. – М., 2005
4.Ари де Гиус. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. – СПб., 2004.
5.Маркс К. Капитал. – М., 1983.
6.Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб., 2003.
7.Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. – СПб., 2001.
8.Портер М. Конкуренция. – СПб., 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия