Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Стровский Л. Е.
заведующий кафедрой управления внешнеэкономической деятельностью предприятий Уральского государственного технического университета (г.Екатеринбург),
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ;

Фролова Е. Д.
докторант кафедры управления внешнеэкономической деятельностью предприятий Уральского государственного технического университета (г.Екатеринбург),
кандидат экономических наук, профессор


Геоэкономический подход к разработке стратегии развития российских предприятий

Разработка стратегии развития России, ее внешнеэкономических перспектив по-прежнему остается одной из главных проблем страны. При этом необходимо учитывать, что в начале ХХI века мир вступил в новую стадию своего развития. Особенности современного этапа мирохозяйственного взаимодействия характеризуются переходом от торгово-посреднической к инвестиционно-воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, ускорением развития межанклавного (в дополнение к международному) разделения труда. Сегодня можно говорить о начале формирования системы взаимных обязанностей различных субъектов мирового рынка, которое сопровождает выход хозяйственной деятельности субъектов за административные границы регионов и стран. В рамках интернационализированных воспроизводственных цепочек (конвейеров) на данном этапе развития мировой системы осуществляется производство новых видов товара, а именно товара-объекта, товара-предприятия, товара-программы.
Перечисленные признаки представляют собой геоэкономические атрибуты [6]. Центральным моментом геоэкономической парадигмы, сформированной в том числе представителями российской школой геоэкономики (Кочетов Э.Г., Неклесса А.И., Сапир Е.В. и другие) [6; 7; 9], является анализ таких процессов, как стирание граней между внутренней и внешней средой деятельности; стремительно набирающий силу процесс экономизации политики, формирование подвижных трансграничных воспроизводственных систем, оперирование на геоэкономическом атласе мира.
Несмотря на то, что необходимость перехода на геоэкономическую модель развития была обозначена в Послании по национальной безопасности Президента РФ [8, C. 7; 2; 5], об инвестиционно-воспроизводственной модели внешнеэкономических связей речь пока не идет. Россия «застряла» на определении различных геополитических подходов, она не имеет носителей государственных геоэкономических интересов в лице транснациональных корпораций. Торговая модель участия России в международном разделении труда отличается своей ограниченностью, в своей сырьевой стратегии страна «выбрасывает» по экспортно-импортным сделкам свои ресурсы, не будучи признанным участником мировых воспроизводственных циклов.
В первую очередь сама геоэкономическая парадигма требует своего институционального оформления. В мировой экономике лидером глобализации являются транснациональные компании. Учитывая огромные территории, потенциал и ресурсы страны, потребности бизнеса в практическом овладении геоэкономическими технологиями, мы предлагаем в российских условиях считать основным институтом этой модели хозяйственного взаимодействия трансрегиональные компании (ТРК).
Такой подход позволит решить задачи консолидации интересов России, стратегической интеграции страны, направления собственных уникальных ресурсов не на «подпитку» глобальных конвейеров, а на формирование собственных интернационализированных воспроизводственных цепочек, в которых формируется мировой доход. Кроме того, ядро геоэкономических воспроизводственных циклов может найти институциональное оформление в виде трансрегиональных компаний, финансово-промышленных групп стратегического статуса или консорциумов. Указанные компании должны отработать технологию оперирования в глобальном геоэкономическом пространстве сначала на территории России, а затем, научившись взаимодействовать в инвестиционно-воспроизводственной модели трансрегиональных связей, они смогут выйти и на уровень внешнеэкономических связей.
В большинстве случаев под транснациональными компаниями понимаются предприятия, отвечающие нескольким признакам, в том числе имеющие подразделения в нескольких странах. Тем не менее по сути внутрихозяйственного взаимодействия существует несколько их разновидностей: есть вертикально-иерархические ТНК, а есть горизонтально-сетевые [3]. Природа трансрегиональной компании позволяет определить ее как сетевую, кроме того, этому типу компаний свойственна также трансграничность. В дополнение к международному разделению труда особенностью современного этапа развития экономики является появление межанклавного разделения труда.
Суть сетевой организации заключается в том, что модуль компании может одновременно входить в несколько интернационализированных цепочек, стратегических объединений. Другими словами, модуль, составляющий узел сети, принадлежит нескольким лучам, обозначающим интернационализированные воспроизводственные цепочки. Поэтому трансрегиональную компанию мы предлагаем трактовать как локальную кластерно-сетевую систему. Качественными признаками такой компании являются:
– наличие геоэкономической интеграции, т. е. объединение в рамках инвестиционно-воспроизводственной модели хозяйствования;
– наделение статусом представителя национальных стратегических интересов;
– возникновение вследствие инвентаризации отечественных финансово-промышленных групп.
Для формирования такой кластерно-сетевой системы необходима еще одна рыночная структура – электронный биржевой центр кооперационных связей. В ходе его деятельности происходит объединение информации о модулях (предприятиях, лабораториях и т. д.), способных быть звеньями глобальных воспроизводственных цепочек. Безусловно, прежде чем стать включенными в реестр, они должны пройти соответствующую сертификацию. Когда заказчик объявляет бизнес-проект, для формирования объединения исполнителей этого проекта он обращается на указанную биржу. При этом выбор модулей осуществляется из их множества по каждому воспроизводственному звену (инвестиции, проектирование, НИОКР, оборудование и т. д.). В таких условиях изменяется содержание конкуренции. Геоэкономика несколько сглаживает рыночные аспекты конкуренции, но не устраняет их совсем, а лишь переносит на границы межанклавного разделения труда, восполняет их рентными отношениями. Модули, о которых речь шла выше, конкурируют между собой за право быть включенными в те или иные интернационализированные воспроизводственные цепочки-конвейеры. Но как только они включаются в них, тут же формируется внутриядровая монополия.
В большинстве случаев основным условием формирования мирового дохода специалисты называют сверхприбыль. Но если, например, Ю. Яковец [10] концентрирует свое внимание на рентных аспектах мировой экономики (выделяя топливную, экологическую и другие виды ренты), М. Делягин [1] – на технологических принципах, то мы связываем механизм ее функционирования с многократностью вхождения одно и того же модуля в интернационализированные воспроизводственные цепочки.
Чтобы сформировать такие цепочки или войти в них, необходимо овладеть новыми инструментами рыночного управления – геомаркетинга. Оперирование субъектов мирохозяйственных отношений в глобальном геоэкономическом пространстве формирует несколько иные положения их маркетинговой политики. Рассмотрим их как «точку пересечения» двух векторов: маркетинга как такового (особенно таких его видов, как международный, глобальный, мировой) и стратегического анализа внешнеэкономических связей региона (области, предприятия) в характерной для глобального геоэкономического пространства инвестиционно-воспроизводственной модели, что соответствует не конъюнктурному, а стратегическому уровню оперирования. Так рождается геомаркетинг, под которым мы предлагаем понимать рыночную концепцию управления инвестиционно-воспроизводственной деятельностью субъектов мирохозяйственных связей, базирующуюся на геоэкономической парадигме. Ее основной особенностью является деятельность в экономических (а не географических) границах, а целью – доступ к мировому доходу за счет формирования интернационализированных воспроизводственных цепей. При таком подходе геомаркетинг для российских компаний предусматривает целенаправленное создание стратегической конъюнктуры, «удобной» для решения национальных геоэкономических задач, проведение маркетинговых исследований нового класса. К их числу можно отнести:
– выявление интернационализированных воспроизводственных ядер в глобальном геоэкономическом пространстве, определение их основных звеньев с целью замещения их российскими компаниями или исследование условий их формирования;
– поиск звеньев экономического взаимодействия малых и средних предприятий в инвестиционно-воспроизводственной цепи крупных компаний;
– реализация комплекса мер по формированию национальной компании нового класса, наделенной стратегическим статусом представителя национальных интересов, дающего ей как совокупность обязательств, так и ряд исключительных преференций, таких как доступ к исключительным ресурсам, сопровождение безопасности деятельности и т. д.;
– изучение условий доступа российских компаний к мировому доходу.
Проведенный нами анализ развития уральского индустриального района показал, что на территории Урала в настоящее время происходят процессы объединения и укрупнения, которые определяют как производственную интеграцию [4], доказывая тем самым адекватность механизма их функционирования в условиях глобализации. Но процессы укрупнения уральских компаний путем покупки акций тех же (горизонтально интегрированный холдинг) или сопряженных (вертикально интегрированный холдинг) отраслей, называемые производственной интеграцией, на наш взгляд, в полной мере назвать интеграцией в геоэкономическом пространстве нельзя, несмотря на то, что экономическая интеграция формируется на базе кооперационно-производственных связей.
Суть воспроизводственной модели состоит в том, что производственные цепочки выстраиваются на базе сотрудничества по всем звеньям цикла, причем с взаимным инвестированием. Правильнее было бы называть происходящие процессы производственным кооперированием. Истинная интеграция включает развитие производственной, научно-технической кооперации, создание экономических и других союзов, зон. Особенно четко суть интеграции проявляется при определении этого процесса в геоэкономическом измерении. В указанном смысле интеграция представляет собой процессы, направленные на формирование целостных (единых) интернационализированных систем различного функционального содержания (кредитно-финансового, воспроизводственного и т. д.).
Тем не менее хозяйственные процессы явно выходят за административные границы: на рис. 1 представлена карта экономического влияния Свердловской области, построенная на основе исследования ряда уральских предприятий.
Вышеизложенное позволяет нам трактовать локальную структуру [9] «индустриальный район» как локальную воспроизводственную систему, основу которой составляют индустриальные высокоспециализированные производства, представленные различными институциональными структурами промышленного типа, отображенными (сконцентрированными) на сегменте локального геоэкономического атласа и являющимися звеньями воспроизводственных цепочек, экономические границы которых обозначают зону геоэкономического влияния системы.
Для формирования интернационализированных воспроизводственных цепочек с ядром на территории России предлагается технология, реализация которой требует последовательного осуществления ряда этапов, перечисленных ниже.
Рис.1. Организационно-функциональная страница геоэкономического атласа: воспроизводственный срез (фрагмент)

1 этап. Выявление глобальных бизнес-проектов.
2 этап. Экономическое проектирование замкнутой инвестиционно-воспроизводственной цепочки.
3 этап. Поиск на мировых электронных площадках, выставках, кооперационных биржах конкурентоспособных модулей из России и из разных стран, способных войти в интернационализированную воспроизводственную цепочку помимо собственных звеньев (исследовательские группы, испытательные лаборатории, сборочные цеха и т.д., включая модули из страны-заказчика). Выбор конкурентоспособных модулей.
4 этап. Выход на тендер к заказчику глобального бизнес-проекта.
5 этап. Заключение с юридическим представителем модуля системы договоров, а именно: договор поставки; соглашение о части дохода, получаемого участником цепочки после реализации готовой продукции, производимой в рамках этой системы (система взаимных обязанностей). Второй вариант – создание консорциума.
6 этап. Организация и исполнение бизнес-проекта в рамках системы заключенных договоров в соответствии с основным договором с заказчиком глобального бизнес-проекта.
7 этап. Реализация готовой продукции заказчику, получение мирового дохода, его перераспределение среди участников проекта.
Таким образом, суть стратегического маневра России должна заключаться в выходе национальных предприятий в новый горизонт – геоэкономический. Это подразумевает оперирование в системе интернационализированных воспроизводственных цепочек с целью прорыва к полноправному участию России в формировании и распределении мирового дохода. Для достижения этой цели необходимо решить множество задач, в том числе:
– форсированно создавать в России трансрегиональные компании и делегировать им реализацию своих геоэкономических интересов;
– сформировать в мировой экономической системе собственные сегменты воспроизводственных цепочек и их ядер;
– расширить территорию хозяйствования и перенести воспроизводственный момент за территориальные границы;
– по-иному организовать деятельность товарных бирж (они должны котировать воспроизводственные ячейки, стать биржами кооперационных связей);
– на основе электронного геоэкономического атласа создать центр принятия стратегических решений;
– найти мировые точки роста с балансом интересов нескольких регионов, стран.


Литература
1.Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2.Дипломатический вестник. – 1996. – № 7.
3.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
4.Козицын А.А. Производственная интеграция как основа повышения экономической безопасности региона /Под ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006.
5.Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная указом Президента РФ в декабре 1997 г. // Российская газета.– 1997. – 26 декабря.
6.Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сб. стратегических понятий-новелл. – Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006.
7.Неклесса А.И. Современная мир-экономика: актуальная геоэкономическая конфигурация // Клуб ученых «Глобальный мир». – М., 2001. Вып. 2.
8.О национальной безопасности. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Независимая газета. – 1996.
9.Сапир Е.В. Геоэкономическое измерение локальных систем: теория и методология глобально-локального анализа /Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004.
10.Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия