Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Арцер Т. В.
доцент кафедры экономики инженерно-экономического факультета
Национального исследовательского Томского политехнического университета,
кандидат экономических наук


Бизнес и власть: социальное налоговое льготирование

Одним из направлений сотрудничества бизнеса и власти является налоговое льготирование. С начала 1990-х гг. термин «налоговые льготы» в отечественной финансовой теории и практике стал использоваться достаточно широко. Тем не менее в экономической литературе до сих пор не сформировалось определенного подхода к пониманию и классификации налоговых льгот, особенно касающихся фискальных послаблений физическим лицам. В условиях реформирования социальной сферы, включая систему социальных преференций, обращение к проблематике налоговых льгот для населения представляется полезным и актуальным.
1. Экономические функции налогового льготирования
Налоговые льготы – это форма практической реализации регулирующей функции налогов. Налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей фискальной политики наряду с такими инструментами, как изменение массы налоговых начислений, маневрирование способами и формами обложения, дифференциация ставок налогов, изменение сферы их распространения и применение специальных налоговых режимов. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью активизации (в отдельных случаях – сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы [2].
Состав российских налоговых льгот первоначально был установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы Российской Федерации» [1]. Законом предполагались такие механизмы предоставления налоговых льгот, как определение необлагаемого минимума объекта обложения, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового платежа за определенный период, целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов), и т. п. В целом, для периода 1990-х гг. был характерен весьма широкий разброс положений о налоговых льготах по разнообразным нормативным правовым актам [2].
Налоговые освобождения играют существенную роль в экономике. Налоговые льготы являются элементом налогообложения, благодаря которому налогоплательщики получают право уменьшить свое налоговое бремя на законном основании. Налоговые льготы также представляют собой один из основных инструментов бюджетно-фискальной политики, в этом качестве они способствуют реализации регулирующей функции государства.
Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай предполагает сокращение величины налога, уплачиваемого с части объекта, например, с определенной суммы дохода при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки [5].
Полное отсутствие льготного налогообложения при достаточно высоких ставках налога, недостаточное количество налоговых льгот создают предпосылки для незаконного уменьшения налоговых обязательств либо для уклонения от уплаты налогов.
Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и изначально противоправны. Эти действия могут быть направлены как на снижение положенного размера подлежащих внесению в бюджет налоговых платежей, так и на полное избежание уплаты налога. Ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.
Как и любой другой элемент налогообложения, налоговые льготы должны быть четко определены. Другими словами, устанавливающие их нормативные положения должны быть ясными и понятными для налогоплательщиков и не допускать неоднозначного истолкования. По общему правилу, закрепленному в пункте 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков. Вместе с тем, налоговые органы могут истолковать отдельные, не совсем ясные положения закона в свою пользу, а не в пользу налогоплательщиков, что, соответственно, не исключает ухудшения финансового положения последних.
2. Особые экономические зоны в РФ как механизм реализации налогового льготирования
Инструменты налогового льготирования дают возможность стимулирования роста конкурентоспособности отечественного производства в научно-технической сфере и других приоритетных направлениях развития национальной экономики. Одним из наиболее эффективных механизмов реализации потенциала налогового льготирования является создание особых экономических зон (ОЭЗ). Так, предоставление налоговых льгот – функция власти, а инвестирование в научно-технические проекты – функция бизнеса, причем при создании ОЭЗ интересы двух сторон наилучшим образом совпадают.
На территории России ОЭЗ создаются в порядке, предусмотренном Законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005. ОЭЗ – это определяемая правительством часть территории России, на которой действует специальный режим предпринимательской деятельности.
Решение о создании особой экономической зоны на территории регионов и муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется законом. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе утвержденного Положением конкурсного отбора. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение, в котором устанавливаются:
1. объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
2. план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
3. комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
4. права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на связанные с ней объекты инфраструктур.
Кроме того, в соглашении о создании ОЭЗ определяются положения, регулирующие порядок управления созданными объектами недвижимости и объектами инфраструктур, эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта; порядок владения, пользования и распоряжения имуществом. Соглашением регулируются обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны и полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования; порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны и иные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
ОЭЗ создаются сроком на 20 лет для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей промышленности, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Они бывают двух типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. С июля 2006 г. после вступления в силу поправок в закон об ОЭЗ в России появляются зоны третьего типа – туристско-рекреационные.
Зоны первого типа создают на участках, площадь которых не превышает 20 кв. км. Технико-внедренческие ОЭЗ создают не более чем на двух участках общей площадью не больше 2 кв. км, а с июля 2006 г. – 3 кв. км. На территории ОЭЗ не могут быть размещены объекты жилищного фонда. Кроме того, в них не может вестись определенная деятельность, связанная с добычей и переработкой полезных ископаемых, металлургическое производство и т. д.
Резиденты ОЭЗ платят налоги в специальном порядке. Типичный резидент промышленно-производственной ОЭЗ – это коммерческая фирма, зарегистрированная на той территории, в границах которой расположена зона, и заключившая с Федеральным агентством по управлению ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Резиденты технико-внедренческой зоны заключают с Агентством соглашение о ведении внедренческой деятельности. Причем некоторые льготы распространяются только на резидентов первого типа ОЭЗ, а некоторые – только второго.
Отличия в налогообложении этих фирм заключаются в следующем.
Любые импортные товары, которые приобретает резидент ОЭЗ за границей, помещают под таможенный режим свободной таможенной зоны. Это означает, что по таким товарам не платятся таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Данные товары должны быть использованы для любых целей, если они соответствуют условиям соглашения между резидентом и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ.
Если такой товар продается, то с выручки от его реализации НДС начисляют по нулевой ставке (т. е. в том же порядке, что и по экспортным операциям). Кроме того, нулевую ставку может применить и фирма-поставщик российских товаров, если их ввозят в ОЭЗ.
Для резидентов технико-внедренческих зон установлены льготные ставки по единому социальному налогу. Они значительно ниже тех, по которым платят налог обычные предприятия. Согласно Налоговому кодексу резиденты перечисляют всю сумму ЕСН в федеральный бюджет, а не распределяют ее между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
По налогу на прибыль у фирм, зарегистрированных в ОЭЗ, также есть ряд льгот. Часть из них касается только резидентов промышленно-производственных зон. Такие предприятия вправе начислять амортизацию по любым своим основным средствам с коэффициентом 2. Аналогичная «поблажка» есть и для обычных предприятий, но ее применяют с учетом некоторых ограничений. Так, обычная фирма может использовать коэффициент ускорения только по тем основным средствам, которые она использует для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности. Причем по основным средствам, включенным в первую, вторую и третью амортизационные группы, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, норма амортизации вообще увеличена быть не может.
Резиденты указанных зон могут учитывать при налогообложении прибыли и убытки, полученные в прошлые годы, в полном объеме. Обычные фирмы также могут их списывать в уменьшение прибыли. Но и в этом случае для них действуют некоторые ограничения. Так, общая сумма убытка, которую списывают в уменьшение прибыли, не может превышать 50% от облагаемой базы. Сразу оговоримся, что это ограничение действовало только в 2006 г. В последующем право переноса убытка в полном объеме стало распространяться на всех субъектов хозяйствования, независимо от того, являются они резидентами ОЭЗ или нет.
Есть и еще одна льгота, которая касается расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Фирмы могут выполнять их самостоятельно или заказывать в специализированных компаниях (ст. 770 ГК РФ). Резиденты любых типов ОЭЗ имеют право полностью списывать их в уменьшение облагаемой прибыли. Нерезиденты должны списывать такие затраты постепенно. Причем, если НИОКР дали положительный результат – в течение двух, а если отрицательный – трех лет.
Резиденты ОЭЗ не платят налог на имущество по основным средствам в течение пяти лет с момента их постановки на учет. Причем в Налоговом кодексе нет ограничений, которые касались бы имущества, купленного до того, как фирма получила статус резидента. Следовательно, налогом не облагает стоимость любых основных средств фирмы, если с момента их покупки указанный срок не истек.
Фирмы – резиденты особых зон освобождены от уплаты земельного налога. По этой льготе есть несколько ограничений. Во-первых, ее можно применять только в отношении земельных участков, которые находятся на территории зоны. Во-вторых, льгота действует после регистрации фирмы в качестве резидента. И в-третьих, срок действия льготы ограничен пятью годами [4].
Итак, государственная поддержка инновационного бизнеса в виде налогового льготирования позволяет инновационным фирмам создавать наукоемкую продукцию и быть конкурентоспособными как на российском, так и на международном рынке.
3. Налоговое льготирование в социальной сфере
Налоговое льготирование распространяется не только непосредственно на бизнес, но и на общество в целом. Известно, что в состав финансовых ресурсов российской системы социальной поддержки включаются государственные (муниципальные) средства, ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, собственный финансовый потенциал домашних хозяйств. Источниками этих ресурсов становятся государственные (муниципальные) налоговые и неналоговые доходы; собственные денежные фонды корпораций и некоммерческих организаций; реальные располагаемые доходы населения.
Социальная поддержка населения реализуется в двух основных формах. Нуждающимся предоставляется из централизованных фондов персональная финансовая помощь, кроме того, государство вправе уменьшать налоговые изъятия из доходов определенных категорий граждан.
Следует заметить, что значительный потенциал, который содержит налоговое льготирование, в современной России полностью не раскрыт. Например, А.В. Брызгалин, В.Р. Берник и А.Н. Головкин рассматривают ряд возможностей применения социально ориентированного налогообложения, включая изменение или отмену ставок некоторых налогов, установленных Налоговым кодексом РФ [3]. Так, предлагается отменить налог на доходы физических лиц на сумму совокупного годового дохода гражданина, не превышающую 100 тыс. рублей, в результате чего будет решена задача ежегодного повышения на 14,9% заработков около 44 млн человек. Указанная мера охватит подавляющее большинство работников бюджетной сферы: образование, медицина, наука, культура, милиция, военная служба, юстиция, налоговые органы, а также перерабатывающие отрасли частного сектора и др. Также можно было бы установить ставку налога 20% на доходы физических лиц на сумму годового дохода гражданина, превышающую 1200 тыс. руб. Ставку НДФЛ 30 % предлагается установить на сумму годового дохода, превышающую 3600 тыс. руб.
Спорным является вопрос об исключении из ст. 217 НК РФ таких не облагаемых налогом на доходы физических лиц видов доходов, как суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, и суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства. Отмена льгот по перечисленным доходам приведет к уменьшению стимула к научным разработкам, повышению качества образования и самообразования.
Система социальной поддержки должна развиваться в рамках социального партнерства государства и работодателей, последние должны получать адекватное социальным инвестициям налоговое стимулирование. Необходимо освободить от налогообложения до 20% прибыли компаний, направляемой на социальное развитие сотрудников, при условии что соответствующими программами охватывается не менее 50% среднесписочной численности сотрудников организаций, а сами компании насчитывают не менее 30 человек [3].
Нужно снять все ограничения по расходам социальной направленности (кроме благотворительности) при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, при определении расходов, уменьшающих доход.
Социальное налоговое льготирование дает возможность расширения бизнеса, повышения заработной платы работников, стимулирует интерес к реализации научных проектов, способствует внедрению инноваций, выходу на международный рынок с конкурентоспособной продукцией. Таким образом, применение налогового льготирования может стать источником повышения экономического роста страны и социальной стабильности общества.


Литература
1.Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. (с изм. и доп. от 3 июня 2006 г.) //Справочная Правовая Система Гарант.
2.Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права /Налоги и финансовое право, 2005 // Справочная Правовая Система Гарант.
3.Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права / Налоги и финансовое право, 2006 //Справочная Правовая Система Гарант.
4.Владимиров А.П. Налоговые льготы особых экономических зон //Нормативные акты для бухгалтера.–2006.– № 13.
5.Красноперова О.А. Налоговые освобождения для физических лиц / Под ред. О. А. Красноперовой. – М.: Гросс­Медиа,2006. –192 с.–(Практикум бухгалтера).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия