Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС. ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

О концепции дальнейшего развития СНГ и плане основных мероприятий по ее реализации
По материалам сайта http://cis.minsk.by

Очередное заседание Совета глав государств Содружества Независимых Государств состоялось 5 октября 2007 года в г. Душанбе (Республика Таджикистан).
Огромное значение саммита для будущего Содружества определялось содержанием его повестки дня, а его тон был задан уже первыми словами хозяина – Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов, который, открывая расширенное заседание Совета, сказал, что проведение саммита в Таджикистане является свидетельством того, какое значение в стране придается взаимодействию в рамках СНГ. Он подчеркнул, что Содружество обладает огромным потенциалом и нереализованными возможностями для сотрудничества, а взаимодействие в рамках СНГ необходимо поставить на служение государств и народов. Эмомали Рахмонов выразил уверенность, что совместные усилия будут продуктивными и принесут плоды, а совместная работа в рамках заседания и предстоящее подписание важных документов создадут новую платформу для успешной адаптации СНГ к требованиям эпохи глобализации.
В повестку дня заседания Совета глав государств Содружества были включены 20 вопросов.
Дискуссию в ходе заседания можно охарактеризовать как заинтересованную и конструктивную. Она проходила в атмосфере доверия и взаимопонимания и позволила выйти на принятие важнейших для дальнейшей судьбы Содружества решений.
В заседании приняли участие 11 глав государств – участников СНГ. Это, безусловно, говорит о ярко выраженном стремлении государств к расширению сотрудничества.
Проблематика дальнейшего развития Содружества весьма многопланова и многообразна. Неслучайно в последние два года главы государств настойчиво возвращаются к вопросу о модели дальнейшего развития СНГ. Обстоятельный разговор о будущем Содружества неизменно присутствует на очередных саммитах СНГ, на неформальных встречах президентов. Практическим шагом в данном направлении стали одобренные в Душанбе главами государств Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации.
С принятием этих документов страны Содружества получили четкие ориентиры на пути дальнейшего совершенствования межгосударственного сотрудничества в важнейших сферах взаимодействия, механизмы функционирования СНГ и его организационного совершенствования.
Об этом по итогам саммита высказывались сами его участники. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «После очень долгих и жарких дискуссий по поводу судьбы СНГ, путей его реформирования мы пришли к единому мнению, что и как нужно делать, утвердили Концепцию развития СНГ и план конкретных действий».
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «У нас состоялось очень важное заседание. За полтора года после саммита в Казани был подготовлен проект Концепции, сегодня все государства его поддержали. Таким образом, создается четкая система, убирается все лишнее, создаются координаторы, которые будут вести мониторинг по выполнению решений СНГ».
Позицию Украины высказал глава МИД А. Яценюк: «Все ключевые предложения, на которых настаивала Украина, а именно предоставление СНГ нового экономического импульса, учтены в Концепции, и она все-таки утверждена». По его убеждению, «Содружество не должно служить исключительно политическим зонтиком, а должно иметь ключевые экономические приоритеты».
Подписанная в Душанбе Концепция развития СНГ должна снять вопросы о будущем этой организации. Такое мнение выразил журналистам Президент Республики Молдова Владимир Воронин, комментируя итоги прошедшего саммита СНГ.
«Этот документ дает ответ на вопрос, быть или не быть Содружеству. Если будет проявлена ответственность и политическая воля в реализации Концепции, страны СНГ смогут воспользоваться многими выгодами, учитывая широкий рынок на этом пространстве, существующие традиционные отношения и общность проблем, с которыми мы сталкиваемся», – сказал Воронин.
В Концепции подчеркивается, что Содружество Независимых Государств – состоявшаяся межгосударственная региональная организация, признанная международным сообществом.
Основной целью СНГ в настоящее время является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
Концепция дальнейшего развития СНГ – основополагающий документ начатого реформирования Содружества. При этом реформирование рассматривается не в качестве одномоментной акции, а как последовательный процесс поиска конструктивных договоренностей и компромиссов, способных придать Содружеству дополнительный импульс развития.
Концепция предусматривает эволюционное совершенствование существующей структуры без резкой ломки того, что было наработано, и при сохранении накопленного опыта. В нем намечаются основные цели Содружества и общее видение путей их достижения, механизмы функционирования Содружества и его организационное совершенствование.
В документе подтверждены также приоритетные направления деятельности СНГ – развитие экономической интеграции, сотрудничество в гуманитарной сфере, обеспечение стабильности и безопасности.
Одновременно отмечена необходимость углубления политического взаимодействия, межпарламентского сотрудничества, выработки скоординированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В целях повышения результативности Содружества намечается определение в государствах – участниках СНГ национальных координаторов на уровне высоких должностных лиц для организации мониторинга выполнения решений высших органов Содружества в соответствии с национальным законодательством.
Чрезвычайно важным является тот факт, что наряду с концепцией главами государств Содружества одобрен План основных мероприятий по ее реализации, который подготовлен по поручению президентов, данному на июньской встрече в Санкт-Петербурге. План состоит из 9 разделов с конкретными мероприятиями по реализации положений Концепции. В нем указаны также исполнители и сроки исполнения.
Организационно разделы проекта Плана соответствуют главам Концепции.
В соответствии с Концепцией дальнейшего развития СНГ приоритетом для Содружества сегодня является экономическое сотрудничество. В этой связи Планом предусмотрены мероприятия, связанные с выработкой стратегии экономического развития СНГ, введением полномасштабного режима свободной торговли, развитием производственных кооперационных связей между предприятиями, разработкой межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, развитием военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств, разработкой крупных инновационных проектов, либерализацией условий и дальнейшим развитием взаимной торговли, развитием общего рынка сельскохозяйственной продукции, взаимодействием в области транспорта, энергетики и т.д.
В политической сфере намечены пути налаживания обмена мнениями по ключевым вопросам мировой политики, развития сотрудничества в наблюдении за выборами и референдумами, установления и развития контактов и взаимовыгодного сотрудничества с другими региональными организациями и интеграционными объединениями.
В области межпарламентского сотрудничества Планом предполагается определить пути дальнейшего сближения национальных законодательств государств – участников Содружества в различных сферах многостороннего взаимодействия на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Важнейшим элементом взаимодействия в рамках Содружества является гуманитарное сотрудничество. В План реализации Концепции включены мероприятия по дальнейшему развитию общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма. Этой цели должны послужить форумы для общения и взаимодействия по ключевым направлениям и вопросам деятельности Содружества представителей общественных организаций, СМИ, академических кругов, творческой интеллигенции, бизнеса, местного самоуправления и граждан.
В сфере безопасности План предусматривает разработку различных целевых программ для повышения информированности общественности, укрепления культуры мира, практики межкультурного диалога, толерантности в национальных и религиозных вопросах. Целый ряд мер направлен на активизацию усилий государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организованной международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, торговле людьми, преступлениям в сфере информационных технологий, в оформлении и охране государственных границ.
Для решения проблем в области миграции Планом предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня взаимодействия миграционных органов государств – участников СНГ. Предполагается рассмотреть деятельность существующих и целесообразность создания новых структур в целях выработки скоординированной миграционной политики. Сформирован также перечень совместных мер по предотвращению нелегальной миграции и регулированию трудовой миграции.
Для государств Содружества вопрос урегулирования процессов миграции всегда был одним из наиболее актуальных. Общая история, издавна сложившиеся культурные связи народов, общность традиций, отсутствие языковых барьеров в общении создают почву для активного перемещения населения. В связи с этим в повестке дня саммита вопрос о предложениях по согласованной миграционной политике государств – участников СНГ являлся одним из ключевых.
В целом, необходимые правовая и организационная основы сотрудничества государств в области регулирования миграционных потоков населения в СНГ уже созданы. Однако с момента принятия большинства нормативно-правовых документов прошел значительный период времени, за который существенным образом изменились как внутренние, так и внешние условия для государств – участников СНГ. Странами постепенно были сформированы различные подходы к решению вопросов миграции населения. В результате национальные законодательства государств СНГ в данной части по многим параметрам стали существенно различаться. Все это привело к тому, что правовые нормы многих действующих многосторонних документов в сфере миграции перестали отвечать требованиям времени и складывающимся отношениям.
На сегодняшний день вопросами сотрудничества в области миграции занимаются два органа отраслевого сотрудничества Содружества – Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения и Совместная комиссия государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией. В компетенции Консультативного Совета находится подготовка предложений по вопросам регулирования миграции рабочей силы, в ведении Совместной комиссии – борьба с незаконной миграцией. Вследствие этого, действуя параллельно, эти органы, на первый взгляд, решают насущные проблемы сотрудничества в области миграции по своим направлениям. В то же время сегодня нет комплексного подхода к решению вопросов сотрудничества в данной сфере, поскольку указанные отраслевые органы действуют в отрыве друг от друга, что не позволяет выработать единые подходы по всему спектру проблем. Ситуация осложняется тем, что в государствах Содружества вопросы регулирования миграции находятся в компетенции разных ведомств – труда и социальной защиты; внутренних дел; экономического развития; отдельных структур и т.д., преследующих различные интересы, что само по себе делает затруднительным плодотворное взаимодействие в рамках органов отраслевого сотрудничества.
Несмотря на то, что начиная с 2000 г. объемы официально зарегистрированной миграции заметно возросли, фактическое число мигрантов, по различным экспертным оценкам, многократно выше, чем это показывается в отчетах миграционных служб, статистических органов и других ведомств, вовлеченных в процесс регулирования миграции населения. Отсутствие реальных показателей и эффективного взаимодействия сторон по устранению пробелов на данном направлении приводит к стихийности миграционных потоков и нарушению баланса социальных и экономических интересов стран Содружества, что не замедлило отразиться на общей картине сотрудничества в области миграции.
Таким образом, к настоящему моменту назрела необходимость внести ряд коррективов в процесс взаимодействия сторон в сфере миграции.
Во исполнение Решения Совета глав государств СНГ от 10 июня 2007 г. была создана Группа для выработки предложений по согласованной миграционной политике, в результате работы которой на рассмотрение президентов был внесен ряд документов, регламентирующих взаимодействие сторон в этой сфере. Главы государств приняли Декларацию о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ и дали ряд поручений Совету глав правительств СНГ: разработать комплекс первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации, принять от имени Совета глав государств решение по проекту Конвенции о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей, а также рассмотреть в установленном порядке проект Концепции миграционной политики государств – участников СНГ, предложенный Республикой Таджикистан.
Решению проблем в области миграции призвано содействовать и подписанное президентами Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств – участников Содружества Независимых Государств.
Странам СНГ, как и мировому сообществу в целом, приходится противостоять различным вызовам и угрозам, которые носят глобальный характер. Без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно бороться с нарастанием масштабов международного терроризма, организованной преступности, наркобизнеса.
В этой связи новый импульс получит развитие сотрудничества правоохранительных органов стран СНГ с подписанием главами государств Договора государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, направленного на совершенствование правовой основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и сотрудничества в этой сфере, а также Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата, разработанного в целях осуществления согласованных мер для предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия правонарушений, связанных с хищением культурных ценностей, их розыска и обеспечения возврата.
Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. В настоящее время Содружество располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам, которые последовательно реализуются. На смену выполненным программам президентами одобрены Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2008–2010 гг., Программа сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008–2010 гг. и Программа сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 – 2010 гг.
В проекты программ также внесен ряд мероприятий, не реализованных в предыдущих программах.
Тема борьбы с наркотиками и возможные пути сотрудничества в борьбе с этим злом была предметом выступления перед главами государств заместителя Генерального секретаря ООН – Исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мариа Косты, принявшего участие в саммите в качестве наблюдателя.
Он отметил, что поток наркотиков, идущих из Афганистана, грозит не только последствиями в сфере здравоохранения, но и приносит огромные доходы экстремистам и финансирует терроризм. По его словам, до 70% афганского опия культивируется в южных районах страны и контролируется талибами, а через Центральную Азию проходит около 20% героина, производящегося в этой стране, это более 200 тонн. Представитель ООН выразил сожаление, что только 4% общего объема афганских наркотиков изымается. Представитель ООН выразил уверенность в том, что СНГ может сыграть ключевую роль в решении проблемы, перекрыть северный маршрут наркотрафика. Главами государств одобрен также Протокол об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств – участников СНГ в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах, определяющий основы организации и механизм взаимодействия, порядок осуществления совместных мероприятий и разрешения спорных вопросов, а также правовой статус группировки.
Принято Решение об учреждении нагрудного знака Совета командующих Пограничными войсками «Почетный пограничник Содружества Независимых Государств», утверждены Положение о нем и его Описание.
Президентами подписано Соглашение о социальных и правовых гарантиях персоналу Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, разработанное в целях обеспечения безопасности и защиты персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств при проведении операций по поддержанию мира на территориях государств – участников СНГ и включающее в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание КСПМ в состоянии боевой готовности, создание благоприятных условий для выполнения ими поставленных задач по предназначению, а также в целях усиления социальной и правовой защищенности персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и членов его семей.
Целью Соглашения о порядке финансового, технического и тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств является установление порядка финансового, технического и тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств при проведении операций по поддержанию мира на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств.
В ходе саммита была определена главная тема на следующий год работы. Ее озвучил председательствующий на заседании Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев: «В настоящее время дает знать несогласованность всех вопросов межгосударственного регулирования транспортной системы. Формирование общего рынка, создание равных условий для производителей транспортных услуг, унификация транспортного законодательства, норм, технических требований к транспортной инфраструктуре и транспортным средствам ускорит взаимный поток товаров, будет способствовать снижению транспортных издержек в цене продукции и повысит конкурентоспособность региона в целом». По решению президентов будет создана рабочая группа на уровне заместителей министров транспорта, которая подготовит материалы по этой теме к следующему саммиту СНГ.
Главы государств поздравили Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова с 55-летием и приняли решение о награждении его высшей наградой Содружества – Почетным знаком Содружества Независимых Государств.
Этой же награды удостоен и Владимир Борисович Рушайло, срок полномочий которого на посту Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ истек. На его место назначен Сергей Николаевич Лебедев.
Председательствовать в Совете глав государств на ближайший год поручено Кыргызской Республике в лице ее Президента Курманбека Бакиева, который заявил, что Кыргызская Республика сделает все возможное для решения задач, стоящих перед Советом глав государств СНГ.
Очередное заседание Совета глав государств СНГ, по решению президентов, состоится в сентябре 2008 г. в Бишкеке. В мае 2008 г. главы государств проведут неформальную встречу в Москве.


Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ
1999–2007. Исполнительный комитет СНГ
Республика Беларусь, г. Минск, ул. Кирова 17.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия