Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Гаджибек В. П.
аспирант кафедры экономики производства Дальрыбвтуза (г.Владивосток)

Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятий хлебопекарной промышленности

Конкурентоспособность экономики России определяется конкурентоспособностью предприятий различных отраслей промышленности, в том числе пищевой и хлебопекарной.
Способность предприятия работать в динамичной конкурентной среде с положительной динамикой является результатом грамотно выстроенной системы управления конкурентоспособностью предприятия.
Теория и практика управления конкурентоспособностью на отечественных предприятиях показывает, что в настоящее время наиболее эффективное управление конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий возможно на основе соблюдения принципов управления конкурентоспособностью и разработке соответствующих методов управления и методологии формирования функций, организационной структуры и систем управления в целом. Необходимо создание организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью, который обеспечивает надежное функционирование системы.
Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью – это совокупность взаимосвязанных организационных, экономических и административно-правовых рычагов и методов целенаправленного воздействия на объект управления. Он должен обеспечивать анализ, прогнозирование и планирование, а также давать оценку конкурентоспособности организации, поэтому его следует рассматривать в непрерывной связи с системой менеджмента и стратегического маркетинга (рис.1).
Рис.1. Взаимосвязи управления конкурентоспособностью с другими дисциплинами

Система управления конкурентоспособностью хлебопекарного предприятия должна быть построена с соблюдением общих принципов управления конкурентоспособностью организации. Это:
– анализ механизма действия экономических законов рыночных отношений. Данный принцип позволяет повысить эффективность использования ресурсов;
– анализ механизма действия законов организации структур и процессов. Этот принцип является непременным условием повышения качества управления как главного фактора повышения конкурентоспособности организации;
– соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению;
– ориентация на конкретные рынки и потребности;
– применение современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;
– применение современных методов анализа, прогнозирования, нормирования, оптимизации;
– ориентация на количественные методы оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;
– в системе управления конкурентоспособностью должны быть стратегический маркетинг, мотивация и регулирование. [3]
Целесообразно осуществлять создание системы управления конкурентоспособностью хлебопекарного предприятия поэтапно:
1. оценка уровня конкурентоспособности организации;
2. определение целей и задач управления конкурентоспособностью;
3. выявление функций управления, посредством которых осуществляется управление конкурентоспособностью;
4. проектирование систем управления конкурентоспособностью;
5. формирование организационно-экономического механизма действия системы управления конкурентоспособностью.
Рассмотрим перечисленные этапы создания системы управления конкурентоспособностью.
Для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо провести комплексную диагностику его состояния с применением научных методов. Целью диагностики является установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности. Надо отметить, что подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одинаковыми для разных стадий. На стадии стратегического маркетинга разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по реализации стратегических нормативов, а также по их корректировке.[2]
Результаты оценки предприятий хлебопекарной отрасли показали невысокий уровень конкурентоспособности, что связано с существованием определенных проблем в этой области. Например, есть необходимость повышения качества управленческих решений, т.е. обеспечения конкурентоспособности руководителей и менеджеров хлебопекарных предприятий. Выявлено низкое качество экономической и управленческой подготовки специалистов органов управления. Практически отсутствует специализированная литература по данной проблематике. Нет единого понимания конкурентоспособности, авторы трактуют проблему по-разному.
Прежде чем создавать систему управления конкурентоспособностью необходимо определить конкретные цели и задачи управления, так как от этого зависит структура системы управления, ее эффективность и экономичность в процессе функционирования.
Сформированные цели должны соответствовать принятой стратегии предприятия.
Основной целью управления является повышение конкурентоспособности на основе решения задач повышения качества информационных, инновационных, производственных, управленческих и других процессов.
При проектировании систем управления необходимо определить функции, относящиеся к управлению конкурентоспособностью и установить их взаимосвязи с производственными функциями.
Основные функции управления конкурентоспособностью на хлебопекарных предприятиях:
1.прогнозирование уровня конкурентоспособности;
2.стимулирование повышения конкурентоспособности;
3.мотивация и регулирование управления конкурентоспособностью;
4.оценка и анализ конкурентоспособности.
Проектирование системы управления осуществляется на основе выявления функций управления конкурентоспособностью и определения структуры системы управления, ее внешних и внутренних связей и взаимодействия с другими системами.
Необходимо отметить, что система управления конкурентоспособностью создается не для выполнения отдельных функций управления, а для решения комплекса задач, связанных с выполнением социально-экономических, контрольно-аналитических и административно-правовых функций управления.[1]
Формирование организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью (рис.2) необходимо для приведения в действие и обеспечения стабильного функционирования системы управления конкурентоспособностью.
Основу действия механизма управления конкурентоспособностью составляет увязка целей и задач системы управления с методами, средствами достижения целей и управленческими решениями, которые являются элементами управления.
Рис.2. Схема организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью

Управление конкурентоспособностью – сложная комплексная проблема, включающая обеспечение высокого уровня качества продукции, приемлемую цену реализации, эффективную систему сбыта и др. [4] Поэтому необходимо создание интегрирующей системы, нацеленной на обеспечение конкурентоспособности предприятия и объединяющей все локальные действия различных служб и органов управления. Структура органов управления конкурентоспособностью хлебопекарного предприятия представлена на рис.3
Рис.3. Структура органов управления конкурентоспособностью
хлебопекарного предприятия

Таким образом, организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью хлебопекарного предприятия представляет собой совокупность организационных, правовых и экономических методов и рычагов, которые во взаимодействии обеспечивают реализацию комплексных целевых программ и планов повышения уровня конкурентоспособности предприятия.


Литература
1. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность – М.: Экономика, 2005.–504с.;
2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг – СПб.: Питер, 2007. – 352с.;
3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации – М.: Эксмо, 2005. – 544с.;
4. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 271с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия