Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Загородняя А. А.
старший преподаватель кафедры финансов и кредита Института технологии и бизнеса (г. Находка, Приморский край)

Совершенствование управления конкурентоспособностью и эффективность деятельности ВУЗа

Российские вузы сегодня работают в условиях тщательного планирования и жесткого контроля расходования средств. Это связано с сокращением доли государственного финансирования высших учебных заведений [1; 2], уменьшением темпов роста числа абитуриентов [5], сокращением законодательно устанавливаемых льгот для образовательных учреждений [2].
В таких обстоятельствах существенно усложняется управление вузом, требуется постоянный учет новых факторов, оказывающих влияние на результат работы. Тот инструментарий, который существовал и использовался до настоящего времени, не позволял учитывать эти факторы, а, следовательно, стал на сегодня несовершенным.
Поэтому актуальными становятся разработка и внедрение новых методов управления вузом. Для осуществления процесса управления требуется инструментарий его измерения и регулирования, важными элементами которого в усложнившихся условиях являются конкурентоспособность и эффективность деятельности вуза.
Конкурентоспособность является результатом оценки потребителя. Эффективность, в свою очередь, определяется внутренней оценкой вуза. Повышение конкурентоспособности требует постоянного увеличения вложений в конкурентные преимущества, а эффективность предполагает оптимальное использование имеющихся ресурсов. Возникает противоречие между этими двумя категориями, требуется их одновременная оценка и параллельное регулирование.
Существующие методы оценки конкурентоспособности и эффективности не связаны между собой, дают оценку деятельности в статике, а не в динамике. А измерение развития предполагает оценку скорости происходящих изменений, необходимую для оказания системных воздействий на вуз как экономический объект.
Окружающая среда современного высшего учебного заведения развивается более быстрыми темпами, чем инструментарий, с помощью которого можно проводить совокупную оценку и управление конкурентоспособностью и эффективностью его деятельности. Противоречие, возникшее между уровнем развития среды и инструментами ее оценки, порождает проблему несовершенства существующих методик оценки конкурентоспособности и эффективности деятельности вуза.
Вопросам изучения эффективности посвящено множество работ советских, российских и зарубежных экономистов. В большинстве из них эффективность рассматривается с точки зрения народного хозяйства и общественного производства в целом. С переходом к рыночной экономике произошло изменение научных взглядов на вопрос экономической эффективности, в результате стали появляться работы, посвященные определению критериев и показателей экономической эффективности деятельности на уровне отдельного предприятия (организации).
Конкурентоспособность предприятий является предметом анализа многих специалистов в области маркетинга. В своих методиках одни авторы напрямую связывают ее с конкурентоспособностью товара и под этой призмой рассматривают деятельность компании, другие строят сложные математические модели, чтобы учесть максимальное количество факторов, третьи проводят оценку на основе линейных моделей, некоторые оценивают фирму по параметрам доли рынка, цены и качества, что тоже дает результат.
Несмотря на решение многих теоретических и прикладных задач, нашедших свое отражение в научных трудах российских и зарубежных авторов, вопросы, связанные с необходимостью разработки экономических и методических подходов к совершенствованию управления конкурентоспособностью и эффективностью вуза, исследованы недостаточно.
Для решения этой проблемы необходимо провести анализ экономической сущности категорий «эффективность» и «конкурентоспособность» вуза, определить существующие между ними причинно-следственные связи, и на этой основе усовершенствовать методику оценки и управления конкурентоспособностью и эффективностью деятельности вуза.
В научной литературе определение эффективности связывается с такими понятиями, как система, операция, процесс или решение. Понятие «эффективность» часто интерпретируется как синоним слов «конкурентоспособность», «результативность» и «качество». Тем не менее это различные понятия. В частности, эффективность представляет собой степень соответствия фактического и ожидаемого результатов; результативность – это текущий итог взаимодействия организации с внешней средой (потребителем). Конкурентоспособность характеризует степень удовлетворенности потребителя по сравнению с аналогичными образовательными учреждениями, а качество можно понимать как совокупность существенных свойств объекта, обусловливающих его пригодность для использования по назначению.
Таким образом, понятие конкурентоспособности применительно к вузу предстает как свойство самого вуза, характеризующее степень его реальной и потенциальной способности удовлетворять потребности по более привлекательным ценовым и неценовым характеристикам, чем у конкурентов. Эффективность – это интегральная и структурированная характеристика деятельности экономического объекта, отражающая успешность деятельности, соответствие миссии, целям и задачам [3, с. 93]. Она проявляется при функционировании вуза. Качество – это совокупность свойств вуза, обусловливающих его способность удовлетворять образовательные потребности в соответствии с его назначением, характеристика результата деятельности вуза (образовательной услуги, уровня знаний выпускников).
Все эти понятия тесно взаимосвязаны, и для них определена причинно-следственная связь, приведенная на рис. 1.:
Рис. 1. Причинно-следственные связи категорий «эффективность»
и «конкурентоспособность»

В процессе осуществления образовательной деятельности можно выделить несколько типов участников и действий. В ходе развития личности у потребителя возникает потребность в получении образования и желание ее удовлетворения. Далее имеет место процесс обучения, при непосредственном участии вуза, характеристикой которого является эффективность. Через этот показатель можно определить экономическую целесообразность ведения образовательной деятельности, соответствие миссии вуза его целям и задачам.
Результатом процесса образования является услуга – приобретение знания, в котором в полной мере проявляется качество предоставленной услуги. Совокупность характеристик удовлетворенности потребителя, эффективности процесса и качества услуги формирует конкурентоспособность вуза.
При рассмотрении причинно-следственных связей с точки зрения существующих определений, взаимосвязь понятий конкурентоспособности и эффективности выглядит следующим образом:
Рис. 2. Причинно-следственные связи с точки зрения существующих определений

При оценке конкурентоспособности, наряду с другими показателями, определяются специфические свойства вуза, обусловливающие способность удовлетворять потребности в соответствии с назначением. Совокупность этих характеристик объекта представляет собой качество. К характеристикам качества относятся: эффективность, продуктивность, устойчивость, лабильность (способность к быстрым изменениям структуры). Следовательно, эффективность является одним из частных показателей качества, а качество в свою очередь, можно определить как фактор конкурентоспособности [6, с. 184].
Сравнение понятий конкурентоспособности и эффективности с точки зрения признака, структуры и назначения показало следующие результаты. Признак эффективности является характеристикой соотношения «результат – затраты», а признак конкурентоспособности определяет степень привлекательности продукции экономического агента. Конкурентоспособность можно определить как сложный качественный показатель, который используется для измерения способности организации оказывать более привлекательные услуги. Он показывает взаимосвязь явлений, которые не взаимодействуют напрямую. В свою очередь, эффективность также является сложным качественным показателем, который выражается соотношением затрат и результатов. Он показывает не только взаимосвязь явлений, но и их взаимодействие.
Фактор качества напрямую влияет на конкурентоспособность вуза. Но мероприятия по повышению качества требуют затрат, которые формируют расходы организации. При этом увеличивается себестоимость и, следовательно, цена. Поэтому при проведении мероприятий в отношении качества и конкурентоспособности, требующих значительных затрат, можно получить и негативный экономический эффект из-за значительного увеличения цен.
Увеличение расходов на повышение конкурентоспособности не всегда влечет за собой рост эффективности. Но в то же время, повышение эффективности всегда влечет за собой рост конкурентоспособности.
На наш взгляд, конкурентоспособность целесообразно рассматривать как совокупность двух составляющих: внутренней (потенциал) и внешней.
Показатели внутренней составляющей конкурентоспособности можно условно разделить на девять групп (табл. 1).
По каждой группе показателей рассчитывается групповой интегральный показатель внутренней конкурентоспособности по формуле:

где: ЧД – чистый доход, получаемый вузом;
З – затраты, осуществленные для достижения чистого дохода.
Таблица 1 Состав показателей оценки внутренней составляющей конкурентоспособности и соответствующих показателей эффективности

Анализ внутренней составляющей конкурентоспособности проводится в динамике, при этом сравниваются изменения показателей внутренней конкурентоспособности и показателя эффективности деятельности вуза. Обязательным условием соотношения этих показателей является соотношение (3):

Если темпы роста показателя эффективности ниже, чем темпы роста показателя конкурентоспособности, то вложения в факторы, повышающие конкурентоспособность, не оправданны, вкладываемые средства не принесут эффекта.
Использование указанных показателей позволяет получить инструмент управления конкурентоспособностью, осуществляемого с точки зрения эффективности использования ресурсов.
Помимо сравнения скорости изменения показателей внутренней составляющей конкурентоспособности и эффективности, немаловажную роль играет скорость развития вуза по отношению к его конкурентам.
Существует ряд внешних признаков, по которым можно дать характеристику уровня конкурентоспособности вуза (табл.2).
Таблица 2 Основные внешние характеристики конкурентоспособности вуза

Предложенный метод позволяет оценивать внутренние показатели деятельности вуза, его конкурентный потенциал, эффективность использования ресурсов, проводить сравнение данного вуза с конкурентами по внешним параметрам.


Литература
1. Лиман И.А. Проблемы финансирования высшего образования в Российской Федерации //Университетское управление. – 2005. – № 5 (38). – С.31–39.
2. Система финансирования образования: анализ эффективности /Под. ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2003.– 182 с.
3. Сазонов В.Г. Основы теории формирования и совершенствования систем показателей внутрифирменного планирования. – Владивосток: Изд-во «Дальнаука»; Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 296 с.
4. Сазонов В.Г., Загородняя А.А. К вопросу разработки конкурентной стратегии высшего учебного заведения //Материалы V международной научно-практической конференции «Проблемы открытого образования». – Владивосток. Изд-во ДВГТУ, 2005. – С. 95–106.
5. Статистика образования // http://stat.edu.ru
6. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.– 544с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия