Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Самарова Н. А.
старший преподаватель Саровского физико-технического института

Маркетинговые исследования локальных рынков фармацевтических услуг Нижегородской области

В современных условиях становления рыночных отношений фармацевтический рынок является одним из наиболее устойчиво и стабильно развивающихся сегментов экономики страны. Однако в фармацевтиче­ской отрасли назрели важные и насущные проблемы, которые требуют углубленного изучения и достаточно оперативного решения. Это относится к необходимости исследования на региональном уровне состояния рынка, способного в благоприятных условиях эффективно удовлетворять значительную часть потребностей населения в лекарственном обеспечении. Лекарственные препараты являются особым товаром, поскольку они влияют на самое ценное, что есть у человека, – его здоровье, а от здоровья нации зависит процветание любого государства. Маркетинговые исследования создают научно и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных решений субъектами фармрынка в целях его эффективного развития.
В Нижегородской области расширяется сеть аптечных предприятий (в среднем на 2500 жителей приходится одна аптека), отмечается устойчивый рост объемов реализуемых лекарственных средств. В 2004 г. за счет всех источников финансирования было отпущено бесплатно лекарств на сумму 416 млн. рублей, в 2005 г. – на 1 млрд. 208 млн. рублей, за 8 месяцев 2006 г. – на 1 млрд. 290 млн. рублей. Сумма отпуска лекарственных средств на одного обратившегося жителя Нижегородской области в месяц: в 2004 г. – около 312 руб., в 2005 г. – около 868 руб., в 2006 г. – 1021 руб. Значительно увеличился ассортимент бесплатных лекарственных средств. До 2005 г. перечень льготных лекарств насчитывал до 300 наименований, с 2005 г. он включает 2300 наименований лекарственных средств.
Заметно увеличились расходы населения на покупку лекарственных средств (см. рис.1).
Рис. 1.

Аптеки являются конечным звеном цепи распределения товара. Но их исключительная роль на рынке обусловлена еще и тем, что аптека — место встречи потребителя и препарата. Можно сказать, что аптека — передовая борьбы за потребителя. Поэтому именно аптека является зеркалом фармацевтического рынка, в котором отражаются все происходящие негативные и позитивные тенденции и процессы.
Для того чтобы узнать степень удовлетворенности работой аптек у населения Нижегородской области, летом 2006 г. было проведено маркетинговое исследование регионального фармацевтического рынка методом опроса по месту жительства. Было опрошено 700 чел. (17,7% из которых проживают в областном центре, 25,1% – в среднем городе, 31,4% – в поселке городского типа, 25,7% – в сельской местности). Выборка была репрезентативной.
Структура населения в Нижегородской области следующая:
– соотношение городского и сельского населения составляет 73,3% и 26,7%;
– соотношение мужчин и женщин в городе 45,1% и 54,9% ;
– соотношение мужчин и женщин в селе 46,6% и 53,5% ;
– половозрастная структура населения: до 16 лет – 16,3%, трудоспособный возраст – 59,7%, старше трудоспособного возраста – 24%;
уровень образования населения: 17,7% – специалисты с высшим образованием; 26,7% имеют среднее специальное образование, 13% – среднее техническое (начальное профессиональное), 42,6% – среднее общее и ниже.
Опрос был проведен среди работников аптечных учреждений (99 человек). В качестве экспертов фармацевтического рынка проинтервьюированы руководители и врачи стационаров, руководители и работники органов здравоохранения (40 человек).
Респондентам предложено было выбрать 5 проблем, связанных с лекарствами, которые наиболее тревожат их в настоящее время. Исследование показало, что 71,7% жителей волнуют высокие цены на лекарства, 68,6% – вероятность купить некачественное лекарственное средство, 52,6% – невозможность выбрать лучшее (доступное) лекарство из нескольких (по соотношению цены и качества), 43,4% – отсутствие нужного лекарства в аптеке. Менее всего людей беспокоит недостаток аптек и неудобное их месторасположение (14,4%, из них более 50% – жители сельской местности).
В процессе анализа выявлено, что 69,9% опрошенных считают рост цен на лекарства опережающим по сравнению с их доходами и всего лишь 6% респондентов ответили, что цены на лекарства растут медленнее, чем доходы. Ответ «цены на лекарства растут так же, как ваши доходы» выбрали 24,1% жителей региона.
Развитие розничного сектора экономики тесно связано с ростом благосостояния населения. В настоящее время сохраняется тенденция повышения цен на большую часть лекарственных средств. Темпы прироста колеблются от незначительных (в пределах 1%) до весьма ощутимых (около 90%). Основные причины роста розничных цен – увеличение отпускных цен заводов-изготовителей и наценки дистрибьюторов. Рост цен на лекарства является острой проблемой ввиду низкого платежеспособного спроса населения области. Так как объем платежеспособного спроса населения – величина ограниченная, то продавцам фармрынка необходимо изыскивать способы увеличения прибыли за счет поставки более необходимых товаров. В таком случае рынок ближе подойдет к решению проблем лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений и населения.
Несмотря на то что проблема подделок беспокоит большое количество респондентов (68,6%), многие жители области (51,4%) никогда не покупали некачественные лекарственные средства. Остальной части населения случалось приобретать некачественные лекарства, из них 35,7% людей совершали покупку 1–2 раза, 10,1% – 3–5 раз, а 2,7% – «еще чаще».
В Нижегородской области, по данным специалистов ГУЗ «НОЦККСЛС», с 2001 г. по 2006 г. выявлено 108 211 упаковок фальсифицированных лекарственных средств на сумму 3 063 381 руб.
Большинство респондентов (25,4%) Нижегородской области за последние полгода потратили денежных средств на покупку лекарств для своей семьи от 1000 до 1999 руб., 24,3% – от 2000 до 4999 руб., 22,1% – 5000 руб. и более, 19,9% – от 500 до 999 руб. и 8,3% – до 500 руб. По каждому населенному пункту мы получили следующие ответы:
– 56,5% жителей крупного города потратили 5000 руб. и более;
– 33,5% жителей среднего города – 5000 руб. и более;
– 33,2% жителей поселка городского типа – от 1000 до 1999 руб.;
– 35,6% и 35% жителей сельской местности – от 500 до 999 руб. и от 1000 до 1999 руб. соответственно.
Как видно, чем выше покупательная способность населения, тем больше люди совершают покупки лекарственных средств в профилактических и лечебных целях. Низкие доходы жителей сельской местности не позволяют им приобретать дорогостоящие и более эффективные лекарственные средства. Исследование показало, что на селе складывается острая ситуация с качественным обеспечением населения медицинской и фармацевтической помощью. Мы считаем, что должен соблюдаться принцип социальной справедливости в региональном аспекте, который состоит в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от мест проживания. Данная проблема на сегодняшний момент остается нерешенной из-за финансового дефицита в здравоохранении.
С возрастом люди становятся все более частыми посетителями аптек. Один раз в неделю и чаще посещают аптеки 46,8% людей в возрасте 50 лет и старше. Два-три раза в месяц посещают аптеки люди от 41 до 50 лет (39,1%). Один раз в два-три месяца посещают аптеки 33,5% людей до 30 лет. Еще реже посещают аптеки 38,2% людей до 30 лет. В старшем возрасте многие заболевания обостряются, и поэтому людям приходится обращаться за помощью к медицинским и фармацевтическим услугам. Молодые люди более лояльно относятся к своему здоровью.
Наиболее частые посетители аптек – женщины (59,8%). Мужчины (40,2%) посещают аптеки гораздо реже. Однако это не значит, что женщины болеют чаще мужчин, просто они совершают покупки в аптеках не только для себя лично, но и для своих близких (мужа, детей), что объясняется проявлением заботы и внимания.
Частота посещений аптек зависит и от семейного положения. Семейные люди в аптеки ходят чаще (63,2%).
67,4% жителей Нижегородской области сразу же, в этот день находят нужное им лекарственное средство, 16,4% респондентов находят лекарство на 2–3-й день. Большая часть молодого населения до 40 лет не испытывают трудностей, связанных с поиском нужного им лекарства. У людей от 41 до 50 лет эта проблема решается на 2–3-й день. Для людей 50 лет и старше проблема найти нужные им лекарства растягивается во времени. Проблема, связанная с длительным поиском нужных лекарств, не только беспокоит, но и тревожит людей 50 лет и старше, здоровье которых «ниже среднего» и «плохое». Их тревога выражается в беспокойстве и страхе за будущее.
Удовлетворенность населения работой аптек следующая. Мы получили высокий уровень общей удовлетворенности работой региональных аптек в целом – 73,1 (по 5-балльной шкале). Самые высокие оценки поставлены за благожелательное отношение продавцов к посетителям (81,4%), возможность получить консультацию от квалифицированного персонала (79,2%) и удобное месторасположение аптек (78,1%). Менее всего удовлетворены жители области ценами на лекарства (37,1%). Причем высокая неудовлетворенность ценами наблюдается во всех населенных пунктах.
Мы обратились к жителям области с вопросом, что нужно сделать, чтобы улучшить работу аптек. Предложенные варианты ответов сгруппировали в лидирующие четыре основных направления: 38,9% людей просят понизить цены (больше всего заинтересованы люди старше 40 лет); 23,3% респондентов требуют активного участия государства и ужесточения госконтроля за деятельностью аптек; 22,9% – расширить ассортимент; 22% – решить проблемы подделок.
Работникам аптек был задан вопрос: «Что больше всего мешает Вам управлять аптекой?» Ответы руководителей аптек распределились следующим образом: на первом месте – конкурентная борьба (12,1%), на втором месте – недостаток денежных средств (9,1%), на третьем месте – высокие налоги (8,1%). На четвертом месте ответы, набравшие одинаковое количество голосов (по 6,1%) – низкая квалификация персонала и проблемы поиска подходящих работников, невыгодные условия поставщиков лекарств, дефицит информации о состоянии фармацевтического рынка. Присутствие большого количества оптовых компаний и «война скидок и отсрочек» на рынке в настоящее время обусловлены отчасти и тем, что финансовое состояние многих аптек неутешительно, а выход из этой ситуации многие видят в более длительной отсрочке платежа. Хотя это не всегда спасает аптеку. Гораздо надежней и финансово привлекательней в данном случае выбор узкого круга надежных поставщиков и построение с ними четкого логистического взаимодействия. Для того чтобы успешно бороться за потребителя, аптеки должны вести бизнес так, чтобы иметь максимальный ассортимент, поддерживать оптимальный уровень цен, предоставлять качественные профессиональные консультации.
Эксперты считают, что эффективному развитию регионального фармрынка мешают: наличие поддельных лекарств (22,5%), отсутствие крупных фирм, контролирующих фармрынок (15%), и недостаток денежных средств у субъектов рынка (15%), пассивность органов власти (12,5%) и ограниченность ассортимента аптек (12,5%), самолечение населения (7,5%). Урон, наносимый здоровью населения поддельными лекарствами, подрывает репутацию производителей, дистрибьюторов, аптечных учреждений и работников здравоохранения.
Как считают эксперты, укрупнение дистрибьюторов будет способствовать снижению оборота фальсифицированных лекарственных средств.
Вызывает беспокойство и склонность россиян к самолечению. Часто посетители аптек совершают покупки, не проконсультировавшись предварительно с врачом, следствием чего возникают проблемные ситуации, связанные со спасением и сохранением жизни и здоровья человека. Поэтому задачами участников фармацевтического рынка являются производство, распределение, продвижение и продажа безопасных, эффективных и качественных лекарственных препаратов, что призвано сыграть одну из ключевых ролей в экономике.


Литература
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М., 2006.
2. Кидонь В.В. Лебедь, рак и щука? Или где пересекаются интересы участников рынка.2004.
3. Нацпроект – региональный аспект. Свой взгляд. С профессором, доктором медицинских наук, первым заместителем директора департамента здравоохранения Нижегородской области И. А. Переслегиной беседовала С. Думпэ. 2007.
4. Олейников Д. Маркетинговые исследования в фармацевтическом бизнесе. Электронная библиотека маркетолога. При подготовке статьи использована информация, предоставленная агентством маркетинга и рекламы «Инта Групп».
5. Рейтинг российских аптечных сетей по итогам 2006 года. ЦМИ «Фармэксперт». 13 марта 2007.
6. Усенко В. Особенности фармацевтического маркетинга. Электронная библиотека маркетолога.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия