Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Самкаев и. м.
генеральный директор ООО «Западно-Сибирская промышленная строительная компания»,
соискатель Тюменского государственного архитектурно-строительного университета


Инновационные подходы к решению проблемы доступного жилья в Тюменской области

В настоящее время происходит существенное изменение строительной отрасли. В связи с реализацией национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» органы власти стали привлекать застройщиков к сотрудничеству, а гражданам предоставлять новые возможности приобретения квартир. Таким образом, появился спрос на квартиры во вновь построенных домах, на более комфортабельное, уютное и современное жилье, построенное с применением новейших технологий.
В силу ограниченности средств федерального бюджета проблема не может быть решена путем прямого наращивания государственных капитальных вложений; речь может идти лишь о формировании благоприятного климата для частных инвесторов, ускорении эффективной трансформации накоплений в инвестиции, повышении их эффективности [1, 2].
Глобальной тенденцией прошедшего десятилетия стало наращивание научных расходов и государством, и непосредственно предприятиями. Что касается структуры затрат на инновации, то наиболее распространенным видом инновационной деятельности на российских предприятиях является приобретение машин и оборудования (примерно 53, 6% суммарных затрат на инновации). В то же время на приобретение новых технологий расходуется только 6, 5% всех затрат на инновации (и соответственно на приобретение прав на патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели – 0, 35%). Наименьший удельный вес в общем объеме инновационных затрат приходится на обучение и подготовку персонала (0,4%), а также на маркетинговые исследования (0, 5%). Для сравнения, в странах ОЭСР расходы на исследования и разработки составляют больше одной трети от инновационных затрат [5, 6].
В целом доля предприятий, где были успешно завершены инновационные работы, составляет лишь 1% от их общего числа, и поэтому правомерно сделать вывод, что инновационная деятельность не приносит пока предприятиям тех социально-экономических дивидендов, которые могли бы стать, в свою очередь, катализатором продолжающейся инновационной деятельности.
В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (см. рис.1).
Рис. 1. Общая схема инновационной инфраструктуры [5]

Повышение конкурентоспособности экономики Тюменской области планируется за счет внедрения инноваций и новых технологий.
На начало 2006 г. 54 организации области выполняли исследования и разработки, численность персонала в них насчитывала 5,5 тыс. человек. Затраты на исследования и разработки за год составили 3, 2 млрд. руб.
В сентябре 2005 г. по инициативе главы государства начата реализация приоритетных национальных проектов. Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», направленного на повышение качества жизни граждан, является одним из основных приоритетов социально-экономической политики правительства Тюменской области на ближайшее десятилетие.
По объемам жилищного строительства Тюменская область уверенно занимает первое место среди регионов Уральского федерального округа по вводу жилья в расчете на 1000 жителей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг.» и постановлением правительства Тюменской области от 16.06.2006 № 142-п организован выпуск и выдача свидетельств на приобретение жилья. Ведется единый реестр выданных, оплаченных и погашенных свидетельств на приобретение жилья. На приобретение жилья предоставляются субсидии: из областного бюджета – в размере 30% средней стоимости жилья, из федерального – в размере 10%. Из областного бюджета для предоставления субсидий молодым семьям в 2006 г. выделено 500 млн. руб.
По состоянию на конец 2006 г. органами местного самоуправления Тюменской области выдано 1060 свидетельств молодым семьям на получение субсидий (из числа 1262 семей–участников подпрограммы 2006 г.). В банк предъявлено 965 свидетельств, из которых оплачено 126 на общую сумму 33, 1 млн. руб.
Молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности, предоставлено право на получение государственной поддержки для обеспечения их жильем в форме субсидий на строительство жилья за счет средств федерального и областного бюджетов в размере до 70% расчетной стоимости строительства жилья. Субсидии из областного бюджета составляют 40% средней стоимости жилья, из федерального бюджета – до 30%.
Кроме того, работодатель вправе предоставить молодым семьям и молодым специалистам, с которыми он заключил трудовой договор, заем на строительство жилья в размере не менее 30% расчетной стоимости этого жилья. В 2006 году 65 предприятий агропромышленного комплекса Тюменской области выразили готовность субсидировать молодых специалистов, работающих или изъявивших желание работать в сельской местности [7].
В результате реализации программы предполагается, что в 2006 г. не менее 1200 молодых городских семей и 600 молодых семей и молодых специалистов на селе смогут получить государственную поддержку для улучшения своих жилищных условий.
По итогам 2005 г. двадцать региональных банков, работающих на рынке ипотеки в Тюменской области, выдали 3415 жилищных кредитов на общую сумму более 2,3 млрд. руб., в том числе 1799 ипотечных кредитов на сумму более чем 1, 3 млрд. руб. За первое полугодие 2006 г. предоставлено более 5800 жилищных кредитов на сумму более 1,85 млрд. руб., в том числе ипотечных кредитов более чем на 1,37 млрд. руб. [7].
С учетом других банков в сферу жилищного строительства по схеме ипотечного кредитования в 2006 году влилось более 3,9 млрд. руб., что увеличило процент населения, участвующего в ипотеке с 7–8% в 2005 г. до 15% к концу 2006 г. и снизило процент оплаты кредитов.
Продолжается работа по «социальной» ипотеке в рамках закона Тюменской области от 03.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета». За период с 2000 по 2005 г. 657 семей получили государственную поддержку в виде жилищного займа на срок до 15 лет под 1,5–2% годовых, в 2006 г. – более 1000 семей [7].
Для сдерживания роста стоимости жилья в Тюменской области принимаются все меры по увеличению объемов жилищного строительства и ускорению ввода жилья.
Работа по сдерживанию роста стоимости строительства ведется по нескольким направлениям:
– снижение финансового бремени для застройщика и стимулирование строительной активности молодых семей (принята поправка к закону Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета», где субсидия молодой семье определяется как первый взнос в ипотечное кредитование строительства своего дома);
– помощь предприятиям стройиндустрии через компенсацию 2/3 ставки рефинансирования Центробанка при приобретении ими новых прогрессивных линий. Так, в области строятся новые предприятия по возведению каркасных и деревянных домов;
– отработка механизма оценки потребности в жилье в муниципальном образовании. Данная задача полностью относится к компетенции администраций муниципальных образований и для стимулирования их деятельности главным управлением строительства Тюменской области со всеми муниципальными образованиями заключены соглашения о взаимодействии, в соответствии с которыми на средства, выделяемые бюджетом по инженерной подготовке территорий, муниципальные образования должны обеспечивать ввод жилья на своей территории [7].
Для нивелирования проблемы цены на жилье в Тюменской области действует Общественный совет с участием застройщиков, целью которого является поддержка через такую форму совместной деятельности баланса стоимости 1 кв. м жилья.
В 2005 г. Правительством Тюменской области разработана «Cтратегия развития Тюменской области до 2020 года».
В стратегии подчеркивается особое значение строительной отрасли для экономики региона и факт недоиспользования высокого научно-исследовательского потенциала юга области (в основном г. Тюмени). Одним из базовых секторов экономики региона является строительство. В рамках стратегии предложено создать инновационный технологический внедренческий центр строительства, архитектуры и управления производством (Строительный технопарк Тюменской области).
В марте 2006 г. Стратегия была утверждена Министерством регионального развития РФ.
Создание строительного технопарка в Тюмени может осуществляться в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и соответствующего распоряжения Правительства РФ № 328-р от 10.03.2006, в котором предусмотрено финансирование из средств федерального бюджета [4].
Создание строительного технопарка, планируемое в соответствии с Государственной программой приоритетных национальных проектов, позволит совершить качественный инновационный прорыв в сфере строительства, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие области и реализовать программу «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» [3].
Направления деятельности строительного технопарка определяются технологическими инновациями. Различаются два типа технологических инноваций: продуктовые (внедрение новых или усовершенствованных продуктов) и процессные (освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организация производства).
Первое направление деятельности заключается в развитии следующей цепи позиций: разработка инновационных проектных решений, внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий строительства, инновационных технологий быстровозводимых индивидуальных домов, а также реставрации памятников архитектуры.
Второе направление включает в себя разработку инновационных архитектурных проектов, внедрение инновационных конструкций фундаментов и фасадов, внедрение инновационных технологий в дорожном и аэродромном строительстве.
Следующее направление деятельности заключается в разработке, производстве и внедрении инновационных строительных и дорожных материалов, машин и оборудования. Также к данному направлению относится создание творческих архитектурных студий.
Еще одно немаловажное направление деятельности строительного технопарка состоит в разработке и производстве инновационных строительных конструкций, внедрении инновационных технологий водоснабжения и водоотведения, строительства минизаводов по производству строительных материалов из местного сырья, а также создании IT-технологий проектирования, расчетов, информатики и информационного обеспечения строительства.
Цель строительного технопарка – помощь во внедрении и экспорте инноваций.
Строительный технопарк:
– диверсифицирует доходы бюджета;
– снижает риски и зависимость бюджета от мировой конъюнктуры на углеводороды;
– обеспечивает приток инвестиций в регион;
– активизирует создание инженерной инфраструктуры;
– создает новые рабочие места;
– существенно увеличивает налогооблагаемую базу;
– повышает деловую активность в дотационных районах области;
– обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие области;
– снижает себестоимость строительства;
– решает задачу национального проекта «Доступное жилье – гражданам России».
Для строительства технопарка выделен земельный участок в районе п. Энтузиастов площадью 40 га. На этой территории планируется разместить: вспомогательно-обслуживающий блок, экспозиционно-демонстрационный блок и логистический центр, инновационный технологическо-внедренческий блок.


Литература
1. Закон РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» //Инновации. – 1998. – № 2–3 (13).
2. Постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31 марта 1998 г. № 374 (с изменением от 13 октября 2002 г. № 1156)
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.98 № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы»
4. Закон Тюменской области от 7 октября 1999 г. № 134 «Об инвестиционной деятельности в Тюменской области».
5. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок. – М.:ИЭПП, 2004.
6. Инвестиции в Тюменской области (2001–2005): Стат. сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2006. – 169с
7. Официальный сайт Тюменской областной думы http://www.duma72.ru/TextPage.aspx?id=101

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия