Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Воронин А. В.
профессор кафедры менеджмента Тюменского государственного архитектурно-строительного университета,
доктор экономических наук


Теоретико-методологические основы совершенствования системы управления инвестиционно-строительным комплексом

Дифференциация стартовых условий развития строительного предпринимательства в субъектах РФ по уровню концентрации капитала, геополитическим, природным, социально-экономическим параметрам определяет уникальность их инвестиционной среды. Подобные региональные особенности имеют также системы управления территориальными инвестиционно-строительными комплексами. Сформированные в 1990-е гг. на фазе спада экономического развития приемы и методики, ориентированные на краткосрочную перспективу, во многом не отвечают современным условиям и задачам. Под влиянием таких факторов, как реструктуризация производства, внедрение новейших технологий в области строительной индустрии, совершенствование технологической и воспроизводственной структуры инвестиций происходит значительное увеличение разнообразия строительного рынка и отношений его участников. В этой связи одной из ключевых задач реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является как обеспечение оперативной и адекватной реакции со стороны инвестиционно-строительного комплекса на динамично развивающуюся ситуацию, так и разработка среднесрочных и долгосрочных «скользящих» планов, что, в свою очередь, определяет необходимость совершенствования всей системы управления комплексом.
Категория «инвестиционно-строительный комплекс» (ИСК) является одним из результатов произошедших в 1990-е гг. в экономике изменений. Как отмечается в работе [1], характер развития всего народнохозяйственного комплекса и строительного комплекса в частности предопределяются их политикой инвестирования.
О.Г. Иванченко определяет ИСК как «открытую, динамическую организационно-экономическую систему с вероятностным характером, в которой в условиях действия закона стоимости субъекты инвестиционной сферы реализуют свои взаимные интересы посредством влияния на спрос и предложение объектов строительного процесса и, тем самым, посредством участия в процессе создания строительной продукции» [2, с. 14]. Важным, на наш взгляд, является отражение в определении механизма рынка строительной продукции его характеристик открытости, динамичности и стохастической природы факторов. Вместе с тем понятие ИСК во многом отождествляется с понятием самого строительного рынка [3, с. 897], что нам представляется необоснованным. Через отношения участников по поводу реализации инвестиционных проектов и программ определяют ИСК также ряд других авторов [4, 5].
Согласно [6], ИСК представляет собой совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также реализацию государственной политики в жилищной сфере. Неоднозначным, на наш взгляд, выглядит определение реализации государственной политики только применительно к жилищной сфере. Следствием этого является частичное смешение отраслей строительства (по видам: жилищное, промышленное, сельскохозяйственное и т. д.) и жилищно-коммунального хозяйства (водо-, тепло-, электроснабжения, озеленения, вывоза мусора и т. п.). При этом нечетким представляется состав участников ИСК. Так, Н.Д. Белоусов и Н.М. Чикишева считают, что строительные организации не могут быть отнесены непосредственно к жилищной сфере, так как «эти предприятия только получают заказы в жилищной сфере и осуществляют работу по их выполнению на определенных условиях, оговоренных в контракте» [7, с.14]. Такая позиция, в свою очередь, несправедлива применительно к строительному комплексу. В.В. Бузырев, О.Г. Иванченко, Д.А. Ващук, И.В. Федосеев определяют участников ИСК как субъектов в целом инвестиционной сферы [8].
Подобная расширенная трактовка участников ИСК может являться вполне обоснованной, поскольку строительство, создавая значимую часть основных фондов всех отраслей народного хозяйства, отличается в рыночной экономике разнообразием как практических действий по реализации инвестиций, так и их источников финансирования. Вместе с тем следует определить роли и ответственность за достижение результатов в инвестиционной деятельности.
В целом представленные разными авторами варианты состава субъектов ИСК частично повторяют или дополняют друг друга. Нельзя считать ни один из подобных списков окончательным и закрытым. Однако формирование такого перечня должно отвечать относительному требованию полноты и комплексности участников ИСК.
Не умаляя заслуг и не останавливаясь подробно на анализе содержательной части определений, отметим, что разнообразие существующих подходов к определению категории инвестиционно-строительного комплекса, на наш взгляд, определяется различием подходов этих авторов к видению соотношения предмета и объекта осуществляемых ими исследований.
Переход от системы централизованного планирования к установлению на государственном уровне индикаторов социально-экономического развития, разукрупнение и приватизация строительных объединений определили роль государственных органов в системе управления ИСК прежде всего как регулирующую. Воздействие государства заключается в опосредованном влиянии на функциональное и экономическое поведение участников ИСК. В целом структура исполнительных органов управления ИСК может быть представлена следующим образом. Правительство РФ утверждает стратегию социально-экономического развития регионов. Стратегия задает условия формирования региональной строительной и инвестиционной политики. Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития определяют содержание программ инвестиционно-строительного комплекса, источники их финансирования. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет наблюдение и оценку параметров инвестиционно-строительной деятельности, обеспечивает эффективное взаимодействие с хозяйствующими субъектами.
Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в части правовых основ финансового регулирования и гражданско-правовых отношений в инвестиционном процессе смещено в сторону федерального законодательства, а законодательство региона содействует его реализации на практике. Одним из важнейших, в том числе для ИСК, полномочий регионального уровня является формирование и распределение бюджета субъектов РФ и органов местного самоуправления. К компетенции органов местного самоуправления относятся следующие вопросы: содержание и строительство автомобильных дорог, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; организация благоустройства и озеленения территории поселения, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки; утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд; осуществление земельного контроля использования земель поселения [9].
При этом результаты инвестиционной деятельности в конкретном регионе РФ во многом определяются тем, насколько гармонично взаимодействуют федеральное и региональное законодательства в этой сфере [10].
На основании вышеизложенного нами сформулирован ряд актуальных задач совершенствования управления региональным инвестиционно-строительным комплексом (рис.1).
Рис.1. Задачи совершенствования управления инвестиционно-строительным комплексом

В качестве задач совершенствования управления ИСК на рис.1 представлены следующие обозначения.
3.1. Оптимизация структуры инвестиций в основной капитал.
3.1.1. Совершенствование структуры инвестиций по источникам финансирования, предполагающее:
– повышение доступности для участников ИСК кредитных ресурсов;
– оптимизацию структуры бюджетных средств, ориентированной на повышение суммы бюджетного эффекта от инвестиций;
– повышение темпов роста инвестиций в основной капитал.
3.1.2. Совершенствование технологической структуры инвестиций с целью повышения ее рациональности.
3.1.3. Совершенствование структуры инвестиций в основной капитал по видам основных фондов с целью:
– ускорения обновления основных фондов;
– оптимизации значений коэффициента технологической структуры фондов;
– повышения качества строительных и проектных работ.
3.1.4. Оптимизация отраслевой структуры инвестиций, ориентированной на сокращение убыточных строительных и проектно-изыскательских организаций, рост их рентабельности и инвестиционной привлекательности.
3.2. Совершенствование структуры организаций по формам собственности, ориентированное на продолжение процессов разгосударствления и укрупнения строительных организаций с целью повышения эффективности деятельности ИСК.
3.3. Увеличение объема подрядных работ, предполагающее:
3.3.1. оптимизацию объемов незавершенного строительства;
3.3.2. сокращение удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда;
3.3.3. снижение стоимости строительства, прежде всего за счет внедрения передовых технологий организации работ и производства современных строительных материалов;
3.3.4. оптимизацию структуры ввода жилья по формам собственности с активизацией строительства социального жилья для незащищенных категорий населения;
3.3.5. активизацию интереса населения к участию в процессе решения собственной жилищной проблемы с учетом дифференциации домохозяйств по уровню доходов;
3.3.6. совершенствование структуры жилищного фонда в соответствии со сложившейся структурой домохозяйств и их потребностей.
Для того чтобы адаптировать ИСК к новым условиям деятельности, по-видимому, необходимы усовершенствованные подходы к его организации и управлению. В качестве основных принципов формирования системы управления ИСК выделяют [6]:
– эффективность функционирования системы управления;
– концентрацию функциональных задач по управлению ИСК;
– достаточность информации, используемой для эффективного функционирования ИСК;
– обязательный учет факторов, влияющих на конечные результаты функционирования ИСК;
– увеличение скорости прохождения информации между субъектом и объектом управления;
– минимизацию документооборота в процессе управления;
– применение современных средств управления;
– возможность воздействия администрации региона на ИСК;
– обеспеченность инвестиционно-строительной деятельности нормативно-правовой базой, учитывающей специфику региона;
– максимально возможное применение в системе метода «управления проектами»;
– достаточную разработанность и функционирование подсистемы организации и проведения инвестиционных конкурсов (торгов).
Учитывая ключевую роль строительного комплекса в создании основы экономического роста народного хозяйства, развития его инфраструктуры, повышения мобильности населения, решения острой социальной проблемы – доступности жилья, система управления ИСК должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу и стратегические последствия принимаемых решений. Необходимым условием реализации целей и задач, стоящих перед организационными структурами управления ИСК, является плановость, без которой не может быть сформирована системная и комплексная политика преодоления трудностей и достижения результатов. Однако до настоящего времени, несмотря на многочисленные исследования в этой области, основные результаты сводятся к совершенствованию отдельных составляющих ИСК и управления им. При этом следует учитывать, что строительный рынок преимущественно характеризуется региональным и местным масштабом. Как следствие этого имеет место значительная специфика ИСК отдельных территорий, что усложняет задачу комплексного совершенствования. Общая плановая основа регионального управления с учетом интересов каждой группы субъектов ИСК, на наш взгляд, позволит сбалансировать развитие комплекса в долго- и краткосрочной перспективе с целью создания для него режима наибольшего благоприятствования [11].
С этой целью управленческое воздействие на ИСК может быть организовано посредством реализации следующих взаимосвязанных блоков.
1. Планирование целей, результатом которого является система стратегических и тактических ориентиров деятельности ИСК, согласованных с концепцией регионального социально-экономического развития.
2. Организация социально-экономического мониторинга для обеспечения исходной информационной базой по существующим и прогнозируемым тенденциям в инвестиционно-строительной сфере, данным статистики, экспертных оценок, анализа и рекомендаций по реализации управленческих усилий.
3. Стратегическое и тактическое планирование, направленное на решение проблем соответствующего уровня значимости и масштаба.
4. Классификация потребностей развития ИСК в разрезе видов строительства и отраслей. При этом целесообразно разработать процедуру согласования потребностей между строительством и промышленностью строительных материалов в долго- и краткосрочной перспективе. Полученная информация явится основой для планирования структуры и объема спроса по видам финансирования: за счет внебюджетных и бюджетных средств. Использование бюджетных средств, в том числе на организацию привлечения частных ресурсов в строительную деятельность, осуществляется на базе бюджетного планирования.
5. Разработка инвестиционных проектов с определением долей участия бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования инвестиций, осуществляемая в соответствии с принципом вариантности и верифицируемости, обеспечивающим согласованность реализации бюджетной политики и следование концепции социально-экономического развития региона.
6. Планирование эффективности инвестиционных проектов с определением бюджетного эффекта, что позволяет оценить степень реализации принятых целей и величину отклонений от установленных показателей.
Таким образом, социально-экономический мониторинг и бюджетное планирование лежат в основе осуществления инвестиционных проектов, балансирующих долгосрочные и краткосрочные перспективы развития регионального ИСК, реализуя управленческие воздействия органов управления ИСК и обратную связь.
Объективные факторы социально-экономического характера, определяющие стратегическую необходимость обновления основных фондов и инфраструктуры экономики региона, реструктуризации отраслей, совершенствования связей между участниками общего технологического процесса, решения жилищной проблемы и т.д., стимулируют формирование инновационных подходов к управлению социально-экономическим развитием региона. В связи с этим ключевую роль в управлении ИСК должны играть не только органы государственного и муниципального управления, но и сами профессиональные участники – застройщики, организации и предприятия поддерживающих отраслей. При этом они должны представлять собой эффективное звено в системе управления региональным ИСК, выражая и отстаивая свои интересы в органах управления, стимулируя развитие конкурентной среды, качественно удовлетворяя общественные потребности. Наиболее рациональным подходом к решению этой задачи является создание некоммерческой саморегулируемой организации, объединяющей на добровольной основе профессиональных участников строительного комплекса при соответствующем законодательном обеспечении ее деятельности. Подобные общественные структуры уже образованы во многих регионах РФ и могут выступать основой повышения эффективности системы управления региональным ИСК. На основе сотрудничества членов таких союзов и администраций регионов возможны согласование объемов работ ИСК и ликвидация различного рода перекосов в их структуре. Кроме того, они должны принимать активное участие в содействии развитию строительного рынка, снижению степени его монополизации, развитию рынка земли, созданию технологичных строительных материалов.
В целях эффективного влияния некоммерческих саморегулируемых организаций на процессы, происходящие в ИСК, должны быть сформированы определенные требования ко всем претендентам на вступление в подобную организацию. Одним из таких требований является соблюдение норм регулирования строительной или иной профессиональной деятельности, а также финансовая состоятельность.
На наш взгляд, подходы к совершенствованию системы управления ИСК, представленные в настоящей работе, позволят акцентировать внимание специалистов на наиболее важных перспективных вопросах повышения качества управления, прежде всего в плане создания режима наибольшего благоприятствования развитию региональных строительных рынков.


Литература
1. Становление рыночной экономики и проблемы инвестирования строительства в регионе /А.А. Горбунов, В.С. Асанов, В.С. Кулибанов, Р.А. Сетдиков; Под ред. А.А. Горбунова. – СПб.: АОЗТ «ПФ», 1995.– 135 с.
2. Иванченко О.Г. Фондовооруженность инвестиционно-строительного комплекса в рыночных условиях. – СПб.: СПбГИЭА, 1997.– 126 с.
3. Нагаев Р.Т. Недвижимость: энциклопедический словарь. – Казань: Изд-во «Идел-Пресс», 2005. – 1136 с.
4. Чикишева Н.М. Современные формы финансирования кредитования жилищного строительства и их роль в решении жилищной проблемы в России и Тюменской области.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 245 с.
5. Екимова К.В., Савельева И.П. Региональный инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование // Пробл. современной экономики. – 2006. – № 3 /4. – С. 348–353.
6. Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса в рыночной экономике. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.– 382 с.
7. Белоусов Н.Д., Чикишева Н.М. Формирование механизма управления строительством в жилищной сфере Тюменской области. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.– 208 с.
8. Инвестиционно-строительный комплекс в рыночных условиях: Учеб. пособие по дисц. «Экономика отрасли» спец. 060811 «Экономика и управление в строительстве» / В.В. Бузырев, О.Г. Иванченко, Д.А. Ващук, И.В. Федосеев; Под ред. В.В. Бузырева. – СПб.: СПбГИЭУ, 1994.– 125 с.
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
10. Кондратенко Ю.И., Кондратенко Е.И. Проблемы инвестирования реального сектора экономики в условиях становления рынка //Экономика строительства. – 1999. – № 4. – С. 8.
11. Воронин А.В., Михайлова А.Н. Совершенствование системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом на основе бюджетного планирования. – Тюмень: Печатник, 2006. – 144 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия