Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Коломийчук И. И.
руководитель управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тюменской области,
соискатель Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета


Управление экологической безопасностью на предприятиях нефтегазового строительства в современных условиях

В 1992 г. ООН организовала конференцию в Рио-де-Жанейро, в которой участвовали руководители 150 стран (КОСР-92). Конференция провозгласила необходимость перехода к «устойчивому развитию», лозунг которого: «оставим нашим детям не меньше того, что получили от предыдущего поколения».
Всемирный саммит по устойчивому развитию, состоявшийся в 2002 г. в Йоханнесбурге, подтвердил приверженность мирового сообщества устойчивому развитию. Йоханнесбургская политическая декларация содержит положение о коллективной ответственности за упрочение основ устойчивого развития. Подчеркнута необходимость усиления взаимосвязи социально-экономического развития и охраны окружающей среды на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях [2].
Устойчивое развитие – социально-экономическое развитие общества, обеспечивающее удовлетворение материальных и духовных потребностей настоящего и будущего поколений людей в условиях экологической регламентации хозяйственной и иной деятельности.
Современное эколого-экономическое положение России и ближайшие перспективы вызывают серьезные опасения. В России около 80% добываемых ресурсов идет на обеспечение ресурсодобывающих и ресурсоемких обрабатывающих производств. Крупномасштабная добыча природных ресурсов и огромные объемы ресурсообрабатывающего производства осуществляются в условиях повышенного уровня аварийной опасности промышленных объектов. В целом современный технико-технологический потенциал России остается на уровне 70-х гг., что соответствует периоду экологически «грязной» индустрии.
Системные угрозы экологической безопасности России [2]:
– превращение России во вспомогательное государство, обеспечивающее ресурсами страны «золотого миллиарда», а также используемое для ввоза на его территорию вредных для здоровья людей товаров, перевода экологически грязных технологий, захоронения токсичных и радиоактивных отходов, переработки отработанного ядерного топлива;
– осуществление экономического роста на «старой» (отечественной или зарубежной) технико-технологической и организационно-управленческой базе, что неизбежно повлечет за собой расточительный и разрушительный способ природопользования.
Проблема эффективного экологического управления является сложной системной проблемой и решается с учетом взаимосвязи всех основных составляющих:
– государственной экологической политики;
– нормативно-правовой базы;
– структурно-функциональной организации органов управления;
– административных и экономических методов управления;
– мер общественного характера.
В 1990-х гг. большое развитие получило экологическое законодательство, но его разработка еще далеко не закончена. При рассмотрении экологической безопасности предприятия, территории и т.п. обычно выделяют постоянный риск и аварийный риск. Постоянный риск определяется используемой технологией и не может быть существенно изменен. Предприятие выбрасывает в атмосферу, сбрасывает в водную среду отходы своей жизнедеятельности и должно, естественно, возмещать наносимый вред. Фактически речь идет о ренте за использование природных ресурсов, соответствующих налогах и сборах [3].
Понятие «нефтегазовый комплекс» в большей мере, чем понятие «нефтегазовая отрасль», соответствует современному пониманию объекта государственного управления.
Обратимся к «Основным концептуальным положениям развития нефтегазового комплекса России» Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, в соответствии с которыми нефтегазовый комплекс представляет собой комплекс отраслей по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки [4].
Нефтегазовый комплекс является составной частью топливно-энергетического комплекса страны. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в свою очередь, является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности производительных сил и населения страны. Он производит более четверти промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает более половины ее экспортного потенциала.
Состояние и технический уровень действующих отраслей ТЭК становятся критическими. Большая часть оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов более чем наполовину исчерпали свой проектный ресурс работы. Свыше 50% износа имеет более чем половина оборудования в нефтедобыче, более трети – в газовой промышленности. В нефтепереработке износ фондов превышает 80%. Более половины магистральных нефтепроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет и более 30 лет. Такое положение делает реальной в перспективе угрозу нормальному энергоснабжению страны, тем более что инвестиционные циклы в отраслях ТЭК очень длительны и капиталоемки.
В качестве объективных сил, вызывающих необходимость в реорганизации системы экологической безопасности на предприятиях нефтегазового строительства, выступают изменения во внешней среде, а также в целях, процессах и элементах самих предприятий.
Важнейшими компонентами организационно-экономического механизма совершенствования системы управления экологической безопасностью на предприятиях нефтегазового строительства являются блоки мотивации, организационно-правового, методического, информационного, социально-психологического, кадрового, материально-технического и финансового обеспечения.
Складываясь из отдельных элементов, организационно-экономический механизм совершенствования системы управления экологической безопасностью на предприятиях нефтегазового строительства дает эффект системности. Все его блоки взаимосвязаны, согласованы и целенаправленно работают на конечный результат – осуществление структурных изменений, направленных на создание условий для повышения приспособленности фирмы к среде функционирования и обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности и защиты окружающей среды.
Реальное функционирование механизма совершенствования системы управления экологической безопасностью на предприятиях нефтегазового строительства возможно только в том случае, если он формировался внутри предприятия. В связи с этим реализация на предприятии подражательного механизма требует длительной и целенаправленной работы, которую условно можно разбить на несколько этапов (см. рис.1).
Рис.1. Этапы реализации организационно-экономического механизма совершенствования системы управления экологической безопасностью на предприятиях нефтегазового строительства

Еще одним аспектом устойчивого развития нефтегазового комплекса становятся вопросы инвестиционного обеспечения управления экологической безопасностью.
Инвестиции в рациональное использование природных ресурсов оцениваются обычно с учетом особенностей самой сферы деятельности с точки зрения:
а) системности во времени и в пространстве по элементам рационального природопользования (использование, воспроизводство и охрана), а также по природопользователям;
б) обеспечения воспроизводственного процесса (экономического, социального, экологического) как непрерывного процесса создания и поддержания условий расширения, развития производства материальных благ и воспроизводства главной производительной силы.
В работе [1] выявлены следующие особенности инвестиций в рациональное природопользование.
1. Данные инвестиции направлены на использование, охрану, обеспечение условий воспроизводства, т.е. на поддержание природопользования (ПРП), и эффект от их осуществления во многом ожидаем.
2. Объект инвестиций имеет общий для многих потребителей и пользователей характер. Данная задача не может быть решена отдельным хозяйствующим субъектом, регионом и даже страной (имеются в виду глобальные экологические проблемы).
3. Источники инвестиций должны объединять множество разных форм и видов во времени и в пространстве.
4. Форма инвестиций предполагает государственные, межгосударственные, частные, смешанные формы собственности и организации экономической деятельности природопользователей.
5. Природоохранные, природовосстановительные инвестиции (в сфере охраны и воспроизводства природных объектов) всегда и всюду, во времени и в пространстве, должны осуществляться с учетом саморегулирующей, самовосстанавливающей способности экосистем, отдельных ее компонентов (до определенного предела). Это обусловлено тем, что человеческим трудом воссоздать то, что создает природная среда (качества элементов и экосистем в целом), на 100% невозможно.
6. Природная система, ее элементы не могут дисконтироваться, хотя они могут снижать, терять свои первоначальные свойства под антропогенным воздействием. Поэтому фактор дисконтирования в этой сфере деятельности применим к средствам инвестиций, а не к объекту. В большей мере фактор дисконтирования применим к предметам и средствам труда – видоизмененным элементам природы, в том числе отходам. Последние имеют способность «стареть», т.е. достаточно заметно терять свой потенциал (совокупную способность удовлетворять определенные потребности) опять же в природной системе, под действием природных сил, явлений, процессов.
Инвестиции в рациональное природопользование – долгосрочное вложение финансовых, организационных, научно-технических, интеллектуальных и других ресурсов в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические и экологические программы или инновационные проекты, сферы человеческой деятельности, непосредственно направленные на улучшение экологической обстановки или способствующие этому через другие факторы и виды деятельности.
В связи с вышесказанным следует конкретизировать содержание инвестиций в рациональное природопользование. На практике происходит сведение инвестиций в основном к финансовым, в результате чего имеют место недостаточное внедрение в сферу рационального использования природных ресурсов достижений НТП, а также износ (моральный и физический) основных фондов природоохранного назначения.
Выделяются следующие общие для всех участников программ цели инвестиций в рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды:
а) рациональное использование природных ресурсов;
б) развитие и совершенствование социально-экономических условий жизнедеятельности человека;
в) предотвращение и снижение экологических рисков и связанных с ними социальных, экономических рисков самого предприятия-природопользователя;
г) улучшение свойств (качеств) экосистемы;
д) снижение рисков контрагентов, т.е. рисков, обусловленных совместным использованием природных ресурсов и объектов;
е) снижение рисков, связанных с недостаточным развитием организационно-экономического механизма природопользования;
ж) предупреждение и ликвидация экологических катастроф.


Литература
1. Власов М.В. Инвестиции в рациональное природопользование (на примере разработки и реализации целевых комплексных экологических программ): Автореф. дисс…. канд. экон. наук. – Екатеринбург, 2004.
2. Муравых А.И. Синергетический подход к управлению экологической безопасностью //Право и безопасность. – 2004. – № 3(12).
3. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью //Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 6.
4. Шамара А.А. Воспроизводство основных фондов в системе стратегического управления нефтегазовой компанией. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006 – 235 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия