Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Пилявский В. П.
проректор Государственной полярной академии по развитию и инновациям
кандидат технических наук, доцент


Методология управления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса

Рассмотрим общую структуру управления жилищно-коммунальным комплексом для того, чтобы в дальнейшем определить характеристики каждого уровня управления и идеологию разработки всей системы в целом.
Состав и структуру управления жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК) мегаполиса можно разделить на четыре уровня, как это указано на рис.1. Каждый уровень управления характеризуется своей нормативно-правовой базой и соответственным информационным обеспечением [1]. Уровни управления делятся на:
1-й уровень – федеральный;
2-й уровень – региональный;
3-й уровень – районный (окружной);
4-й уровень – муниципальный.
Рис.1. Схема управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса

На первом, федеральном, уровне управления разрабатываются и принимаются федеральные законы, выпускаются указы президента, постановления правительства, которые, в части жилищно-коммунального комплекса непосредственно образуют нормативно-правовую базу управления ЖКК страны. В основе базы лежат, прежде всего, кодексы – Гражданский, Налоговый, Жилищный, Земельный, Водный, Трудовой, постановления правительства и законы, которые обеспечивают социальную защиту малоимущих слоев населения в плане оплаты жилищно-коммунальных услуг. Основным звеном в структуре первого уровня управления является Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (далее Агентство) [2]. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Реализуя функции управления, Агентство организует и осуществляет:
– подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства;
– формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства;
–экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
– осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства.
– проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.
На втором, региональном, уровне управления нормативно-правовая база, а следовательно, и информационное обеспечение ЖКК дополняется законами, принимаемыми законодательным учреждением субъекта РФ. В своих нормативно-законодательных актах законодательные органы и органы управления субъекта РФ отражают специфику состояния экономики региона, в том числе, жилищно-коммунальной отрасли, и, в частности, выделяют региональные субсидии на компенсацию оплаты услуг ЖКХ, реализуют региональную политику в области ценообразования и установление ставок, цен и тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда.
Ведущим звеном второго уровня управления является Жилищный комитет правительства субъекта РФ. Жилищный комитет (далее – Комитет) – исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Комитет осуществляет проведение государственной политики в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, государственное управление в жилищной сфере, а также управление координацией деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.
Реализуя функции управления на втором уровне, Комитет решает следующие задачи:
– проведение государственной политики в сфере содержания и ремонта, в том числе капитального, жилищного и нежилого фонда, а также реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
– организация сбора, вывоза, размещения и переработки твердых коммунальных отходов, осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с твердыми бытовыми отходами.
Кроме того, Комитет:
– осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ и государственного заказчика;
– обеспечивает финансирование, материально-техническое обеспечение подведомственных организаций, а также контроль их финансово-хозяйственной деятельности.
Центральным звеном третьего уровня выступают жилищные агентства (ЖА) районов или округов.
Реализуя функции управления на третьем уровне, районные (окружные) жилищные агентства решают следующие задачи:
– организация на территории района технической эксплуатации и ремонта объектов государственного жилищного фонда, нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры и обеспечение их сохранности и надлежащего использования, а также организация надлежащего содержания земельных участков, на которых объекты расположены;
– организация предоставления юридическим и физическим лицам жилищно-коммунальных услуг;
– передача в пользование и принятие мер по освобождению жилых помещений государственного жилищного фонда и оформление соответствующих документов;
– учет граждан, проживающих на территории района;
– организация капитального ремонта и реконструкции объектов жилищного фонда.
Четвертый, муниципальный, уровень управления базируется на положениях федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ, территориальных проблемно-ориентированных базах данных и соответствующей информационной поддержке. Однако, наделяя муниципальные образования определенными полномочиями в сфере управления ЖКХ территорий, разработчики упомянутого федерального закона не прописали механизм финансирования этой деятельности.
Недостатком структуры управления, приведенной на рис.1, является то, что на ней не указан базовый, единичный элемент системы управления, совокупность которых составляет пятый уровень структуры управления – многоквартирный дом или объединение домов в формате товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива.
Современное здание представляет собой сложный конгломерат строительных конструкций, инженерных и телекоммуникационных сетей (водоснабжение и водоотведение, отопление, кондиционирование, вентиляция, охранно-пожарная сигнализация, система оповещения, электрические и газовые сети, бесперебойное электропитание, телефон, Интернет, телевидение). Все эти системы призваны создать комфортные условия существования, обеспечить горожан жилищно-коммунальными услугами высокого качества, а также гарантировать безопасность жизнедеятельности, личную и информационную безопасность, учет и ресурсосбережение, благоприятную экологическую обстановку.
Все вышеуказанные системы в идеале управляются автоматизированной системой управления домом, которая: контролирует то, что происходит в здании и за его пределами; реагирует, обеспечивая максимально безопасное и комфортабельное пребывание в здании; минимизирует потребление энергоресурсов; взаимодействует с людьми посредством легкодоступных средств общения.
Интегрированная система управления зданием, имеющая собственное информационное обеспечение, позволяет решать следующие задачи:
– обеспечивать централизованный контроль и оперативно принимать решения при аварийных и нештатных ситуациях (пожаре, затоплении, утечках воды, газа, несанкционированном доступе в охраняемые помещения);
– обеспечивать своевременную локализацию аварийных ситуаций;
– осуществлять интегрированное управление безопасностью – это упрощает процесс страхования имущества и обеспечивает защиту людей и собственности;
– вести оптимальный режим управления инженерным оборудованием с целью сокращения затрат на использование энергоресурсов, потребляемых зданием (горячей и холодной воды, тепла, электроэнергии, воздуха и т.д.);
– производить автоматизированный учет коммунальных услуг, что позволяет учитывать и прогнозировать все расходы на электроэнергию и теплоносители;
– отслеживать сроки замены оборудования, прогнозировать и оптимизировать расходы на поддержание систем в рабочем состоянии;
– своевременно выставлять счета арендаторам и эффективно управлять всеми ресурсами здания через единую систему, разграничивать расходы между арендаторами за использование электроэнергии, услуг связи, парковки или других ресурсов;
– учитывать и анализировать расходы по эксплуатации здания в целом.
Использование этих возможностей позволяет экономить дорогостоящие ресурсы, обеспечивая при этом высокий уровень комфорта. Управление климатом происходит в согласованном режиме, лишнее тепло не вырабатывается, лишние деньги не расходуются, обеспечивается безопасность проживания. Здание бесперебойно обеспечивается электричеством, водой, теплом, газом.
Большую роль в управлении жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса играет управление качеством жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), так как именно качество этих услуг во многом определяет качество жизни населения мегаполиса. Рассмотрим совокупность методов управления качеством ЖКУ.
Методы управления качеством услуг можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы, в свою очередь, подразделяются на методы оперативного управления и методы общего менеджмента. Прямые методы используются непосредственно в организации, предоставляющей услуги, их определения даны в предыдущем разделе. На рис.2 представлены методы оперативного управления, в числе которых можно выделить методы контроля и методы оценки качества.
Рис. 2. Методы оперативного управления качеством жилищно-коммунальных услуг

Второй крупный блок прямых методов составляют методы общего менеджмента в организации, в основе которых лежат административные, экономические и социально-психологические методы (рис.3).
Рис.3. Методы общего менеджмента

Косвенные методы регулирования качества услуг представлены группой методов государственного регулирования и подразделяются на административные и экономические методы (рис.4).
Рис. 4. Косвенные методы управления качеством жилищно-коммунальных услуг

Методами контроля и оценки качества (оперативными методами) занимается специальная наука – квалиметрия. Квалиметрия – это наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).
Методы общего менеджмента, представленные на рис.3, направлены на организацию работы по управлению качеством, на создание мотивации каждого сотрудника, направленной на улучшение качества продукции и услуг.
Косвенные методы управления качеством (рис.4) представляют методы государственного регулирования, которые оказывают влияние на все предприятия отрасли в целом и создают благоприятную правовую и экономическую обстановку в стране, стимулируя повышение качества на всех предприятиях.
Косвенные методы управления качеством (рис.4) представляют методы государственного регулирования, которые оказывают влияние на все предприятия отрасли в целом и создают благоприятную правовую и экономическую обстановку в стране, стимулируя повышение качества на всех предприятиях.
Важнейшей задачей государства, объединяющей функции управления, регулирования, контроля и надзора, является техническая регламентация качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Социальная защита граждан, с одной стороны, и экономическая обоснованность затрат жилищно-коммунального хозяйства, с другой, определяют необходимость сохранения принципа дифференцированности оплаты жилищно-коммунальных услуг на тот период, пока государство оказывает финансовую поддержку отрасли, регулирует тарифы и цены. Процесс реформирования ЖКХ должен сопровождаться реализацией рыночных механизмов при минимизации участия государства в управлении этой сферой.


Литература
1. Экономика, организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством: Коллект. моногр. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005. – 387 с.
2. Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (в ред. Постановления Правительства РФ от 26. 01. 2005. N 40).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия