Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ким О. Л.
доцент кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук


Экономическое развитие региона: проблемы и перспективы

В условиях реформирования форм и методов регулирования социально-экономического развития регионов при переходе к рыночным отношениям одним из наиболее сложных вопросов остается вопрос выбора вектора и стратегии регионального экономического развития.
Рыночные механизмы не во всех случаях оказываются способными предупредить и преодолеть существенные территориальные различия в уровне жизни населения, эффективности региональной экономики. В подобных случаях государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства, создавая при этом все условия для роста и развития всего народного хозяйства. Различия же стартовых условий вхождения субъектов Федерации в новые экономические условия, а также погрешности и издержки реформирования привели к усилению территориальных диспропорций и углублению дифференциации в социально-экономическом развитии регионов.
Основная задача органов региональной власти – оказать помощь в налаживании систем взаимоотношений между участниками единого бизнес-процесса, где реализуется единый стратегический план, а образовавшийся в результате корпоративных решений ресурс используется для стимулирования инвестиционного процесса в интересах развития всей структуры в целом, а не в интересах отдельного предприятия. Особый интерес для региональных властей составляют совокупности предприятий, расположенных на территории региона, поскольку именно в этом случае эффект помощи может быть мультипликативным. Если предприятия находятся в разных регионах, то задача региональной администрации – согласовать позиции по всем предприятиям, задействованным в проекте, и максимально использовать инфраструктурный потенциал территории.
Для управления региональным развитием в целом использовался ограниченный набор экономических инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам [1, с. 25]. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются медленно. Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, осуществляются в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу этого трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов государственной власти. Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики. В-третьих, отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи. В-четвертых, отсутствует утвержденная генеральная схема пространственного развития Российской Федерации, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач удвоения ВВП, сокращения уровня бедности и сохранения целостности страны, в отношении старопромышленных регионов, в отношении сырьевых зон.
Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессах. Проектно-планировочная документация сохраняется в том виде, в каком она сложилась еще в советскую эпоху, однако относительно эффективно осуществляет свою регулирующую функцию. Разработанная же в 1994 году Генеральная схема расселения Российской Федерации в современных условиях не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и региональных властей.
Природные и социальные условия также выступают предпосылкой осуществления регионального процесса воспроизводства. Необходимые для этого процесса условия могут наличествовать или отсутствовать, но в определенном смысле их можно создавать и регулировать. Если условия соответствуют реальным потребностям региона, интересам его субъектов, то обусловленный ими процесс воспроизводства успешно совершается.
Поскольку хозяйственная система региона взаимодействует, с одной стороны, с природной системой, а с другой стороны – с социальной системой, то ее устойчивое развитие объективно предполагает пропорциональное воспроизводство экономической, социальной и природной основ региона во всех их составляющих. Интегральным выражением возможностей развития региона считается его экономически оцененный совокупный ресурсный потенциал [2, с. 10–11].
Производственные ресурсы имеют конкретную денежную оценку и функционируют в реальных формах различных элементов производительного капитала (основной и оборотный капитал, фонды обращения и оборотные фонды). Наибольший удельный вес имеет показатель основных фондов предприятий, который характеризует общие потенциальные возможности региона, как в статике, так и в динамике. Вследствие того что производственные ресурсы и механизмы их использования связаны с конкретной территорией, их вклад в общие результаты производства в значительной степени зависит от этнических, культурных, религиозных и других нематериальных факторов местного значения.
В современной России, обладающей уникальным сочетанием всех ресурсов, этносоциальные задатки населения на региональном уровне не реализуются в полной мере, более того, качественные и количественные характеристики трудового потенциала ухудшаются. Поэтому механизм воспроизводства населения должен включать мероприятия по демографической политике, занятости, снижению безработицы, повышению уровня заработной платы и ее дифференциации по отдельным группам работников, организации различных форм социальной поддержки и защиты населения. К числу материальных ресурсов относится отраслевая и территориальная организация региона в производственном, социальном, институциональном, финансовом и других аспектах. Полиструктурность, т. е. множественность структурной организации, является важным качественным свойством регионального экономического комплекса.
Территориальная структура регионального социально-экономического комплекса (СЭК) выражается в определенной аллокации ресурсов и факторов. Ее естественной основой является разновыгодность изготовления различных благ на различных территориях в силу специфичности комбинации факторов в каждом регионе. Отраслевая структура раскрывает наличие и размеры отдельных отраслей и производств, основанных на технологическом, сырьевом, продуктовом и кадровом единстве. На современном этапе развития теории стратегического управления доминирующими стали представления о развитии хозяйственных комплексов на собственной основе. Ресурсная концепция оказалась наиболее адекватной для изучения источников и механизмов отличительных преимуществ территорий в условиях конкуренции [2].
Принципами федеральной региональной политики на современном этапе в перспективе должны стать:
Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития. Он предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы. Поэтому экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» отличаются наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса». Поляризованное развитие – принцип пространственного развития, которому страны, переживающие социально-экономический подъем, следуют в начальных фазах данного подъема, когда инновационная волна в стране только начинает формироваться и должна достичь необходимых масштабов за счет концентрации в отдельных «полюсах роста».
В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста целесообразно выделить и поддерживать сеть «опорных регионов». В табл.1 представлены основные характеристики разных типов государственной политики развития регионов.
Принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив.
Следует использовать внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития. В рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна осуществляться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив.
Принцип синхронизации действий. Он требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов; во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, необходима согласованность направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, оказываемой федеральными органами власти.
Таблица 1 Сравнительные характеристики существующего и предлагаемого типов государственной политики развития регионов

Одним из важнейших составляющих аспектов перспективного социально-экономического развития региона является выбранный региональными органами управления алгоритм прогнозирования и программирования.
Концепция социально-экономического развития региона как система взглядов на его будущее, содержащих оценки конкурентных возможностей, условий и ожидаемых последствий выбора тех или иных стратегических установок, определяющих выбор стратегических целей и приоритетов развития, проектируется на основе технологий системного анализа и синтеза. К настоящему времени накоплен богатый арсенал различных методов прогнозно-аналитических исследований, а также подходов к разработке перспективных сценариев долгосрочного и среднесрочного развития регионов, муниципалитетов [4].
В практике территориального прогнозирования используется новое направление, основанное на построении компьютерной многофакторной имитационной модели социально-экономической деятельности субъектов Российской Федерации. Разработка этой системы вызвана необходимостью увязки всех многосложных процессов, происходящих в экономике, и потребностью получения многовариантных сбалансированных прогнозов развития субъектов Федерации [3].
Подход к региональному прогнозированию основан на разработке Комплексной имитационной модели социально-экономического развития региона.
Регион – сложная социально-экономическая геосистема, развитие которой в современных экономических условиях характеризуется стохастичностью и в определенном смысле непредсказуемостью, поэтому наиболее приемлемым из существующих методов моделирования сложных систем является метод имитационного моделирования, при котором симулируются паутинообразными связями различные сценарии поведения сложной системы при выборе определенных управляющих воздействий.
Модель должна основываться на интеграции различных экономико-математических моделей:
– многофакторных регрессионных моделей;
– моделей статических и динамических балансов;
– эконометрических моделей;
– моделей спроса и предложения;
– корреляционных и факторных моделей.
Эти подходы дополняют друг друга и допускают при совместном использовании разработку моделей-симбиозов, характеризующихся высокой степенью эффективности. Такой комбинированный подход особенно хорошо себя зарекомендовал при моделировании сложных иерархических систем, когда на разных уровнях их описания используются различные методы моделирования. В моделях отражаются требования всесторонней сбалансированности экономики: ресурсной, межотраслевой, материально-финансовой, территориальной.
Модель отражает структуру хозяйственного, социального и финансового комплекса региона и может быть представлена в виде набора функциональных блоков (рис.1).
Наибольшую трудность при реализации представляет информационное наполнение моделей. Обеспечение доступности и достоверности информации представляет собой серьезную проблему и часто приводит к необходимости вынужденного сужения круга выделяемых при моделировании показателей. Поэтому строятся такие модельные спецификации, которые можно информационно обеспечить.
Для этого в составе комплекса должна функционировать аналитическая база данных, которая предназначена для хранения и оперативной обработки отчетной и перспективной информации об основных показателях социально-экономического развития экономики Российской Федерации и отдельных регионов. В основу организации базы положена реляционная модель с последующим многомерным представлением данных. Таким образом, данные в базе хранятся в виде двумерных таблиц, на основе которых возможно построение многомерных конструкций, так называемых кубов данных. Вся информация в базе экономически и иерархически структурирована, что позволяет легко ориентироваться в ее многообразии. Доступ к данным осуществляется через запросы. Результаты выполнения запросов используются далее для создания отчетных форм. Для наполнения информацией базы используется статистическая информация, предоставляемая Росстатом, Министерством финансов, Федеральной налоговой службой и т.п. База является информационной основой для обеспечения работы модельного комплекса. Для ввода, проверки и корректировки данных, хранящихся в базе, используется ряд макросов, позволяющих выявлять «подозрительные» данные – слишком высокие (низкие) темпы роста показателей, диспропорции экономики.
Рис. 1. Схема комплексной имитационной модели социально-экономического развития региона

Формирование базы данных происходит по следующим направлениям:
– база данных «Основные общеэкономические показатели» отражает динамику основных макроэкономических показателей развития региона. Эти показатели характеризуют процессы образования, распределения, потребления и накопления региональных ресурсов;
– база данных «Производство» содержит информацию в разрезе видов деятельности о динамике основных показателей: объемах товарной и отгруженной продукции в стоимостном и натуральном выражении, затратах на производство, структуре затрат, рентабельности, индексах физического объема, наличии, использовании и объеме, обновлении основных производственных фондов и т. д.;
– база данных «Сельское хозяйство» отражает: производство валовой продукции во всех категориях хозяйств, поголовье скота и птицы, наличие и состояние сельскохозяйственной техники, посевные площади, продуктивность скота, урожайность по видам сельскохозяйственных культур и т.д.;
– база данных «Строительство» содержит основные показатели работы предприятий-застройщиков, подрядных и проектно-изыскательских организаций: ввод в действие производственных мощностей и объектов жилищно-гражданского назначения, объемы подрядных и строительно-монтажных работ, использование капитальных вложений и инвестиций, незавершенное строительство и т. д.;
– в базе данных «Транспорт и связь» приведены данные о наличии автотранспорта, итоги работы предприятий автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного и электротранспорта, данные о перевозке пассажиров и грузов, грузооборот, пассажирооборот, данные об услугах связи;
– база данных «Потребительский рынок товаров и услуг» характеризует статистику по объемам розничного товарооборота, структуре платных и бытовых услуг населению;
– база данных «Финансы» содержит информацию о финансовых результатах деятельности предприятий (прибыли, затратах), использовании прибыли на капитальные вложения и социальные нужды, информацию о дебиторской и кредиторской задолженности, платежеспособности предприятий, баланс доходов и расходов населения, исполнение бюджета предприятий, финансовом балансе территории;
– база данных «Цены и тарифы» представляет статистические данные об уровне и индексах цен (тарифов) на товары и услуги на потребительском рынке;
– база данных «Уровень жизни населения» включает в себя данные о процессах распределения и дифференциации денежных доходов населения, результатах выборочного обследования бюджета домашних хозяйств, о потреблении продуктов питания, наличии предметов культурно-бытового назначения длительного пользования, характеристиках жилищных условий, бюджете прожиточного минимума, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры;
– база данных «Рынок труда» представляет данные о численности и составе трудовых ресурсов в профессиональной и возрастной структуре, численности занятых и безработных, движении рабочей силы, наличии рабочих мест, оплате труда, выплатах социального характера работникам предприятий, информацию о задолженности по выплате заработной платы;
– база данных «Демография» характеризует процессы воспроизводства и социально-естественного движения населения;
– в базу данных «Социальная сфера» включены статистические материалы, отражающие в динамике непроизводственную сферу (здравоохранение, образование, наука, культура, ЖКХ): число детских дошкольных учреждений, число коек в больницах, число мест в гостиницах, общая площадь жилищного фонда и пр.;
– база данных «Внешнеэкономическая деятельность» содержит информацию о деятельности совместных предприятий, движении средств в иностранной валюте на транзитных и текущих валютных счетах, экспорте-импорте товаров и услуг.
Основные источники информации – данные Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Росстата и др. В базе созданы стандартные аналитические отчеты; формирование отчетов осуществляется с помощью Конструктора отчетов, обеспечивающего необходимую обработку информации (ранжирование, кластеризация, арифметические преобразования и т.д.), а также вывод данных на электронную карту территории.
Формирование новых подходов к управлению региональным социально-экономическим развитием на основе комплексного подхода позволит в полной мере реализовать стратегию не только экономического роста и социальной стабильности, но и поддерживать процессы роста уровня жизни населения.


Литература
1. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. – М.– Министерство регионального развития РФ, 2006.
2. Катькало В.С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления //Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 8. Вып. 3. № 24.
3. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации – М.: МЭРТ, 2006.
4. Чистяков В.М. Прогнозно-аналитические исследования и проектирование сценариев при разработке концепции социально-экономического развития крупного города (на примере Новосибирска). – СПб.: ИПРЭ, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия