Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Матросова С. В.
доцент кафедры экономики и управления филиала Московского государственного индустриального университета в г. Рославле Смоленской области,
кандидат экономических наук,


Алгоритм управления товарной и ценовой политикой предприятий потребительской кооперации

Современный этап развития экономики России характеризуется нестабильностью внешней и внутренней среды функционирования экономических субъектов. Снижение среднего уровня жизни населения приводит, с одной стороны, к общему снижению спроса, сопровождающемуся изменением потребительских критериев оценки товара, а с другой – к росту себестоимости продукции. Положение предприятий осложняется жесткой конкуренцией, в том числе и со стороны импортных производителей.
В решении указанных проблем значительную роль может сыграть система потребительской кооперации. Отметим, что ее функциональное содержание направлено, в основном, на удовлетворение потребностей сельских жителей. Потребительская кооперация концентрирует значительные по масштабам и разнообразию материальные, финансовые, человеческие и иные ресурсы, благодаря которым и решаются многие социально-бытовые, экономические и культурные проблемы села. Однако реализация социально ориентированных функций и эффективность использования ресурсов потребительской кооперации во многом зависят от эффективности управления ею. При этом следует отметить, что большинство кооперативных предприятий не использует современных методов управления, осуществляет планирование своей деятельности на базе устаревших методических подходов, неадекватных современным условиям. Поэтому сегодня назрела необходимость в анализе и обобщении опыта работы потребительской кооперации в условиях рыночной экономики, в выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления потребительскими кооперативами.
Значимыми факторами, влияющими на изменение эффективности предприятий, являются выбор товарного ассортимента и установление цен на товары.
Процессы формирования товарной и ценовой политики, методология которых разрабатывалась в различное время разными учеными, предполагают их использование на обычных коммерческих предприятиях, преследующих основную цель – максимизацию прибыли. Однако в потребительской кооперации существуют свои специфические особенности: кроме экономических она выполняет и социальные функции. Это приводит к определенным внутрихозяйственным противоречиям: например, невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения, наличия малоэффективных, в некоторых случаях убыточных основных фондов, а также невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально значимых предприятий. Таким образом, при формировании товарной и ценовой политики предприятий потребительской кооперации необходимо исходить из того, что цены на товары не могут быть высокими, а товарный ассортимент должен учитывать многообразные потребности сельских жителей, которые в силу удаленности от районных и областных центров приобретают товары, предлагаемые потребительской кооперацией.
В целом, задачи товарной и ценовой политики предприятия заключаются в разработке стратегии его поведения на товарном рынке, изучении и максимально возможном удовлетворении потребительского спроса на товары предприятия, определении и производстве оптимального товарного ассортимента, а также установлении оптимальных цен. Товарная и ценовая политика охватывает не только производственную и сбытовую деятельность предприятия, но и всю работу, связанную с потребителями (изучением потребительских предпочтений), с комплексным исследованием рынка (в частности, рынка товаров, на котором предприятие давно работает). Результаты товарной политики сводятся к изменению форм и параметров товара, а не только системы взаимоотношений между участниками рынка.
Таким образом, мы считаем, что под товарной и ценовой политикой предприятий потребительской кооперации следует понимать систему целенаправленных мер по обеспечению процесса принятия решений по формированию товарной номенклатуры и установлению цен на товары, соответствующих требованиям рынка и позволяющих обеспечить устойчивое развитие кооперативных предприятий при сохранении их социальной направленности.
Выделим следующие этапы разработки товарной и ценовой политики:
– исследования потребности в товаре;
– экономический анализ работы предприятия;
– оптимизация товарной и ценовой политики.
Конечная цель проведения исследования потребности в товаре состоит в том, чтобы разработать стратегию поведения предприятия на рынке. Для ее осуществления необходимо определить состояние рынка продукции, степень соответствия товаров предприятия рыночным требованиям, провести сегментацию рынка сбыта, оценить спрос на товары предприятия. При этом следует точно определить набор свойств каждого товара, наиболее полно отражающих потребности потенциальных пользователей.
Конечная цель экономического анализа работы предприятия заключается в принятии решения о дальнейшем производстве, снятии с производства, необходимости разработки мероприятий, стимулирующих сбыт для каждого товара из производственной программы На этом этапе также необходимо получить оценку внутренних и потенциальных возможностей предприятия при работе на анализируемом рынке.
Цель этапа оптимизации товарной и ценовой политики состоит в согласовании интересов рынка с конкретными целями и возможностями предприятия по выпуску товаров и принятии решения об оптимальном плане выпуска и цене товара.
Для апробации предложенной методики формирования товарной и ценовой политики в качестве объекта исследования были выбраны торговые предприятия Смоленского облпотребсоюза.
Исследования потребностей и платежеспособности потребителей в райпо Смоленской области позволили сделать следующие выводы.
Доля рынка различных райпо Смолоблпотребсоюза достаточно стабильна на протяжении пяти лет (рис. 1), хотя ее величина сильно различается по районам: самая высокая – в Новодугинском районе (68–75%)1, самая низкая – в Смоленском (4–5%).
Источник: данные статистической отчетности Смоленского Облпотребсоюза.

Рис. 1. Динамика доли рынка райпо в товарообороте территории в целом

Для оценки интенсивности конкуренции был рассчитан обобщенный показатель интенсивности конкуренции (Uc = 0,3558), показавший, что рынок характеризуется достаточной конкурентной активностью.
Структура розничного товарооборота Смолоблпотребсоюза также достаточно стабильна (рис. 2), хотя в последние годы наблюдается увеличение доли непродовольственных товаров (в 2002 г. – 19%, в 2006 г. – 23%).
Источник: данные статистической отчетности Смоленского Облпотребсоюза.

Рис. 2. Динамика товарной структуры оборота розничной торговли Смоленского облпотребсоюза за 2002–2006 гг.

Поскольку многие райпо Смоленской области действуют в основном в сельской местности, то платежеспособность потребителей оценена как средняя и низкая, причем тенденции в резком увеличении доходов населения в ближайшем будущем не ожидается.
Определение уровня конкурентоспособности райпо проводилось по рассчитанным значениям индексов конкурентоспособности (рис. 3), в результате чего была выявлена неконкурентоспособность многих райпо Смоленской области, и только три райпо имеют индекс конкурентоспособности ниже единицы (Стодолище, Дорогобужское и Починковское).
Рассчитано по: данные статистической отчетности Смоленского Облпотребсоюза.

Рис. 3. Индексы конкурентоспособности для райпо Смоленской области

В ходе оценки потребительского спроса на товары райпо по статистическим данным были построены функции спроса (табл. 1), устанавливающие зависимость объема продаж товара от его цены (Ц), а также цен конкурентов на такой же товар (Цконк) и периода существования товара на данном рынке (t).
Таблица 1 Уравнения регрессии для различных товаров
Рассчитано по: данные статистической отчетности Смоленского Облпотребсоюза.

Эффективность проводимой различными райпо ценовой политики оценена по показателю объема продаж на одного жителя района. Самые большие объемы продаж наблюдаются в Новодугинском, Хиславичском районе и Стодолище, низкие – в Смоленском и Знаменском.
В целом анализ показал, что наиболее эффективно осуществляется использование товарной и ценовой политики в управлении деятельностью Новодугинского и Хиславичского райпо Смоленской области.
Экономический анализ товарных групп, проведенный на примере Рославльского райпо, показал, что наиболее перспективным является товарный набор: мясные и колбасные изделия; масло, молоко и молочные продукты; хлеб и хлебобулочные изделия. В табл. 2 указана перспективность ассортимента выбранных товарных групп в зависимости от выделенного критерия.
Таблица 2 Расчет интегрального показателя перспективности
Рассчитано по: данные статистической отчетности Смоленского Облпотребсоюза.

В результате проведенного анализа удалось определить оптимальные товарные наборы с точки зрения выбранных критериев, с различных сторон характеризующих товарную и ценовую политику предприятий потребительской кооперации.
Проведенные исследования позволяют предложить алгоритм управления товарной и ценовой политикой на предприятиях потребительской кооперации.
Алгоритм представляет собой последовательность действий, необходимых для достижения цели (решения поставленной задачи). При этом процесс управления товарной и ценовой политикой разбит на пять этапов: стратегический, аналитический, методологический, расчетный и этап принятия решений.
На первом этапе управления товарной и ценовой политикой (стратегическом) на основе комплексного анализа проблемной ситуации определяются цели, которые должны быть достигнуты посредством разрабатываемых товарных и ценовых решений. В качестве такой цели определена максимизация прибыли предприятия с учетом социальной миссии потребительской кооперации. За критерий оптимальности может быть принята прибыль от реализации или выпуск перспективного товарного ассортимента.
На втором этапе (аналитическом) исследуются внешние и внутренние факторы, воздействующие на формирование товарной и ценовой политики предприятия. В результате отбора наиболее значимых факторов определяется состав входной информации, включающий переменные и постоянные затраты, собственные базовые цены, конкурентные цены, информацию по объему продаж. Строится система ограничений, прежде всего по конкурентным ценам, ресурсным возможностям и производственным мощностям.
Третий этап (методологический) предусматривает применение экономико-математического моделирования для разработки управленческого решения по товарам и ценам. В результате может быть получена экономико-математическая модель оптимизации прибыли или товарного ассортимента с учетом факторов рыночного спроса для определения рациональных уровней цен по ассортименту продукции и объемов выпуска товаров. Ее использование позволяет оперативно согласовывать различные требования, возникающие в процессе управления, выражающие ограничения и требования, определяемые рыночным спросом, а также возможности производства и сбыта.
Четвертый этап (расчетный) включает проведение имитационных расчетов объемов продаж по регрессионной модели в приемлемом диапазоне изменения цен и производственных возможностей. На данном этапе производится расчет возможных уровней цен и параметров системы, прежде всего объема продаж, для каждого из возможных вариантов ценовых решений. На основе прогнозных расчетов значений оптимизационной модели для соответствующих цен и объемов продаж проводится выбор оптимального соотношения уровня цен и объемов выпуска.
Пятый этап предполагает принятие решений по товарной и ценовой политике в соответствии с выбранной целью максимизации прибыли предприятия с учетом социальной миссии потребительской кооперации. Однако надо учитывать, что в условиях рыночных отношений руководители предприятия должны держать вопросы ценовой и товарной политики под постоянным контролем, регулярно анализируя изменения рыночной конъюнктуры, собственные издержки производства и реализации, объемы продаж, финансовые результаты и эффективность выбранной товарной и ценовой политики.
Данный алгоритм может быть использован для предприятий различных сфер потребительской кооперации, функционирующих в условиях рынка.


Литература
1. Васильева З.А. Формирование товарно-ассортиментной политики предприятия: Учеб. пособие. – Красноярск: КГТУ, 1996.
2. Ивченко Б.П., Мартыщенко Л.А., Табухов М.Е. Управление в экономических и социальных системах. Системный анализ. Принятие решений в условиях неопределенности. – СПб.: Нордмед-Издат, 2003. – 248 с.
3. Киселев В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли //Маркетинг. – 2003. – N 2. – С. 107–111.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: ПИТЕР, 2006. – 494 с.
5. Ермаков В.Ф. Социальные и нравственные основы потребительской кооперации: Учеб. пособие. – М.: Наука и кооперативное образование, 2003. – 406 с.
6. Эванс Д., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев. – М.: Экономика, 2005. – 335 с.


В статье использованы данные статистической отчетности Смоленского Облпотребсоюза.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия