Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. ЭКОНОМИКА СТРАН ЕврАзЭС В 2002 ГОДУ
Абдыкаримов О. А.
Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
Председатель Сената Парламента Республики Казахстан


РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Независимые государства, сформировавшиеся на территории бывшего Советского Союза, сегодня входят в различные региональные объединения, в частности, в такие, как СНГ, ГУУАМ, ЦАС, ЕврАзЭС. Следует признать, что на различных этапах постсоветского развития наших стран они сыграли и, в известной мере, продолжают играть консолидирующую роль.
Все мы хорошо помним, как после распада единого государства сила инерции дезинтеграционных процессов набрала такое ускорение и была столь велика, что противостоять ей должна была равновеликая сила, базирующаяся не на прожектах, а на реальных экономических, политических, социальных предпосылках. Но самое главное - за эти годы пришло осознание того, что объективно целесообразно восстановление прежних связей, прежде всего в сфере экономики, но на равноправных условиях. К примеру, за сравнительно короткий срок своего существования Евразийскому экономическому сообществу удалось заложить организационно-правовой фундамент Сообщества, согласовать ряд вопросов таможенного и тарифного регулирования, ввести взимание НДС по месту назначения, на 60 процентов сформировать общий таможенный тариф. Все эти меры позволили странам-участницам ЕврАзЭС обеспечить рост основных макроэкономических показателей. С появлением ЕврАзЭС определенные процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве несколько ускорились, хотя товарооборот между государствами-участниками составляет лишь около 17% их внешней торговли.
Основной задачей ЕврАзЭС является экономическая интеграция на более высоком уровне, формирование общего рынка, открытого для торговли, инвестиционного сотрудничества, совместных предпринимательских инициатив. В рамках Сообщества продолжаются работы по унификации налоговых правил, намечается применение косвенных налогов по принципу страны назначения в отношении транзита газа и нефти, гармонизация (сближение, унификация) законодательств. Вместе с тем, пока не удается в полной мере реализовать другие экономические интеграционные инициативы. Показателем замедления темпов экономической интеграции является то, что товарооборот в ЕврАзЭС в 2002 году практически не увеличился (рост составил всего 0,7%). При этом у России он вырос только в торговле с Беларусью (6,3%) и Кыргызстаном (20%), а объемы торговли с Казахстаном и Таджикистаном, наоборот, уменьшились, соответственно на 9,4 и 33,3%.
Причин недостаточно эффективного становления интеграции в ЕврАзЭС много, но это отдельная тема.
Тем не менее очевидно, что ЕврАзЭС сегодня - одна из реальных, хотя и экспериментальных, схем интеграции, которая направлена на формирование в перспективе мощного экономического евразийского экономического сообщества, способного занять достойное место на мировой арене.
Многолетний опыт функционирования региональных экономических объединений на территории СНГ показывает, что без жестких единых правил игры, которые воспринимались бы всеми участниками интеграционных сообществ, невозможно создать эффективную экономическую интеграционную конструкцию. С этой точки зрения закономерно Заявление 23 февраля 2003 года глав Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины о новом этапе экономической интеграции и создании Единого экономического пространства, проведении согласованной экономической политики по ряду направлений, формировании единой межгосударственной Комиссии по торговле и тарифам. Как отметил Президент Казахстана Н.А.Назарбаев, если не создать независимую комиссию, которая будет регулировать тарифы и торговлю, то ничего хорошего от интеграционных усилий не последует.
На территории вновь создаваемой региональной организации проживает около 200 миллионов человек. Это огромный самодостаточный регион, где имеются энергоносители, продовольствие, промышленное производство, транспортные пути и т.д. Если мы откроем границы, начнем нормально торговать, развивать кооперацию, то многого сможем добиться как в плане сопротивления негативным тенденциям глобализации, так и для реального улучшения повседневной жизни людей. Используя богатый земельный ресурс наших стран, мы способны серьезно увеличить свое присутствие на мировых рынках продовольствия. Наши страны являются одними из самых энергонасыщенных на планете, поэтому важно создать инфраструктуру энергетики, построить и развить сеть нефте- и газопроводов, морских портов и терминалов, чтобы, совместно используя этот потенциал, выходить на мировые рынки. Чрезвычайно важно усилить взаимодействие по созданию единой энергетической системы и единого энергетического рынка.
Казахстан стремится к интеграции, основанной на геополитическом прагматизме, нацеленности на развитие отношений с широким кругом стран и выступает за развитие интеграционных процессов на всем пространстве СНГ, а также в рамках "шанхайской пятерки", и расширяет партнерство с другими государствами, международными экономическими и финансовыми организациями. И это понятно, поскольку мировое сообщество вступило в XXI век под знаком глобальных процессов и проблем, которые все более заметно начинают определять судьбу человечества.
Растущая взаимозависимость стран и народов, несмотря на все различия в уровнях развития общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, культуру, безопасность и многое другое, достигла такой стадии, которую называют глобализацией. Она содействует широкому распространению современных технологий и методов организации труда, свободному и быстрому обращению капиталов, росту зарубежных инвестиций, расширению возможностей для развития инфраструктуры, облегчению контактов между людьми. Но глобализация не только не ликвидирует и не уменьшает, а консервирует и усугубляет неравенство между странами и народами - так называемым "золотым миллиардом" и огромным большинством населения Земли, между различными общественными слоями в каждой стране, между отдельными людьми. За последние 30 лет, по данным ООН, глобальная экономика растет примерно на 2-3% в год, но за это же время разрыв между богатыми и бедными странами увеличился в 10 раз.
Создание "четверки" - новой Организации региональной интеграции мы рассматриваем как ответ на вызовы глобализации, поскольку самостоятельное вхождение в глобальную экономическую систему может оказаться небезопасным. Более того, такая региональная интеграция постепенно начинает определять лицо мира. При этом следует иметь в виду и то, что страны Содружества не могут обеспечить своим гражданам лучшую жизнь в изоляции от внешнего мира.
Мировая экономика сегодня развивается по таким правилам, при которых страна, претендующая на достойное место в ней, должна постоянно наращивать свой экспортный потенциал, торговать на мировом рынке на принципах Всемирной торговой организации, деятельность которой, как известно, направлена на либерализацию международной торговли и создание максимально благоприятной ситуации в конкуренции на рынке товаров и услуг. Однако решение о вступлении в ВТО должно быть хорошо выверенным, просчитанным, причем не только со стороны оценки его положительных факторов. Встают вопросы: как минимизировать потери, как защитить национальные интересы, насколько срочно следует вступать в ВТО и на каких условиях?
Создание новой Организации региональной интеграции позволит, на наш взгляд, решить в первую очередь именно эту задачу, поскольку создается межгосударственная независимая Комиссия по торговле и тарифам, которая поможет защитить интересы отечественных товаропроизводителей и смягчить вхождение наших стран в глобальный рынок. Вместе с тем, мы хорошо понимаем, что в условиях глобализации обеспечение конкурентоспособности национальных экономик и формирование общих региональных рынков будут иметь едва ли не решающее значение. В этой связи формирование региональной интеграционной группировки может рассматриваться как форма глобализации и форма коллективной защиты от негативного влияния мирового хозяйства.
Значение новой региональной интеграции состоит в том, чтобы с более сильных позиций принимать участие в мировой конкуренции для достижения стабильного развития экономики и улучшения благосостояния граждан.
С созданием Единого экономического пространства открывается огромный рынок сбыта выпускаемой нашими странами продукции, расширяются перспективы реализации совместных инвестиционных проектов, ориентированных на создание целостной системы производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Импульс развитию взаимной торговли даст снижение тарифов на перевозку грузов. Важным направлением деятельности интеграционного объединения будет создание единой системы информационно-технического обеспечения таможенных органов. Кроме того, расширятся не только экономические, но и научные, образовательные, культурные связи наших стран.
В новых условиях создаются объективные возможности и для более тесного сотрудничества парламентов четырех государств. Из Заявления глав наших государств можно сделать однозначный вывод: одним из главных условий формирования и функционирования Единого экономического пространства является гармонизация соответствующего законодательства, прежде всего, в экономической сфере. В этой связи необходимо согласовать механизм реализации сближения и унификации законодательств четырех стран.
Конечной целью формирования Единого экономического пространства является создание Организации региональной интеграции. Однако речь здесь идет не об образовании единого государства. Н.А.Назарбаев при оглашении Заявления не случайно подчеркнул, что наши действия начинаются не с политики, а именно с торгово-экономических взаимоотношений. Мы движемся по пути экономической интеграции, через создание зоны свободной торговли. Если говорить о международном опыте регионального сотрудничества, то примером может служить Евросоюз, внутренний товарооборот которого превышает 70% его внешней торговли, и где введена единая валюта. Однако никто не рассматривает Евросоюз как единое государство.
Формируемое Единое экономическое пространство призвано устранить имеющиеся препятствия в области торгово-экономического сотрудничества между Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной и содействовать экономическому и социальному прогрессу наших народов, противостоять тем глобальным вызовам, с которыми сталкивается человечество в начале XXI века.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия