Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Искандаров А. М.
аспирант кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Опыт и перспективы развития рынка пластиковых карт в России

Сложившаяся тенденция развития рынка пластиковых (кредитных и пр.) карт в России характеризуется изменением его структуры. В ближайшее время доля кредитных карт в общем объеме эмиссии существенно возрастет за счет расширения партнерства банков и торговых сетей по продаже товаров в кредит, которая сопровождается интенсивной рекламой компанией. Кредитные функции частично выполняют обычные дебетовые карты международных платежных систем, используемые в качестве зарплатных. Руководство предприятий нередко договаривается с банками-эмитентами о предоставлении своим сотрудникам кредита по картам в размере месячной зарплаты.
Кредитные карты получают в России все большее распространение и относятся к одному из бурно развивающихся направлений банковского бизнеса. Пластиковая карточка выступает не только средством предоставления кредита физическим лицам и выполняет другие функции.
Возможность и желание человека жить в долг - один из важнейших критериев, характеризующих стабильность в обществе. Давно известно, что жить в долг более выгодно, чем ограничивать себя в материально-необходимом и социально-престижном потреблении. Но такое поведение возможно только при взаимной уверенности кредитора и кредитуемого друг в друге, что, собственно, и определяет состояние стабильности в стране. Речь в первую очередь идет о частных (физических) лицах, которые обладают меньшей законодательной защищенностью, чем юридические. Кредитным организациям значительно выгоднее работать с корпоративным сектором, поскольку залоговые возможности частных клиентов гораздо ниже, чем у корпоративных организаций. При наступлении стабильности в обществе у банков появляется заинтересованность и в работе непосредственно с населением. Основным клиентом для банков становится средний класс, уровень доходов которого пока не может считаться высоким. Банк к работе с физическими лицами подталкивает снижение доходности и жесткая конкуренция на денежном рынке, а также уверенность в том, что расходы на создание инфраструктуры розничного кредитования со временем будут окупаться доходами с процентов.
Активное внедрение потребительского кредитования стало характерной чертой розничного бизнеса многих банков в России.1 Следует отметить, что рынок потребительских кредитов далек от насыщения и пока этот спрос поддерживается в основном за счет жителей Москвы и Санкт-Петербурга, но постепенно он распространяется и на другие регионы.
По мнению экспертов, позитивная динамика розничного кредитования определяется активным развитием именно потребительских кредитов. Наглядные примеры − кредиты на покупку автомобилей, ставшие достаточно популярными в последнее время. И хотя нет точных данных о том, какая часть проданных в прошедшем году автомобилей была приобретена в кредит, можно уверенно говорить о том, что эта доля становится все более заметной. Во всяком случае, схему продажи новых машин в кредит используют сегодня многие автосалоны, а в целом рынок проданных автомобилей оценивается в несколько млрд. долл. Если только по этому сегменту оценивать потенциальные масштабы рынка (а тем более, если добавить сюда возможности ипотеки), то становятся очевидными хорошие перспективы розничного кредитования.
Основой западной модели потребительского кредитования являются кредитные карты. В развитых странах они выступают:
1) удобным и безопасным средством для финансирования повседневных трат;
2) с их помощью можно получить беспроцентный кредит на короткий срок `до зарплаты`, а также кредит на относительно большой срок для крупных покупок;
3) финансовым резервом для непредвиденных ситуаций;
4) удобным средством для оплаты услуг, требующих внесения залога (гостиницы, прокат автомобилей и др.), а также для покупок в Интернет-магазинах.
Надо отметить, что технологически обеспечить бесперебойное функционирование системы льготного кредитования достаточно непросто, это под силу только крупным розничным банкам. Поддержка кредитных карт требует реализации для банков дополнительных процедур по сравнению с технологией выпуска расчетных банковских карт.
К числу наиболее важных дополнительных процедур относятся:
 кредитный скоринг;
 взаимодействие с кредитным бюро;
 прием средств для погашения задолженности;
 взаимодействие с должниками.
Такие процедуры отработаны и активно используются западными банками, но российская ситуация отличается от западной. Классический потребительский кредит, завоевав свое место, начнет постепенно сдавать свои позиции. Он будет вытесняться кредитными картами и индивидуальными ссудами. Так происходило во всех других странах, что напрямую отразилось на темпах роста объема эмиссии кредитных карт. Долгосрочные отношения между сторонами, как для банков, так и для клиентов являются гораздо более выгодными, о чем свидетельствует рост рынка кредитных карт.
Экспресс-кредиты, доминирующие сейчас на рынке потребительского кредитования, будут вытеснены кредитными картами в силу объективных причин. У экспресс-кредитов есть один существенный недостаток - невозможность достаточно надежной проверки заемщиков, результатом чего является большое количество невозвратов. Поэтому банки, занимающиеся экспресс-кредитами, склонны существенно завышать процентную ставку. Кроме того, они жестко привязаны к определенным товарам, что ограничивает возможность выбора в отличие от владельца кредитной карты, который может использовать кредитную линию банка на приобретение любого необходимого продукта.
В сегодняшней ситуации банки и их клиенты заинтересованы в том, чтобы одноразовые контакты сменились долгосрочными и взаимовыгодными отношениями. Обеспечить такую взаимосвязь способны кредитные карты. Сдерживающим фактором развития кредитных карт было отсутствие автоматизированных скоринговых систем для определения кредитного рейтинга потенциального заемщика и кредитных историй.
Кредитный скоринг − это оценка кредитоспособности клиента. Разработанные скоринговые системы на Западе базировались, прежде всего, на официальной информации о доходах и расходах заемщика. Однако в условиях широкого распространения теневой экономики в России официальная зарплата существенно отличается от реальной. Это приводит к тому, что в условиях растущей конкуренции на рынке потребительского кредитования банки вынуждены прибегать к неформальным критериям на основе дополнительной информации. Помимо справки о доходах (НДФЛ N2) заемщик может принести любой другой документ, который позволит банку составить представление об уровне его доходов (копию Свидетельства о регистрации транспортного средства или копии счетов на оплату услуг мобильной связи или другой аналогичный документ). Таким образом, сам по себе кредитный скоринг анкет малозначим без дополнительной информации.
Наиболее важной представляется информация о кредитных историях потенциальных клиентов, при этом достаточно надежным механизмом по получению кредитной справки о клиенте является кредитное бюро. В случае онлайновой связи соответствующих хостов банка и кредитного бюро последние обеспечивают возможность получения кредитных справок в режиме реального времени.
Принятый в России Закон `О кредитных историях` обязал банки, начиная с 1 сентября 2005 г., предоставлять информацию о своих заемщиках кредитным бюро, что обеспечит процесс их институциализации *. Наличие и надежная работа кредитных бюро позволит снизить банковские риски, что вызовет уменьшение процентных ставок. Кроме того, существовало положение по налогообложению доходов физических лиц, которое исключало возможность предоставления льготного периода держателям кредитных карт. К настоящему времени устранены многие препоны в отношении развития кредитных карт.
С 1 февраля 2005 г. вступили в действие поправки к Налоговому кодексу РФ. Они освободили пользователей кредитных карт от необходимости платить налог на материальную выгоду *. Ранее при получении ссуды по ставкам ниже 3/4 ставки рефинансирования ЦБ в рублях и 9% валюте надо было оплачивать 13-процентный налог с разницы между фактически уплаченными процентами и минимально `разрешенными`. Несмотря на то, что суммы эти небольшие, лишь немногие банки устанавливали льготный период (grace period) по своим пластикам, в соответствии с которыми пользоваться заемными средствами можно было бесплатно или по символической цене (в дальнейшем стоимость ссуды значительно возрастала).
В результате налоговых послаблений поведение банков на этом рынке заметно активизировалось. В частности, `Ситибанк` начал проводить активную рекламную компанию по продвижению своих кредитных карт с 50-ти дневным grace period. С 15 февраля 2005 г. этот банк ввел льготный период (`grace-period`) погашения задолженности по кредиткам *. В случае погашения кредита не позднее чем через 50 дней после совершения покупки ссуда для него будет бесплатной. Через 30 дней после оплаты товара с помощью пластика клиент получает выписку, где указывается сумма его задолженности. Если в последующие 20 дней он внесет ее полностью, то банк не будет взимать с него проценты. Однако есть нюанс: заемщик не сможет воспользоваться льготным периодом, сняв наличные в банкомате. Если же клиент после получения выписки внесет не всю сумму, а лишь минимальный взнос (10% от суммы задолженности), то будет пользоваться кредитом на обычных условиях (24% годовых в рублях).
Аналогичную схему работы с клиентами стали применять и другие российские банки, но еще многие из них не торопятся пойти по этому пути. Основная причина, по которой банки не спешат вводить льготный период, - экономическая невыгодность беспроцентного кредитования. При кредитовании по картам банки получают лишь компенсации за операции по оплате товаров и услуг. Эта компенсация называется платой за взаимообмен и обычно зависит от типа карты, типа транзакции (внутренние, национальные, внутрирегиональные, межрегиональные) и других особенностей. Чистый операционный доход по картам (размер компенсации после выплаты всех вознаграждений платежной системе за авторизацию, клиринг и расчеты) находится в диапазоне 0,5÷1%%. Для западных банков с большим объемом операций, невысоким уровнем собственных операционных расходов и низкой стоимостью привлеченных ресурсов это вполне приемлемо. Для российских же банков, привлекающих средства по значительно более высоким ставкам, реализация льготного периода способна привести к отрицательной доходности.
Несмотря на то, что кредитные карты не получили должного распространения в России, тем не менее они имеют хорошие шансы для своего развития. Согласно исследованию, проведенному компанией `Финист` в начале 2005 г., участники рынка кредитных карт в ближайшее время разделятся на две большие группы. Одни банки, предъявляющие высокие требования клиентам, но обеспечивающие низкую стоимость кредитного ресурса, другие банки, предъявляющие низкие требования, но предоставляющие дорогостоящие услуги.
В условиях роста российской экономики финансовое положение у большинства банков достаточно стабильно, поэтому на первое место выходят условия открытия карт. Эти условия достаточно стандартны, поэтому основная конкуренция разворачивается вокруг предоставления дополнительных сервисных услуг. На сегодняшний день банки перестали ориентироваться на экстенсивный рост и стали отдавать предпочтение качественно новым продуктам и возможностям карт.
Наиболее распространенным способом привлечения клиентов в последнее время стали совместные программы банков с торговыми сетями. Для торговых сетей прием банковских карт к оплате увеличивает не только количество покупателей, но и среднюю сумму платежа. Кобрэндовые товары дают возможность увеличения эмиссии за счет структурирования клиентской базы - клиенты с разными доходами и потребностями получают именно тот продукт, который им нужен. В России появились совместные с банками программы лояльности торгово-сервисных предприятий. Смысл таких программ заключается в том, что клиент не получает скидку непосредственно в момент покупки, но зато получает определенное количество бонусов. Все это предполагает использование новых платежных технологий.
Другой тенденцией развития рынка пластиковых карт является появление в результате развития научно-технического прогресса новых карточных продуктов, изменяются технологии проведения самих платежей. И, хотя львиную долю рынка по-прежнему занимают карточки с магнитной полосой, доля смарт-карт постоянно увеличивается. Этому способствует тот факт, что крупнейшие платежные организации договорились и совместно разработали стандарты для смарт-карт.
О сложившейся ситуации на рынке платежных систем на базе смарт-карт и перспективах этого рынка в России свидетельствуют результаты деятельности Сберкарт, `Золотая Корона` и Accord.
По приблизительным оценкам экспертов, доля смарт-карт в совокупном карточном обороте международных платежных систем в России, составляет примерно 7,5%. В то же время отечественные платежные системы уже в прошлом году достигли впечатляющих результатов, выпустив более 6 млн. карт с чипом. В результате уровень смартизации отечественных платежных систем значительно выше − около 40%. Весомый вклад в `чипизацию всей страны` внесли платежные системы `Золотая корона` (в России она была одним из первопроходцев в деле перехода на интеллектуальные карты) и `Сберкарт`. Почти каждая четвертая платежная карта в нашей стране работает на чипе. Тем не менее, фактический уровень смартизации карточного оборота у нас ниже 25%. Объясняется это тем, что по международным картам, среди которых доля магнитных значительно выше, в среднем проходят гораздо большие суммы платежей. К тому же производители чиповых карт в большинстве случаев вынуждены снабжать их еще и магнитной полосой, так как банковская и торговая сеть (особенно в российской глубинке) пока не готова к обслуживанию смарт-карт *.
Основной технологией, позволяющей создавать адекватные современным условиям платежные системы, являются микропроцессорные карты. В качестве платежных средств карты будут использоваться во всех областях человеческой деятельности: банковской, торговой, транспортной, телекоммуникационной, в медицине и здравоохранении, индустрии развлечений. Можно сказать, что XXI век - это век электронных платежных систем на основе микропроцессорных карт.
Использование микропроцессорной карточки в свою очередь позволяет:
 обеспечить высокий уровень безопасности;
 проводить платежи в режиме off-line с минимальными рисками;
 проводить операции на мелкие суммы;
 автоматизировать процесс сбора и обработки транзакций;
 существенно сократить расходы на передачу и обработку транзакций.
Отмеченные достоинства актуальны для российских условий развития безналичных расчетов. При этом следует учитывать, что отказаться от перехода (мигрировать) на чиповые технологии банки не могут, если, конечно, у них не пропало желание работать с международными платежными системами. Дело в том, что существует так называемый перенос ответственности (liability shift), который в MasterCard наступил с 1 января 2005 г., а в Visa - с 1 января 2006 г. С этого момента все риски по операциям с пластиковыми картами несут банки, которые не перешли на микропроцессорные технологии.
На конец 2004 г. сертификацию Visa на обслуживание и выпуск чиповых карт EMV получили 13 российских банков-эквайеров и 18 эмитентов, а MasterCard сертифицировала в общей сложности шесть кредитных институтов. Микропроцессорные карты - гибридные: помимо чипа на них присутствует магнитная полоса, и так сохранится до тех пор, пока все банки не перейдут на смарт-технологии. В терминалах, которые не переоборудованы на прием чиповых карт, гибридные карты обслуживаются как обычные магнитные. Специалисты уверены, что в России миграция на чип произойдет быстрее, чем в Европе *.
Смарт-карты дают банку возможность реализовать уникальные многофункциональные финансовые продукты, имеющие важное значение как для повышения эффективности финансового сектора экономики страны, так и для улучшения благосостояния населения, включая его наиболее социально незащищенные слои. Для каждого из основных сегментов рынка можно предложить свою карточку, адаптированную под клиента. Они существенно расширяют возможности традиционных `зарплатных` проектов, в рамках которых, как правило, применяются карточки. Здесь смарт-карты дают возможность не только получения наличных денег (для чего используется первый электронный кошелек карты), но и для оплаты обеда в столовой (второй электронный кошелек) и покупки товаров в магазинах предприятия (третий электронный кошелек). На некоторых предприятиях один из электронных кошельков используется для выдачи сотрудникам потребительского кредита. Кроме того, эти же карты можно использовать в системе контроля и учета доступа на предприятие.
Другой положительный момент - реализация на территории Российской Федерации различных карточных проектов в социальной сфере, обеспечивающих повышение эффективности функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению. В настоящее время практически во всех регионах России существуют и развиваются адресные социальные программы. При этом хорошие результаты по их реализации приносят проекты, применяющие технологии с использованием смарт-карт. Для адресных социальных программ, как показала банковская практика, хорошо подходят смарт-карты, содержащие несколько электронных кошельков, предназначенных для решения разных социальных задач. На них переводятся пособия, которые положены льготным категориям граждан, ими оплачиваются товары, покупаемые в специальных магазинах по льготным ценам (например, бесплатно отпускаются лекарства в аптеках и т. д.). Люди в этом случае получают реальные адресные льготы, а денежные средства отвлекаются с рынков и попадают в торговый оборот страны.
Главная задача социальных карточных проектов − надежность и доступность по обеспечению гражданина социальными льготами непосредственно на месте оказания услуги и предоставление достоверной информации об этом соответствующим государственным органам для проведения необходимых выплат из бюджета.
Реализация социального проекта на основе использования пластиковых карт обеспечивает государству:
- целевое и адресное предоставление льгот гражданам;
- учет предоставленных льгот для планирования бюджета, прогнозирование бюджетных расходов и социально-экономических процессов;
- экономию в целевом использовании бюджетных средств;
- разработку механизмов предоставления льгот в денежном выражении и обеспечения адресных выплат гражданам;
- автоматизацию процессов обслуживания льготных категорий населения;
- создание и ведение единого социального реестра жителей;
- возможность интеграции региональных систем с аналогичными системами других регионов.
Одновременно социальный проект позволит банкам обеспечить:
- получение технологии, легко применимой в различных сегментах рынка;
- привлечение на банковское обслуживание новых групп клиентов;
- предоставление более широкого спектра услуг существующим клиентам;
- увеличение оборотов по картам банка;
- расширение сети приема карт;
- кардинальное улучшение имиджа банка.
Нетрудно предсказать, что в связи с усиливающейся межбанковской конкуренцией количество существующих в России локальных платежных систем сократится (это отчасти уже произошло). Выживут те, кто предложит более широкий спектр услуг и приемлемую цену по обслуживанию своих эмитированных карточек.
Доминирование на российском рынке международных платежных систем будет усиливаться. Доля российских платежных систем без поддержки государства в совокупном карточном обороте под натиском международных конкурентов будет неуклонно снижаться. Для успешной конкуренции с международными платежными системами на равных, отечественным банкам необходимо объединяться. Идея, предусматривающая создание единой национальной платежной системы, обсуждается уже много лет. Ее выгодность вполне очевидна, поскольку объединение должно повысить доходность пластикового бизнеса в России как за счет роста валового объема комиссионных от роста транзакций, так и за счет отказа от их дележа с международными платежными системами. Кроме того, это усилит экономическую безопасность страны. Развитие дебетового сегмента карточного рынка идет опережающими темпами и очень неравномерно по разным регионам. Лидерами являются Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область. Рынок карт еще очень далек от насыщения. Тем не менее, в России за последние годы существенного сдвига в деле использования карточек для покупки товаров и услуг не отмечалось. В основном они используются в рамках зарплатных проектов для снятия наличных. Такое положение обусловлено предпочтениями населения в денежных расчетах.
Российская модель развития кредитных карточек постепенно приближается к западной системе. Для развития кредитных карт в РФ 2005 г. можно назвать переломным. Целенаправленно устранялись основные препятствия, мешающие их развитию, вступили в силу законодательные поправки, позволяющие банкам ввести льготный период кредитования, в течение которого проценты по кредиту с клиента вообще не взимаются. При этом стоимость обслуживания кредитной карты не повысилась и эта услуга оказалась действительно бесплатной для клиента. Идет активный процесс создания кредитных бюро, разрабатываются и применяются неформальные процедуры скоринга, учитывающие российскую специфику. В России начал складываться рынок потребительского кредитования на основе пластиковых карточек, а кредитные карты становятся его основой, также как в развитых странах.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия