Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Болджурова А. С.
аспирант Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева

Роль государства в становлении исламских финансов

Все большее число участников финансовых рынков во всем мире приходит к пониманию перспективности исламского банковского дела. Происходящие в этом направлении процессы требуют соответствующих мер со стороны государства, в первую очередь это касается разработки законодательного механизма, регулирующего принципы функционирования исламского банковского дела и финансов. Существующая система финансового права в Кыргызской Республике не удовлетворяет принципам исламского банкинга. Проблема заключается в том, что в исламской экономической модели деньги понимаются как средство обращения и мера стоимости, однако такая функция денег как средство сбережения принимается с большими ограничениями. В исламской экономике любой продукт, кроме денег, при определенных условиях может стать объектом купли-продажи.
Деньги в исламе рассматриваются как служебный инструмент, не имеющий самодовлеющего значения. В концепции исламской экономики для преобразования денег в капитал требуется активное участие обладателя денежного ресурса в процессе производства. Иными словами, получение прибыли обладателем денежного капитала оправдано, если он ставится в равные условия с обладателями прочих факторов производства и становится соучастником инвестиционного проекта. Это обусловливает получение им доли прибыли (или принятия на себя части убытков), но не фиксированного и гарантированного вознаграждения (т.е. процента) . Взгляд на деньги в исламской экономической доктрине является ключевым, центральным положением, отличающим ее от традиционной модели рыночной экономики.
Исламские банки не являются чисто финансовыми учреждениями в традиционном понимании: исходя из принципов мусульманского права, они используют финансовые механизмы для участия в реальном секторе экономики и активно занимаются хозяйственной деятельностью. Поскольку в кыргызском законодательстве отсутствуют соответствующие механизмы регулирования и надзора за деятельностью таких банков, вполне уместен вопрос: `Что должно предпринять государство, чтобы урегулировать вопрос правомочности функционирования исламских принципов финансирования в банковской системе Кыргызской Республики?`
Основная функция банков заключается в аккумулировании и регулировании финансовых возможностей экономических агентов путем привлечения средств владельцев капитала, с одной стороны, и предоставления для временного пользования этих средств тем, кто испытывает потребность в них, с другой стороны. Банки здесь играют роль посредников, которые основываются на собственных гарантиях, предоставляя второй группе экономических агентов средства, принадлежащие первой группе. Таким образом, происходит некое `уравнивание` или дифференциация в пользовании денежными ресурсами среди участников макроэкономических процессов. Важность данной роли банков в экономике страны бесспорна.
Однако что происходит в том случае, если условия предоставления займов для участников второй группы этого равенства не удовлетворяют их жизненным принципам и мировоззрению? К примеру, для мусульман использование процентных отношений (риба) в финансировании недопустимо, причем запрещается как кредитовать под проценты, так и пользоваться услугами такого кредита, а также подписывать и свидетельствовать в этом процессе. Вывод однозначен - они попросту выпадают из круговорота банковской и всей финансовой системы страны. Учитывая, что численность приверженцев ислама в Кыргызстане увеличивается с каждым годом, масштабы данной проблематики внушительны. Финансовый рынок страны несет серьезные потери из-за невовлеченности в финансовую систему этого огромного потенциала, поскольку каждый обладатель денежного ресурса является потенциальным клиентом банковской системы страны.
Условием же участия мусульманского населения в финансовых операциях является отсутствие процентных отношений, что в принципе и предлагает для своих клиентов исламский банк.
Рассмотрим еще один немаловажный фактор. Не секрет, что население Кыргызстана в большинстве своем не обладает крупными денежными ресурсами. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, на начало 2005 года более чем 46 % населения страны проживало за чертой бедности . Столь удручающие цифры наводят на мысль о том, что возможности погашения не только основного долга по кредиту, но и выплаты процентов за использование кредита столь низки, что большинство населения не пользуется услугами банков, предпочитая хранить свои небольшие средства дома.
Обратимся к историческому опыту. Еще в 1963 году в Египте тогда еще никому неизвестный финансист Ахмад Ан-Нагар в городке Майит Гумр организовал сберегательную кассу по принципу: `большое количество небольших по размерам депозитов может составить внушительный инвестиционный портфель, инвестиционные возможности которого намного возрастают в отличие от небольших накоплений`. Положительный опыт привлечения небольших средств на беспроцентной основе стал одной из отправных точек для создания исламской банковской системы. Вкладываемые таким образом средства мелких вкладчиков стали приносить внушительные дивиденды, которые в свою очередь распределялись пропорционально между всеми участниками-вкладчиками.
Что предлагают исламские банки? Учитывая отсутствие в исламском финансировании процентных отношений, они используют два вида финансирования: группа контрактов участия в прибыли / убытках (PLS - Profit and Loss Sharing) и группа контрактов по долговому финансированию. Клиентам исламского банка предоставляется возможность выбора методов финансирования в зависимости от конечных целей: увеличение мощности бизнеса, приобретение дорогостоящих товаров, лизинг либо просто сбережение собственных средств. Возможность вложения этих средств в процветающий бизнес или перспективный проект зависит только от самого клиента банка. В данном случае банк выступает в роли его партнера.
В депозитной политике исламского банка, кроме того, что отсутствует система процентного премирования держателей депозита, существуют два вида текущих счетов: Амана (буквально от араб. `аманат` - доверенное на хранение), т.е. счета клиентов, на которые банк оставляет 100%-й резерв денежных средств, так как по условиям контракта клиент может снять средства с этого счета в любое время и в любом ему удобном количестве. По существу, это средства, вложенные в доверительное хранение при условии оплаты клиентом всех банковских операций, которые клиент проводит со своими средствами. Как правило, они составляют небольшую долю, к примеру, 0,8 % от суммы операции. Второй вид текущего счета - это Кард-хасан. Основным условием данного вида является то, что все средства счета либо их часть (по желанию клиента) могут быть вложены банком, разумеется, лишь с разрешения владельца, в выгодные инвестиционные проекты. Проекты, как правило, уже имеются в наличии либо представлены банку на рассмотрение физическими и юридическими лицами для их дополнительного финансирования или 100%-го инвестирования средств в предполагаемый бизнес.
Средства Кард-хасан могут инвестироваться в следующие контракты:
- участие в прибыли и убытках - контракты Мудараба и Мушарака;
-долговое финансирование - контракты Мурабаха, Иджара, Истисна, Салям и др.
За трудно воспринимаемыми, на первый взгляд, арабскими названиями стоят известные финансовые инструменты, к примеру, контракт Иджара не что иное, как аренда или лизинг. Мурабаха - это контракт по продаже в рассрочку. Истисна - это заказ на производство товара или услуги. Что касается Мударабы и Мушараки, то это, как правило, долгосрочные инвестиционные проекты, используемые в промышленности, строительстве и пр. и требующие вложения больших средств. Предполагаемая прибыль от этих проектов может поступить лишь спустя определенное время. Однако в практике исламского банкинга такие контракты обладают способностью приносить большую прибыль. Сумма полученной прибыли затем распределяется между всеми инвесторами и владельцами, средства которых были инвестированы в пропорциональном отношении от вложенных средств.
Главное условие работы исламских банков - это отрицание процентных отношений, которые однозначно запрещаются мусульманским правом. Вклады в исламские банки - это возможность накапливать средства или пользоваться услугами финансового учреждения в соответствии с принципами мусульманского права. Однако клиентами исламского банка могут быть и немусульмане. Держатели депозитных средств имеют возможность вложить собственные средства в прибыльный бизнес, не затрачивая на это время, средства и усилия. Этим займется исламский банк. От клиента требуется доверие и согласие на распоряжение банком его средствами или их частью.
Очевидно, что функционирование институтов исламской экономической модели возможно лишь при наличии правовой базы, в создании которой государству следует принимать непосредственное участие с целью оптимального регулирования данного процесса и, по возможности, безболезненного внедрения в финансовую сферу страны альтернативных видов финансирования. Но на этом, на наш взгляд, участие государства не ограничивается.
Нетрудно заметить, что при наличии финансовых институтов, предоставляющих не противоречащие шариату услуги населению Кыргызстана, и не только мусульманской его части, потребуются квалифицированные кадры в сфере исламского финансирования. Отсутствие специалистов по исламской экономической доктрине вынуждает менеджеров вновь создающихся исламских финансовых компаний приглашать специалистов из исламских стран, тем самым увеличивая в несколько раз затраты по нормализации технологии предоставления финансовых услуг населению. Необходимой становится государственная стандартизация подготовки таких специалистов, которая должна учитывать тот необходимый минимум, который выполняется при подготовке специалистов традиционных экономических дисциплин, однако специалисты такого рода должны иметь знания и способности расширенного диапазона. Кроме знаний по классической экономике, у них должны быть четкие представления об основных понятиях и принципах мусульманского права (фикха ). Изучение тенденций современной исламской экономической мысли, а также необходимость их практического применения невозможны без знаний предмета `Этика исламского бизнеса`, поскольку основными принципами деятельности исламских финансистов являются высокие нормы морально-этического самосознания . Особое значение следует придать дисциплине `Основы исламского финансового права` . Государственная стандартизация исламского экономического образования позволит контролировать уровень подготовки специалистов по исламским финансам - будущих участников рыночных отношений в стране.
Внедрение принципов исламского финансирования в экономику страны предполагает осведомленность о механизмах и инструментах исламских финансов. В данном случае вполне уместно использование опыта стран и международных сообществ, обладающих ресурсами и многолетней практикой использования исламского банковского дела. Определяющим моментом может стать сотрудничество государственных органов с одним из крупных международных финансовых институтов - Исламским банком развития (ИБР). Кыргызстан является одной из 56 стран-участниц Группы Исламского банка развития и по уровню развития экономики относится к разряду наименее развитых стран , имеющих право на льготное финансирование. Это означает, что существуют большие потенциальные преимущества в облегчении и комплексном решении вопроса эффективного интегрирования исламской финансовой системы в экономику Кыргызской Республики. Так как Исламский банк развития сотрудничает лишь на правительственном уровне, то инвестиционный климат в стране может выглядеть более привлекательным, благодаря позитивной политике государства в этом вопросе. К тому же, тесное сотрудничество с ИБР откроет возможности привлечения инвестиций из богатых ресурсами стран Организации Исламская Конференция в экономику Кыргызстана.
Наконец, необходима государственная поддержка с целью внедрения специальной налоговой политики для исламских финансовых учреждений. Это отнюдь не подразумевает какие-либо льготы или поощрения со стороны государства. Одной из особенностей исламской экономической модели является развитая система социальной активности посредством отчисления ежегодного обязательного налога - закят и активной благотворительной деятельности. Разнообразие видов и механизмы отчисления социальных налогов регламентируются нормами шариата. При условии комплексного подхода к возможности совмещения двух налоговых систем - государственной и исламской благотворительной - возможны позитивные результаты. На практике это может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны за счет благотворительных выплат большого контингента мусульманских бизнесменов и финансистов, религиозные побуждения которых не могут являться предметом обсуждений.
Институты исламской экономической модели уже зарекомендовали себя на мировом финансовом рынке. На конец 2003 года в мире насчитывалось порядка 300 исламских банков и финансовых институтов, оперирующих в 38 странах и не только в мусульманских, но и в Европе, США, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Исключая исламские страховые компании, инвестиционные фонды и так называемые `исламские окна` в традиционных коммерческих банках, совокупные капиталы исламских банков за период 1993-2003 гг. возросли от 53,3 млрд. долл. США до 175,0 млрд. долл. США с ежегодным приростом порядка 23 % .
В заключение приведем мнение одного из ведущих российских специалистов мусульманского права профессора Л. Р. Сюкияйнена: `Новый этап развития, в который вступили Россия и практически все постсоветские государства, требует разработки целостной государственной политики, рассчитанной на то, чтобы включить позитивный нравственный и интеллектуальный потенциал ислама в процесс демократических преобразований, а также придать его активности такую направленность, которая содействовала бы укреплению экономики, государственности и правовой системы страны, а также консолидации всего общества` . Трудно не согласиться с этими словами. На наш взгляд, роль государства в регулировании процесса внедрения исламского банковского дела в экономику Кыргызстана принципиально важна и многозначительна - особенно, если принять во внимание проблемы интеграции Кыргызстана в современное мировое сообщество.


Литература:
1. Журавлев Ю.А. Концептуальные принципы исламской экономики //Исламские финансы в современном мире: экономические и юридические аспекты /Под ред. Р. Беккина. - М.: Андалус, 2004.
2. Официальный сайт Национального статистического комитета Кыргызской Республики - http://www.stat.kg/Rus/News/Bedn.html
3. Болджурова А. Исламское экономическое образование в Кыргызстане: проблемы и методы внедрения //Материалы Международного научного симпозиума `Центрально-Азиатский регион: прошлое и настоящее`. - Алматы, 2006.
4. Бюллетень Национального банка Кыргызской Республики. - 2006. - N3.
5. Islamic Finance Directory. General Council for Islamic Banks and Financial Institution (CIBAFI). Bahrain Monetary Agency. - Manama - Kingdom of Bahrain, 2004.
6. Сюкияйнен Л.Р. Российская власть и ислам //Отечественные записки. - 2003. - N5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия