Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Беккин Р. И.
старший научный сотрудник Института Африки РАН (г. Москва),
доктор экономических наук, кандидат юридических наук


Экономические взгляды Ибн Халдуна (1332-1406 гг.)

Особое место в ряду мусульманских экономистов средневековья принадлежит первому в мире социологу, ученому-энциклопедисту `Абд ар-Рахману Ибн Мухаммаду Ибн Халдуну ал-Хадрами (1332-1406 гг.). Самой крупной работой Ибн Халдуна является `Большая история`, или `Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров` (`Китаб ал-`ибар:`). Однако большую известность приобрело не само указанное сочинение в целом, а `Введение` (`Мукаддима`) к нему, где на основе экономических взглядов рассматривается родоплеменная организация кочевых и оседлых бедуинских племен, содержится информация о социально-экономической жизни эпохи, в которую жил Ибн Халдун.
После смерти Ибн Халдуна `Мукаддима` оказалась временно забытой, и только спустя почти пять веков на нее обратили внимание исследователи. Долгое время оставалось в тени и имя самого Ибн Халдуна, хотя по мнению ряда исследователей (в т.ч. и ряда западных), этот великий ученый, заложивший краеугольные камни в основание современной экономической теории, не меньше, чем Адам Смит заслуживает право называться `отцом экономики`. Так, известный американский экономист и социолог Й. Шумпетер, которого нельзя заподозрить в симпатии к Ибн Халдуну, писал: `Я продолжаю считать Адама Смита одним из величайших философов, внесших значительный вклад в экономическую науку, несмотря на то, что он был скорее компилятором экономических идей своих предшественников. Он красноречиво представил эти идеи во всей полноте и облек их в новую форму, придав им новый стиль. Тем не менее, Ибн Халдун был более оригинален, чем Адам Смит, несмотря на то, что он опирался на переработанные им идеи предшественников, - такие, как разделение труда в `идеальном` государстве Платона, анализ сущности и природы денег у Аристотеля, идеи Тахира ибн ал-Хусайна об управлении государством [*]. Однако именно Ибн Халдун был тем, кто привнес оригинальные идеи в некоторые области экономической мысли`.
У Ибн Халдуна много ценных выводов и соображений по экономическим вопросам, - при этом важно, что многие вещи он вывел умозрительно. Одним из главных достоинств Ибн Халдуна как экономиста является то, что он впервые в экономической науке высказал мысль о прогрессивном развитии общества, независимо от каких-либо внешних воздействий. В основу взглядов Ибн Халдуна на ход исторического процесса положена не эволюция политического строя, а эволюция форм хозяйства: от кочевого быта к городской жизни. Внутренним источником развития общества ученый считал трудовую деятельность людей.
Ибн Халдун так же, как и его предшественники, рассматривал экономические вопросы в контексте других проблем, используя междисциплинарный подход. Большое внимание ученый уделял географическому фактору и его влиянию на экономическую активность людей при добывании ими средств к существованию. В этом его сходство с представителями концепции географического детерминизма (Ш. - Л. Монтескье, Р. Элизе, и др.). Ибн Халдун полагал, что в зависимости от того, какие возможности предоставляет географическая среда человеку, развиваются его потребности, - сначала в пище, жилье, а по мере их удовлетворения - духовные запросы в сфере науки, искусства. Таким образом, у человека, который живет в умеренном климате, климат стимулирует стремление к труду, а у тех, кто проживает вне данного пояса (к северу и к югу), такой стимул соответственно ослабевает.
Однако в каком бы климате человек не проживал, он не может выжить и добыть средства к существованию в одиночку. `Человеку необходима во всем, - пишет Ибн Халдун, - помощь ему подобных; если не будет такой взаимной помощи, то человек не сможет добыть себе пропитание, и не сможет жить, ибо Бог предопределил ему необходимость в пище для жизни. Ему без оружия не удастся защитить свою жизнь. Его растерзают звери, и настигнет его преждевременная гибель, и прекратится род человеческий. А если существует взаимная помощь, то добудет он пищу для пропитания и орудие для защиты. Тогда исполнится мудрое предначертание Аллаха о существовании человека и сохранении рода его. Таким образом, это объединение необходимо для рода человеческого` [*].
Вместе с тем, по мнению Ибн Халдуна, `условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию` [*]. В соответствии с классификацией ученого, люди делятся на две категории: тех, кто добывает средства к существованию естественным путем (животноводство, земледелие), и тех, кто пребывает в состоянии цивилизации. Люди из первой группы не в состоянии добыть то, что превышает пределы их потребностей, или, иными словами, находятся в состоянии примитивности.
Но с появлением излишка, чей размер превышает объем человеческих потребностей, общество эволюционирует из состояния примитивности в состояние цивилизации, что, в конечном счете, может привести к кризису перепроизводства, пассивности, застою и гибели такого общества.
При этом людям мало объединиться. Человечество объективно нуждается в институте государства. Основное предназначение государства, по Ибн Халдуну, - обеспечение нормальных условий для общественной жизни, обеспечение условий производства и товарообмена. Государству также принадлежит функция активизации экономической жизни, улучшения условий спроса на производство товаров. Кроме того, государство обеспечивает самый большой рынок, на котором находят сбыт все товары.
При этом рост благосостояния людей находится в прямой зависимости от политического положения государства. Уподобляя государство человеческому организму, Ибн Халдун считал, что каждое государство обречено на гибель, переживая, как правило, пять фаз своего развития: от фазы победы до фазы растрат и расточительства.
Само развитие цивилизации идет, по мнению Ибн Халдуна, от `умран бадави` (сельской жизни) к `умран хадари` (городской жизни), которая и является высшей и последней формой развития общества. Под термином `умран` Ибн Халдун понимает совокупность ряда социальных, экономических и демографических понятий.
На благосостояние государства и его граждан существенное влияние оказывает численность населения. Увеличение населения в государстве неизбежно приводит к увеличению спроса на продукты труда (то есть имеется в виду то, о чем писал Ибн Таймийа). Чем больше людей проживает в том или ином городе, тем больше материальных благ выпадает на душу населения. В свою очередь, рост благосостояния благоприятствует росту населения. (Последнее положение Ибн Халдуна отражает менталитет восточных народов и не всегда может быть применено к народам западным, особенно если речь идет о современности. На Западе в последние десятилетия наблюдается обратная тенденция: состоятельные семьи не спешат обзаводиться многочисленным потомством, многодетные семьи стали уделом бедных).
Взаимопомощь и объединение между людьми напрямую связаны с разделением труда, проистекающим из нужд человека в разных орудиях. Разделение труда позволяет производить больше продуктов как для удовлетворения нужд производителя, так и для обмена. Разделение труда лежит в основе создания необходимых условий для производства прибавочного продукта, становящегося предметом обмена.
С.М. Бациева справедливо указывает, что Ибн Халдун был первым известным в настоящее время экономистом, разгадавшим тайну стоимости, - он первый увидел в труде субстанцию стоимости.
Человеческий труд, по Ибн Халдуну является источником не только общественного развития, но и индивидуального существования. `Всякий доход, - пишет ученый, - из которого люди извлекают пользу, соответствует стоимости их труда. Если бы кто-нибудь совсем не работал, то он лишился бы всякого дохода. Стоимость дохода определяется затраченным трудом` [*].
Однако теория Ибн Халдуна наталкивалась на противоречие, проистекавшее из того, что знатные люди, не вкладывавшие практически никакого труда, имели больший доход, чем бедняки, посвящавшие труду большую часть своей жизни. Данное противоречие ученый объяснил тем, что доход знатного человека формируется за счет того, что на него работают другие, которые не получают взамен чего-либо эквивалентного их труду. Так, например, излишки продукта в сельском хозяйстве и ремесле представляют собой различные формы избыточного труда, который присваивается влиятельными людьми.
Ибн Халдун разделил потребительные стоимости на `ризк` и `касб`. Все, что человек приобрел благодаря своим способностям и вложенному труду, называется `касб`, - термин, который можно перевести как `достояние`. Если все, что человек приобретает (касб) может быть использовано на удовлетворение его нужд, это называется `ризк`, что можно перевести как `предметы потребления`.
Важно высказывание Ибн Халдуна о том, что труд овеществляется в продукте. Человек же приобретает результаты труда в ходе обмена равноценных стоимостей, а не самого труда, который не является объектом купли-продажи. В свою очередь, затраченный на производство товара труд реализуется в ценах.
Существенное внимание Ибн Халдун уделял такому вопросу, как функции денег. Появление денег связано, по мнению ученого, с оживлением торгового обмена, расширением связей. Рассматривая природу и причины возникновения денег, Ибн Халдун полагал, что золото и серебро стали деньгами в силу того, что их цена не подвержена колебаниям на рынке. Редкость этих металлов и большие трудовые затраты на их добычу и обработку являются причиной их высокой стоимости. Однако следует помнить, что золото и серебро - это всего лишь инструменты, а не товар в силу выполняемых ими функций. Что касается количества находящихся в обращении денег, то оно находится в зависимости не только от определенного уровня развития общества, но и от возможности экспорта товара в другие страны.
При этом, по мнению Ибн Халдуна, наличие золотых или серебряных запасов (или других природных ресурсов) в государстве еще само по себе не обеспечивает экономическое развитие. Последнее зависит от экономической деятельности и разделения труда, которое в свою очередь зависит от объемов рынка и орудий. При этом, сами орудия могут быть созданы за счет дополнительных средств, или излишка, который возникает после удовлетворения потребностей людей. Расширение же рынка повышает спрос на услуги и товары, что, в свою очередь, способствует росту производства, увеличивает доход людей, способствует развитию науки и образования, ускоряет процесс развития.
Подобно другим мусульманским экономистам Ибн Халдун уделял значительное внимание вопросам налогообложения, считая, что `налоги и поборы образуют материю государства`. Чрезмерные поборы с населения (тем более с применением насилия) лишают людей результатов их труда и тормозят прогресс в государстве. Если же налоги не растут, то у людей появляется заинтересованность в труде и производстве.
`Знай, - писал Ибн Халдун в `Мукаддиме`, - что [статьи] налогов в начале существования государства невелики по своим долям, а сумма налогов велика, тогда как в конце существования государства доли велики, а сумма мала. Причина этого в том, что государство, если оно следует религиозным установлениям, не требует ничего, кроме установленных сборов - садаки, т.е. добровольных пожертвований; хараджа, т.е. поземельного налога; джизьи, т.е. подушной подати, - а размер их невелик... Это касается и десятины, выплачиваемой зерном или скотом, и джизйи, и хараджа, и всех установленных сборов, ибо они имеют границу, которую нельзя преступать. Если государство следует законам преобладания и асабийи [*], то оно в своем начале является примитивным, как было сказано. А примитивность требует снисходительности, щедрости, отсутствия гордыни, воздержания от изъятия имущества людей, что порой может случаться по невнимательности. А если доли (статей налогов, - Р.Б.) невелики и статьи немногочисленны, то поданные стремятся к труду и желают его, и увеличивают освоение мира, и умножается оно на радость людям по причине малого количества податей. А если увеличивается освоение людьми мира, увеличиваются количества, приходящиеся на каждую статью, и растет каждая доля, а из-за всего этого увеличивается сбор налогов и их сумма` [*].
Всем известно, какую роль играла и продолжает играть торговля в жизни мусульманского общества. Однако Ибн Халдун, выступая последовательным сторонником свободы предпринимательской деятельности, высказывается достаточно критично в отношении торговли как средства получения человеком средств к существованию. По его мнению, торговля хотя и является естественным видом обретения средств к существованию, но ее методы и способы большей частью - уловки с целью получить разницу между стоимостями купленного и проданного.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия