Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ялунер Е. В.
докторант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук


Концепция стратегического планирования социально-экономического развития сферы услуг

Стратегическое планирование в экономической литературе часто представляют как систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении, искусство прогнозирования, исследования, расчета и выбора альтернатив. Такого рода концептуальный подход к определению стратегического планирования, на наш взгляд, не выражает сущности планово-расчетных обоснований субъекта управления хозяйствующим субъектом или структурной составляющей сферы услуг по достижению в долгосрочном периоде времени необходимых ориентиров экономической, финансовой и социальной результативности, а также эффективности использования ресурсов.
Кроме того, в данной трактовке авторами понятия `стратегическое планирование` приведены лишь общие представления о процессе исследования какого-либо процесса или явления, безотносительно к сущности стратегического планирования. Приведенное выше определение стратегического планирования не отвечает на вопросы, что это за вид планирования и чем он отличается от других, каковы его направленность, условия и области применения, каково функциональное предназначение и целевая ориентация. К тому же систематизированным и логическим процессом может быть не только какой-либо вид планирования или управления, но и процесс инвестирования, создания новшеств, организации, регулирования, контроля деятельности хозяйствующего субъекта.
Концептуальный подход к формированию стратегического плана у ряда ученых-экономистов [1] состоит из решения задач: создания стратегий социально-экономической системы по иерархическому принципу; установления взаимозависимости хозяйственных видов деятельности предприятия, структурной или отраслевой составляющей народного хозяйства, иной его сферы (производственной и социальной) и стратегии; обеспечения взаимообусловленности формируемых стратегий и тактических действий в рамках стратегического планирования. При этом совокупность решаемых задач у данных авторов согласована с концептуальным подходом организационно-правовой структуры.
В основе концептуальных положений стратегического планирования некоторые авторы [2] выделяют в форме классификационных признаков цель деятельности хозяйствующего субъекта, необходимые средства, подсредства, процесс реализации плановых решений в долгосрочном периоде времени. Целевой классификационный признак в данных концептуальных положениях стратегического планирования включает миссию и цели предприятия, средства - ресурсы и возможности, разработку базовой (обобщающей) стратегии, продукты и рынки. В классификационный признак `подсредства` авторы включили бизнес-проекты, процесс согласования и функциональные стратегии. Реализация стратегического планирования социально-экономического развития хозяйствующего субъекта в концептуальных положениях авторами представлена в виде конкретных действий по выполнению плановых решений, контроля и стратегического анализа.
Анализируемый подход ученых-экономистов, в соответствии с нашими представлениями, не может в достаточно полной и объективной мере отразить ни логико-вербальную характеристику определения `стратегическое планирование`, ни его целевую ориентацию на достижение оптимальных результатов и затрат в сложившихся организационно-экономических и постоянно изменяющихся условиях функционирования структурных и отраслевых составляющих сферы услуг, ее отдельных хозяйствующих субъектов. В системном и классификационном отношении подход не представляет элементный состав и технологическую последовательность осуществления процесса стратегического планирования, представляя лишь возможность судить о некотором `контуре` стратегического планирования, в границах которого авторами помещены гипотетические ресурсы и возможности, продукты и рынки, процессы согласования (чего с кем?), а также бизнес-проекты. При этом разработка базовой стратегии авторами формируемых концептуальных положений поставлена в зависимость от имеющихся ресурсов и производственных возможностей, которые, в свою очередь, целенаправленны на формирование функциональных стратегий.
Исходя из предлагаемых авторами концептуальных положений реализации процесса стратегического планирования социально-экономического развития хозяйствующего субъекта, складывается впечатление, что в `концептуальный контур` вошли не технологические составляющие поэтапно-последовательного и одновременного совокупного осуществления стратегического планирования, а набор малосогласующихся (тем более в направленности действия и приоритетности реализации) мер, процессов и функций управления (контроль, стратегический анализ).
Другой концептуальный подход к формированию стратегического плана корпоративного хозяйствующего субъекта, предлагаемый в экономической литературе, состоит из представления процесса планирования в долгосрочном периоде времени в виде трехуровневой модели, каждый уровень которой завершается конкретным результатом, соответствующим итогам анализа: исходного состояния организационно-правовой структуры; привлекательности новых сфер деятельности; разработки стратегического плана. Первый укрупненный этап формирования стратегического плана развития отдельного хозяйствующего субъекта в данном концептуальном подходе состоит из определения прогнозных показателей развития организационно-правовой структуры в долгосрочном периоде времени, сильных и слабых сторон текущей деятельности и перспективного развития хозяйствующего субъекта, его конкурентного статуса, действенности реализуемой стратегии.
Следующая стадия концептуальных положений процесса разработки стратегического плана долгосрочного развития отдельной организационно-правовой структуры на основе включенных в нее комплексных мер по: оценке привлекательности структурных и отраслевых составляющих производственной, социальной сфер, отраслевых конкурентных сил, потенциальных конкурентов, экономических измерителей результатов деятельности отрасли; анализу отраслевых факторов, влияющих на развитие позитивных тенденций социально-экономического развития, исходит из получения такой обобщающей результативности, как установление состава новых сфер деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) на долгосрочный период.
И завершающим результатом третьего этапа процесса разработки стратегического плана организационно-правовой структуры выступает сам стратегический план, представленный автором как итог разработки инвестиционного и организационного стратегических планов.
В этой связи следует отметить, что анализируемые концептуальные положения разработки стратегического плана развития индивидуального или корпоративного хозяйствующего субъекта в долгосрочном периоде в последовательном решении комплексных организационно-экономических задач, по нашему мнению, не отражают ни характер, ни сущность стратегического планирования, а, отражают, скорее всего, результаты анализа влияния факторов внешней и внутренней сред на текущую деятельность хозяйствующего субъекта.
Кроме того, данные концептуальные положения процесса разработки стратегического плана отдельной организационно-правовой структуры не включили ни одной технологической процедуры и правил формирования стратегического плана, ориентированного в своей целевой направленности на достижение необходимых (оптимальных) экономических, финансовых, социальных и иных результатов, эффективности ресурсопотребления в средне-, долгосрочном периоде времени; в определенной степени отражают аналитический этап обоснования целесообразности построения стратегического плана хозяйствующего субъекта; направлены на оценку факторов нестабильной внешней и внутренней сред, влияющих на достижение экономических и иных результатов развития отдельной организационно-правовой структуры в перспективном (средне-, долгосрочном) периоде времени.
При этом не ясно, каким образом устанавливаемые в процессе анализа идентификаторы состояния внешней и внутренней сред хозяйствующего субъекта повлияли на формируемые инвестиционный и организационный планы его стратегического развития, объединенные в единый стратегический план.
Развитие концепции стратегического планирования Р.Кох делит на шесть последовательно осуществляемых во времени этапов:
- классическое стратегическое планирование (1950-1960 гг.);
- портфельный менеджмент (1965-1975 гг.) с его микроэкономическим подходом к фокусированию на позициях предпринимательства, занятию лидерства на рынке, стремлению к ценовому преимуществу над конкурентами, вытеснению конкурентов с занимаемых хозяйствующим субъектом сегментов рынка, ограничению номенклатурных позиций продукции, использованию свободных денежных средств для диверсификации производства и портфельного менеджмента для развития новых видов деятельности;
- отступление от стратегических направлений развития корпоративных организационно-правовых структур к прагматизму стратегического развития отдельных хозяйствующих субъектов (1975 г.), связанное с падением экономических результатов и эффективностью многопрофильных организационно-правовых структур, игнорированием матрицы Бостонской консультативной группы;
- интуитивное, адаптивное и творческое создание и реализация стратегий хозяйствующими субъектами (1976-1978 гг.);
-усиление макроэкономических начал в стратегическом планировании, развитие теоретических положений конкурентного преимущества, учет влияния отраслевых факторов на появление новых конкурентов (1980-е годы);
- формирование новых взглядов, стратегических намерений хозяйствующего субъекта в осуществлении миссии перспективного видения своих видов деятельности, места на соответствующем сегменте рынка в процессе реализации экономических и финансовых амбиций кластера менеджеров в текущем и перспективном периодах времени в большей степени, чем контроль за распределением ресурсов и их эффективным использованием.
Приведенные Р. Кохом трансформации концептуальных положений использования стратегического планирования в поэтапном развитии мировой социально-экономической системы, ее национальных экономик, корпоративных и индивидуальных организационно-правовых структур, на наш взгляд, являются лишь результатом обобщения происшедших изменений в развитии постиндустриального общества (с средины 50-х годов XX в. по настоящее время) промышленно развитых стран, нуждающегося в повышении темпов научно-инновационного и экономического развития, уровня благосостояния, прежде всего, экономически активных граждан в условиях нестабильной внешней среды, существенного влияния ее факторов в неопределенном времени на достижение оптимальных экономических результатов и затрат, а также в целом эффективности производства продукции, оказания услуг.
В то же время необходимо отметить, что указанная выше эволюция концептуальных подходов к использованию стратегического планирования в текущей деятельности и перспективном развитии корпоративных и индивидуальных организационно-правовых структур носила адаптационный характер не столько к изменениям экономического, финансового и социального характера внешней и внутренней сред, сколько к выдвигаемым теоретическим положениям развития национального и корпоративного конкурентного преимущества. При этом данный концептуальный подход к стратегическому планированию социально-экономического развития хозяйствующих субъектов, их отраслевых, структурных составляющих и в целом национальной экономики, определяя степень адаптирования стратегического планирования к изменению экономических, инновационных, финансовых и иных условий деятельности локальных и глобальных социально-экономических систем, по нашему мнению, оставляет без ответа вопросы не только системного обоснования определения понятия `стратегического планирования`, но и его сущности, целевой направленности на достижение оптимальных экономических результатов и эффективности ресурсопотребления.
Уточнению и конкретизации концептуальных положений использования стратегического планирования, менеджмента в деятельности современных социально-экономических систем (1995-2005 гг.) посвящены ряд научных трудов зарубежных и отечественных авторов, вносящих конструктивные предложения в создание и реализацию стратегии развития корпоративных и индивидуальных организационно-правовых структур на рынках товаров и услуг. При этом авторы допускают некоторую противоречивость в излагаемых подходах к использованию стратегического планирования и менеджмента в текущей деятельности и перспективном социально-экономическом развитии организационно-правовых структур различных сфер национальной экономики.
Так, например, считая необходимыми разработку и реализацию стратегии развития корпорации, индивидуального хозяйствующего субъекта в перспективном периоде времени, А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд [3] не указывают на различие в использовании общей стратегической ориентации и функционального (частного) состава стратегий во взаимодействии с базовой (обобщающей) стратегией. Поэтому у данных авторов обобщающая направленность реализации стратегии развития хозяйствующего субъекта в долгосрочном периоде времени сочетается с установлением целей, разработкой корпоративных, деловых, функциональных и операционных стратегий.
Концептуальные положения составления и реализации стратегического плана перспективного развития конкретной социально-экономической системы в современной экономической и управленческой литературе, как правило, включают новые подходы к стратегической ориентации хозяйствующего субъекта, отраслевых комплексов, структурных составляющих сфер народного хозяйства, административно-территориальных образований на достижение оптимальных экономических результатов в условиях действия сложившихся организационно-экономических тенденций и ожидаемых в неопределенном времени существенных воздействий факторов внешней и внутренней сред.
Новые элементы концептуальных положений стратегического планирования и управления деятельностью социально-экономических систем в современных условиях глобализации и перехода к развитию ряда экономик промышленно развитых стран на сервисно-инновационной основе в экономической и управленческой литературе представляют собой формы организации процесса стратегического планирования, менеджмента, рационализацию (сокращение числа) уровней планирования, управления, создание ресурсных и организационных возможностей для повышения темпов экономического роста, использование реинжиниринга, методов планирования и управления социально-экономическим развитием хозяйствующих субъектов, структурных составляющих производственной и социальной сфер народного хозяйства, административно-территориальных образований.
Стратегическая ориентация развития корпоративных и индивидуальных организационно-правовых структур в перспективном (средне-, долгосрочном) периоде времени ряду авторов в экономической и управленческой литературе представляется в последовательности осуществления разработанной стратегии развития хозяйствующего субъекта, включающей: конкретизацию видов деятельности, определение стратегической цели и периода долгосрочного развития; трансформацию стратегической цели в конкретные меры в составе различных направлений ее достижения; последовательное осуществление стратегического плана, обеспечение выполнимости его текущих и перспективных экономических, финансовых и социальных показателей; реализацию комплекса мер в рамках той или иной стратегии; механизм своевременной замены частной (функциональной) стратегии, не обеспечивающей противодействия влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред; определение итоговых идентификаторов социально-экономического и финансово-инвестиционного развития организационно-правовой структуры.
Концептуальные положения стратегического планирования экономических и иных результатов перспективного развития хозяйствующего субъекта, отраслевой или структурной составляющей социальной, производственной сфер, административно-территориального образования, предложенные другими учеными-экономистами [9] в целом соединяют в себе целевую направленность стратегического планирования на достижение поставленных результатов и эффективности ресурсопотребления на основе технологических процедур и правил формирования стратегического плана, менеджмента в условиях нестабильной внешней и внутренней сред.
Но в то же время, на наш взгляд, данные концептуальные положения реализации стратегического планирования, менеджмента не лишены недостатков, состоящих в том, что формирование стратегического плана в них предусматривается лишь на небольшой период времени - на год. Но и этот период времени авторы считают значительным, так как годовые стратегические планы редко содержат в себе все стратегические события, которые будут иметь место в ближайший год. Непредвиденные события, неожиданные возможности и угрозы, а также постоянный поток новых предложений заставляют изменять спланированные действия и принимать внеплановые меры [4].
Наряду с этим, данный концептуальный подход к стратегическому планированию развития локальных и глобальных социально-экономических систем не включает содержательных определений, а также конкретизации функциональных (частных) стратегий, посредством которых в доминирующей степени реализуется стратегический план хозяйствующего субъекта или более крупных социально-экономических систем сферы услуг.
Концептуальные положения стратегического планирования развития социально-экономических систем и административно-территориальных образований других авторов включают в состав технологических процедур и правил формирования и реализации стратегического плана обобщающую (базовую) стратегию региона экономической, социальной, инновационной, маркетинговой, структурно-организационной, межрегиональной и международной направленности, в рамках которой осуществляются функциональные (частные) стратегии конкретной или комбинированной направленности на достижение необходимого (оптимального) результата развития социально-экономической системы, эффективности ее функционирования. При этом в данных концептуальных положениях формирования и реализации стратегического плана базовая стратегия, несмотря на свой обобщающий характер, по каждому из направлений достижения стратегической цели выражается автором как индивидуально-ориентированная на отдельный (не обобщающий) результат.
Так, например, обобщающая (базовая) экономическая стратегия развития административно-территориального образования данным автором в логико-вербальной форме выражена как достижение максимального объема валового регионального продукта при снижающихся темпах роста производимых затрат при нормативно-правовом обеспечении условий экономического роста, налоговой и инвестиционной привлекательности региона.
Обобщающая стратегия развития конкретной социально-экономической системы в перспективном периоде времени, на наш взгляд, должна включать не только все виды направлений достижения критериального экономического результата (например, максимально возможного стоимостного объема производимой продукции, оказываемых услуг), но и их совместное единство. При этом реализация обобщающей стратегии развития той или иной социально-экономической системы не может оцениваться каким-то количественным интегральным показателем.
Скорее всего, оценка результативности реализации обобщающей стратегии должна носить критериально-целевой характер, но с конкретизацией рубежей достижения тех или иных экономических, финансовых, социальных результатов в течение определенного периода времени.
Логико-вербальной формой обобщающей стратегии социально-экономического развития хозяйствующего субъекта сферы услуг может выступать ее такая критериально-целевая направленность, как `достижение максимально возможного объема оказываемых услуг, соответствующего или превышающего среднерыночные объемы оказания аналогичных услуг на занимаемом сегменте рынка услуг в условиях значительного влияния негативных факторов внешней и внутренней сред`.
В то же время осуществление каждой из функциональных (частных) стратегий дифференциации, диверсификации, оперативного реагирования, инновационных изменений, минимизации затрат, реструктуризации, вертикальной и горизонтальной интеграции, в соответствии с нашими представлениями, выступающих основным инструментарием противодействия влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред, позволяет органу планирования развитием хозяйствующего субъекта в количественной и качественной форме определить степень результативности противодействия возникающим негативным тенденциям в том случае, когда сохраняются не только темпы ежегодного прироста экономических и иных результатов развития организационно-правовой структуры, но и расширяется сегмент занимаемого места на рынке услуг, товаров, совершается проникновение на новые сегменты данных рынков.
Следует отметить в этой связи то, что действие обобщающей (базовой) и функциональных (частных) стратегий на социально-экономическое развитие конкретной организационно-правовой структуры не должно быть кратковременным и избирательным в течение одного года или еще меньшего периода времени в рамках стратегического плана.
Обобщающая стратегия должна формулироваться и осуществляться в течение всего срока стратегического планирования развития социально-экономической системы с возможными коррективами доверительных интервалов экономической, финансовой, социальной результативности в том случае, если по своим ресурсным и упущенным во времени потенциальным возможностям достичь намеченных их границ является в условиях высокой нестабильности внешней среды невыполнимой задачей.
В то же время внесение коррективов в комплексные меры по выполнению той или иной функциональной стратегии или полная замена функциональной стратегии другой, имеющей к тому же и иную направленность влияния на достижение интегрального результата в перспективном периоде времени, по нашему мнению, является одним из условий повышения значимости стратегического планирования, его результативности в условиях негативного воздействия факторов внешней и внутренней сред на долгосрочное развитие локальной или глобальной социально-экономической системы сферы услуг.
В целом результаты анализа различных концептуальных положений осуществления стратегического планирования социально-экономического развития корпоративных или индивидуальных организационно-правовых структур, отраслей, структурных составляющих сферы услуг, производственной сферы свидетельствуют о значительном уровне противоречивости в создании и реализации стратегического плана как со стороны использования в этих целях соответствующих технологических процедур и правил, так и периода времени его действия, последовательности осуществления комплекса мер, необходимых для реализации стратегий, распределения и эффективности использования имеющихся ресурсов, интегрированной количественной и качественной оценки или критериально-целевой направленности влияния обобщающей (базовой) стратегии на достижение экономической, финансовой и социальной результативности развития организационно-правовой структуры в долгосрочном периоде времени.
В соответствии с нашими представлениями, концепция стратегического планирования развития социально-экономических систем в долгосрочном периоде времени в условиях постоянно возрастающей нестабильности макро-, микросред должна конкретизировать такие основные положения стратегического плана, как его длительность, последовательность составления и реализации, использование в этих целях конкретных процедурно-технологических инструментов, правил, обоснование целесообразности создания и осуществления стратегий для противодействия негативным влияниям факторов внешней и внутренней сред.
Анализ приведенных выше концептуальных положений стратегического планирования, на наш взгляд, определяет и общие требования к повышению значимости и направленности данного вида планирования в развитии хозяйствующих субъектов и структурных составляющих сферы услуг. Стратегический план должен включать:
-разделы, характеризующие такие процедурно-технологические элементы, как стратегическое видение, миссию (предназначение), стратегическую цель, проведение анализа внешней и внутренней сред, формулирование и определение условий и направлений реализации обобщающей и функциональной стратегии, замену и корректировку функциональных стратегий и уточнение критериально-целевой направленности развития структурных составляющих сферы услуг, количественные и качественные идентификаторы результатов, затрат, эффективность использования ресурсов в условиях значительного негативного влияния факторов макро-, микросред;
-доверительные интервалы экономических, финансовых и социальных результатов, которых предстоит достичь в перспективном (средне-, долгосрочном) периоде времени;
-продолжительность стратегического планирования социально-экономического развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг в поэтапном достижении необходимых экономических и иных результатов и эффективности ресурсопотребления в перспективном периоде времени.


Литература
1. Чуваткин П.П. Стратегия управления развитием здравоохранения. - СПб., 1999.
2. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А.Н. Петрова: Учебное пособие. - Часть 1. - СПб., 1997.
3. Томпсон А.А., А.Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. - М., 1998.
4. Ким Ю.М. Механизм стратегического управления развитием хозяйствующего субъекта в сфере услуг: Препринт. - СПб., 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия